Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры.




История развития понятия культура.

Первоначально слово "культура" означало способ обработки земли. Устоявшееся понимание культуры как некой противоположности природе, "натуре", восходит к эпохе Просвещения Оно получило два истолкования: природа рассматривается как исходное состояние, далекое от совершенства, а культура - путь, средство достижения этого совершенства или, наоборот. Природа - идеал гармонии, а культура - искусственное образование, несущее в себе извращенность, всевозможные пороки напр. В средние века, как считают многие исследователи, слово "культ" употреблялось чаще слова "культура". Имелось в виду одухотворение человека посредством определенных ритуальных действий, обеспечивающих его приобщение к Богу

К XVIII - XIX вв. в Германии, а затем в России сложилась другая антитеза - культура и цивилизация. Цивилизация связывалась прежде всего с материальным и технологическим прогрессом, а культура - с процессом идеальным, духовным, во многом стихийным, имеющим в своей основе высшие человеческие ценности, к которому категория прогресса неприменима.

В XX в. под культурой стали понимать не только художественно-творческий процесс (искусство), а прежде всего нравы, ценности, воззрения, бытующие в обществе, т. е. всю сферу социального самопонимания человека. Определяя содержание понятия культуры, современные исследователи, как правило, отождествляют ее с совокупностью норм, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в обществе. Культура рассматривается как система отношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и человеком.

Таким образом, культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению.

 

Структура и функции культуры.

Структура культуры - термин употребляется для объяснения строения культуры, включающей субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах, функциональные элементы, характеризующие сам процесс культурной деятельности, различные ее стороны и аспекты. Структура включает в себя

- систему образования,

- науку,

- искусство,

- литературу,

- мифологию, нравственность,

- политику,

- право,

- религию,

сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как

- мировая и национальная культура,

- классовая,

- городская и сельская,

- профессиональная и др,

- духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура - совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая:

- физические объекты, созданные человеком; и

- природные объекты, используемые человеком.

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры

Культура понимается и как совокупность ценностей (духовных и материальных), и как живая человеческая деятельность по их созданию, распространению и хранению. Исходя из этого выделяются основные функции культуры:

o человекотворческая (гуманистическая), т. е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности (главная функция);.

o гносеологическая (познавательная), так как культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

o информационная - функция трансляции социального опыта, которая среди прочего обеспечивает связь времен - прошлого, настоящего и будущего; Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

o коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания;

o ценностно-ориентационная, т. е. культура задает определенную систему координат, своеобразную "карту жизненных ценностей", в которых существует и на которые ориентируется человек;

o нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека.

o Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

o Потребительская (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта.

 

Подходы к определению понятия культура.

Существуют научные и бытовые (повседневные) определения к-ры.

Повседневные:

1)сис Кравченко:

а. к-ра как опред. сфера жизни общества, получ. институциональное закрепление

б. как совок-ть духовн. ценностей и норм, присущих опред. соц. гр.

в. как показательвысок. уровня качественного развития духовн. достижений

2) сис Ионина

а. абстрактное обозначение общего процесса интеллект, духовного и эстетич. развития

б. обознач. сост. общества, основанного на праве, порядке

в. абстрактное указание на особенности способа существования или образа жизни, присущ. группе людей или историч. периоду.

г. абстракт. обознач. форм и продуктов интеллект. и художественной жизни

Научные:

1)Кробер и Клагхон

а. описательные опред – к ним относ. опр Тейлора

б. историч. опр. – акцент на процессы соц. наследования и традиции

в. нормативные опр – опр связ. с идеями об образе жизни, об идеалах и уенностях

г. психолог. опр – опр, связ с процессом адаптации к среде, проц-ы научения, формирования привычек

д. структурные – повторяющиеся стандартные реакции

е. генетические – к-ра опр с позиции ее происхождения

2) Краневенский

а. эмпирический – сумма, результат всей Дея-ти чела

б. оценочный – сохр. идея о культурном эталоне

в. деятельностный – рассм. к-ру как вне биологический специфический человеческий способ деят-ти

3) Кертман

а. антропологический – признает самоценность к-ры каждого народа, а также равноценность всех к-р на земле

б. социологический – трактует к-ру как фактор организации и образования жизни к-л общества

в. философский – поним. к-ру как специфич. способ бытия общества

Науки о культуре. Специфика социологического изучения культуры.

1) этнология и этнография – науки, изуч. состав, происхождение, расселение и культур-историч. взаимоотнош. народов мира

2) культурная антропология – систематич. культур. наука о к-рах обществ и эпох, заним. сбором и анализом этнографич. материала.

3) соц. антропология – формулир. законы, принципы и обобщения для моц. общностей

4) философия к-ры – иссл. сущность, ценности и цели к-ры, ее условия и формы проявления

5) культурология – иссл. к-ру как систему, целостность и как единый класс явлений

6) соц. к-ры – спец. соц. теория, изуч. аспекты производства, распространения, хранения и потребления культур. ценностей. Соц. культ. (Ионин) изуч. строение и функционирование культуры в связи с соц. структурами, институтами и применительно к конкретно историческим ситуациям.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...