Система поэтапного обучения физике (Н. Н. Палтышев)
Николай Николаевич Палтышев — народный учитель СССР, преподаватель физики ПТУ № 1 г. Одессы, разработал и внедрил педагогическую систему, результатом которой является высокий уровень знаний (работа без отрицательных оценок). Классификационные параметры По уровню применения: частнопредметная. По философской основе: диалектико-материалистическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная с элементами поэтапной интериоризации. По ориентации на личностные структуры: информационная с элементами эмоциональной (ЗУН + СЭН). По характеру содержания: обучающая с элементами воспитательной, светская, технократическая, общеобразовательная с элементами профессиональной. По организационным формам: классно-урочная, академическая, индивидуально-групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами проблемно-поисковой, творческой деятельности. По категории обучаемых: массовая система среднего профессионально-технического образования. Рис. 15 Целевые ориентации • Формирование ЗУН. • Обучение умениям учиться. " Связь с жизнью, искусством, производством. Концептуальные установки • Приоритет личности подростка перед всей педагогической системой. • Очеловечивание знаний (элементы музыки, поэзии, живописи на уроке). • Жизнь как главное наглядное пособие. • Опора на изучаемую профессию. • Разнообразие деятельности и мышления. • Воспитание на уроках физики. Особенности содержания В обучении предмету (2 года) выделено 4 этапа (рис. 15).
Первый этап - выявление и ликвидация пробелов в знаниях. В конце этапа ученики дифференцируются на три группы, к которым применяются различные подходы. Второй этап - создание благоприятного психологического климата в группе. Основная задача - добиться, чтобы ученики поверили в свои силы. Третий этап - обучение учащихся на базе нового материала приемам учебной деятельности, приобщение к творчеству, воспитание на уроках. Четвертый этап - обучение на базе сложившихся традиций и подготовка к выпускному экзамену. Особенности методики • Программный материал разделен на опорные и проходные темы, приспособлен к данной профессии. • Поблочная смысловая разбивка темы. • Авторские опорные плакаты и схемы материала. • Многократное проговаривание. • Творческий характер обучения (приглашение к творчеству). • Использование игровой деятельности (физическое домино, КВН). • Решение задач с использованием алгоритма-образца. • Раздаточный материал по физике (более 5000 единиц). • Жесткая система зачетов по каждой теме - система поэлементного учета ЗУН. • Дифференциация в виде размещения по рядам - уровням обученности. Литература 1. Палтышев Н. Н. Методика работы // Физика в школе. - 1982. - № 4. 2. Палтышев Н. Н. Методические рекомендации по подготовке учащихся СПТУ к выпускным экзаменам по физике. — М., 1984. 3. Палтышев Н. Н. Педагогический поиск // Народное образование. - 1988. - № 1. 4. Палтышев Н. Н. Педагогический поиск // Народное образование. - 1989. - № 6. 5. Палтышев Н. Н. Поэтапная система обучения физике // Профессионально-техническое образование. - 1987. - № 7. 6. Палтышев Н. Н. Поэтапное обучение физике // Советская педагогика. - 1988. - № 12. IX. Альтернативные технологии В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения ТО (см. гл. III) какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.
Более адекватным определением этого понятия, видимо, будет следующее: это радикальный отказ как от традиционных концептуальных оснований педагогического процесса (социально-философских, психологических), так и от общепринятых организационных, содержательных и методических принципов, и замена их другими, альтернативными. Так одной из сущностных характеристик ТО является авторитарность, подчиненное положение ребенка педагогу. Альтернатива этой системе - свободное воспитание - зародилась еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла сквозь века (В. Ратке, Я. А. Коменский, Ж. -Ж. Руссо, И. Песталоцци) к новым временам (Л. Толстой, М. Монтессори, А. Нейлл, К. Вентцель, Я. Корчак, П. Каптерев, П. Блонский). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания - обеспечить ребенку независимый свободный выбор поступка и деятельности. Еще одной альтернативой авторитарной, командно-административной педагогики выступают гуманистические и демократические технологии, основанные на отношениях уважения, равенства, педагогической любви к детям. Важнейшей стороной традиционной системы образования является классно-урочная организация учебного процесса. Альтернативу такой организации представляют некоторые формы дифференциации и индивидуализации (см. гл. 6), деятельность разновозрастных групп и взаимодействие старших с младшими в отдельных технологиях, различные формы внеурочной работы. В западноевропейских странах получила распространение технология «Иена-план», которая основывается на постоянных разновозрастных группах и отличном от класса обустройстве помещения для работы. Сегодня эти и другие альтернативные идеи являются одним из источников новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный творческий человек.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|