Теория С.А. Мухиной и И.И. Тарновской (10 фундаментальных потребностей)
1 нормальное дыхание 2 адекватное питьё и питание 3 физиологические отправления 4 движение 5 сон 6 личная гигиена и смена одежды 7 поддержание нормальной температуры тела 8 поддержание безопасности окружающей среды 9 общение 10 труд и отдых
По теории Д. Орем «уход за собой» - если П. и его родственники не могут сохранить равновесие между потребностями и возможностями в самоуходе - необходимо сестринское вмешательство) Д. Орем выделяет 3 группы потребностей в самоуходе: - универсальные - присущи всем людям в течении всего жизненного цикла (достаточное потребление воздуха, воды, пищи, достаточная возможность выделения, баланс между активностью и отдыхом, предупреждение опасности для жизни, сбалансированное время одиночества и общества, стимулирование желания соответствовать определённой социальной группе) - потребности, связанные с фазой развития - потребности, связанные с нарушением здоровья (виды нарушений - анатомические изменения (пролежни, отёки, раны), функциональные физиологические (одышка, контрактуры, паралич), изменение поведения (апатия, депрессия, страх, беспокойство) № 13. Иерархия потребностей по А. Маслоу. Амер. психофизиолог Абрахам Маслоу в 1943г изобразил уровни потребностей в виде пирамиды ( любому человеку присущи не только низшие потребности, но и высшие, но не удовлетворив низшие потребности, человек не может перейти на следующую ступень. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни) Основание пирамиды - физиологические потребности - основа жизнедеятельности- обеспечивают выживание человека (потребность дышать, есть, пить, выделять, спать, двигаться) - уровень примитивен
2 уровень - безопасность и защищённость - забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надёжности (одежда, дом, помощь). Многие люди тратят почти всё свое время на удовлетворение первых двух уровней пирамиды. 3 уровень - социальный - поиск своего места в жизни - семья, друзья, любовь, одобрение, общение. это норма для большинства людей, человек не может «жить в пустыне» 4 уровень - потребность в уважении окружающих - уважение, признание, престиж, социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное совершенствование людей. Формулу зависимости самоуважения человека предложил амер. психолог Джеймс: УСПЕХ САМОУВАЖЕНИЕ = ----------------------- ПРИТЯЗАНИЯ
Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения 5 уровень - самовыражение, самоактуализация - в ершина пирамиды - реализация своих потенциальных возможностей и личного роста
№ 14. Сестринский процесс. Цель, этапы сестринского процесса Сестринский процесс -это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся П. и сестра и возникающих при этом проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Слово «процесс» означает ход событий, в данном случае - последовательные действия, предпринятые сестрой при оказании помощи ( Последовательность определённых действий, направленных на решение проблем). Цели сестринского процесса - обеспечить приемлемое качество жизни пациента, в зависимости от его состояния - предупредить, облегчить, свести до минимума проблемы П. - помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой - поддержать или восстановить независимость П. в удовлетворении основных потребностей организма, либо обеспечить спокойную смерть.
Если суть СД состоит в уходе за П., то суть СП в том, каким образом МС организует этот уход. Этапы сестринского процесса 1 этап - сестринское обследование - состоит из: - сбора информации о П. ( субъективные данные - при этом используются тесты, опросники, объективные (пульс, измерение АД, температуры) и дополнительные данные - жалобы, имеющиеся заболевания, место работы, социальный статус, бытовые условия. - оценка психо-социальной ситуации, в которой находится П. - определение факторов риска, данных об окружающей среде, влияющих на состояние здоровья (место работы и социальные условия жизни). - анализ собранной информации с целью определения потребностей П. в уходе (на 1 месте - жизненно важные потребности, далее - потр-ти, требующие незамедлительного удовлетворения, на 3 - потр-ти, которые видит сам П. или его родственники.) 2 этап - формируется клиническое рассуждение МС (сестринская диагностика), в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции П. на болезнь, с желательным указанием вероятной причины такой реакции (проблема П., что может быть, если мы не вмешаемся, установить причину) - определение настоящих (явных) и потенциальных (скрытых)проблем П. и его потребности в уходе - разработка первоочередных задач ухода: определение приоритетных проблем (не более 3 сестринских диагнозов, требующих незамедлительного решения) - обсуждение с П. где это возможно, его выявленных проблем, неудовлетворённых потребностей и намеченных приоритетов. Классификация проблем П. 1 а) настоящие (острая задержка мочи) б) потенциальные (возникновение пролежней) - проблемы, которые могут возникнуть в будущем в) приоритетные (первоочередные и второстепенные (решение может быть отсрочено)) По очерёдности - проблемы, представляющие угрозу для жизни - проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и развитие осложнений - представляющие угрозу для окружающих 2 а) физиологические проблемы (жажда, боль, отсутствие аппетита) б) психологические (страх, депрессия) в) социальные (приводящие к потере работы, семьи, друзей) г) духовные (потеря смысла жизни, разрушение идеалов) 3 этап - планирование СУ План СУ - подробное перечисление специальных действий для достижения целей ухода. Планирование осуществляется при обязательном участии П. Мероприятия плана должны быть ему понятны, и он должен быть согласен на них.
Этап включает в себя - постановку целей (краткосрочные - до недели (должны быть ступенькой к достижению долгосрочных), долгосрочные - неделя, месяц) Каждая из целей содержит: - исполнение действия - характеристика времени, места, расстояния - условия (с помощью кого-либо или чего-либо) 4 этап - логическое обоснование этого этапа базируется на оказании помощи (сестринское вмешательство) по удовлетворению потребностей П. и ссылки на знание, умение, которыми обладает МС (это выполнение раннее намеченного плана СУ). Особое место в реализации планов занимают те пункты, которые включают в себя беседы с П. и его родственниками, обучение их элементам ухода. 5 этап включает: - оценка эффективности запланированного вмешательства - дальнейшая оценка планирования, если желаемые результаты не достигнуты - критический анализ всех этапов СП и внедрение необходимых поправок. Сестринский процесс документируется в сестринской истории болезни или в сестринском листе наблюдений и ухода по определённой форме, которые определяют и утверждают сами МС.
№ 15 Обучение. Задачи и функции обучения в сестринском деле.
Обучение – целенаправленно организованный планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.
Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь П. в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.
Задачи обучения. - Удовлетворять нарушенные потребности П., то есть обучить П. самоуходу. - Адаптировать П. к болезни и способствовать повышению качества его жизни. - Пропагандировать ЗОЖ или корректировать существующий.
Функции обучения. Образовательная – стремление к получению знаний и приобретение умений и навыков. Навык – высшее проявление умения, способность выполнять действие самостоятельно.
Развивающая – способность применить знания и умения на практике. Воспитательная – целенаправленное развитие личности.
№ 16. Сферы, методы, приемы и факторы обучения. Сферы обучения. Познавательная – позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно маслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления. Эмоциональная – характеризует настроение личности. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение. Выражает это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов. Психомоторная – изменяет настроение, чувства, двигательную активность П., в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.
Методы обучения. Словесный – мини лекция, беседа, рассказ. Наглядный – медицинский атлас, таблица, фантомы, муляжи, видеоматериалы, предметы ухода, научно-популярная литература. Практический – отработка манипуляций (выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, измерение АД и так далее).
Методы обучения – взаимодействие МС и П. при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.
Приемы обучения – действия, направленные на достижения желаемого результата в обучении. - Наблюдение – восприятие. - Запоминание – повторение. - Анализ – обобщение или коррекция.
Факторы обучения. - Желание и готовность П. и (или) родственников. - Способность к обучению – зависит от возраста, физического состояния, уровня развития, состояния здоровья. - Окружающая обстановка – время, тишина, температура, мебель, музыка, освещение и так далее. Успех обучения зависит от формирования у П. мотивации.
Мотивация – осознанное стремление П. получать информацию и выполнять необходимые действия. Информацию следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному, для поэтапного овладения знаниями и умениями. У каждого человека мотивация индивидуальна.
№ 18 Определение ВБИ ВБИ - это любое, клинически выраженное заболевание, обусловленное микроорганизмами, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал, в силу осуществляемой им деятельности. Источники ВБИ - медперсонал - пациенты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|