Анализ ресурсов и условий реализации комплекта карт-схем сборки к конструктору Lego Wedo 2.0., направленного на развитие конструкторских способностей у детей старшего дошкольного возраста
Конструирование в детском саду было во все времена. Согласно ФГОС ДО, оно относится к образовательной области в познавательном направлении развития детей. В настоящее время большую популярность в работе с дошкольниками приобретает такой продуктивный вид деятельности как конструирование и образовательная робототехника, которые рассматриваются как важные предпосылки к развитию конструкторских умений у детей дошкольного возраста. Конструирование и образовательная робототехника – это новые педагогические технологии, которые представляют самые передовые направления науки и техники. Они являются относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Изучение и анализ результатов многочисленных научно-педагогических исследований показывает, что в теории и практике педагогической науки имеют место различные типы педагогических условий: - организационно-педагогические (их выделяют такие ученые, как В.А. Беликов, Е.И Козырева, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков и ряд других); - психолого-педагогические (обозначенные в трудах Н. В. Журавской, А. В. Круглия, А.В. Лысенко, А. О. Малыхина и других); - дидактические условия (их рассматривает М. В. Рутковская и др.) [6]. Все перечисленные типы логичным образом расширяют и дополняют понятие термина «педагогические условия», а также позволяют сделать педагогический процесс более комфортным и продуктивным с учетом современных достижений в сфере информационных технологий, что способствует качественному развитию конструкторских умений в ДОО. Проанализировав рабочую программу старшей группы, мы выделили еще несколько условий, которые потребуются для реализации комплекта технологических карт, что способствует качественному развитию конструкторских умений:
¾ продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни; создавать разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.); ¾ закреплять умение выделять основные части и характерные детали конструкций; ¾ помогать анализировать сделанные педагогом поделки и постройки; на основе анализа находить конструктивные решения и планировать создание собственной постройки; ¾ закреплять умение заменять одни детали другими; ¾ формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта. ¾ закреплять умение строить по образцу, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал; ¾ продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости. Среда развития детства – это пространство его жизнедеятельности, фундамент на котором закладывается строительство развития конструкторских умений у ребенка дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Требования ФГОС ДО к развивающей предметно – пространственной среде, как к одному из условий для качественного развития конструкторских умений, которые обеспечивают педагогу максимальную реализацию образовательного потенциала для развития конструкторских умений посредством конструктора РОБОТРЕК «Малыш-1».
Развивающая предметно-пространственная среда группы соответствует требованиям стандарта и санитарно-эпидемиологическим требованиям [25]. РППСсоздана в соответствии со стандартом, с учетом целей и принципов программы, возрастной и гендерной специфики для реализации основной образовательной программы. РППС обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, воспитывающую, мотивирующую функции. Среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся. Следовательно, при организации образовательного пространства, важно учитывать основные принципы подбора оборудования и материала для развития конструкторских умений: это активность, стабильность и динамичность, комплексирование и гибкое зонирование, эмоциогенность, закрытость и открытость, учет половых и возрастных различий, современность, вариативность, функциональный комфорт, надежность, безопасность, обогащенность и наукоёмкость. Так, например, в дополнительной общеобразовательной программе дошкольного образования «Роботенок» (разработанная Эбрагимовой Э.К., педагогом дополнительного образования г. Сургут), прописано, что дополнительная программа разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и может быть включена как обязательную часть образовательной программы, так и в часть программы, формируемой участниками образовательного процесса любой дошкольной организации заинтересованной в развитии технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, в формировании первичных представлений о технике ее свойствах, назначении в жизни человека. Актуальность программы заключается в востребованности развития широкого кругозора старшего дошкольника, в том числе в естественнонаучном направлении; отсутствии методического обеспечения формирования основ технического творчества, навыков начального программирования; необходимости ранней пропедевтики технической профессиональной ориентации в связи с особенностями градообразующих предприятий: внедрение наукоёмких технологий, автоматизация производства, недостаток квалифицированных специалистов.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе конструирования и развитие научно-технического и творческого потенциала личности ребёнка путём организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники [10]. Образовательная деятельность по развитию конструкторских умений осуществляется в соответствии с санитарно - эпидемиологическими правилами и нормативами, и требованиями ФГОС ДО. Моделируется на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой). И предоставляет каждому ребёнку возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним, получать удовольствие от каждого прожитого дня. Занятия по конструированию проводятся 1 раз в неделю [24]. В группе создан центр «Цветная логика» и «Юные изобретатели», в которых имеются конструкторы. Они включают в себя элементы робототехники для детей старшего возраста, дидактические игры, конструкторы, включающие в себя обучение и составление алгоритма сборки того или иного продукта деятельности, обучение изображению продукта деятельности в нескольких проекциях. Каждый конструктор содержательно насыщен деталями и механизмами, трансформируем, доступен и безопасен. Центры «Цветная логика» и «Юные изобретатели» достаточно мобильны и практичны, их практичность состоит в том, что любой конструктор легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка (конструкторы разного вида, кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяют детям организовать работу по развитию конструкторских умений с товарищами, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо на столе. Также в среду развития имеются конструкторы, которые содержат простейшие механизмы для изучения на практике законов физики, математики, информатики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|