Обоснование структуры и содержания комплекта карт-схем по конструктору Lego WeDo 2.0., направленного на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста
В ходе анализа педагогических статей, нормативных документов, а также Интернет ресурсов, было установлено, что на данный момент очень актуально развивать конструкторские способности в современном мире. Прежде, чем переходить к обоснованию структуры и содержания комплекта, необходимо определить понятие. Комплект – система, совокупность чего-либо, объединённого вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определённой общей цели [13]. Комплект — это набор из нескольких предметов, которые составляют единое целое [7]. Объектом педагогического проектирования является комплект карт- схем сборки моделей из конструктора Lego Wedo 2.0. Комплект карт-схем предназначен для педагога, для детей же разработаны специальные карты по сборке определенных моделей по образцу. Карта- схема сборки — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для определенных лиц, выполняющих некий технологический процесс [18]. Формой проектирования является комплект карт-схем сборки к конструктору Lego Wedo 2.0., направленного на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Существует множество видов конструкторов Российских и Отечественных, которые, как и Lego Wedo 2.0., выходят не только на конструирование, но и на программирование, это такие как: LEGO education 9689; LEGO education 9585; LEGO education 9580; LEGO education 9656; LEGO education 9076; LEGO education 45300; РОБОТРЕК «Малыш – 1»; РОБОТРЕК «Малыш – 2»; my robot time; BEE – BOT; НАУРАША модуль «Электричество»; НАУРАША модуль «Свет»; НАУРАША модуль «Температура». Тем самым, можно сказать, что выделенные конструкторы позволяют качественно развивать конструкторские умения у детей дошкольного возраста.
Нами выбран именно Lego Wedo 2.0., так как его плюсом является то, что для него есть необходимость в ноутбуке и оборудовании компьютерного класса, что способствует развитию мобильной грамотности человека. Все детали конструктора пластмассовые, яркие. Однако, в методических рекомендациях даны карточки для сборки стандартных моделей, которые не предполагают модификацию и экспериментирование, в нашей же разработке мы применили такой новый инновационный подход. Благодаря новой версии робототехника Lego WeDo стала еще интереснее за счет следующих преимуществ набора: • Автономность. Созданные роботы действуют согласно полученным командам, созданным на компьютерном устройстве и переданным на «СмартХаб» по Bluetooth. • Мультимедийность. Lego WeDo 2.0 поддерживает такие платформы как Windows, MacOS, iOS и Android. То есть программа подходит для установки на компьютере, ноутбуке, планшете или смартфоне любой марки. • Программное обеспечение. В комплекте с конструктором идет базовое ПО для выполнения одного задания состоящего из 4 модулей. Расширить функционал поможет дополнительное ПО. В нем содержатся инструкции по выполнению 20 проектов, которые отвечают требованиям ФГОС, а также рекомендации для преподавателей. В ПО встроены дополнительный функции: мультитач, редактор отчетов, визуальное программирование. Недостатками набора являются: • Привязка роботов к компьютеру. Их коммуникация происходит посредством USB-кабеля. Однако его длины достаточно для свободного выполнения заданий. • Отсутствие функции «Документирование», позволяющей собирать и анализировать информацию. • Отсутствие базового ПО в наборе. В новом наборе число деталей увеличено до 280 штук, из которых строятся роботы для изучения животного мира, моделирования физических явлений и демонстрации современных технологий и много другого.
Конструктор LEGO Education WeDo 2.0 предназначена для развития навыков программирования, проектирования и ведения научной деятельности у дошкольников в подготовительной к школе группе. Он сочетает в себе: электронные компоненты; кубики Lego; программное обеспечение; учебные пособия. Конструктор вдохновит детей на изучение тайн окружающего мира, пробудит к научным исследованиям и способствует глубокому анализу самостоятельно совершенных открытий. Кроме того, дошкольникам нужен сразу какой-то результат. Следовательно, для разработки комплекта мы будем использовать три основные вида конструирования, которые позволяют за одно занятие получить готовый результат: Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по простейшим чертежам и схемам — есть схема, которой постройка должна соответствовать (например, маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по условиям предполагает, что ребенок сам, с учетом данных ему условий, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает конструкторские способности. Проанализировав различные виды комплектов заданий, мы пришли к выводу, что необходимыми составляющими комплекта карт – схем сборки являются: титульный лист; содержание, карты по сборке моделей по образцу, карты по сборке моделей по простейшим чертежам и схемам; инструкции по сборке моделей по условиям. Содержание карты включает в себя:
В процессе занятий с использованием конструктора Lego Wedo 2.0. идет работа над развитием: ¾ образного мышления (мышление, которое отвечает за создание определенного образа представления ребенка; воплощая этот образ в действительности, ребенок реализует задуманное); ¾ пространственного мышления (ребенок на практике познает различные пространственные соотношения элементов: правее – левее, выше – ниже; учится понимать соответствие деталей: если один предмет выше, а другой оказывается ниже); ¾ мелкую моторику, глазомер (развивает мелкие мышцы руки, учится соизмерять мышечные усилия, тренирует глаз);
¾ фантазии и воображения (придумывает, изобретает, создает, воплощает, преобразует и т.д); ¾ конструкторские способности (способности узнавать объект, собирать объект, расчленять, видоизменять). Начиная от больших блоков и заканчивая стандартными деталями для настольного творчества, детали и его прототипы являются обязательными атрибутами в игровой деятельности ДОО. С помощью таких деталей у детей осуществляется развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Дети конструируют не только по схеме, но и воплощают свои задумки, обыгрывая свои изобретения. В процессе реализации комплекта карт- схем к конструктору Lego Wedo 2.0., направленного на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста, планируется использование разнообразные форм занятий: ¾ беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования; ¾ работа по образцу – обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки; ¾ самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий; ¾ коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе. Так, например, можно сказать, что если дети соберут модель «Батискаф» по замыслу, представленную в комплекте карт, то у детей посредством сборки модели будут развивать следующие конструкторские способности: ¾ узнать и выделить объект (видеть существенное, т.е. умение- абстрагироваться); ¾ собрать объект из готовых частей (синтезировать); ¾ расчленить, выделить составные части (анализировать); ¾ видоизменять объект по заданным параметрам, получая при этом новый объект с заданными свойствами. Для того, чтобы развитие конструкторских способностей происходило планомерно, необходимо знать этапы развития конструкторских способностей на примере работы с конструктором Lego Wedo 2.0.:
1) планирование предстоящей деятельности, представления хода работы по операциям, описание черт окончательного результата изделия; 2) овладение элементами графической грамотности: кратко охарактеризовать модель, уметь выполнять зарисовку чертежа, описывать эскиз изделия; 3) самостоятельное конструирование; 4) овладение конкретными конструкторскими умениями во взаимодействии с воспитателями и детьми; 5) самоконтроль во время конструирования и взаимопроверка детей за выполнением модели в соответствии с составленными задачами и запланированным образом; 6) определение назначения получившегося изделия. Кроме понимания назначения изделия при конструировании учитывают функции, конкретные требования к определенному изделию. Таким образом, можно сказать, что все задания, разработанные в комплекте карт-схем сборки способствуют не только развитию конструкторских способностей, что является важным на данный момент для ребенка старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию логики, пространственного мышления, мыслительных операций, мелкой моторики. Это говорит о том, что если развивать конструкторские способности в дошкольном возрасте, то у нас есть возможность выпустить детей, с развитыми конструкторскими способностями, а это способствует улучшению и повышению уровня подготовленных специальных инженерных кадров для нашей же области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|