Особенности развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни
Стр 1 из 5Следующая ⇒ КУРСОВАЯ РАБОТА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 7 ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научный руководитель: Доцент кафедры ПМДО к.п.н. Усачева Т.Ю. Работу выполнила: Студента 2 курса 4 года обучения Сухогузова С.В.
Сыктывкар, 2007 Содержание Введение………………………………………………………………………..…3 Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности……………………………….……………………………………...5 1.1. Особенности развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни.5 1.2. Психологические особенности восприятия изобразительного и музыкального искусства старшими дошкольниками………………………16 1.3. Интегрированный процесс музыки и изобразительного искусства в ДОУ…………………………………………….................................................24 Глава II. Экспериментальное исследование проблемы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности …………………….……..30 2.1 Цель, задачи и содержание констатирующего этапа исследования………………………………………………………………...30 2.2 Цель, задачи и методика формирующего эксперимента……………..37 2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента……………………………………………………………………..52 Заключение…………………………………………………………….…………56 Список литературы………………………………………………….………….58 Приложения Введение Запоследнее время усилилось внимание к двум взаимообратным тенденциям обучения — дифференциации и интеграции. С одной стороны, в достаточно широком эксперименте представлены идеи дифференциации обучения, реализуемые через функцию обучения в старших и средних классах. С другой стороны,— это идеи интеграции, проникающие, прежде всего в дошкольные учреждения и начальную школу. Осуществление направленной интеграции обучения фактически нарушает определенный баланс и потому обладает как достоинствами, так и недостатками, которые свойственны каждой крайности. В практике дошкольного обучения используются, развиваются и внедряются межпредметные связи как «зона ближайшего развития» для дальнейшего постепенного использования интеграции учебных связей. Процессы интеграции пронизывают традиционное дошкольное обучение, именно по этому возникает актуальность рассмотрения и внедрения путей в практику идей интеграции музыки и изобразительного искусства в рамках данной работы. Многие методисты и ученые, изучавшие проблему развития интеграции дошкольного обучения, такие как Боярчук В.Ф., Ильиченко Л.П., Колягин Ю.М., Розенцвег М и др. отмечают, что педагоги недостаточно обращают внимание на интеграцию смежных предметов, хотя она является немаловажным фактором для развития детей старшего дошкольного возраста.
Цель поиск педагогических условий по развитию эмоциональной сферы у детей 7 года жизни. Цель конкретизировалась в следующих задачах: 1. Изучить теоретические проблемы и основы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности. 2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни. 3. Разработать и экспериментально проверить эффективность системы интегрированных занятий, по развитию эмоциональной сферы у детей 7 года жизни, в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности. Объект исследования: процесс развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.
Предмет исследования: педагогические условия, способствующие успешному развитию эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности. Гипотеза исследования: Интеграция предметов изобразительного искусства и музыки в большей степени будут способствовать развитию эмоциональной сферы у детей 7 год жизни, при следующих условиях: 1. тематика занятий по музыкальной и изобразительной деятельности будут иметь одно название. 2. отбор содержания музыкального репертуара и содержания музыкальных занятий будет соответствовать возрастным особенностям детей. 3. Использование разных форм организации занятий по музыкальной и изобразительной деятельности (занятие - экскурсия, занятие - наблюдение, занятие – беседа, занятие формирования новых знаний, занятие - применения новых знаний на практике, занятие систематизации и обобщения новых знаний). 4. Взаимоотношение руководителя с детьми 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности. Для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования была использована комплексная методика исследования, включающая теоретический анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Глава I. Теоретические основы развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности Особенности развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни На отдельные факты и явления, на все, что нас окружает, мы реагируем не бесстрастно, а относимся ко всему определенным образом. Радость, печаль, гнев, грусть, страх, удивление - все это разнообразные эмоции, выражающие наше отношение к действительности. Даже отдельные ощущения - цвет, вкус, запах - не бывают для нас безразличными. Ощущая, мы испытываем удовольствие или неудовольствие. Все мы в различные моменты своей жизни то радуемся, то огорчаемся, то негодуем или восхищаемся, кого-то любим, кого-то ненавидим и пр. Термин «эмоция» (от лат. emovere - потрясаю, волную) означает неравнодушное отношение к различным событиям и ситуациям в жизни.
Понятия «эмоции» и «чувства» нередко употребляют как синонимы, хотя они и отличаются друг от друга. Эмоции - более простое, непосредственное переживание в данный момент. Говорят о разных эмоциональных состояниях человека в различных ситуациях. Чувство - более сложное, постоянное, устоявшееся эмоциональное отношение человека. Чувства выражаются в эмоциях, но они всегда предметны, т.е. мы испытываем чувства к чему-то или кому-то, имеющим для нас постоянную мотивационную значимость. Чувства и эмоции - это переживаемые человеком отношения к миру и к самому себе. Такие отношения придают эмоциональную окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает. Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Чувства человека отличаются большим разнообразием качеств, свойств и оттенков. Одной из особенностей чувств является их полярность или противоположность: радость - грусть, любовь - ненависть, удовольствие - страдание, страх - смелость, благодарность - неблагодарность и т.п. Эта полярность дает основание для деления чувств на положительные и отрицательные. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции. Таким образом, положительные эмоции - это приятные для человека чувства, отрицательные - неприятные. Чувства человека выполняют в жизни различные функции: оценивающую - положительные и отрицательные эмоции показывают, как человек относится к чему-либо и оценивает это (недовольство, стыд и др. содержат те или иные оценки); побуждающую - чувства могут побуждать человека к действию, а могут препятствовать этому; направление внимания - то, что возбуждает наши чувства, мы воспринимаем более ясно и точно.
Люди существенно отличаются друг от друга эмоциональным развитием. Основные различия в эмоциональной сфере людей определяются следующим: 1) на что направлены чувства, и какое отношение они выражают. Гнев может быть благороден, а радость презренна в зависимости от того, на кого и на что они направлены; 2) каковы легкость возникновения и сила протекания эмоциональных состояний; 3) устойчивость и глубина чувства. Эмоциональная сфера прошла длительный путь развития - от примитивной чувственной реакции у животных к высшим чувствам человека. У животных эмоции - ярость, страх, удовольствие находятся в теснейшей связи с их интенсивной деятельностью, с удовлетворением органических (естественных) потребностей (самосохранения, питания, размножения). И у человека эти эмоции возникают как непосредственная реакция на предметы и явления окружающего мира при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей в еде, жилище, одежде, половых потребностей, потребности во сне и пр. Однако социальный образ жизни человека, особенности его деятельности, специфические человеческие формы сотрудничества и отношений человека к человеку перестроили и усложнили его эмоциональную сферу, создали основу для формирования специфически человеческих чувств. Новые эмоции и чувства возникают у человека в связи с появлением новых потребностей. Культурные или социальные потребности постепенно порождают сложнейший мир специфических человеческих чувств, прежде всего чувств человека к человеку и другим людям. Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности огромно. Они обогащают психику человека, яркость и разнообразие чувств делают его более интересным и для окружающих, и для самого себя. Богатство собственных переживаний помогает более глубоко и тонко понять происходящее, будь то произведения искусства - стихи, музыка, театр, или переживания других людей, или события, происходящие в мире. Чувства оказывают различное влияние на деятельность. Хорошее настроение усиливает желание работать, при большой радости, кажется, можно горы сдвинуть. При равнодушии, безразличии ко всему человек вряд ли способен ставить и решать жизненно важные задачи. Колоссально значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Если ребенок испытывает на уроке приятные чувства - ему интересно, не страшно, он увлечен предметом познания, он будет хорошо учиться; если ребенку на уроке скучно или у него возникает чувство страха из-за возможной ошибки, он не уверен в себе и пр., проблем в его учебной деятельности будет много.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности).[3,с.176] Эмоциональная отзывчивость на музыку, как было сказано выше, проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего, развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях. Поскольку восприятие музыки — это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т. д.). Наряду с восприятием музыки именно музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эта способность. Эмоциональная отзывчивость на музыку может проявляться у детей очень рано, в первые месяцы жизни. Ребенок способен оживленно реагировать на звуки веселой музыки — непроизвольными движениями, возгласами — и успокоенно, сосредоточенно, со вниманием воспринимать спокойную музыку. Постепенно двигательные реакции становятся более произвольными, согласованными с музыкой, ритмически организованными. [12,с.86] Итак, в каждом виде музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, кроме основных музыкальных способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма), развивается и эмоциональное развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных способностей. Развитие всех способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов. Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б. М. Теплов). [13,с.81] Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представлений, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса. Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма) только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений. [7,с.86] Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности, важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. Одним из показателей развитости ладового чувства являются любовь и интерес к слушанию музыки. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), просьбах повторить произведение, наличии любимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»). Кроме того, развитие ладового чувства определяется по умению различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации. Основой индивидуальной музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. [10,с.46] Термин музыкально-эстетическое сознание взят из эстетики. Сознание, являясь внутренним идеальным планом музыкальной деятельности, образует как бы второй, повторяющий ее по содержанию, но отличный по форме (сфера идеального, а не практически операционного) компонент музыкальной культуры личности. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности, оно помогает человеку воспринять содержание музыкального произведения и определить для себя его значение. Для полноценного восприятия слушателю необходимо переживать музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые знания о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если произведение исполняется так, что затрагивает чувства, вызывает сопереживание музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, высказать свое, пусть пока элементарное суждение. [12,с.86] Уровень музыкально-эстетического сознания зависит и от развития музыкальных способностей, а также от общего развития детей. Потребность в музыке. Потребность как стимулятор активности человека необходима для любой его деятельности. Она является отправной точкой формирования эстетического отношения ребенка к музыке. Потребность в музыке возникает рано наряду с потребностью общения со взрослым в насыщенной положительными эмоциями музыкальной среде. Она развивается с приобретением музыкального опыта. Потребность в музыке может усиливаться, если имеются для этого соответствующие условия. 3—4-летний ребенок начинает чувствовать музыку не только на фоне общения со взрослым, но и при самостоятельном ее восприятии, слушает музыку более продолжительное время. Это связано с приобретением некоторого музыкального и жизненного опыта, возросшими исполнительскими возможностями. При правильном педагогическом руководстве, продуманной организации музыкальной деятельности ребенка к 6 годам у него можно сформировать устойчивый интерес к музыке. В восприятии музыки главная роль принадлежит эмоциям как специфической реакции слушателя, вызывающей или духовное удовлетворение, или неудовлетворение. Музыкальное произведение может быть оценено на основе одних эмоций без осознания того, что в нем выражено. Но если ребенок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления о музыке, он способен глубже ее прочувствовать и познать. Эстетическая эмоция объединяет эмоциональное и интеллектуальное отношение к музыке. Эстетическая эмоция может стать показателем всей духовной культуры ребенка, если она перерастает в эстетическое переживание. Это достигается при побуждении детей к эмоциональной отзывчивости на музыку, более глубокому ее познанию. [7,с.86] Эстетическое переживание. Б. М. Теплое, исследуя художественные способности, установил, что в основе восприятия всех искусств лежит эстетическое переживание содержания произведения. Чтобы понять музыкальное произведение, важно его эмоционально пережить и уже на этом основании поразмыслить над ним. При слушании музыки у ребенка возникают определенной силы положительные или отрицательные эмоции, отражающие его конкретное психическое состояние. В теории эстетики оно называется эстетическим переживанием. Более сложные музыкальные произведения могут пробудить несколько различных эмоций. Однако всегда одна из них бывает более яркой, вызывающей соответствующее эстетическое переживание: радость, печаль и т. д. Переживание произведения индивидуально для каждого человека и имеет различные эмоциональные оттенки. В сознании ребенка идет определенное оценивание музыки, которое может быть положительным и отрицательным. При положительных переживаниях формируется признание ценности музыки, эстетическое к ней отношение, происходит духовное обогащение личности. Повторенное эстетическое переживание особенно значимо для личности. Оно не только обновляет, углубляет музыкальные впечатления ребенка, но словно очищает его духовный мир. Эстетические эмоции и переживания являются основой эстетического восприятия. Эстетическое переживание объединяет эмоции, возникшие под влиянием музыки, и специфическое осознание самой музыки. Ребенок, воспринимая музыку, интуитивно или сознательно ее оценивает. На основе эстетического восприятия возникают и формируются эстетические чувства ребенка как устойчивое отношение к музыке, содержащее в себе эмоциональную и познавательную природу. Они имеются у каждого человека от рождения и могут развиваться в эстетической деятельности. И. Кант отнес их к «незаинтересованным» чувствам, выделяющимся из всей сферы человеческих чувств. Это такие чувства, когда человек переживает, действует, творит, стремясь не к материальной выгоде, а лишь к красоте, удовлетворяя свои духовные потребности. Эстетическое чувство, которое возникает при восприятии или исполнении музыки, есть признак формирования музыкального вкуса. Развитый музыкальный вкус — это способность наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. О развитости музыкального вкуса говорит то, какую музыку и как глубоко воспринимает человек. Музыкальный вкус формируется в музыкальной деятельности: при восприятии, исполнении, оценке музыки, когда ребенок более или менее мотивированно отдает предпочтение тем или иным произведениям. В музыкальном вкусе проявляются в единстве эмоциональное и интеллектуальное начала. Он не является врожденным, а приобретается с опытом. Оценка музыки — сознательное отношение к своим музыкальным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобщения. Возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, что отражено в произведении, побуждает его вслушиваться, мобилизует внимание. Таким образом, ребенок сначала интуитивно отмечает некоторые средства музыкального выражения, потом замечает, что они повторяются и в других произведениях, что эти средства имеют связь с содержанием музыки. Так он учится сравнивать, обобщать произведения по определенным признакам, высказывать свое мнение, давать оценку. [12,с.66] Нужно использовать разнообразную по эмоциональному содержанию музыку, обладающую художественными достоинствами, знакомить детей с произведениями разных эпох и стилей, приучая к их интонационному языку. Только в этом случае могут быть заложены основы музыкальной культуры. В процессе восприятия музыки у ребят возникает интерес к ней, определяются эталоны красоты. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом,— это сама музыка. Только она может вызвать (или не вызвать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувства, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Данные отечественных и зарубежных исследований (Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, А. Катинене, А. Вайчене, К. Форай, А. Атанасова, Э. Седлачкова и др.) свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в детском саду наиболее привлекает ребят музыкальная. Дети с увлечением поют, играют, двигаются под музыку. Учеными выявлены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разнообразной музыкальной деятельности. Среди них применение игровых приемов, кратких образных рассказов о музыке, наглядных пособий, проблемных ситуаций, выразительное, яркое исполнение произведений. Возможности детей в оценке музыки исследовали Н. А. Ветлугина, А. И. Шелепенко, Н. А. Чичерина, Л. Н. Комиссарова. Замечено, что некоторые знания о музыке помогают детям уяснить средства музыкального выражения, почувствовать общий характер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотивированной оценке. [5,с.96]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|