Виды и роль налогов в экономике. Кривая А. Лаффера.
Общей материальной основой всех доходов государства является перераспределение Национального Дохода. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения являются налоги, государственные займы, а также поступления внебюджетных фондов. Налоги являются не только основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы. Налог как экономическая категория это постоянно существующие экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределении вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства. Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но имеют отличительные признаки: обязательность (принудительность) уплаты, безвозмездность и безэквивалентность. Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными элементами налоговой системы являются системы налогов и налоговый механизм. Система налогов – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других, приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период времени. Основными налогами, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость (или имущество). Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства.
Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладает рядом функций: фискальная, регулирующая, распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная. Налоговый кодекс Российской Федерации (I часть) содержит 28 различных налогов и сборов, в том числе: · Федеральные налоги и сборы. · Региональные налоги и сборы. · Местные налоги и сборы. Особое значение в структуре налогов имеет их деление на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются либо с доходов, либо с имущества физических лиц. К таким налогам относятся индивидуальный подоходный налог, взносы по социальному страхованию, налог на имущество, на наследство, налог с владельцев транспортных средств. Косвенные налоги включаются в цену товара и услуг или в виде надбавок к цене. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость (НДС), налог с оборота, таможенные пошлины, акцизы – налог в виде высокой надбавки к цене особых товаров (алкогольная и табачная продукция, бензин, соль, спички. Нормой налогообложения является налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Существуют различные виды налоговых ставок. В том числе, если устанавливается единый процент уплаты налогов, независимо от размеров дохода, мы имеем дело с пропорциональными ставками (например, НДС, подоходный налог, акцизы). В тех случаях, когда ставки возрастают с увеличением доходов, то применяются прогрессивные ставки. Регрессивная налоговая ставка означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, чем с высоких доходов (единый социальный налог). Посредством налоговых льгот, государство стимулирует капиталовложения, создавая более благоприятные условия для расширения АД (совокупный общественный спрос).
А. Лаффером было доказано, что результатом снижением налогов является экономический подъём и рост доходов государства (см.рис.1).
Рис.1. Кривая Лаффера На рис. 1 по оси ординат отложены налоговые ставки (R), по оси абсцисс — поступления в госбюджет (Y). Оптимальный размер налоговых ставок (Ri) обеспечивает максимальные поступления в государственный бюджет (Yi). Размер налоговой ставки и сумма собранных налогов связаны определённой зависимостью. Повышение налоговых ставок только до определенного момента может вести к росту суммы собранных налогов.
Фискальная политика. Государственный долг и его последствия. Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП. Государство может использовать стимулирующую бюджетно-налоговую политику (фискальная экспансия), для преодоления циклического спада (в краткосрочной перспективе), где предполагается увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. А также может использовать сдерживающую бюджетно-налоговую политику (фискальная рестрикция), которая ограничивает циклический подъём экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т. Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов. Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.
Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством. Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям. Международный кредит даёт возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета. Рост внешней задолженности создаёт и весьма ощутимые проблемы, усиливающие зависимость экономики. Раздел 3. Макроэкономика (продолжение) Тема 3.5. Денежный рынок и денежно-кредитная политика
1. Деньги, их функции и виды. Равновесие денежного рынка. 2. Банковская система, её структура и функции. 3. Теоретические основы монетарной политики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|