Социологические аспекты изучения образования.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Образование – это процесс и результат усвоения систематических знаний и навыков, необходимых человеку для жизни и труда. Оно рассматривается как социальный феномен – как средство накопления и трансляции духовной культуры и социального опыта. Социологию интересует то, как образование влияет на мобильность людей, как меняется соц. структура, как происходит трансформация ролей и статусов. Образование является одним из важнейших социальных институтов, оно выполняет ф-ию социализации человека, его адаптации к сложному миру. В общественной жизни образование выполняет ряд важн. функций: 1)социал. мобильности, 2)соц. контроля, 3)культурной трансляции, 4)соц. селекции, 5)идеологич. Данный подход свойственен социологии образования, кот. изучает закономерности функционирования образования как социал. интситута, взаимосвязь с другими институтами, ценностные ориентации, отношение к образованию различных социальных групп. Исследование проф. ориентаций и жизни молодежи (Шубкин, Рудкевич), концептуальные модели образования (Рудкевич, Гаган), исследование различных сторон жизни студенчества, школьников, мотивы обучения, влияние внеучебной деятельности, досуг.
Объект и предмет социологии образования. Соц-я.Образ- раздел науки,к-й изучает закономерности функционир-я образ-я как соц. инст-та т.е его функ-и в общ-ве, взаимосвязь с др-ми инст-ми, взаимосвязь соц политики в обл. образ-я, ценностные ориентации, образоват. системы и стр-ры, отн-е к образов-ю различ-х соц. гр-п. Обьект изучения многих наук: - в фил-и образ-е –как общест-дух процесс формир-я чела, дух облика, и как культ-истор феномен, ср-во сохранения, накопления и передачи дух. куль-ры и соц опыта.
-в психологии-форм-е личности и психики -педагогика-процесс овладения знаниями, умениями, формир-е мировоззрения и качесв личности -соц-я интересует соц сторона, как благодаря этому изменяется соц стр-ра общества, мобильность, распред-е ролей.
Предмет:
Проблемное поле:
Щубкин, Руткевич, Тигма Концептуальн. модели образ-я и их влияние на стр-ру общ-ва Руткевич, Гаган
-мотивы обучения -анализ обществ. потреб-й -эфф-ть образ-я -орг-я сферы образ-я
СМИ, гуманитарная и мозаичная культура. Моль: Гуманитарная культура – появляется с 17 века в Европе. В ней чётко сформулирована доктрина знания. Утверждение, что существуют основные предметы и главные темы для размышлений, в отличие от предметов менее важных и мелочей повседневной жизни. Наличие иерархии предполагается, упорядоченная структура идей, в которой всегда можно отыскать место конкретной теории, конкретной идее. Отсюда вытекает соответствующий метод воспитания – гуманитарное образование. Человеку необх-мо усвоить некоторое кол-во ключевых концепций и теорий. Этого будет достаточно, чтобы ориентироваться в жизни и системе научного мышления. Мозаичная культура – в основе - соврем. человек открывает для себя мир по законам случая в процессе проб и ошибок, одновременно причиной и следствием и в силу случайностей своей биографии. Совок-ть знаний определяется статистически, т.е. человек черпает их из жизни, из газет, телевидения и т.д. Только накопив объём информации, в ней обнаруживают скрытые структуры.
Экран знаний- совок-ть наших знаний. В гуманит. Культуре ЭЗ напоминал по своей фактуре паутину или ткань, прочно соединённую поперечными нитями. При мозаич. К-ре ЭЗ походит на волокнистое образование: знания складываются из разрозненных частей., связанных простыми, иногда случайными отношениями близости. Эти части образуют структуру; они также прочно связаны др. с др., т.е. эта прочность не меньше чем у ЭЗ гуманитарного знания. Сущ-ю роль в мозаичной к-ре играют СМИ, т.е. СМИ распыляют знания посредством специфич. Каналов (кино, радио,, телек)
Концепции СМИ в американской социологии. Особенности СМИ: 1. СМИ поставляет сообщение людям в один момент времени; 2. авторы сообщений-орг-ции, в то время, как получатели-люди; 3. сообщения дублируются. Осн. какналы раскрытия: печатные, электронные(радио,TV),электр. записывающие(аудио), кинофильмы. Хар-ки СМИ: доступность и полезность (пригодность). Осн. концепции СМИ: 1) магич. снаряд или пуля(СМИ произв. на людей оч. Сильн. эффект); 2) межличн. дифузия; 3)исп-е и вознаграждение (СМИ исп-ся людьми также, как люб. товары и услуги); 4) телезависимость. щ-ю роль в мозаичной к-ре играют СМИ, т.е. прочно связаны др. з разрозненных частей.. телевидения и т.д. силу случайностей сво
Социология науки. Социология науки и познания – 1924г. М. Шеллер. Социология науки – логическое продолжение теории познания. Проблемное поле СП – область м/у мышлением, идеями и познанием. Позднее в это проблемное поле добавилось общество. Социология познания такими явлениями, кот. тесно связаны с продуктами культуры. Одной из предпосылок социологии познания стал анализ взаимодействия мышления и соц. бытия. Это взаимоотношение рассматривалось в зависимости от истор. периода, в зависимости от типа общества и культуры. Отдельной темой встал вопрос почему ращл. гр. общ-ва обладают опред. знаниями, идеями и верованиями. Для М.Шелера «Социол. познания прежде всего инструмент разрешения идеолог. конфликтов и полит. проблем». Идея Шелера сост в том, чтобы выработать некую теорию, позвол. снять это противоречие, кроме этого он вводит новое понимание «относительно естеств. картина мира» – это способ каким инд-д воспринимает мир вокруг себя. Это воспр-е во многом зависит от статуса человека.
Т.о. появл. разл. картины мира – филос, худож, юридич. и т.д. Задача правящей элиты – интегрировать разл. картины мира и достичь истины. Манхгейм – «Идеология и утопия» - 1929г. Центр. вопрос – как отражаются соц. интересы в познании и мышлении. Понятие идеологии он разделяет на: Частичная идеология – соотносится с индивидом и выражается на психологич. уровне (т.е. интегрируется) Целостная идеология – соотношение с идеологией историч. эпохи, с мыслительной структурой соц. группы, т.е. она основана на индивид. уровне но соотносится с идеями, которые выражены на уровне общества вцелом. Осн. интерес в его работе предст. для него целостная идеология, кот. находится под влиянием соц-истор. факторов. Если знание относительно и звисит от историч и соц. среды, то возникает проблема, что процесс познания зависит от идеологии. Для него спец. группой, кот. снимает это противоречие я/я интеллегенция. Она находится вне истор. процесса, занимает особое место в истории. Она обладает образованием и способна синтезировать знания, критиковать, сравнивать, искать ценное и.о. точка зрения интеллегенции наиб. объективна.
Концепция науки Р.Мертона Он говорит не о социологии познания, а о социологии науки. Рассматривает науку не только как теоретич. картину, но и как соц. феномен, соц. инст-т. Он вводит понятие «научный этос» – это совокупность норм, действующих в научном сообществе.. Наука для него – соц. инст-т по производству достоверного знания. Движущая сила – стремление учёного к профес. признанию. В пон-е этоса вошло 4 императива: 1) универсализм – связ. с внеличностным хар-ом научн. знания. Наука описывает объективную реальность и на процесс познания не должны влиять психологич. личностные характеристики. 2) коллективизм – указ. на то, что рез-ты труда принадлежат обществу, т.е. авторское право в науке ограничено, и для учёного я/я признание и уважение. 3) бескорыстность – нейтрализует конкуренцию в научном сообществе. 4) скептицизм – (организованный скептицизм) – требует объективного и критического анализа. Правила, регулирующие поведение в науке не снимают статуса юридического, т.е. это ориентация на ценности и нормы. Соблюдение этих имеративов – критерий достоверности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|