Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние, факторы и тенденции развития потребительского комплекса и его отраслей.




За 2011 г. объем розничного товарооборота торговли и общественного питания, учитывая все каналы реализации, составил 98604,7 млрд. руб. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 7,5% (справочно: январь-ноябрь 2010 г. – на 17,1%).В текущем периоде отмечается общее увеличение объемов продаж по торговой сети отдельных министерств и ведомств (120,7%), удельный вес которых составляет 17,6% в розничном товарообороте торговли и общественного питания.

Доля товарооборота торговли по организациям коммунальной формы собственности в розничном товарообороте торговли и общественного питания составила 16%, объем товарооборота этих организаций увеличился на 10,2%. Темп роста розничного товарооборота организаций частной формы собственности – 114% (доля товарооборота – 54%).

Распределение розничного товарооборота по формам собственности:

- государственная- 14,5 %

- частная – 81,9 %

- иностранная – 3,6 %

В общем объеме розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51,1 %, непродовольственные – 48,9 %.

В условиях развития рыночных отношений число предприятия розничной торговли определяется прежде всего потребнос­тями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ас­сортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источни­ков финансирования (промышленных, совместных, коллектив­ных, частных и иностранных предприятий розничной торгов­ли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, ко­торые дают новые стимулы развитию отрасли.

На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдель­ным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продук­ция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях роз­ничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, ча­сов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприя­тия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализован­ной продукцией. В целом в республике снижается прибыль­ность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.

В перспективе развитие розничной торговли будет направ­лено на стабильное обеспечение различных категорий населе­ния высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассорти­мента отечественной продукции, развитие инфраструктуры то­варных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.

Продвижение отечественной продукции на внутренний ры­нок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.

В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства РБ на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:

· внедрение высокоэффективных, надежных, безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возоб­новляемых н нетрадиционных источниках энергии;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммуналь­ных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функцио­нирования;

· совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды;

· совершенствование системы социальной защиты населе­ния по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адрес­ности выделяемых на эти цели средств.

В жилищно-коммунальном хозяйстве остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью пред­отвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Основными направлениями реформы ЖКХ являются:

• развитие сист. оплаты жилья и коммун. услуг, повышение ур. оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;

•совершенствование системы соц. защиты при опла­те жилья и коммун. услуг путем упорядочения сущест­вующей сист. льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

•совершенствование сист. упр., обслуж. и контроля за счет формирования специализированных орга­низаций по управлению жилым фондом, перехода на договор­ные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурент­ной среды;

•передача жилищного фонда в управление непосредствен­ным собственникам жилья.

 

31. Региональная экономическая политика в Республике Беларусь.

Региональная политика и развитие малых городов

 

Региональная экономическая политика предусматривает обеспечение роста благосостояния населения независимо от места его проживания, повышение уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики регионов. При общем росте уровня благосостояния населения важнейшей задачей становится опережающее увеличение доходов и улучшение условий проживания жителей тех регионов, где эти показатели ниже, чем в среднем по стране. Для повышения уровня и качества жизни людей в проблемных регионах необходимо: создать условия для активизации инновационной и инвестиционной деятельности, развития предпринимательства, особенно в отраслях, способных обеспечить быструю отдачу от вложенных средств; активизировать деятельность в новых сферах приложения труда (приграничный сервис, обслуживание транспортных коридоров, туризм и другие), в первую очередь в районах, где имеются объективные предпосылки для их формирования; обеспечить первоочередное развитие производств и видов деятельности, ориентированных на использование местных ресурсов; повысить уровень комплексности развития социальной инфраструктуры, прежде всего в районах с более низким развитием сети ее учреждений; обеспечить государственную поддержку регионов с существенной долей неэффективно работающих предприятий, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также малых городских поселений с одним градообразующим предприятием. Особого внимания со стороны государства требуют проблемы развития малых городов. В них предусматриваются ускоренное развитие строительства жилья и сферы услуг, создание новых рабочих мест. Будет проводиться целенаправленная политика стимулирования размещения новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств, а также расширения сферы предпринимательства, связанного с обслуживанием населения, сельским хозяйством, переработкой сельскохозяйственной продукции и выпуском продукции из местного сырья. Устойчивое развитие экономики – это постоянный рост социально-экономического и научно-технического потенциалов, способных удовлетворить возрастающие потребности нынешнего и будущих поколений в товарах и услугах на основе созданной оптимальной территориально-отраслевой структуры, обеспечивающей сбалансированное использование климатических условий, радикальное снижение потребления невозобновляемых ресурсов, сохранение биологического равновесия и благоприятной окружающей среды. (Мороз монография) Основной целью государственной региональной политики в Республике Беларусь является сохранение территориальной целостности, укрепление социального и экономического единства страны, сочетание общегосударственных интересов с интересами различных региональных и местных сообществ, создание условий для устойчивого человеческого развития на всей территории Беларуси. Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном региональном аспекте, т.е. связанная со взаимоотношениями государства и районов, а также районов между собой. Задачи региональной политики: 1.Сокращение региональных различий, в благосостоянии населения. 2.Обеспечение самостоятельно поддерживаемого в регионах роста переменного уровня доходов и занятости. 3.Сглаживание пространственных различий. 4.Поддержка слабых регионов. 5.Перераспределение ресурсов между богатыми и бедными территориями страны. 6.Повышение конкурентоспособности регионов. 7.Стимулирование экономической активности в отсталых кризисных или недостаточно освоенных регионов; сдерживание деловой активности в регионах перенасыщенных производством с неблагоприятной экономической обстановкой и т.д. 8. «Смягчение» противоречий между городом и деревней; решение проблемы урбанизации. 9. Установление оптимального уровня соотношений общегосударственного и регионального уровней управления. 10. Решение национальных проблем. 11.Рациональной размещение новых промышленных объектов. Объекты региональной политики: Различные территориальные единицы (как закрепленные административно – территориальным делением страны – области, районы, так и специально определенные для целей региональной политики нормативных актах органов власти и управления – например, зоны радиоактивных загрязнений). Субъекты региональной политики: Внешние органы власти и государства, а также специальные наднациональные органы управления (например, в ЕС Генеральный директорат региональной политики). В качестве основных недостатков современной государственной региональной политики в Беларуси следует отметить: − недостаточно полное и эффективное использование внутренних резервов обеспечения устойчивого социально-экономического развития, находящихся в самих регионах Беларуси, слабая правовая, организационная и финансовая поддержка местных инициатив; − ориентация действующей системы государственного регулирования преимущественно на использование не стимулирующих, а перераспределительных налогово-бюджетных и других инструментов воздействия на экономику и социальную сферу регионов, которые, как и прежде, сопровождаются многочисленными и часто неэффективными административными мерами. (Фатеев В.С., доктор экономических наук, профессор, Белорусский государственный экономический университет)   Воспользуйтесь информацией, которая была прислана. Можно взять в дополнение определение «устойчивое развитие» из монографии.  

 

32. Региональный структурный анализ национальной экономики.

В Беларуси в качестве внутриреспубликанских регионов выступают области и г.Минск, которые существенно различаются как по уровню социально-экономического развития, так и по структуре хозяйства.

Регион (от лат. regio, regionis — область, местность, т.е. конкретная территория) можно определить как часть территории страны со специфическими природными, историческими и демографическими условиями, специализацией и комплексным развитием производства, единой производственной и социальной инфраструктурой. Как социально-экономическая система регион представляет собой часть территории, на которой создан и развивается относительно самостоятельный хозяйственный комплекс, имеющий свою специфику в территориальном разделении труда. С воспроизводственной точки зрения регион не является замкнутой системой. Он тесно связан с другими территориям и в условиях межрегиональной интеграции и межрегионального обмена. Своеобразие природных, экономических и демографических условий определяет специфику хозяйства каждого региона — специализацию, отраслевую структуру, уровень социально-экономического развития.

Основой экономического потенциала регионов является промышленность, уровень развития которой, структура и специализация сложились в результате территориального разделения труда, наличия городских поселений и их транспортного положения, обеспеченности водными и минерально-сырьевым и ресурсами. Наибольший удельный вес в производстве промышленной продукции в стране имеют Гомельская область (22, 3 %) и Минск (21, 0 %), тогда как доля Гродненской области составляет 8,6 %, а Могилевской — 8,2 %.

Одной из отраслей специализации в регионах является пищевая промышленность, а в Брестской и Гродненской областях ей принадлежит первое место. Во всех областях, кроме Витебской, видное положение занимает машиностроение, которое в Минске является главной отраслью промышленности. Большинство регионов (кроме Брестской области и Минска) выделяются высоким уровнем развития химической и нефтехимической промышленности, в Минской и Могилевской областях она значительно преобладает над другим и отраслями. Ведущую роль в экономике Витебской и Гомельской областей играют отрасли топливно-энергетического комплекса. Для структуры промышленности всех регионов характерно преобладание отраслей, выпускающих средства производства. Территориальные пропорции с/х производства Беларуси обусловлены различиям и в уровне развития и размещения основных отраслей специализации, обеспеченности трудовым и ресурсами и основными средствами с/х назначения, почвенными, климатическими, экологическими и другим и особенностями регионов.

Социально-экономическое развитие регионов во многом зависит от наличия производственной инфраструктуры, особенно транспортной системы. Ведущую роль играет железнодорожный и автомобильный транспорт. Наибольшая плотность железных дорог — в Брестской, Витебской и Могилевской областях; наименьшая — в Минской. В Беларуси наблюдается достаточно выраженная региональная дифференциация обеспеченности учреждениям и социальной инфраструктуры. Самая благоприятная ситуация наблюдается в Минске, где основные показатели ее развития существенно выше, чем в среднем по стране. Выше средне республиканских значений и большинство параметров обеспеченности объектам и социальной сферы в Витебской, Гродненской и Могилевской областях.

В каждом из регионов сформировался специфический социально-экономический комплекс.

Наиболее крупным по численности населения и социально-экономическому потенциалу регионом является г. Минск, который выделяется в качестве самостоятельной административно-территориальной единицы и является единственным в стране городом республиканского подчинения. На долю Минска в 2004 г. приходилось 18 % населения, 20, 5 % трудовых ресурсов, 21 % продукции промышленности, 29, 4 % розничного товарооборота и 37, 6 % платных услуг, оказываемых населению страны.

В столице сосредоточено около 73 % всех работающих в науке и научном обслуживании и 35 % — в финансировании, кредитовании и страховании.

Минск является крупнейшим индустриальным центром страны. Здесь функционируют около 3900 промышленных предприятий и производств, 275 из них на самостоятельном балансе. Для столичной индустрии характерен высокий уровень концентрации производства.

Функционирование СЭЗ в регионах

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...