Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав социально-потребительского комплекса национальной экономике




Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг.

Управление отраслью торговли осущ. Министерство торговли РБ. Деят-ть торговли и общественного питания регулируется Законом РБ «О торговле». Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991-2003 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями.

Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект.

Общественное питание - вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли РБ.

Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в общественном питании позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях.

Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха.

Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хоз. обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг. Эк. эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов: срок выполнения заказа и качество услуг. Напр, в РБ срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы - 1 день.

ЖКХ вкл.: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Управление отраслью осуществляет Министерство ЖКХ РБ. В 2003 г. в стране принята Концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года.

 

72. Перспективы участия Беларуси в системе международного разделения труда. В основе объединения национальных экономик в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.

Такая специализация отдельных стран приводит к формированию отраслей международной специализации, продукция которых ориентированна преимущественно на экспорт.

Участие республики Беларусь в международном разделении труда создает условия для совершенствования технического уровня производства, роста производительности труда, использования мировых достижений науки и техники.

Роль внешнеэкономических связей в повышении эффективности производства выражается и в том, что они создают условия для использования передового зарубежного опыта путем покупки новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы и т.д.

Беларусь располагает потенциальными возможностями для увеличения внешнеторгового оборота и, в первую очередь, экспорта. Включению республики в систему международного разделения труда благоприятствует ее геополитическое положение.

 

По территории республики проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину со странами Балтии, страны Азии с Европой.

 

Важной составной внешнеэкономической политики может стать развитие международного туризма, сферы услуг, создание наукоемких производств.

 

8. Сущность и содержание процесса прогнозирования. Основные понятия прогнозирования.

Главная цель прогнозирования – достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение уровня жизни народа

Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:

1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;

2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;

3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.

Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает:

• на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет;

• среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет;

• краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь.

Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.

Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.

 

19. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики.

Каждая страна стремится к общим целям развития цивили­зации, но идет к ним своим путем.

Исходное состояние системы - это первое, что определя­ет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с дру­гой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного пери­ода характеризовалось следующими чертами:

- сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохо­зяйственный комплекс СССР;

- чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;

- размещение подавляющей части рынков сбыта продук­ции в республиках СНГ;

- неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;

Признание, во-первых, преимуществ эволюционной фор­мы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководс­твом и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики.

 

Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

- длительная принадлежность к социалистической систе­ме обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

- истор. вера в необх-сть сильного госуд-ва обусловила сохранение ведущей роли государства в рын-х преобразованиях;

- традиц. сдержанность, терпеливость, осмотритель­ность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к ры­н-м реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;

- неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет боль­шинства населения.

 

Типовая модель соц. ориентированной экономики отли ч. следующими чертами:

- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля госуд. собственности;

- Макроэконом. регулирование осущ-ся не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвести­ционную, структурную области, трудовые отношения;

- особое значение для госуд. органов имеет под­держание конкурентных отношений, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса;

- развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета.

Белорус. перспективная модель экономики вкл. след. принципы и направл. госуд. поли­тики, определяющей контуры будущего общества:

- общую соц. ориентацию общества, государства, экономической системы;

- формирование развитого граждан. общества и само­управления;

- повышение эффект-ти производства и страновой конкурентоспособности;

- следование экологическим стандартам.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...