Психологические особенности восприятия изобразительного и музыкального искусства старшими дошкольниками
Способность ребенка успешно включиться в процесс обучения во многом зависит от уровня развития его восприятия, или сенсорного развития. Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Как правило, дети, поступающие в школу, обладают достаточным уровнем сенсорной культуры. У них имеются довольно полные представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны - это созданные человеческой культурой общепринятые образцы внешних свойств предметов. Так, для зрительного восприятия выработаны сенсорные эталоны цвета- хроматические цвета - 7 основных цветов спектра и их оттенки; ахроматические цвета - белый, серый, черный; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны в е л и ч и н ы - метрическая система мер. В области слухового восприятия эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка. Соответствующие эталоны существуют во вкусовом, обонятельном восприятии. [32,с.14] К концу дошкольного возраста ребенок может пользоваться сенсорными эталонами как своеобразными единицами измерения, мерками при оценке различных свойств окружающих предметов. Он различает цвета, формы, величину предметов, их расположение в пространстве; может правильно назвать цвета и формы предметов, верно соотнести их по величине; умеет изобразить основные формы, раскрасить изображение в заданный цвет. Развитое восприятие имеет принципиальное значение для усвоения школьных дисциплин. Уроки музыки, природоведения, рисования, труда, физкультуры также требуют развитого восприятия. [17,с.51] Психологические исследования показывают, что к концу дошкольного возраста восприятие детей, несмотря на его большие возможности, еще очень несовершенно. Это связано с тем, что примерно до 7 лет восприятие ребенка носит глобальный характер: в сложной фигуре ребенок воспринимает только впечатление целого, без анализа частей, без синтеза их отношений. По словам Ж.Пиаже, ребенок хочет увидеть сразу все.
Слабая дифференцированность восприятия в конце дошкольного возраста проявляется и в том, что дети, выделяют при рассматривании предметов наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства. Напомним, что описанные ранее феномены Ж. Пиаже обусловлены доминированием в восприятии отдельных признаков, без учета и соотнесения их с остальными. [31,с.86] Совершенствование детского восприятия происходит по пути развития перцептивной активности ребенка. Перцептивная активность предполагает целенаправленное, систематическое исследование воспринимаемого предмета с целью выделения и анализа наиболее существенных его признаков и построения на этой основе целостного образа. Так, при зрительном восприятии предмета или его изображения глаз совершает многочисленные обследующие движения вдоль контура рассматриваемой фигуры с фиксацией наиболее примечательных, важных для ее опознания частей. Исследования показывают, что перцептивные действия развиваются с возрастом: в частности, дети 9-10 лет лучше исследуют фигуры, устанавливают связи между частями изображения и в целом производят рассматривание более точно и адекватно, чем дети 5-6 лет. [17,с.16] Более высокая целенаправленность, управляемость восприятия в старшем дошкольном возрасте обусловлена тем, что под влиянием развивающегося мышления «восприятие становится думающим». Именно это позволяет ребенку успешно анализировать различные свойства предметов и сопоставлять их друг с другом (анализирующее восприятие). Для того чтобы старшие дошкольники более точно анализировали качества воспринимаемых объектов, их необходимо специально обучать наблюдению. Как отмечает Л.Ф. Обухова, «молодые педагоги часто недооценивают те трудности, которые испытывает ребенок при восприятии нового объекта. Нужно учить детей рассматривать объект, нужно руководить восприятием. Для этого у ребенка необходимо создавать предварительное представление, предварительный поисковый образ для того, чтобы ребенок смог увидеть то, что нужно. Примеры этого просты, они вырабатываются тысячелетиями: необходимо указкой вести взор ребенка за собой. Мало иметь наглядный материал, нужно научить его видеть». [34,с.64]
При соответствующем обучении к концу старшего дошкольного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого. На этом этапе развития восприятия ребенок способен не только дать точное, целостное описание изображения (например, картинки), но и дополнить его объяснением изображенного события или явления. Проблема управления восприятием в старшем дошкольном возрасте непосредственно связана с вопросом о наглядности в обучении. Принцип наглядности является одним из основных в начальной школе. В целом он адекватен особенностям психического развития старших дошкольников, мышление которых, особенно на первых этапах обучения, имеет преимущественно наглядно-образный характер и опирается на восприятие конкретных признаков предметов. Однако парадокс заключается в том, что наглядность учебного материала может не только помогать, но и препятствовать процессу усвоения знаний, затруднять возможность выделения учебной задачи, овладения мыслительными действиями. [12,с.59] Таким образом, восприятие изобразительного искусствау старших дошкольников требует активизации и других познавательных процессов. Вследствие того, что опыт восприятия изобразительного искусства мал, то большая ответственность возлагается на педагога. Педагог при подаче нового материала должен учитывать особенности восприятия детей старшего дошкольного возраста. Развитие музыкального восприятия детей осуществляется посредством всех видов музыкальной деятельности, поэтому речь пойдет о качестве репертуара в целом. Содержание образования — это не только знания, умения и навыки, которыми овладевают дети. Оно должно обеспечить выполнение задач воспитания и развития ребенка в комплексе. Успешность решения задач музыкального воспитания (развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей) в значительной степени предопределена самим музыкальным репертуаром.
Музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми, удовлетворяет одновременно двум требованиям — художественности и доступности. Рассмотрим эти требования подробнее. Музыка существует с глубокой древности. Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. Это народная музыка и произведения, созданные композиторами в разные исторические эпохи в разных странах. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием. Разные люди неодинаково относятся к этой возможности. Одни отдают предпочтение классической музыке, у них есть любимые композиторы, произведения; другие же равнодушны к ней. [11,с.146] Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. А как известно, узнавание полюбившихся мелодий, интонаций, произведений вызывает у человека положительные эмоции. Таким образом, репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на формирование отношения детей к музыке.
Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей (с учетом дидактических целей). Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны. С помощью этих произведений и прокладываются «дороги», по которым идет ребенок, постигая язык музыки. Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе детского сада. Дети воспринимают положительное отношение педагога к этим произведениям, и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В итоге деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. Содержание музыкальных произведений должно быть доступным и для воспроизведения их детьми. Доступность содержания иногда понимается как использование программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные образы. Вопрос же доступности содержания музыки гораздо шире. Он должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент. [7,с.94] Доля изобразительной музыки в общем музыкальном культурном наследии ничтожно мала, поэтому детей не следует приучать при восприятии музыки непременно искать опору в предметных образах. Полезно, чтобы дети слушали и непрограммную музыку, различали настроения, выраженные в ней, сопереживали чувствам. При этом важен эмоциональный опыт — способность сопереживать тем чувствам, которые выражены в произведении. Детям уже начиная с раннего возраста доступны для восприятия образы, выражающие спокойствие, радость, нежность, просветленность, легкую грусть. Предлагать для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует. Ведь музыка воздействует на человека и физиологически — успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал своими экспериментальными работами крупнейший физиолог В. М. Бехтерев.
Наблюдения свидетельствуют о том, что дети раннего возраста с удовольствием слушают старинную музыку И. С. Баха, А. Вивальди, музыку В. А. Моцарта, Ф. Шуберта и других композиторов — спокойную, бодрую, ласковую, шутливую, радостную. На ритмичную музыку (танцевальную, маршевую) они реагируют непроизвольными движениями. Дети хорошо воспринимают народную музыку с теми же эмоциями. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом. Накопление музыкальных впечатлений — важнейший этап для последующего развития музыкального восприятия детей. Поскольку объем внимания дошкольников невелик — они могут слушать музыку в течение небольшого времени (1—2 минуты),— целесообразно отбирать небольшие произведения или яркие фрагменты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от реакций детей, их заинтересованности. Важно при этом соблюдать чувство меры, ориентироваться на желание ребят, проявление интереса. [8,с.12] Другой аспект доступности репертуара — возможность исполнения произведений самими детьми. Рассмотрим это требование применительно ко всем видам музыкального исполнительства (пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах). Эти требования, конечно, ограничивают выбор средств музыкальной выразительности при создании композиторами песен для детей. Быть может, в какой-то мере из-за этого многие современные песни, написанные специально для обучения детей пению в дошкольных учреждениях, скучны, неинтересны, не удовлетворяют требованию художественности. Опыт показывает, что дети легче усваивают песни, отличающиеся образной характерностью, эмоциональностью, яркой художественной привлекательностью, несмотря на содержащиеся в них трудности для воспроизведения, и, наоборот, с равнодушием поют доступные им песни, с несложной, но маловыразительной мелодией, «топчущейся на месте». Им труднее запомнить ее и точно воспроизвести. Как правило, дети не выбирают эти песни, когда поют «для себя». Истоки профессионального музыкального искусства — в народной музыке. Народная музыкальная культура всегда являлась средством музыкального воспитания. Чтобы не утратить ценный источник народной культуры, важно уже с первых лет сделать фольклор близким детям. Чтобы выразительно передать музыкальный образ в танце, игре, пантомиме, дети должны овладеть определенным запасом танцевальных и образных движений. Для овладения этими музыкально-ритмическими навыками и умениями используется репертуар народной, классической и современной музыки (специально созданные для детей танцы, игры). Доля народной и классической музыки в этом виде деятельности детей может быть значительно увеличена. Танцевальная музыка создавалась композиторами на протяжении многих исторических эпох, она разнообразна по жанрам, стилям и вполне доступна для восприятия детьми даже раннего возраста. [13,с.66] Таким образом, анализ научной литературы показывает, что помимо «детской» музыки очень важно слушать с детьми фрагменты классических произведений разных времен — старинную музыку А. Вивальди, Г. Ф. Генделя, И. С. Баха, произведения В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича и других зарубежных и отечественных композиторов-классиков, формировать у детей эталоны красоты. Развитие любой науки, и методики в том числе, всегда напрямую связано с формированием ее терминологии. Интеграция учебных предметов... Все это можно было бы только приветствовать, если бы не одно обстоятельство: употребляя данные названия в научных и популярных изданиях, мы не заботимся о том, чтобы они, если без них действительно не обойтись, сразу же становились бы методическими терминами,т. е. определялись бы сущностно, объясняя читателю, какие именно новыеили привычные, но по-новому осознанныеметодические явления ими обозначаются, и затем употреблялись и понимались бы всеми специалистами в области методики однозначно.Без соблюдения этого условия всякие словесные новшества крайне вредны, так как, создавая видимость новизны, провоцируют эклектику — субъективное, беспринципное сочетание разнородных и порой несовместимых взглядов, рекомендаций, действий, чем окончательно запутывают и без того нелегкую практику обучения. Путь к нормализации положения в современной методике только один: прежде чем внедрять любое новое название, надо определять его терминологически... Посмотрим, что же такое интеграция как термин и явление с методической точки зрения. И попробуем проанализировать. [24,с.128] На сегодняшний день ни в одном словаре или справочнике нет методического значения слова интеграция.Зато хорошо известно, что в переводе с латинского, это означает — восстановление, восполнение. Интеграциюследует употреблению в двух значениях: 1) объединение в целом каких-либо частей, элементови 2) процесс взаимного приспособления и объединения национальных хозяйств двух и более государств с однотипным общественным строем. Первое значение признается книжным, второе — экономическим, т. е. терминологическим для данного рода наук. Как видим, преобразуя общее значение слова интеграция в научный термин, экономисты сочли необходимым подчеркнуть, что в области ведения национальных хозяйств «какие-либо части, элементы» могут «приспосабливаться и объединяться» совсем не всегда, а только при условии однотипностиобщественного строя этих хозяйств, т. е. их общецелевой и функциональной, или исполнительской (ибо лат. - исполнение), однонаправленности.Объективная теоретическая оценка признаков, выделенных путем проведенного выше сопоставления, не дает оснований сомневаться в том, что наличие однотипных частей или элементов и возможность их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов есть основа для определения термина «интеграция» и в методике, т. е. в науке о закономерностях обучения, воспитания и развития учащихся средствами определенного учебного предмета и их совокупностью. [21,с.96] Интеграция — это всегда ограничение общего образования за счет его специализации. В практике обучения надо использовать, развивать и внедрять внутри- и межпредметные связи как «зону ближайшего развития» для дальнейшего постепенного и осторожного использования интеграции учебных предметов. Но и с межпредметными связями надо действовать на профессиональном уровне. При этом интуитивная, опирающаяся на знание родной речи и чувство языка основа освоения метода чтения уступила место изучению детьми в период обучения. (20;56) Практика сразу же подтвердила и продолжает подтверждать это и поныне. Там, где комплексные программы были внедрены по-настоящему, они на первый взгляд достигали цели: процесс общения с педагогом детям нравился, они жаждали творчества, наиболее талантливые из них проявляли удивительную раскованность фантазии, но им явно недоставало системных знаний. Вывод, который неизбежно следует из сказанного: чем младше ребенок, чем он меньше умеет и знает, тем ограниченнее для него возможности интеграции учебных предметов и тем осторожнее должны обращаться с интеграцией те, кто ею озабочен. [13,с.86] Интеграция — это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного, или для ускорения процесса обучения, или для закрепления переноса знаний, умений и навыков. Процесс такого рода традиционно называется в педагогике и в методике использованием внутри- и межпредметных связей в обучении, что, конечно же, есть проявление тенденций, предпосылок к будущей интеграции, но никак не сама интеграция. Интеграция — это создание нового целого на основе выявленных однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметах, видах деятельности и т. д.), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в несуществовавший ранее монолит особого качества. Процессы интеграции и дифференциации пронизывают традиционное дошкольное обучение. Преимущество того или другого или их Продолжительное время дошкольник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка дошкольные знания так и остаются разрозненными сведениями, искусственно расчленными по предметному признаку. В результате этого ребенок не воспринимает целостно ни учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. [20,с.77] Под дифференциацией понимают расчленение, разделение целого на составляющие его элементы; под интеграцией — процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей системы в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы заключается в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учетом возрастных (физиологических и психологических) особенностей учащихся всех уровней образования. Такая постановка проблемы, как нам кажется, должна удовлетворить признанному многими факту, что интеграция на разных ступенях обучения имеет свои особенности. [13,с.68] В качестве психологических основ процесса интеграции дошкольного и школьного обучения могут быть использованы идеи советского психолога Ю. А. Самарина об ассоциативном мышлении. Суть этих идей состоит в том, что любое знание есть ассоциация, а система знаний есть система ассоциаций. Ю. А. Самарин выделяет следующие виды ассоциаций: локальные, частносистемные, внутрисистемные и межсистемные,- и классифицирует уровни умственной деятельности в зависимости от характера объединения ассоциаций в системы соответствующего уровня. Простейшей нервной связью, образующей элементарные знания о предмете или явлении, является локальная ассоциация. Эта связь относительно изолированна (так как не соотносится с другими знаниями), поэтому может обеспечить лишь элементарную умственную деятельность. Она характерна для младшего школьного возраста. Частно-системные ассоциации — это простейшие системные ассоциации. Они возникают на основе изучения отдельной (частной) темы или какого-либо предмета, явления. Познание отдельных предметов, явлений сопровождается отбором новых фактов и понятий, сравнением их с уже имеющимися. Происходит простейшее обобщение знаний, но полученное знание еще не соотносится со смежным знанием. На этом уровне возникает аналитико-синтетическая деятельность учащихся. Внутрисистемные ассоциации обеспечивают познание учащимися целостных систем знаний (физической, химической, биологической и других систем знаний). Происходит широкое использование знаний в пределах изучаемого предмета, так как внутрисистемные ассоциации отражают причинно-следственные, временные, пространственные, количественные и другие связи. Межпредметные ассоциации являются высшей ступенью умственной деятельности. Они объединяют разные системы знаний, обобщают их, дают возможность познать явление или процесс в его многообразии. На уровне этих ассоциаций возникают общие понятия. Формирование межсистемных ассоциаций позволяет использовать знания из разных областей, подчинять их друг другу, устанавливать взаимосвязи на стыке знаний. [10,с.31] Изложенные психологические посылки дают возможность определить основные черты возможной интеграции обучения в дошкольных учреждениях, начальной, неполной средней и средней школах. В дошкольных учреждениях интеграцию целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. На дальнейших ступенях обучения она стремится к объединению стыков фундаментальных наук. Следует иметь в виду, что для интеграции в дошкольном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. [28,с.86] К позитивным факторам следует прежде всего отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта ребенка, которые в традиционном обучении используются недостаточно. Первый же негативный фактор — ограниченное число учебных предметов — можно компенсировать тем, что содержание небольшого объема усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимозависимость ее частей. Следующий негативный фактор для интеграции в дошкольных учреждениях — необходимость формирования чрезвычайно важных навыков чтения, письма и счета. Это, казалось бы, требует попредметного обучения. Однако даже традиционный опыт обучения чтению и математике свидетельствует о широких интеграционных возможностях, которые можно еще и усилить. Третий негативный фактор — трудность изложения интегративных курсов так, чтобы детям данного возраста было понятно и интересно. Думается, что пути преодоления этого фактора лежат в области разработки оптимальных методик, выверенных практикой обучения, а также в специальной системе подготовки учителя. [21,с.76] Таким образом, интеграция в обучении требует, естественно, детализации, творческого подхода. В большей степени, процесс интеграции определяет стратегию, чем тактику интеграции школьного обучения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|