Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А. А. Окунев)
О Урок! - ты — солнце! Ш. Амонашвили Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики средней школы № 526 г. С. -Петербурга, заслуженный учитель РСФСР, лауреат премии им. Н. К. Крупской. Классификационные параметры технологии По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД. По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная, технократическая, политехнология. По типу управления: современное традиционное обучение. По организационным формам: классно-урочная. По подходу к ребенку: технология сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная + поисковая. По направлению модернизации: активизация. По категории обучаемых: массовая. Целевые ориентации • Усвоение стандартных ЗУН и математических СУД. • Развитие способных детей. Концептуальные положения Движущая сила учебного процесса - это противоречие между теми задачами, которые вы ставите перед учениками, и их знаниями, умениями. Принцип интереса. Новизна, новый материал как своеобразный раздражитель, вызывающий рассогласование, включающий механизмы деятельности по ориентировке и познавательной деятельности. В каждом уроке должна быть интрига, изюминка. Хороший урок - это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. Его условия: - теоретический материал должен даваться на высоком уровне, а спрашиваться -по способностям; - принцип связи теории с практикой: учить применять знания в необычных ситуациях; - принцип доступности: школьник должен действовать на пределе своих возможностей; талант учителя - угадать эти возможности, правильно определить степень трудности;
- принцип сознательности: ребенок должен знать, что он проходит (в начале изучения темы пролистывают учебник, устанавливают, зачем и что будут изучать); - установка не на запоминание, а на смысл, задача в центре содержания; - принцип прочности усвоения знаний: даются основы запоминания; - мышление должно главенствовать над памятью, учебная информация распределена на крупные блоки, материал дается большими дозами; - принцип наглядности (отработка умения наблюдать); - принцип оптимизации (выделение главного, учет времени). Особенности методики Основные черты технологии высокопроизводительного, результативного урока: - создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; - экономное и целесообразное расходование времени урока; - применение разнообразного арсенала методов и средств обучения; - формирование и тренинг способов умственных действий учащихся (СУД); - вклад в формирование и развитие личностных качеств школьника, и в первую очередь, самоуправляющих механизмов личности, способствующих обучению (СУМ); - высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся; - объем и прочность полученных школьниками на уроке знаний, умений и навыков (ЗУН). Технологическая схема современного урока обладает огромной вариативностью. Известные рекомендации по структуре комбинированного урока (на примере только одной структурной части) варьируются в технологии А. А. Окунева так (см. рис 14). Способы организации начала урока (задача: овладеть вниманием; включиться в урок; обеспечить положительную мотивацию): - Предлагается задача, которая решается только на основе жизненного опыта ребят, их смекалки, чтобы все были равны.
- Дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному школьниками. - На доске записаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные Предлагается проверить их. - На доске записано решение какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. - Дается традиционная задача с обычным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное. - На доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения Рис. 14. Технологическая схема комбинированного урока • Урок начинается с чтения по фразам параграфа (изучали самостоятельно) - обсуждают его смысл, отвечают на вопросы, доказывают глубину изучения темы. • На доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключевые моменты доказательства наиболее трудной теоремы, чтобы лучше ее запомнить. • Ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят исследовательскую работу по плану. • Обсуждаются различные способы решения задачи. • Было дано домашнее задание - сочинить сказку, составить кроссворд. Представляются наиболее удачные. • Рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска ее решения. • На доске выполнены чертежи к 'домашним задачам. По готовым чертежам обсуждаются их решения. • Урок начинают «солисты» - «защищать» решение трудных домашних задач. • Требования к учителю • Основная задача учителя — воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности школьников. • Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у школьников навыки самообразования. • Чутко откликаться на мысли ученика, импровизировать. • Делать урок эмоционально ярким. • Использовать все разнообразные современные методы урока. • Создавать психологический комфорт для класса. • Делать ставку на самостоятельный труд учащихся. • Система уроков (по классификации А. А. Окунева):
• уроки, где ученики учатся припоминать материал (научиться держать материал в памяти); • урок поиска рациональных решений; • урок проверки результатов путем сопоставления с данными; • урок одной задачи (удовольствие от того, что они думают); • урок самостоятельной работы, требующий творческого подхода; • урок самостоятельной работы по материалу, который не объясняли; • урок, на котором возвращаются к ранее изученному материалу, рассматривают знания под новым углом зрения; • урок -«бенефис»; - лабораторные работы по геометрическому материалу младших; - урок - устная контрольная работа; - урок-зачет (тематический и итоговый). Технологии урока, основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания, нестандартных структурах и методиках, разработаны многими учителями-предметниками: К. В. Маховой (химия), Т. И. Гончаровой (история), В. А. Гербутовым (физика), М. А. Няньковским (литература), Е. А. Филипповой (иностранный язык). К нетрадиционным технологиям урока относятся: - интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; - уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина; - уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия; - уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, урок любви, откровение (исповедь), урок-презентация, «дублер начинает действовать»; - уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, «живая газета», устный журнал; - уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему инопланетян; - уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж; - перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», «Эрудицион», утренник, спектакль, концерт, инсценировка, диспут, «посиделки», «клуб знатоков» и др. Литература 1. Гончарова Т. И. Уроки истории - уроки жизни. - М., 1986. 2. Няньковский М. А. Изучаем «Тихий Дон». - Ярославль, 1996. 3. Окунев А. А. Спасибо за урок, дети! - М.: Просвещение, 1988. 4. Окунев А. А. Сменить акцент // Народное образование. - 1991. - №1, 3, 5. 5. Окунев А. А. Мы не имеем права уставать // Народное образование. - 1988. - № 10. 6. Селевко Г. К. Тестовый аспектный анализ урока. - М.: РИПКРО, 1996.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|