Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория С.А. Мухиной и И.И. Тарновской (10 фундаментальных потребностей)




 

1 нормальное дыхание

2 адекватное питьё и питание

3 физиологические отправления

4 движение

5 сон

6 личная гигиена и смена одежды

7 поддержание нормальной температуры тела

8 поддержание безопасности окружающей среды

9 общение

10 труд и отдых

 

По теории Д. Орем «уход за собой» - если П. и его родственники не могут сохранить равновесие между потребностями и возможностями в самоуходе - необходимо сестринское вмешательство)

Д. Орем выделяет 3 группы потребностей в самоуходе:

- универсальные - присущи всем людям в течении всего жизненного цикла (достаточное потребление воздуха, воды, пищи, достаточная возможность выделения, баланс между активностью и отдыхом, предупреждение опасности для жизни, сбалансированное время одиночества и общества, стимулирование желания соответствовать определённой социальной группе)

- потребности, связанные с фазой развития

- потребности, связанные с нарушением здоровья (виды нарушений - анатомические изменения (пролежни, отёки, раны), функциональные физиологические (одышка, контрактуры, паралич), изменение поведения (апатия, депрессия, страх, беспокойство)

№ 13. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

Амер. психофизиолог Абрахам Маслоу в 1943г изобразил уровни потребностей в виде пирамиды ( любому человеку присущи не только низшие потребности, но и высшие, но не удовлетворив низшие потребности, человек не может перейти на следующую ступень. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей жизни)

Основание пирамиды - физиологические потребности - основа жизнедеятельности- обеспечивают выживание человека (потребность дышать, есть, пить, выделять, спать, двигаться) - уровень примитивен

2 уровень - безопасность и защищённость - забота о поддержании жизненного уровня, стремление к материальной надёжности (одежда, дом, помощь). Многие люди тратят почти всё свое время на удовлетворение первых двух уровней пирамиды.

3 уровень - социальный - поиск своего места в жизни - семья, друзья, любовь, одобрение, общение. это норма для большинства людей, человек не может «жить в пустыне»

4 уровень - потребность в уважении окружающих - уважение, признание, престиж, социальный успех. А. Маслоу имел в виду неуклонное совершенствование людей.

Формулу зависимости самоуважения

человека предложил амер. психолог Джеймс:

УСПЕХ

САМОУВАЖЕНИЕ = -----------------------

ПРИТЯЗАНИЯ

 

Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения

5 уровень - самовыражение, самоактуализация - в ершина пирамиды - реализация своих потенциальных возможностей и личного роста

 

№ 14. Сестринский процесс. Цель, этапы сестринского процесса

Сестринский процесс -это научный метод сестринской практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся П. и сестра и возникающих при этом проблем в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Слово «процесс» означает ход событий, в данном случае - последовательные действия, предпринятые сестрой при оказании помощи (

Последовательность определённых действий, направленных на решение проблем).

Цели сестринского процесса

- обеспечить приемлемое качество жизни пациента, в зависимости от его состояния

- предупредить, облегчить, свести до минимума проблемы П.

- помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой

- поддержать или восстановить независимость П. в удовлетворении основных потребностей организма, либо обеспечить спокойную смерть.

Если суть СД состоит в уходе за П., то суть СП в том, каким образом МС организует этот уход.

Этапы сестринского процесса

1 этап - сестринское обследование - состоит из:

- сбора информации о П. ( субъективные данные - при этом используются тесты, опросники, объективные (пульс, измерение АД, температуры) и дополнительные данные - жалобы, имеющиеся заболевания, место работы, социальный статус, бытовые условия.

- оценка психо-социальной ситуации, в которой находится П.

- определение факторов риска, данных об окружающей среде, влияющих на состояние здоровья (место работы и социальные условия жизни).

- анализ собранной информации с целью определения потребностей П. в уходе (на 1 месте - жизненно важные потребности, далее - потр-ти, требующие незамедлительного удовлетворения, на 3 - потр-ти, которые видит сам П. или его родственники.)

2 этап - формируется клиническое рассуждение МС (сестринская диагностика), в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции П. на болезнь, с желательным указанием вероятной причины такой реакции (проблема П., что может быть, если мы не вмешаемся, установить причину)

- определение настоящих (явных) и потенциальных (скрытых)проблем П. и его потребности в уходе

- разработка первоочередных задач ухода: определение приоритетных проблем (не более 3 сестринских диагнозов, требующих незамедлительного решения)

- обсуждение с П. где это возможно, его выявленных проблем, неудовлетворённых потребностей и намеченных приоритетов.

Классификация проблем П.

1 а) настоящие (острая задержка мочи)

б) потенциальные (возникновение пролежней) - проблемы, которые могут возникнуть в будущем

в) приоритетные (первоочередные и второстепенные (решение может быть отсрочено))

По очерёдности

- проблемы, представляющие угрозу для жизни

- проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и развитие осложнений

- представляющие угрозу для окружающих

2 а) физиологические проблемы (жажда, боль, отсутствие аппетита)

б) психологические (страх, депрессия)

в) социальные (приводящие к потере работы, семьи, друзей)

г) духовные (потеря смысла жизни, разрушение идеалов)

3 этап - планирование СУ

План СУ - подробное перечисление специальных действий для достижения целей ухода. Планирование осуществляется при обязательном участии П. Мероприятия плана должны быть ему понятны, и он должен быть согласен на них.

Этап включает в себя

- постановку целей (краткосрочные - до недели (должны быть ступенькой к достижению долгосрочных), долгосрочные - неделя, месяц)

Каждая из целей содержит:

- исполнение действия

- характеристика времени, места, расстояния

- условия (с помощью кого-либо или чего-либо)

4 этап - логическое обоснование этого этапа базируется на оказании помощи (сестринское вмешательство) по удовлетворению потребностей П. и ссылки на знание, умение, которыми обладает МС (это выполнение раннее намеченного плана СУ). Особое место в реализации планов занимают те пункты, которые включают в себя беседы с П. и его родственниками, обучение их элементам ухода.

5 этап включает:

- оценка эффективности запланированного вмешательства

- дальнейшая оценка планирования, если желаемые результаты не достигнуты

- критический анализ всех этапов СП и внедрение необходимых поправок.

Сестринский процесс документируется в сестринской истории болезни или в сестринском листе наблюдений и ухода по определённой форме, которые определяют и утверждают сами МС.

 

№ 15 Обучение. Задачи и функции обучения в сестринском деле.

 

Обучение – целенаправленно организованный планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями и умениями под руководством опытных лиц.

 

Цель сестринской педагогики – обеспечить достойную жизнь П. в новых для него условиях в связи с заболеванием, чтобы жить в гармонии с окружающей средой.

 

Задачи обучения.

- Удовлетворять нарушенные потребности П., то есть обучить П. самоуходу.

- Адаптировать П. к болезни и способствовать повышению качества его жизни.

- Пропагандировать ЗОЖ или корректировать существующий.

 

Функции обучения.

Образовательная – стремление к получению знаний и приобретение умений и навыков.

Навык – высшее проявление умения, способность выполнять действие самостоятельно.

Развивающая – способность применить знания и умения на практике.

Воспитательная – целенаправленное развитие личности.

 

№ 16. Сферы, методы, приемы и факторы обучения.

Сферы обучения.

Познавательная – позволяет анализировать факты и информацию, абстрактно маслить, использовать полученные из окружающей среды знания и впечатления.

Эмоциональная – характеризует настроение личности. Человек, получив информацию, изменяет свое поведение. Выражает это чувствами, мыслями, мнением и оценкой каких-то факторов.

Психомоторная – изменяет настроение, чувства, двигательную активность П., в зависимости от общего самочувствия, нервно-психических и соматических заболеваний.

 

Методы обучения.

Словесный – мини лекция, беседа, рассказ.

Наглядный – медицинский атлас, таблица, фантомы, муляжи, видеоматериалы, предметы ухода, научно-популярная литература.

Практический – отработка манипуляций (выполнение инъекций, подача грелки, пузыря со льдом, измерение АД и так далее).

 

Методы обучения – взаимодействие МС и П. при изучении учебного материала, направленное на достижение желаемого результата.

 

Приемы обучения – действия, направленные на достижения желаемого результата в обучении.

- Наблюдение – восприятие.

- Запоминание – повторение.

- Анализ – обобщение или коррекция.

 

Факторы обучения.

- Желание и готовность П. и (или) родственников.

- Способность к обучению – зависит от возраста, физического состояния, уровня развития, состояния здоровья.

- Окружающая обстановка – время, тишина, температура, мебель, музыка, освещение и так далее.

Успех обучения зависит от формирования у П. мотивации.

 

Мотивация – осознанное стремление П. получать информацию и выполнять необходимые действия. Информацию следует давать небольшим объемом, доступно, от простого к сложному, для поэтапного овладения знаниями и умениями. У каждого человека мотивация индивидуальна.

 

 

№ 18 Определение ВБИ

ВБИ - это любое, клинически выраженное заболевание, обусловленное микроорганизмами, поражающее больного в результате его госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал, в силу осуществляемой им деятельности.

Источники ВБИ

- медперсонал

- пациенты

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...