Состав социально-потребительского комплекса национальной экономике
Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и др.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. Управление отраслью торговли осущ. Министерство торговли РБ. Деят-ть торговли и общественного питания регулируется Законом РБ «О торговле». Число магазинов в розничной торговле значительно расширилось за 1991-2003 гг., однако сокращается сеть магазинов потребительской кооперации на селе. Одновременно идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Наблюдаются и некоторые прогрессивные тенденции, связанные с постоянным увеличением обеспеченности населения торговыми площадями. Торговля как самостоятельная отрасль национальной экономики позволяет освободить товаропроизводящие отрасли от необходимости самостоятельно реализовывать произведенные товары, что привело бы к распылению и неэкономичному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ориентация торговли на реализацию товаров создает объективные предпосылки для ускорения товарооборачиваемости, уменьшения времени пребывания товаров в сфере обращения, что дает большой народнохозяйственный эффект. Общественное питание - вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли РБ.
Общественное питание является важным резервом экономии общественного труда. Современный уровень производительности труда в общественном питании позволяет примерно в 2—3 раза сократить затраты времени на приготовление кулинарной продукции по сравнению с затратами в домашних условиях. Общественно организованное питание в детских дошкольных учреждениях, больницах, санаториях, организуемое за счет общественных фондов потребления бесплатно или на льготных условиях, выполняет часть общей задачи этих учреждений: воспитание детей, восстановление и поддержание на должном уровне здоровья населения, организацию его культурного отдыха. Бытовое обслуживание населения объединяет предприятия и организации, выполняющие индивидуальные заказы населения на изготовление изделий личного потребления, ремонт предметов культурно-бытового и хоз. обихода и оказывающие другие бытовые услуги. На долю бытового обслуживания населения приходится 15 % общего объема предоставляемых платных услуг. Эк. эффективность предприятий бытового обслуживания населения зависит от многих факторов: срок выполнения заказа и качество услуг. Напр, в РБ срок оказания услуг по ремонту бытовой техники составляет до 12 дней, а в странах Западной Европы - 1 день. ЖКХ вкл.: жилищное хозяйство; гостиничное хозяйство; коммунальное, осуществляющее ресурсное обеспечение жилого фонда и других зданий и помещений (водоснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение), уборку и благоустройство территорий населенных пунктов (содержание дорожно-мостового хозяйства, озеленение, вывоз, и утилизацию мусора, канализацию). Управление отраслью осуществляет Министерство ЖКХ РБ. В 2003 г. в стране принята Концепция развития ЖКХ РБ на период до 2015 года.
72. Перспективы участия Беларуси в системе международного разделения труда. В основе объединения национальных экономик в единое мировое хозяйство лежит международное разделение труда (МРТ), представляющее собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции, которой страны обмениваются между собой.
Такая специализация отдельных стран приводит к формированию отраслей международной специализации, продукция которых ориентированна преимущественно на экспорт. Участие республики Беларусь в международном разделении труда создает условия для совершенствования технического уровня производства, роста производительности труда, использования мировых достижений науки и техники. Роль внешнеэкономических связей в повышении эффективности производства выражается и в том, что они создают условия для использования передового зарубежного опыта путем покупки новых машин, приборов, оборудования, лицензий на изобретения, технологические процессы и т.д. Беларусь располагает потенциальными возможностями для увеличения внешнеторгового оборота и, в первую очередь, экспорта. Включению республики в систему международного разделения труда благоприятствует ее геополитическое положение.
По территории республики проходят коммуникации, связывающие Россию с европейскими странами, Украину со странами Балтии, страны Азии с Европой.
Важной составной внешнеэкономической политики может стать развитие международного туризма, сферы услуг, создание наукоемких производств.
8. Сущность и содержание процесса прогнозирования. Основные понятия прогнозирования. Главная цель прогнозирования – достижение устойчивого экономического роста, высокой степени занятости, внешнеэкономического равновесия и повышение уровня жизни народа Государственное регулирование социально-экономических процессов на основе разработки и реализации прогнозов и программ, или индикативное планирование, стало ведущим методом государственного управления экономикой в переходный к рыночным отношениям период. Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции: 1) информационную — планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;
2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними; 3) согласительную — позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований. Государственное прогнозирование социально-экономического развития рассматривается как деятельность государственных органов по разработке прогнозов и программ социально-экономического развития на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогнозируемых показателей и мер по обеспечению их достижения. Система государственных прогнозов социально-экономического развития Республики Беларусь включает: • на долгосрочную перспективу — Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на 15 лет и Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 10 лет; • среднесрочную перспективу — Программу социально-экономического развития Республики Беларусь на 5 лет; • краткосрочную перспективу — годовой прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь. Прогнозы и программы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики состояния и развития экономической и социальной сфер, научно-инновационной и инвестиционной деятельности, внешнеэкономических связей, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся социально-экономической, демографической и экологической ситуации, научно-технического и производственного потенциалов Республики Беларусь, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам в нескольких вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Разработка государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Республики Беларусь проводится Советом Министров Республики Беларусь.
19. Этапы (стадии) построения перспективной модели экономики. Каждая страна стремится к общим целям развития цивилизации, но идет к ним своим путем. Исходное состояние системы - это первое, что определяет, с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного периода характеризовалось следующими чертами: - сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР; - чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции; - размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республиках СНГ; - неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества; Признание, во-первых, преимуществ эволюционной формы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходимости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики.
Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: - длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям; - истор. вера в необх-сть сильного госуд-ва обусловила сохранение ведущей роли государства в рын-х преобразованиях; - традиц. сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рын-м реформам, отказ от «шокового» пути преобразований; - неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.
Типовая модель соц. ориентированной экономики отли ч. следующими чертами:
- «смешанная экономика», в которой достаточно весома доля госуд. собственности; - Макроэконом. регулирование осущ-ся не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает и другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения; - особое значение для госуд. органов имеет поддержание конкурентных отношений, которое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; - развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют значительную часть государственного бюджета. Белорус. перспективная модель экономики вкл. след. принципы и направл. госуд. политики, определяющей контуры будущего общества: - общую соц. ориентацию общества, государства, экономической системы; - формирование развитого граждан. общества и самоуправления; - повышение эффект-ти производства и страновой конкурентоспособности; - следование экологическим стандартам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|