Понятия массовой и элитарной культуры.
Массовая культура стала объектом внимания в 20-м веке. Л.Б. Гофман – МК – Это особый культурный феномен, автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. как правило этот феномен свойственен обществу, которое находится в кризисе, происходит распад её содержательных уровней и культура принимает формальный характер. Массовая культура - вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: Д. Бэлл – МК – Организация обыденного сознания в информационном обществе. Это особая знаковая система или особый язык, на котором члены информационного общества достигают понимания. МК – Это явление, характеризующее особенности производства культурных ценностей в современном творчестве. Т.е. массовую культуру потребляют все люди, она массово производится. Ф-ии МК: 1) манипулирование массовым сознанием 2) наркотическая 3) мифологизация общественного сознания 4) занимательность Оценки МК: Положительная: МК притягивает к себе значительное число людей, которые не могут продуктивно использовать свое свободное время. МК создает характерное семиотическое пространство, которое улучает взаимодействие. МК дает возможность знакомиться с произведениями высокой культуры. Негативная: МК формирует пассивное восприятие действительности (Адорно, Маркузе)
Элитарная культура – вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей, образцов, которые в силу своей исключительности рассчитаны и доступны в основном узкому кругу людей (элите).
Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга), трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры — «искусство для искусства».
Специфика и функции массовой культуры. Специфика:
Фун-и:
Сферы проявления массовой культуры. Масс.к-ра- явл-е, хар-щее особен-ти произ-ва культ.ценностей в совр. общ-ве т.е мас. кул-ру потреб-ют все люди, она массово производиться. Сф:
Уровни массовой культуры. 3 ур-ня:
Концепция массового общества. Ортега-и- Гассет -испанск. философ.создал конц-ю(20 в).Его раб.30 г «Восстание масс». · в19 веке появлению феномена массового общ-ва способствовало 2 взрыва: - победа полит. демократии и парламентаризма и –развитие тех-ки. · Также увел-е массы людей в крупн.городах. город становиться как нечто общественное и публичное, у чела 20в форм-ся ощущение легкости жизни, в рез-те снижаются нравственные треб-я к самому себе. · Существенн. черта-уверенность в том, что нынешняя эпоха выше всех предыдущих. Чел в элите проводит свою жизнь в служение т.е посвящение жизни чему то высшему, служение –внутр. потреб-ть. Отличит черты элиты –самодисциплина и благородная жизнь. Совр. общ-во и к-ра заселены бездуховностью, отсутсвием стремлений простоого обывателя, кот-й навязывает свой стиль жизни целому гос-ву. Т.е радикально поменялось отн-е между массой и элитой. Беда масс. чела в том, что он безусловно усваивает те стандарты, к-ые преподносит СМИ, те готовые ответы на все вопросы.
Сфера образования как социальный институт, форма и средство общественной жизни, как компонент общественной структуры. Образование – это процесс и результат усвоения систематических знаний и навыков, необходимых человеку для жизни и труда. Оно рассматривается как социальный феномен – как средство накопления и трансляции духовной культуры и социального опыта. Социологию интересует то, как образование влияет на мобильность людей, как меняется соц. структура, как происходит трансформация ролей и статусов. Образование является одним из важнейших социальных институтов, оно выполняет ф-ию социализации человека, его адаптации к сложному миру. В общественной жизни образование выполняет ряд важн. функций: 1)социал. мобильности, 2)соц. контроля, 3)культурной трансляции, 4)соц. селекции, 5)идеологич. Данный подход свойственен социологии образования, кот. изучает закономерности функционирования образования как социал. интситута, взаимосвязь с другими институтами, ценностные ориентации, отношение к образованию различных социальных групп. Исследование проф. ориентаций и жизни молодежи (Шубкин, Рудкевич), концептуальные модели образования (Рудкевич, Гаган), исследование различных сторон жизни студенчества, школьников, мотивы обучения, влияние внеучебной деятельности, досуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|