Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая, или чистая, прибыль




В ЭТ термин «прибыль» не совпадает с трактовкой, которую дают ему в бухгалтерских расчетах. Бухгалтерская прибыль рассчитывается как разница м/у общей выручкой и денежными затр-ми на приобретенные ресурсы (явные изд-ки). Экономическая прибыль от реализации товаров и услуг представляет собой разницу м/у выручкой от продажи (валовой доход) и общими изд-ками на рес-сы, исп-нные при пр-ве данных тов-в и услуг (явных и скры­тых, причем в последние включается и нормальная прибыль предпринимателя). Бух. приб. превышает Экономическую, на вел-ну альтернативных изд-к, кот. бух-тер не подсчитывает.

Если общая выручка фирмы превосходит эконо­мические издержки, то всякий остаток поступает предпринимателю. Этот остаток называется эконо­мической, или чистой, прибылью.

Экономическая прибыль= Валовой доход- Альтернативные затраты всех ресурсов.

Эко­номическая прибыль не входит в состав издержек, так как по определению она представляет собой отдачу сверх нормальной прибыли, которая требу­ется для того, чтобы удержать предпринимателя в конкретном бизнесе. Даже если экономическая при­быль равна нулю, предприниматель все же покры­вает все явные и скрытые издержки, включая нор­мальную прибыль. Движение денежных средств, получаемых и расходуемых предприятием в наличной и безналичной форме, называют в финансовом менеджменте денежными потоками.

Эти потоки бывают двух видов: положительные и отрицательные. Положительные потоки (притоки) отражают поступление денег на предприятие, отрицательные (оттоки) – выбытие или расходование денег предприятием. Перевод денег из кассы на расчетный счет и подобные ему внутренние перемещения денег не рассматриваются в качестве денежных потоков. Важнейшим условием возникновения денежного потока является пересечение им условной “границы” предприятия. Разница между валовыми притоками и оттоками денежных средств за определенный период времени называется чистым денежным потоком.

Сложность анализа инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков – затрат и будущих доходов. Чтобы сравнить капиталовложения, которые предстоит сделать сейчас с той выгодой, которую принесет осуществление проекта в будущем, нужно рассчитать сегодняшнюю стоимость будущих доходов, дисконтированную стоимость (Present value, PV).

Дисконтирование – это приведение к единому моменту времени будущих затрат и доходов. Спрос на инвестиции определяется выигрышем от капиталовложений – дисконтированными будущими прибылями. Настоящая ценность будущего дохода, полученного через t лет равна

где, PV – текущая стоимость; R – ожидаемый в будущем доход; r – ставка дисконтирования (ставка ссудного процента); t – период времени.

Для определения рентабельности инвестиционного проекта подсчитывается дисконтированная ценность будущих доходов, ожидаемых от инвестиций, которая затем сравнивается с размером инвестиций, т.е. определяется чистая дисконтированная стоимость (Net present value, NPV). NPV рассчитывается как разность между приведенными доходами и затратами

где I0 – первоначальные инвестиции; PF – прибыль (доход R – расход C).

Внутренняя норма доходности (прибыли, внутренний коэффициент окупаемости, Internal Rate of Return - IRR) - норма прибыли, порожденная инвестицией. Это та норма прибыли (барьерная ставка, ставка дисконтирования), при которой чистая текущая стоимость инвестиции равна нулю, или это та ставка дисконта, при которой дисконтированные доходы от проекта равны инвестиционным затратам. Внутренняя норма доходности определяет максимально приемлемую ставку дисконта, при которой можно инвестировать средства без каких-либо потерь для собственника.

Внутренняя норма окупаемости инвестиций (IRR) – это доходность каждой единицы инвестиций данной фирмы. Если NPV=0, значит IRR по проекту равна ставке ссудного процента (ставка дисконта), при которой суммарные доходы равны расходам. То есть IRR равняется максимальному проценту по ссудам (r), идущим на инвестирование и эксплуатацию проекта, работая при этом безубыточно.

IRR=r.

Если IRR>r, следовательно, чистая внутренняя норма доходности NIRR>0

NIRR = IRR – r.

Таким образом, инвестиционное решение может быть принято, если внутренняя норма доходности IRR³ r или NIRR³0, т.е. спрос на заемные средства определяется чистой внутренней нормой доходности NIRR (рис. 20.1). Для производства 100 кг продукции при ставке дисконта r=10% спрос на заемные средства формируется, т.к. IRR составляет 16%, следовательно NIRR = 6%. Для производства 400 кг продукции при этой же ставке r=10% внутренняя норма окупаемости IRR составляет 5%, следовательно NIRR=-5% – значит спрос на инвестиционные ресурсы формироваться не будет.

 

 

8. Понятие совершенной конкуренции и её характерные черты. Определение цены и объема производства в условиях совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция-это экономическая ситуация, в которой: 1) никакая отдельная единица, выступающая в качестве продавца или покупателя, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара; 2) никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому. На рынке совершенной конкуренции присутствует множество мелких фирм, доля которых на рынке отрасли ничтожно мала, продукция является однородной; продавцы действуют независимо друг от друга; продавцы и покупатели хорошо информированы о состоянии рынка; фирмы могут свободно входить в отрасль и выходить из неё. Преимущества совершенной конкуренции: 1) оптимальное ценообразование, так как цена устанавливается независимо от действий отдельной фирмы на уровне, определяемом полезностью блага и издержками производства; 2) оптимальное размещение ресурсов, так как ограниченные ресурсы направляются в те отрасли, где они наиболее эффективно используются; 3) оптимальные затраты, так как фирма вынуждена производить продукт с наименьшими затратами, чтобы не быть вытесненной с рынка. Недостатки совершенной конкуренции: 1) при равенстве возможностей не гарантируется равенство достигаемых результатов; 2) учитываются лишь те издержки, которые осуществляются фирмами, но не учитываются издержки, осуществляемые обществом и связанные с производством общественных благ; 3) при огромном числе фирм не всегда возможно обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для развития наукоёмких отраслей; 4) не учитывает в полной мере потребительские предпочтения и вкусы, так как отсутствует дифференциация продуктов. График спроса на продукцию (а) отдельной фирмы является абсолютно эластичным, так как любое количество продукции фирмы будет продаваться по равновесной цене, то есть если цена продукта составляет Ро, то кривую спроса можно изобразить в виде горизонтальной линии D. График отраслевого спроса (б) будет наклонным, отражая готовность потребителей приобрести различное количество продукта при возможных уровнях цен.

 

       
   
 
 

 

 


а б

Валовой доход фирмы: TR=P*Q.

Предельный доход MR-прирост дохода, связанный с выпуском каждой дополнительной единицы продукции -равен цене.

Средний доход: AR=TR/Q.

На графике кривые среднего и предельного дохода совпадают между собой, а также с линией спроса на продукцию конкурентной фирмы. Валовой доход линейно зависит от объема проданной продукции.

 
 

 

 


Объём производства, необходимый для максимизации прибыли определяется в краткосрочном (объем производственных мощностей неизменен и число фирм на рынке постоянно) и долгосрочном периодах (производитель может увеличить производственные мощности и число фирм может изменяться). В краткосрочном периоде объем производства определяется либо путем сравнения валового дохода при различных объёмах выпуска продукции с валовыми издержками(а), либо путем сравнения предельного дохода и предельных издержек(б). Любой объем производства между точками пересечения TR и TC на графике (а) принесёт прибыль фирме, однако лишь в точке Qо эта прибыль будет максимальной. Именно при таком объеме на производства предельный доход будет равен предельным издержкам на графике (б). TC

P TR P МС

 

МR=Р

       
   


а Q б Q

В долгосрочном периоде равновесие на рынке достигается, когда у фирм отсутствуют стимулы как для входа в отрасль, так и для выхода из неё. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума средних валовых издержек и экономическая прибыль при этом исчезнет. На графике при цене Ро объем производства фирмы составит Qо. При таком объеме производства предельный доход равен предельным издержкам, а минимальные средние валовые издержки равны рыночной цене, экономическая прибыль равна нулю. При таких условиях фирма удовлетворена размерами предприятия и объёмом производства.

P MC ATC

 

Pопт MR

 

Q

Используя сравнение MCи MR можно выделить три состояния: P>ATC, AVC<P<ATC – случай минимизации убытков, путем повышения объема производства., Случай закрытия фирмы P<AVC

В долгосрочном периоде наступает момент когда P=ATC, Нормальная прибыль.

P МС ATC

 
 


MR=Р

 
 


Q

 

9. Несовершенная конкуренция и ее виды. Характерные черты чистой монополии. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии.

К несовершенной конкуренции относятся: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.

На рыеках несоверш конкуренции фирма может влиять на условия реализации, поскольку каждый из участников рыночного процесса контролируют знач часть рыноч предложения. Фирма может назначить цену за свою продукцию превышающую рыночную и сохранить покупателя. Также есть возм-ть понизить цену и переманить покупателя, т.обр. фирмы в условиях несоверш конкуренции обладают долей рын власти. Рыночная власть-возможность фирмы влиять на условия реализации выгодным для себя образом.

Мак рын власть у монополиста. 1 производитель на рынке обладает абсолютной властью, но это не значит что он может повышать цену до бесконечности.. Единственным ограничителем выступает закон спроса.

Чистая моноплия: одна фирма- ед продавец, продукция не имеет заменителей, доступ на рынок закрыт и доступ к информации закрыт.

Монопол конкуренция: большое число фирм предлагают ранородную прод, продукция носит отличит черты, развита ценовая конкуренция, отсутствие барьеров, полузакрытый доступ к информации.

Олигополия: несколько крупных фирм, произв однород или разнород прод, доступ на рынок затруднен, сущ-ет сильная взаимосвязь фирм при принятии решений, доступ к инф затруднен.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Сферы д-ти: трансп-ка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; трансп-ка газа по трубопроводам; ж/д перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче тепловой, эл/энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по использ-нию инфраструктуры внутр-х водных путей.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие м-ды рег-ния д-ти суб-тов естественных монополий:

- ценовое регулирование, осущ-мое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

- определение пот-лей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление миним-го уровня их обеспечения в случае невозм-ти удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, с учетом необх-ти защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности гос-ва, охраны природы и культурных ценностей.

Оптимальный объем определяется выполнением правила «Золотого равновесия». Специфика в услов несоверш конкуренции закл-ся в том, что величина предельного дохода меньше цены и величины среднего дохода, кот в усл соверш конкуренции были равны. Каждая доп ед продукции добавляет к валовому дох предельный доход, а к вал издержкам предельные, поэтому монополист будет снижать цену до тех пор пока MR=MC. При таком равенстве объем производства достигнет оптимальной величины, а прибыль будет максимальной. Если разница MR и MC положительная, то есть резервы для увеличения производства. Если отрицательная, то производство доп ед будет осущ-ся с убытками.

Положение фирмы монополиста: в точке пересечения пред издержки МС больше MR соответсвенно расш произв-ваидо этого уровня убыточно. Увелич пр-ва до Q1 в интересах потребителя. Удовлетвор потребностей в большем объеме. Наблюдается снижение АТС до мин, но цену необходимо снизить, а это противоречит монополизму.

Индеек Лернера=Моноплостич цена-предельные издержки/ монополистич цена, он показывает долю монополист прибыли в цене.

Специфическим методом максимизации яв-ся ценовая дискриминация, т.е. фиксация различной цены на одну и ту же продукцию на двух и более рынках отделенных друг от друга. Устанвливая выс цены на рынке с низкой эластичностью и низкие цены с высокой эластичностью монополист оптимизирует совокуп объем продаж и макс прибыль. Для ценовой дискриминации рынки д.б. разделены, для того чтобы затруднить перемещение товаров. (географически, тарифные барьеры, одинак товары могут продаваться под видом товара разного качества, предоставление частных услуг).

Определение цены.

Кривая спроса монополиста является кривою отраслевого спроса, не является эластичной и является нисходящей. Это означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи только назначая более низкую цену за продукт. Кроме того, тот факт, что монополист понижает цену на единицу своей продукции, является причиной того, что предельный доход становиться меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого (рисунок 1). Т.к. снижение цены будет относится не только к дополнительно проданной продукции, но и ко всем другим, которые могли бы быть реализованы по более высокой цене. Снижение предельного дохода означает, что рост валового дохода происходит замедленными темпами.

Зависимость между кривой спроса, предельного дохода и валового дохода графически изображено на рисунке 2. Т.к. фирма дожна снизить цену, чтобы увеличить объем продажи, кривая предельного дохода (MR) в условиях несовершенной конкуренции находится ниже кривой спроса (D). Валовый доход (TR) увеличивается пониженным темпом, достигает максимума и затем понижается. Поскольку MR есть изменение в TR, существует особая связь м/у MR и TR: при движении вниз по эластичному отрезу кривой спроса TR растет и следовательно MR является положительным. Когда TR достигнет свой максимум, MR = 0. И при движении вниз далее по неэластичному отрезку TR снизится так, что MR становится отрицательным. Монополист никогда не снизит цену до неэластичного отрезка кривой совокупного спроса, т.к. он так сократится валовый доход и увеличатся издержки производства, и понизится прибыль.

 
 


P V

 

У D

D

П

 

Q Q

1 P MR

 

 

TR

 

 

2 Q

 

Сущность спроса на ресурсы. Производственный характер его возникновения. Предельная доходность ресурсов (денежная форма предельного характера). Оптимальное соотношение ресурсов. Правила наименьших издержек и максимизации прибыли.

Факторы производства – 1) ресурсы, с помощью которых можно организовать производство благ; 2) используемые в производстве ресурсы, от которых в определяющей степени зависят количество, объём выпускаемой продукции; 3) факторы, используемые при производстве товаров и услуг.

Факторы производства = экономические ресурсы.

Экономические ресурсы (от франц. ressource – вспомогательное средство) – фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства.

Экономические ресурсы делятся на: 1) природные (сырьевые, геофизические), 2) трудовые (человеческий капитал), 3) капитальные (физический капитал), 4) оборотные средства (материалы), 5) информационные ресурсы, 6) финансовые (денежный капитал). Такое деление не является строго однозначным.

Процесс производства есть превращение экономических ресурсов (факторов производства) в товары и услуги.

2.2. Что относится к факторам производства?

2.2.1. Версия №1: Факторы производства = экономические ресурсы: 1) труд (деятельность людей по производству товаров и услуг путём использования их физических и умственных возможностей); 2) земля (все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ); 3) капитал (производственное здание, станки, инструменты). Не менее важен ещё один фактор, связывающий все остальные, 4) предпринимательские способности.

2.2.2. Версия №2: Факторы производства = 1) рабочая сила + 2) средства производства (природные ресурсы + [произведённые ресурсы = капитал]).

2.2.3. В наши дни неизмеримо большее, чем прежде, значение приобрёл ещё один весьма специфический вид факторов производства – 5) информация (знания и сведения, которые необходимы людям для осознанной деятельности в мире экономики). Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическим субъектом проблем. Вместе с тем даже полная информация не является гарантией успеха. Умение использовать полученные сведения для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания. Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара. Именно этот ресурс дает наибольшую отдачу в бизнесе. «То, что отличает сильную компанию от слабой – это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений.

Помимо перечисленных факторов в экономике большую роль играют: 6) общая культура; 7) наука; 8) социальные факторы (состояние нравственности, правовая культура).

2.3. Труд – совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ.

Характеристики труда: 1) интенсивность труда (напряжённость труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени); 2) производительность труда (результативность = продуктивность труда, которая измеряется количеством продукции, произведённой в единицу времени).

2.4. Под «землёй» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включают даровые блага (???) природы, которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, на которой выращивают урожай, леса, воды, месторождения полезных ископаемых.

2.5. Капитал (от лат. capitalis – главный) как средство производства понимали Смит и Рикардо. Другие экономисты утверждали, что капитал – это «сумма денег» и «ценные бумаги». Существует взгляд, что капиталом являются знания человека, его навыки и энергия, используемые в производстве товаров и услуг. Сегодня в широком смысле под капиталом понимают всё то, что приносит его владельцу доход. Это могут быть и средства производства, и сданная в аренду земля, и денежные вклады в банке, и используемая в производстве рабочая сила.

Капитал бывает 1) реальный (или физический) и 2) денежный, или финансовый (деньги, используемые для приобретения физического капитала).

!!! К факторам производства относится не весь капитал, а только реальный капитал – здания, сооружения, станки, машины и оборудование, инструменты и проч. – то есть все то, что используется для производства и транспортировки товаров и услуг. Финансовый же капитал (акции, облигации, банковские депозиты и деньги) к факторам производства не относится, поскольку не связан с реальным производством, а выступает в качестве инструмента получения реального капитала.

Инвестиции (от лат. investre – облачать) – 1) долгосрочные вложения материальных и денежных средств в производство.

Непрерывно происходящее круговое движение капитала образует его оборот. На стадии производства различные части производительного капитала оборачиваются по-разному (за разные сроки). Поэтому капитал делят на основной и оборотный.

Основной капитал (станки, оборудование, здания): 1) используется в течение ряда лет, 2) переносит свою стоимость на продукт по частям, 3) затраты возвращаются постепенно.

Оборотный капитал (сырьё, материалы, полуфабрикаты, заработная плата работников): 1) расходуется за один производственный цикл, входит во вновь созданный продукт целиком, 3) затраты возмещаются после реализации продукта.

Рабочая сила, способность человека к труду - это совокупность ее потребностей, физических интеллектуальных и организаторских способностей, приобретение навыков и опыта, которые используются в процессе производства материальных благ и оказания услуг. Рабочая сила является составляющей человеческой личности с присущими ей сознанием, духовными ценностями и т.д.[1;с.56].

Рабочая сила развивается в процессе трудовой деятельности (где человек изменяет собственную природу, частично воплощает свою сознательную цель, совершенствует трудовые навыки, приобретает производственный опыт, накапливает технические и производственные знания), получает образование и квалификацию.

Категория «рабочая сила» относится к общим экономическим понятиям и категориям, которые существуют во всех общественно-экономических формациях, наряду с такими категориями как труд, орудия труда, средства производства, потребительская стоимость, материальные блага и т.д. В каждой экономической системе она достигает определенной степени своего развития - от самой низкой, в рамках первобытнообщинного строя, до наивысшего в экономических системах развитых стран, базирующихся в основном на автоматических производствах.

Как общеэкономическая категория, рабочая сила приобретает специфические черты в границах определенной общественно-экономической формации в зависимости от ее социально-экономического и технико-экономического объединения со средствами производства, от социального статуса личности в обществе. Так, при рабовладельческом строе раб был лишен прав свободного человека, считался разговаривающим орудием труда и поэтому не мог отчуждать, например, продавать свою рабочую силу, распоряжаться ею. Раба продавал один рабовладелец другому за определенную цену, он был своеобразной капитальной стоимостью (покупательской ценой).

Технико-экономическое соединение раба (в т.ч. его рабочей силы) со средствами производства происходило насильственными методами. Средства производства, в таком случае, хотя и выступали как орудие эксплуатации раба, однако являлись своеобразной формой отчуждения, поскольку к ним принадлежал сам раб. Рабочая сила срасталась с личностью самого раба и в таком виде приобретала товарную форму - продавалась одним рабовладельцем другому.

В период феодализма процесс труда осуществлялся на поле феодала и на своей собственной делянке с помощью средств производства, которые принадлежали крестьянину, который также не был юридически свободным и не мог распоряжаться своей рабочей силой. Его технико-экономическое соединение со средствами производства, в частности с землей, происходило на поле феодала насильственно. Рабочая сила в этом случае отчуждалась от крестьянина, а земля была средством эксплуатации. Такого отчуждения не существовало во время работы крестьянина на собственном поле, где он сам распоряжался собственной рабочей силой. Таким образом, во времена феодального общества существовали две противоположные по сущности технико-экономические и социально-экономические формы соединения рабочей силы со средствами производства. Однако, в обоих случаях, рабочая сила не имела формы товара. Она превратилась в товар лишь в период капитализма, когда наемный работник стал юридически свободным, лишенным средств производства и средств существования.

Чтобы прокормить себя и свою семью, рабочий вынужден продавать свою рабочую силу - способность к труду (совокупность разнообразных способностей, приобретенных знаний, умений, навыков).

Рабочая сила - это чрезвычайно сложная экономическая категория, поэтому определение ее носит дискуссионный характер.

Физический (реальный или производственный) капитал — вложенный в дело, работающий источник дохода в виде средств производства: машины, оборудование, здания, сооружения, земля, запасы сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, используемые для производства товаров и услуг.

Денежный капитал (денежная форма капитала) — деньги, предназначенные для приобретения физического капитала. Нужно обратить внимание, что непосредственное владение этими деньгами не приносит дохода, то есть они не становятся капиталом автоматически. Этим они отличаются от финансового капитала в форме денег на депозите.

Финансовый капитал — источник средств компании, полученный за счёт финансовых инструментов (акций, облигаций и долгосрочных кредитов), а также за счёт эффективной работы компании (в виде нераспределённой прибыли). Различают собственный капитал, принадлежащий владельцам компании (акции и нераспределённая прибыль) и заёмный капитал, принадлежащий кредиторам компании (облигации и долгосрочные кредиты).

Рынки ресурсов производства - это рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода и ренты.

Спрос на ресурсы производства вторичен и определяется спросом на продукцию, производимую при помощи этих факторов производства. Он увеличивается или уменьшается в зависимости от того, увеличивается или уменьшается спрос на готовую продукцию, созданную с помощью этих факторов.

Рынок производственных ресурсов выступает в двух основных видах: а) рынок производственных ресурсов в условиях совершенной конкуренции и б) рынок производственных ресурсов в условиях несовершенной конкуренции.

Особенностью рынка ресурсов производства в условиях совершенной конкуренции является то, что ни покупатель, ни продавец не могут влиять на цены ресурсов производства. В то время как на рынках ресурсов производства в условиях несовершенной конкуренции или покупатель, или продавец могут влиять на цены ресурсов производства.

Для каждого типа и качества ресурсов производства имеются отдельные рынки: рынок труда, рынок капитала, рынок природных ресурсов. На конкурентных рынках ресурсов производства цены на ресурсы зависят от спроса и предложения.

Совершенно конкурентный рынок ресурсов производства - это рынок, на котором выполняются следующие условия:

  • много соперничающих между собой покупателей услуг ресурсов конкурируют в приобретении ресурсов заданного качества, которые поставляются с целью реализации соперничающими между собой продавцами;
  • каждый покупатель услуг ресурсов приобретает лишь незначительную долю от наличного количества предложения ресурсов, т. е. каждый покупатель не может изменить рыночный спрос на ресурсы;
  • каждый продавец ресурсов реализует лишь незначительную долю общего количества предложения, тем самым не может существенно влиять на рыночное предложение;
  • продавцы ресурсов могут беспрепятственно войти на любой рынок, выйти с любого рынка. Владельцы ресурсов в ответ на изменение цен на ресурсы могут перемещать свои ресурсы с одного направления использования на другое, из одной местности в другую.

Спрос на ресурсы

Основными факторами устойчивого спроса на любой ресурс выступают: а) эффективность ресурса при производстве блага; б) рыночная стоимость (или цена) блага, выпущенного при помощи данного ресурса. Эти факторы полностью распространяются и на производственные ресурсы.

В качестве главного правила спроса на производственные ресурсы со стороны отдельной конкурентной фирмы является учет предельной доходности и предельных издержек.

Под предельной доходностью ресурса понимается изменение дохода, получаемого в результате реализации дополнительной продукции, выпущенной при потреблении одной единицы какого-либо ресурса.

Предельные издержки производственного ресурса - это издержки покупки каждой дополнительной единицы какого-либо ресурса.

Основное правило использования производственных ресурсов можно выразить в следующем равенстве: МРР = МРС, т. е. когда предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурса равны. В этих случаях нельзя увеличить доход, изменив потребление ресурса.

Использование каждой последующей единицы производственного ресурса сопряжено с изменением издержек, отражающихся в предельных издержках, и предельного продукта в денежной форме. Конкурентная фирма ставит своей целью использовать ресурсы таким образом, чтобы добиться оптимального сочетания предельных издержек на ресурс и объема предельного, продукта данного ресурса в денежном выражении. Когда последний больше предельных издержек, то фирма заинтересована наращивать спрос на производственный ресурс. Если же прирост издержек на ресурс превышает прирост предельного продукта в денежной форме, то фирма будет уменьшать свой спрос на ресурс.

Спрос фирмы на производственные ресурсы в условиях совершенной конкуренции показывает кривая, которая изображает, как изменяется объем необходимых фирме ресурсов,при изменении цен на них и неизменных заданных прочих факторах, влияющих на спрос.

Кривая спроса фирмы на ресурсы в условиях совершенной конкуренции совпадает с кривой предельной доходности производственного ресурса. Это объясняется тем, что цены на продукт и предельный доход равны. Кривая спроса на ресурс, так же как и кривая спроса на производимую продукцию, имеет нисходящий наклон, который обусловлен действием закона убывающей предельной производительности. Нисходящий наклон кривой спроса на производственные ресурсы всегда вызывает ее пересечение с кривой предельных издержек, а точка пересечения указывает на оптимальный объем применяемого фирмой ресурса (рис. 35.1).

Рис. 35.1. Кривая спроса на ресурсы при совершенной конкуренции

Степень нисходящего наклона спроса на производственные ресурсы зависит от ценовой эластичности спроса на ресурсы производства. Под ценовой эластичностью спроса на ресурсы понимается отношение процентного изменения потребления ресурса к процентному изменению его цевы. На величину ценовой эластичности спроса на ресурсы оказывают влияние следующие основные факторы:

  • ценовая эластичность спроса на продукт;
  • доля ресурсов в общих производительных издержках;
  • взаимозаменяемость ресурсов;
  • эластичность предложения других ресурсов.

Основным принципом ценовой эластичности спроса на производственные ресурсы является: чем легче замещается какой-либо ресурс производства, тем более эластичен спрос, предъявляемый на него фирмой.

Ценовая эластичность спроса на производственные ресурсы вызывает изменения в объеме спроса на них. Изменения в цене ресурса при прочих равных условиях приводят к движению вдоль кривой спроса на ресурсы. Кроме цены данного ресурса на спрос ресурсов влияют и другие факторы, которые вызывают сдвиг всей кривой спроса на ресурс вправо или влево.

Изменение в спросе на ресурс, т. е. сдвиг всей кривой спроса на ресурс, определяется следующими факторами:

  • спросом на продукцию фирмы. Чем выше спрос на продукцию, тем больше спрос на ресурсы;
  • ценами и объемами предлагаемых ресурсов-заменителей и комплементарных ресурсов;
  • технологическими изменениями, влияющими на предельный продукт ресурса. Улучшение в технологии увеличивает предельный продукт данного ресурса, а кривая предельного дохода от продукта этого ресурса сместится вверх.

Сдвиг кривой спроса на производственные ресурсы показан на рис. 35.2.

Рис. 35.2. Изменения в спросе фирмы на трудовые услуги

На рис. 35.2 используется изменение спроса на трудовые услуги. На рис. 35.2 показано, что, если увеличение спроса на трудовые услуги произойдет из-за увеличения цены продукта или из-за увеличения предельного продукта труда, то любой из этих факторов увеличит MRPL при любом данном уровне использования труда и сместит кривую спроса на труд от D1 до D2. И наоборот, понижение цены продукции или понижение предельного продукта труда сократит спрос фирмы на труд с D1 до D3

 

 

Рис. 12.11. График предельной доходности ресурса для фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции на рынке готовой продукции: МRР1, МRР2 — предельные доходности соответственно в указанных условиях; Qрес — количество используемого ресурса; Qрес — цена ресурса

Экономические ресурсы - природные, людские и произведенные человеком - испо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...