Издержки и доход фирмы. Классификация издержек: постоянн., переменн., общие, средние, предельные, безвозвратные. Изд-ки фирмы в кр/ср. и д/ср. периодах.
Издержки – стоимость ресурсов, используемых в хоз. Деятельности. Цены на прод-ты устанавл-ся в рез-те вз/д-вия спроса и предл-я. Важнейшим ф-ром, опред-м способность и стремлен-е фирм поставлять прод-т на рынок, явл. изд-ки пр-ва. Пр-во люб. тов. треб-ет зат-т эк. рес-в, кот. в силу своей относительной редкости им. определенные цены. Кол-во к.-либо прод. кот. фирма стремится предложить на рынке, зависит от: 1. цен (издержек) и эфф-ти исп-я рес-в, необходимых д/его пр-ва; 2. от цен, по кот. тов-ры б. продаваться на р-ке. Сущ-е эк. изд-к объясняется недостатком (редкостью) рес-в и возможностью их альтернативного исп-я. Применение некоего набора рес-сов д/пр-ва к-то-то тов. означает отказ от др-х произв-ных возможностей. Из-ки в эк-ке непосредственно связаны с отказом от возможности пр-ва альтернативных тов-в и услуг. Эк. и альт-ые изд-ки люб. рес-са, исп-го д/пр-ва тов-ра, = его ст-ти, или ценности, при наилудшем из всех возможных вариантов применения. Такая концепция издержек получила воплощение в кривой производственных возможностей. Издержки и доход фирмы. Изд-ки обычно ассоциируются с определенными потерями, жертвами, кот. необходимо понести для получения некоторых полезных результатов. Сущ-ет 2 подхода к трактовке издержек, каждый из кот. им. свою обл-ть применения. 1. из-ки опр. как ценность израсход-х рес-в в факт. ценах их приобретения(экон-ты наз. их бухгалтерск. изд-ми). 2. как ценность других благ, кот. м. было бы получить при наиболее выгодном исп-ии тех же рес-в (альтернат. из-ки или цена выбора). Д/оц. д-ти фирмы определ-щее знач-е им. категория альтернат. из-к. они возникают в мире ограниченных рес-в, поэтому все желания людей не м.б. удовлетворены. Изд-ки в ЭТ всегда означ. альт. изд., бухг-р и эк-ст по-разному опред. изд-ки некоторого действия.
Д/бух-ра им. значен. ден. расх. на рес-сы, экон-сты – стремяться учесть все выгоды, принесенные в жертву осуществлением данного действия. Альт. изд.: привлекаемые извне ф-ры пр-ва, время производителя, его организаторские и управленческие способности(предпринимательск-е). т.ж. изд-ки для подсчета кот-х надо оц. выгоду, упущенную из-за неприменения наиболее эфф-ным образом собств-х ден. ср-в, станков, оборуд., зданий и т.д. Бух.+альтерн. изд-ки= общие изд-ки фирмы. Все эти изд-ки должны учитыв-ться д/определения прибыли фирмы. Бух. прибыль= общая выручка - денежные зат-ты на приобретен. рес-сы Эк. приб. от реализац. т.,у. =выр-ка от продажи – общие изд-ки на рес-сы исп-ные при пр-ве данных тов.,у. Бух.приб.> Эк. прибыли, на величину альтернат. изд., кот. бух-р не подсчитывает. Поэтому критер-ем успеха фирмы явл. эк. прибыль. Если альтерн. бух. изд.> дохода, то «отрицат. приб.» наз. убытками фирмы. Если бы эк. приб.=0, то это вполне приемлемо д/фирмы, т.к. все рес-сы приносят дох., не< чем они приносили бы при их исп. альтернат. способом. Эк-й подход при расчете приб. им. важное знач-е д/принятия реш-й. Бух. подход важен д/текущей хоз. д-ти(н/о-ния, расчета Ам-х отчисл. и тп.) Классификация издержек: постоянн., переменн., общие, средние, предельные, безвозвратные. При выпуске прод. одни изд-ки б. носить пост. хар-р, др. – переменный. Постоянные изд. – такие изд. вел-на кот. не меняется с изменением объема пр-ва. Пост. изд. связаны с самим существов-ем произв-го п/п-я и поэтому д. б. оплачены, даже если фирма ничего не производит. К пост изд. относят: % по облигационным займам, арендные платежи, Ам-ные отчисления от ст-ти зданий и оборуд-я, страх. взносы, кап. ремонт, адм.-управл-ие расходы и т.п. FC-пост. изд-ки. Переменные изд. (VC) – изд-ки, вел-на кот. измен-ся в зав-ти от увеличения или уменьш. V пр-ва. К перем. изд. относят: зат-ты на сырье, электроэнерг., оплату труда, расх. на вспом. матер-лы и т.п. Перем. изд. увелич. или уменьш. пропорционально выпуску прод. На начальных стадиях пр-ва пер. изд. растут более быстрыми темпами, чем производственная прод-я. По мере достижения оптимальных V выпуска темпы роста пер. изд. снижаются. Однако дальнейшее расширение пр-ва приводит к ускорению роста пер. изд-к. Переменные м.б. (пропорциональные, регрессивные, прогрессивные).
Общие изд-ки (TC) – совокупность постоянных и перем. изд-к (TC=FC+VC) при любом V пр-ва. Средние изд-ки – отражают отношение общих изд-к на 1 ед. прод-ии. С увеличением V пр-ва пост. изд., приходящиеся на ед. прод-ии, б. уменьш-ся, то кривая 1. ср. пост. изд. (AFC) б. им. отрицат. наклон. Ср. пост. изд.= Совокупные пост. изд./Совокупный продукт(AFC= FC/Q). 2. ср. перем. изд. (AVC) любого V пр-ва определ-ся = Совокупные перем. изд./ Совок-ый продукт(AVC=VC/Q). При достижении оптимального размера пр-ва ср. перем. изд. станов-ся минимальными. Эти изд. играют важн. роль в ан-зе эк-го состояния фирмы: положения ее равновесия и перспектив раз. – расширения, сокращения пр-ва или ухода из отрасли. 3. ср. общие изд. (ATC)= Общие изд-ки/ Совокупный продукт= Ср. пост. изд-ки +Ср.перем. изд. (ATC=TC/Q =AFC+AVC). Роль средних изд-к в д-ти фирмы опред-ся тем, что их сравнение с ценой позволяет определить величину прибыли, которая расчитывается как разность м/д общей выручкой и общими изд-ками. эта разн-ца позвол. опред. правильн. стратегию и тактику фирмы. Необходимо принимать во внимание цену реализации(Р>ATC прибыль, < убыток) Предельные изд-ки (MC)- это доп издержки необходимые на пр-во дополнительной ед. продукции. Категория пред. изд. им. стратегич. знач., т.к. позволяет показать те изд-ки, кот-е придется понести фирме в случае пр-ва еще 1 ед. П. или сэкономить в случае сокращения пр-ва на эту ед. Пред. изд. – та вел-на, кот. фирма м. контролировать наиболее непосредственно. Пред. изд. = издер-ки пр-ва n+1 единиц – изд-ки n ед-ц прод-та. При изм-ии V пост. изд-ки (FV) не меняются, предел. изд. опр. лишь переменными изд-ми в рез-те выпуска доп. ед. П. MC=VCn-1-VCn, MC=изм.TC/изм. Q= дTC/дQ. Где д- предельная вел-на ф-ции. Основные соотношения м/у ср. и предельными изд-ми:
1. Пред. и ср. изд. им. важное знач., поскольку решающим образом сказываются на выборе фирмой V пр-ва. 2. Кривая МС не зависит от FC, т.к. FC не зав-т от V пр-ва, а МС –это приростные изд-ки. 3. Пока МС остаются <AC, кривая ср. изд-к им. «-» наклон. Это значит, что пр-во доп. ед. П. уменьшает ср. изд-ки. 4. Когда МС равно АС, значит ср. изд. перестали падать, но еще не начали расти. Это т. минимальных ср. изд-к. 5. Когда МС станов-ся >АС, кривая ср. изд. идет вверх, что означ. увелич. ср. изд. в рез-те пр-ва доп. ед. прод. 6. Кривая МС пересекает крив. AVC и крив.АС в точках их минимальных значений.
В течении долгосрочного периода все факторы пр-ва могут менятся, следовательно в длительном периоде не сущ-ет различия между постоянными и переменными издержками. Т.к. краткоср. АТС в соответсвии с законом убывающей отдачи поднимается, то любое увелич объма производства рано или поздно начнет приносить убытки, но поскольку издержки связаны с оборудованием, которое с теч времени заменяется на новое, то издержки будут свои.Ср издержки в долгоср периоде будут показывать как изменяетс изд предприятия в долгосрочном периоде при различ технологиях. По з акону убывающей предельной производительности, последовательное увеличение переменного ресурса при неизменности других ведет к убывающей отдаче данного фактора, т. е. к снижению предельного продукта или предельной производительности труда. Эффект масштаба. Полож эффект масштаба наб-ся когда: специализация труда, повышение эффек-ти использ-я оборудования. Отриц когда при организации производства растут средние долгосрочные издержки по мере увеличения объема производства. Кривая средних общих затрат в длит-м п-де (LATC) имеет такую же U-образную форму, как и кривая ATC в коротком п-де, но причина их одинакового поведения разные. В коротком п-де форма ATC зависит от действия закона убывающей отдачи, а длит-м п-де сначала на форму ATC действует возрастающий эффект масштаба, и величина средних общих затрат убывает. Но по мере роста объемов пр-ва этот эффект исчезает, и общие средние затраты начинают увеличиваться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|