Сравнительный анализ констатирующего и контрольного эксперимента
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 По истечению 3 месяцев формирующего этапа работы, был проведен контрольный эксперимент. Цель контрольного этапа исследования: выявить эффективность созданных условий интеграции музыкальной и изобразительной деятельности в процессе восприятия музыки у детей 7 года жизни. Исходя из цели контрольного этапа исследования, мы определили задачи контрольного этапа исследования: 1. Выявить уровень умений выражать эмоции в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности у детей 7 года жизни. 2. Выявить уровень умений определять эмоции в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности у детей 7 года жизни. 3. Выявить уровень эмоционального развития в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности у детей 7 года На контрольном этапе исследования мы применили аналогичную диагностику и критерии констатирующего этапа исследования, за исключением изменений, которые внесли в задания №2,3. Для реализации задач экспериментального исследования на контрольном этапе исследования, нами была составлена диагностика, аналогичная констатирующему этапу, направленная на выявление уровня развития эмоционального развития у детей 7 года жизни.
Результаты исследования уровня умения выражать эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования Количественный анализ: По данным Таблицы № 4, в результате исследования, выявлено: 60 % (12 чел) – имеет высокий уровень умения выражать свои эмоции, 40 % (8 чел) – имеют средний уровень умения выражать свои эмоции. Детей с низким уровнем не выявлено. Качественный анализ:
Исходя из результатов Таблицы № 4, выявили, что дети 7 года жизни стали свободно выражать свои эмоции без предварительной ситуации педагога. Способны показывать эмоциональные состояния (и положительные, связанные с радостью и отрицательные – разочарование, страх и т.д.). Таким образом, по результатам диагностики умения выражать свом эмоции, мы выявили, что задания способствовали развитию выражений собственных эмоций. Дети уже не испытывали особых затруднений, при выполнении задания стремились эмоционально изобразить. Результаты исследования уровня развития умения определять эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования Количественный анализ: По данным Таблицы № 5, в результате исследования, выявлено: 80 % (16 чел) – имеет высокий уровень определять эмоции, 20 % (4 чел) – имеют средний уровень определять эмоции. Детей с низкими показателями не выявлено. Качественный анализ: Исходя из результатов Таблицы № 5, выявили, что дети 7 года жизни имеют более высокие показатели, по сравнению с констатирующим этапом исследования, поскольку в данном задании дети предполагали, как могут выглядеть лица при выражении тех или иных эмоций. Рассказывали, почему в данный момент выглядят глаза, брови, рот именно таким образом. Таким образом, по результатам контрольного эксперимента, мы выявили, что дети не испытывают затруднений при определении эмоций на рисунках. Результаты исследования уровня развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования Количественный анализ: По данным Таблицы № 6, в результате исследования, выявлено: 45 % (9 чел) – имеет высокий уровень развития эмоциональной сферы, 55 % (55чел) – имеют средний уровень развития эмоциональной сферы. Детей с показателями низкого уровня не выявлено.
Качественный анализ: Исходя из результатов Таблицы № 6, выявили, что дети 7 года жизни имеют более высокие показатели по сравнению с констатирующим этапом. Дети меньше испытывают затруднений при выполнении второго задания, связанного с определением жанра музыкального произведения (песня, танец, марш) с применением наглядности, справлялись с заданием, связанным с определением формы и частей музыкального произведения. (2 - х частную), определить вступление, проигрыш в зависимости от предложенного произведения. Таким образом, по результатам контрольного эксперимента, мы выявили, что дети не имеют затруднений, связанных с определением характера музыки и определения характеристики содержания (в опоре на программность произведения). Динамика изменения показателей контрольного этапа свидетельствуют о том, что дети свободно справлялись с заданиями, связанными с определением жанра музыкального произведения (песня, танец, марш) с применением наглядности, а так же с заданиями, направленные на выявление умений определить формы и части музыкального произведения. (2 - х частную), определить вступление, проигрыш в зависимости от предложенного произведения. Следовательно, динамика развития показателей восприятия детей 7 года жизни на контрольном этапе исследования свидетельствуют о верно созданных условиях на формирующем этапе исследования, для повышения уровня развития восприятия музыки в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности. Таким образом, по результатам контрольного эксперимента, мы выявили, что дети, имевшие более низкие показатели на констатирующем этапе исследования при эмоциональном восприятии музыкального произведения, на контрольном этапе имеют более высокие результаты. Следовательно, определив верно особенности восприятия детей года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования, на формирующем этапе исследования была верно организована работа по развитию эмоциональной сферы в процессе интеграции. Следовательно, выдвинутое в начале исследовательской деятельности гипотетическое предположение верно.
Заключение
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах, эмоциях человека, существующих в реальной жизни человека. Музыка, передающая всю гамму эмоций и оттенков, может расширить эти представления. Приобретая в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, развивается эмоциональная сфера. Важно, чтобы в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности приобретение знаний, умений и навыков не явилось самоцелью, а способствовало развитию эмоциональной сферы дошкольника. Решение задач в процессе восприятия музыкальных произведений детей зависит от педагогического мастерства и условий, которые проявляются в следующем: 1. создание возможностей для самовыражения детей, 2. формирование у детей навыков практического владения вербальными средствами, 3. повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, 4. применение интегрированного процесса на занятиях изобразительной и музыкальной деятельности. Динамика результатов экспериментального исследования, позволяет произвести следующие выводы, о том, что поставленные задачи и верно организована работа на формирующем этапе исследования по развитию эмоциональной сферы в процессе интеграции изобразительной и музыкальной деятельности, полностью подтверждают выдвинутое в начале исследовательской деятельности гипотезу о том, что интеграция предметов изобразительного искусства и музыки в большей степени будут способствовать развитию эмоциональной сферы у детей 7 год жизни, при следующих условиях: 1. тематика занятий по изобразительной и музыкальной деятельности будут иметь одно название. 2. отбор содержания музыкального репертуара и содержания музыкальных занятий будет соответствовать возрастным особенностям детей. 3. Использование разных форм организации занятий по музыкальной и изобразительной деятельности (занятие- экскурсия, занятие - наблюдение, занятие – беседа, занятие формирования новых знаний, занятие - применения новых знаний на практике, занятие систематизации и обобщения новых знаний).
4. Взаимоотношение руководителя с детьми 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности.
Литература: 1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки.— М., 1978. 2. Ананчепко Г. В. Из опыта работы по формированию гармонического слуха у младших школьников//Музыкальное воспитание в школе.— М., 1986.— Вып. 17. 3. Апраксина О. А. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы//Музыкалыюе воспитание в школе. — М, 1986.— Вып. 17. 4. Апраксина О. А. О праве учителя на эксперимент// Музыкальное воспитание в школе. — М., 1978.— Вып. 13. 5. А с а ф ь е в Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973. 6. Асафьев Б. В. О музыкально-творческих навыках у детей//Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.— М., 1973. 7. Бартенева Л. Б. О музыкальной грамотности школьников // Музыкальное воспитание в школе.— М., 1982.— Вып. 15. 8. Б арен бой м Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа.— М., 1978. 9. Боярчук В. Ф. Межпредметные связи 10. Б л а г и и и н а Т. И. Музыка И. С. Баха в начальной школе: Из опыта работы//Музыкальное воспитание в школе.— М., 1986.—Вып. 17. 11. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.,1988. 12. Головинский Е., Лазарев Д. Опыт ведения интегрированного курса естественных наук в школах Болгарии,// Перспективы.— 1986.— №4» 13. Гродзенская Н. Л. Подготовка к пению по нотам: Беседы о музыке на уроке//Музыкальное воспитание в школе.—М., 1975.—Вып. 10. 14. Данилевская Л. В. Уроки Надежды Львовны Гродзенской//Музыка в школе.— 1984. — № 3. 15. Дмитриева Л. Г. Развитие у первоклассников чувства формы в процессе элементарного музицирования // Музыкальное воспитание в школе.— М., 1979.— Вып. 14. 16. Дмитриева Л. Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки//Музыкальное воспитание в школе.— М., 1982.—Вып. 15. 17. Дмитриева Л. Г., Ройтерштейн М. И. Школьная музыка.—М., 1984. 18. Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н.М., Методика музыкального воспитания в школе. Учебник для студентов пед. уч-щ. – М.: Просвещение,1989. 19. Ильенко Л. П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах /'/' Начальная школа.— 1988.— № 9. 20. Карплас Р. Естественнонаучные дисциплины в начальной школе // Перспективы.— 1982.—№ 1—2. 21. Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. —• М., 1984. 22. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной шко-лы //Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1—3 классы (любое издание).
23. Колягин Ю. М. Об интеграции обучения и воспитания в начальной школе // Начальная школа.— 1989.— № 3. 24. Камшина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. – М.: Гуманит. изд. цетр. ВЛАДОС,1999. 25. Коноров а Е. В. Методическое пособие по ритмике,— М., 1973.—Вып. 1—2. 26. Леонтьев А.Н.Психологические вопросы сознательного учения // Избранные психологические произведения. - М., 1983. -Т.1. - С. 358-359 27. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет).—М., 1984. 28. Музыка в начальных классах.— М., 1985. 29. Музыка в 4—7 классах.— М., 1986. 30. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М., 1981. 31. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М., 1996. - С. 32. Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором//Музыкальное воспитание в школе.— М., 1975.— Вып. 10. 33. Познавательные процессы и способности в обучении. – М.,1990. 34. Попов В. С. Русская народная песня в детском хоре.—М., 1985. 35. Проблемы и тенденция развития школы в 36. Психология: Ученик для студентов пед. Учеб. заведений./И.В. Дубровина. – М.: Издательский центр «Академия»,2003. 37. Ройтерштейн М. И. О современной музыке для детей / / Музыкальное воспитание в школе.—М., 1986.— Вып. 17 38. Розенцвейг М. Некоторые теоретические вопросы формирования мировоззрения учащихся средних школ // Советская педагогика.— 1967.—№ 1. 39. Румер М. А. О детском музыкальном творчестве: Из истории вопроса//Музыкальное воспитание в школе.— М., 1979.— Вып. 14. 40. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума.— 41. Струве Г. А. Школьный хор.— М., 1981. 42. Сургаутаите В. И. Использование музыкальных инструментов на уроке//Музыкальное воспитание в школе.—М,, 1971.— Вып. 7. 43. Т е в л и и а В. К. Методика работы над песней (начальные классы)//Музыкальное воспитание в школе.— М., 1936.— Вып. 17. 44. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей //Избранные труды.— М., 1985.—Т. 1. 45. Хрестоматия по методике музыкального воспитания/ Сост. О. А. Апраксина — М., 1987. 46. Черноиваиеико Н. М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности//Музыкальное воспитание в школе.— М., 1979.— Вып. 14. 47. Черноиваненко Н. М. Формирование музыкального восприятия школьников//Музыкальное воспитание в школе.—М., 1982.—Вып. 15. 48. Шабалина 3.П. На пути обновления начальной школы. Нужны ли интегрированные курсы? // Начальная школа.— 1989.— № 7. 49. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989. - С. 56. 50. Якубовская Т. Л. В. Н. Шацкая — музыкант, просветитель, педагог, ученый//Музыка в школе.— 1984.—< № 1. 51. Яновская В. Ритмика.— М., 1979. Приложение 3 Результаты уровня развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования Таблица № 3
Высокий уровень – 15 % Средний уровень – 40 % Низкий уровень – 35 % Приложение 1 Результаты уровня умения выражать эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования Таблица № 1
Высокий уровень – 20 % Средний уровень – 60 % Низкий уровень – 20 %
Приложение 2 Результаты уровня умения определять эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на констатирующем этапе исследования Таблица № 2
Высокий уровень – 50 % Средний уровень – 35 % Низкий уровень – 15 %
Приложение 6 Результаты уровня развития эмоциональной сферы у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на контрольном этапе исследования Таблица № 6
Высокий уровень – 45 % Средний уровень – 55 % Низкий уровень – 0 % Приложение 4 Результаты уровня умения выражать эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на контрольном этапе исследования Таблица № 4
Высокий уровень – 60 % Средний уровень – 40 % Низкий уровень – 0 %
Приложение 5 Результаты уровня умения определять эмоции у детей 7 года жизни в процессе интеграции музыкальной и изобразительной деятельности на контрольном этапе исследования Таблица № 5
Высокий уровень – 80 % Средний уровень – 20 % Низкий уровень – 0 %
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|