Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К какой дисциплине можно отнести текст? В какой научной области совершается высказывание?

Эти два вопроса связаны, но не идентичны. Дисциплинарная принадлежность автора, которую можно вывести из его научной степени и списка научных интересов не делает автоматически текст принадлежащим к той же самой дисциплине. Дисциплинарную принадлежность текста можно установить по ключевым словам и аннотации. Такое установление полезно для понимания общей рамки, в которую помещается аргументация текста. Дисциплинарная принадлежность, как правило, указывает на приоритетную целевую аудиторию текста. Например, историк хочет сделать высказывание в области философии и, следовательно, его главной аудиторией будут философы. И, вероятнее всего, он сделан выбор в пользу философского или междисциплинарного журнала. Кроме того, артикуляция дисциплинарной принадлежности текста и ее отличие от вашей собственной дисциплинарной принадлежности, может позволить понять ваше затруднение в понимании постановки проблем или аргументации, которые вы обнаружили в тексте.

Замечание: Установление дисциплинарной принадлежности текст никоим образом не должно вести к выводу о том, что вам следует читать тексты только из вашей собственной дисциплины.

Однако дисциплина это очень широкая рамка, которая подразумевает не какое-либо особое содержание, но лишь набор довольно общих конвенций по конструированию объектов и проблем, приемлемых методов, способов аргументации и достижения выводов. Не менее важно определить непосредственную научную область, в которой производится высказывание. Это значит, в какую научную область пытается сделать вклад данный текст. Например, исследования наук и технологий – это первоначально междисциплинарная область, и на заре ее становления, работы, которые считались классическими сохраняли свою связь с более старыми дисциплинами и потому пытались сделать вклад в такие области как социология знания, социология науки или техники, история науки или техники, философия науки или техники, антропология науки или техники. Вклад в антропологию науки может, в свою очередь, иметь амбиции совершить некоторую научную инновацию в области антропологии как таковой. Сегодня, однако, можно сказать, что исследования наук и технологий сформировали самостоятельную дисциплину, внутри которой следует различать более конкретные области исследования. Таким образом, чтобы понять конечные научные цели текста крайне важно артикулировать ту научную область, в которой он собирается сделать высказывание. Иногда это невозможно понять из аннотации и ключевых слов и это необходимо будет сделать уже непосредственно в процессе чтения. Однако эту задачу нужно держать в поле зрения.

 

Кого цитирует автор?

Научную область, в которой текст делает высказывание можно также определить по списку литературы. Собственно набор аналитических инструментов в виде теорий, понятий, различений, которые в свою очередь содержатся в текстах, как правило, отраженных в списке литературы, а не научная степень или место работы, являются главными индикаторами дисциплинарной принадлежности текста. Однако чтобы вывести это из списка литературы, как правило, требуется опыт научной деятельности и начитанность в данной области. Тем не менее, список литературы содержит ряд формальных индикаторов, которые не требуют квалификации для их определения. Например, в случае русскоязычных публикаций по социальным наукам важным (но не терминальным) индикатором уровня научного исследования является наличие в списке литературы источников на иностранном языке. Связано это с тем, что количество качественной и современной литературы по социальным наукам сильно ограниченно. Незнание иностранного языка существенно сокращает не только осведомленность автора, но и его доступ к современным теориям и методам исследования.

Другим показателем может быть использование современной литературы, изданной в последние 3-5 лет. Для эмпирических статей и быстроразвивающихся областей науки, использование самых последний публикаций может быть критичным. Значимость этого показателя для теоретических работ, которые устаревают значительно медленнее эмпирических, снижается.

Задание

Итак, ваше первое задание:

Возьмите тексты X и Y, и на основе анализа названия, информации об авторе, аннотации, ключевых слов и списка литературы ответьте на следующие вопросы с учетом ориентиров, предложенных выше:

Кем написан текст?

Где он опубликован?

К какой дисциплине можно отнести текст?

В какой научной области совершается высказывание?

Кого цитирует автор?

Ответы должны быть краткими, но содержательными.

Поместите ответы в ваши гугл-доки.

Текст Х: Дмитриева Ю.В. Мобильные публичные пространства: тактики поведения в общественном транспорте // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 9. Вып. 14. 2016. С. 71–78.

Текст Y: Латур Б. Наука в действии (Глава 1) C. 46–111.

Сегментирование

После морфологического анализа, который не должен занять у вас много времени, мы можем приступить к собственно чтению текста.

Прежде всего, важно заметить, что всякий анализ текста начинается при перечитывании. Поэтому прежде всего вам необходимо полностью прочитать текст Х. К выполнению задания, которое будет описано ниже следует приступить при повторном прочтении. Это, однако, не мешает вам держать задание в уме при первом прочтении и делать необходимые пометки и записи.

Задание

Прочитайте текст первый раз. Затем при повторном прочтении разбейте текст на смысловые фрагменты (не более 7 единиц). Отмечайте границы (начало и конец) фрагментов. Вы можете это делать в распечатке текста или в самом файле средствами программы просмотра. Затем в ваших гугл-доках пронумеруйте выделенные сегменты, укажите их границы (первое и последнее предложение с указанием страниц). Далее присвойте каждому сегменту ярлык (1-3 слова) и прокомментируйте его при помощи не более 1-2 утвердительных и содержательных предложений. В аудитории мы будем разбирать результаты ваших сегментаций. Будьте готовы аргументировать то, почему вы установили такие границы сегментов и почему присвоили им такие содержательные обозначения. На занятие приносите с собой текст (в электронном или бумажном виде). При аргументации будьте готовы приводить фрагменты текста, подтверждающие ваши рассуждения. Помните, это творческое задание. Чем больше выдумки и изобретательности вы проявите, тем лучше.

Важно! Не бойтесь выделять сегменты. Сначала у вас может получиться любое количество сегментов, но затем вы можете пересмотреть их количество, границы, содержание и т.д. Если чтение – это перечитывание, то сегментирование – это пере-сегментирование.

Текст для чтения: Парк Р.Э. Городское сообщество как пространственная конфигурация и моральный порядок // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11., Социология: РЖ. 2000. № 3. с. 136-150.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...