Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретико-методологическое обоснование развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекта карт схем сборки к конструктору LegoWedo2.0




Комплект карт-схем сборки из конструктора LegoWedo2.0, направленных на развитие конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста

 

Выполнила:

Трифонова В.А.,

студентка 4 ДО гр.

Преподаватель:

Устьянцева И.Ю.

 

 

Камышлов, 2020

Оглавление:

Оглавление

Теоретико-методологическое обоснование развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекта карт схем сборки к конструктору LegoWedo2.0. 3

Обоснование структуры и содержания комплекта карт-схем по конструктору Lego WeDo 2.0., направленного на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста 9

Анализ ресурсов и условий реализации комплекта карт-схем сборки к конструктору Lego Wedo 2.0., направленного на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста. 14

Педагогические условия реализации комплекта карт-схем сборки по конструктору Lego Wedo 2.0., направленного на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста. 18

Оценка результативности реализации комплекта карт-схем к конструктору Lego Wedo 2.0., направленных на развитие конструкторских умений у детей старшего дошкольного возраста. 19

Заключение. 20

Список литературы.. 22

 

 

Теоретико-методологическое обоснование развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством комплекта карт схем сборки к конструктору LegoWedo2.0

В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. В связи с качественным скачком развития новых технологий в XXI веке обществу требуются люди, способные нестандартно решать актуальные проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия. От простых кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы, и программируемые конструкторы. Программирование происходит не только благодаря компьютеру, но и созданным специальным программам. ФГОС ДОО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОО направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности. Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором Lego, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и так далее. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры. В связи с этим я считаем актуальным использования Lego - конструирование в развитии конструкторских способностей у детей дошкольного возраста. Сегодняшним детям дошкольного возраста предстоит работать по профессиям, которых еще нет. Решать задачи, о которых можно только догадываться, использовать новейшие технологии и изучать новое. Поэтому в настоящее время Lego должно быть в каждом детском саду. Необходимость использования Lego- конструирования в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Исследования Л.П. Лурия, Н.Н. Поддьякова, А.Н. Давидчик, Л.А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из Lego -деталей – является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

С ведением Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в настоящее время конструирование приобретает все большую значимость и актуальность. Современный дошкольник должен ориентироваться в окружающем мире, в мире, который постоянно меняется, он должен адекватно воспринимать появление нового, должен быть готов к непрерывному обучению. ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.

ФГОС ДО выделяет в качестве одного из приоритетных видов активности в ДОО детское конструирование, так как данный вид деятельности, направленный на создание заранее определенного продукта из какого-либо строительного материала, позволяет стимулировать познавательное, речевое, творческое, физическое развитие ребенка и может относиться к многоплановым формам дидактической работы.

Конструкторские умения значимы в свете внедрения ФГОС, так как:

¾ является эффективным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познание, коммуникация, труд, социализация);

¾ позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

¾ формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

¾ объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ [31].

Так как Урал является опорным краем, где расположена большая часть заводов и фабрик, которые обеспечивают Россию одеждой, бытовой техникой, транспортными средствами, то нужны достаточно подготовленные специалисты. В связи с этим губернатором Свердловской области Евгением Владимировичем Куйвашевым был издан указ о комплексной государственной программе «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы, которая ориентирует современные образовательные организации, на решение задач системного и последовательного формирования и развития у детей навыков конструирования, моделирования, технического мышления, способностей. В ней решается проблема региона о недостаточном количестве квалифицированных кадров: инженеров, конструкторов, технических работников, программистов и т.д. В программе особое место уделяется профориентационной работе с детьми дошкольного возраста [12].

Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации», детские сады имеют право на реализацию дополнительного образования (ДОП), которое может образовательная организация (ОО) оказывать в виде платных образовательных услуг. К таким услугам относится занятия по конструированию, направление работы новое, инновационное, тем самым привлекает внимание детей и родителей. Отличная возможность, дать шанс детям дошкольного возраста проявить конструкторские, творческие способности, а детскому саду приобщить как можно больше детей дошкольного возраста к техническому творчеству[30].

Способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. К способностям относят не все психологические свойства, а только те, которые отличают одного человека от другого. Способности облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков. В свою очередь, знания, умения и навыки приводят к дальнейшему развитию способностей.[36]

Период от рождения до 6-7 лет является самым благоприятным временем для развития способностей у ребенка. Поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделять особенно пристальное внимание развитию малыша именно в дошкольном возрасте. Систематизируя понятие способностей, можно разделить их на две основные группы: специфические и природные.

Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Отметим, что разделение специфических способностей на общие и специальные весьма условно, поскольку они взаимосвязаны между собой: общие способности проявляются в специальных, а развитие специальных способностей способствует развитию общих способностей ребёнка.

Природные способности формируются на основе задатков, заложенных на генетическом уровне, развитие которых во многом зависит от наличия простого жизненного опыта (память, восприятие, коммуникация).

А сейчас, конкретно о том, что такое «конструкторские способности»:

Конструкторские способности - способности человека, помогающие ему осуществлять конструкторскую деятельность. Это предполагает в первую очередь развитость конструкторского мышления, его теоретико-практическую направленность, развитость пространственного воображения, образного мышления, профессиональную мобильность, ответственность за принятые решения.

Анализируя исследования Л.С. Выготского, В.Н. Мясищева, Л.А. Венгера и других, автор выявляет позитивное влияние познавательной компетенции на качество мыслительной деятельности и усвоение знаний, являющихся стимулом для развития волевых качеств, а также служит основой для совершенствования способностей склонностей к различным видам конструктивной деятельности.

Идея сделать Lego -конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности детей дошкольного возраста, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству. На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

1)между требованиями, предъявляемыми ФГОС ДО дошкольного возраста к развитию конструкторских способностей и недостаточным уровнем освоения дошкольниками таких умений, как совместная деятельность с педагогом и сверстниками.

2)Между значимостью применения Lego и создания предметно-развивающей среды, как средства развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста и недостаточным количество методических пособий, содержащих игровые ситуации, направленные системное развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему: недостаточное количество комплектов карт-схем сборки к конструктору LegoWedo2.0., с обоснованием физических законов и применением их в экспериментальной деятельности, чтобы развить конструкторские способности у детей старшего дошкольного возраста.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее достаточная теоретическая разработанность и недостаточная практическая разработанность определили выбор темы: комплект карт-схем сборки к конструктору LegoWedo2.0., направленных на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Форма проектирования: комплект карт-схем сборки к конструктору LegoWedo2.0., направленный на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Цель дипломного проекта: разработать, обосновать, пробировать комплект карт-схем сборки к конструктору LegoWedo2.0., направленный на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста во время производственной (преддипломной практики) и описать результаты пробации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...