Практическая часть: градуирование гармонографа
Гармонограф переводит зависимость музыкальных гармоник в визуальную форму. Для получения изящных кривых нужно четко установить соотношение частот, соответствующих музыкальным интервалам. Так как квадрат частоты обратно пропорционален длине маятника, для получения необходимого соотношения частот надо изменять именно длину маятника.Изменение длины маятника на гармонографе можно произвести перемещением груза. При этом у одного маятника груз сохраняет свое положение и длина маятника не меняется (), а груз другого маятника перемещается по стержню на определенное расстояние (). Отсчет расстояний ведется от нижней грани металлической пластины, на которую опирается маятник, т.е. от отметки «0». Расчет длин маятников
Согласно этим расчетам можно проградуировать маятник с планшетом. Далее, не меняя положение груза на маятнике с карандашом, надо смещать груз на втором маятнике на нужное расстояние. При этом гармонограф рисует картину взаимно перпендикулярных колебаний, соответствующую тому или иному музыкальному интервалу. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Гармонограф не просто прибор для демонстрации основных принципов периодического гармонического движения. С помощью гармонографа возможно произвести чрезвычайно интересные наблюдения. Когда отношение между частотами колебаний выражается целыми числами, то получаются фигуры гармоничные, визуально приятные. Наоборот, если это отношение сложное, то получится фигура довольно неправильной формы, соответствующая искажениям при опытах Лиссажу.
Но ведь и в музыке, когда два тона звучат одновременно, то результат получается или благозвучным или неприятным. Более 2000 лет назад Пифагор обнаружил, что приятный звук получается, когда отношение частот двух звенящих струн невелико и выражается целыми числами 1:1, 2:1 или 3:2. До сих пор на Западе используется музыкальная шкала, основанная на открытии Пифагора. Гармонограф позволяет увидеть фигуры, соответствующие различным музыкальным интервалам.При каждом перемещении груза на расчетное расстояние картина меняется, визуально оставаясь также гармоничной.Произвольное положение грузов на маятнике соответствует соотношению частот колебаний, которое нельзя описать целыми числами, чем и обусловливается ее запутанность или, с точки зрения музыкальной гармонии, диссонанс. Швейцарский ученый, доктор ХансЙенни, исследуя связь между звуком и формой после многолетних исследований писал: «Теперь уже не вызывает сомнений, что и в сфере неорганической материи, и в мире живой природы действуют одни и те же законы гармонической организации. Мы наглядно показали, что гармонические системы, представленные в наших экспериментах, возникают под действием колебаний в форме интервалов гармонических частот. Это неоспоримо».
Таким образом, гармонограф не только демонстрирует сложение гармонических колебаний, но и переводит зависимость музыкальных гармоник в визуальную форму. Два колебания складываются в единую картину, точно так же, как два музыкальных тона, наложенных друг на друга, создают гармонию.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ГленВеккионе, Занимательная физика: 100 интересных экспериментов, М., Астрель, 2007 Савельев И.В., Курс общей физики, т.1, М., Наука, 1982 http://www.obretenie.info/txt/stahov/harmoni1.htm#020 http://sibac.info/11478 http://fizika.in/nauchnie-razvlecheniya/216-garmonograf.html http://fizika.in/nauchnie-razvlecheniya/217-kak-smasterit-garmonograf.html
http://www.obretenie.info/txt/stahov/harmoni1.htm#020 http://www.yrazvitie.ru/wp-content/uploads/2012/07/3-Kylakova_1_8_2012.pdf
Принцип устройства гармонографа - механический. Рассмотрим сначала сам прибор. Он состоит из двух маятников А и В (рис. 47), привешенных по способу кардана. Маятник В поддерживает платформу Р, где кладется листочек бристольского картона, удерживаемый двумя маленькими латунными щипчиками. Маятником А поддерживается горизонтальный прут, на конце которого находится стеклянная трубочка Т, открывающаяся внизу капиллярным отверстием. Трубочка эта наполнена анилиновыми чернилами и опирается на бристольский картон. Вместе с поддерживающим ее горизонтальным прутом она уравновешивается помещенным на противоположной стороне противовесом, который можно передвигать по винтовой нарезке. Оба маятника снабжены свинцовыми грузами в виде кружков, которые могут по желанию подниматься и опускаться, что дает возможность регулировать в известных границах продолжительность их колебаний. Но для того чтобы установить точное отношение между временами этих последних, служит находящийся на стержне А привесок, высота которого изменяется посредством небольшого валика и винта.
ряду весьма сложных опытов, показываемых на курсах преподавателями, имеющими в своем распоряжении целые физические кабинеты, есть, между прочим, несколько таких, которые можно воспроизвести с помощью предметов домашнего обихода. Что может быть интереснее акустического опыта Лисса-жу, который с помощью друммондова света отражал на экран вибрационные кривые, описываемые одной из ветвей камертона, издающего звук?
Начало формы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|