С. Онгурён – д. Курулта – м. Рытый – м. Покойники – б. Солонцовая – м. Заворотный – м. Ср. Кедровый – м. Елохин
(28.05.92–03.06.92) 28.05.92 Треск и шумы эфира. Иностранец-охотник. Обед, подарки в путь, тяжёлая ноша. Река Элигей. Деревня Курулта, пустые улицы, бездомные собаки. Недобрые мысли, ночь, ночёвка «Как слышишь меня? Приём», треск и шум эфира. Я открыл глаза. «Ну, какого хера так орать, в такое тихое утро?!» Проснулись. Лень вылезать из мягкой постели. Легли вчера поздно и, если бы не шум рации, ещё бы спали да спали. Из соседней комнаты, сквозь треск доносилось: «Природа! Природа! Вживил восемь банок. Нужна сегодня легковая машина и два ящика баночного пива для гостей на кордон Янхок!». Через дверное стекло было видно, как в соседней комнате суетятся люди, мечутся туда-сюда, что-то носят – в общем, обычный рабочий день в лесничестве. Потом вдруг все резко затихло, все куда-то уехали и только из кухни доносился вкусный запах жаренного мяса. Ну что? Встаём? За обедом Толя объяснил, что за гости на кордоне Янхок. – Так, иностранец. Немец, кажется, или австриец. Платит валютой. Приехал со своим карабином – именно из своего ствола хочет добыть медведя. Пиво глушит ведрами. Вот только что вертолет за пивом отправили – кончилось. – Солидно. Чего так не охотится? Медведя ему еще осенью, наверное, убили? Привезет домой шкуру и фотографии. – Да нет, хочет собственноручно добыть. Злится, что не может – медведь на приваду не выходит. Наши кипятком ссут, носятся, как угорелые. – Ещё бы – запах долларов дурманит. После обеда снова сборы. Подсчитаем километры: Онгурён – Елохин 141 км (3,7 км/час) Елохин – Байкальское 124 км (3,8 км/час) Байкальское – Нижнеангарск 60 км (4 км/час) – 325 км 325: 4 = 81 час, в день по 8 часов ходу, т. е. 10–11 дней пути.
Опять тяжелые мешки, от которых мы отвыкли за последние два дня. Толя в дорогу отвалил мяса и сало нерпы. Написал записки знакомым на мыс Елохин, чтобы нас приютили. Вова раздобыл в пекарне хлеба, и часа в два, поблагодарив и сфотографировав на память всех, мы тронулись в путь.
Талая вода залила всю дорогу и часть деревни. Брели по водой. Забравшись на гору, любоваться видом долины и поселка. Довольно симпатичный вид, особенно после столь теплого приема. Километров через десять дорога уходит от Байкала, и вьется вдоль небольшой речки, судя по карте Элигей. Черти-чё за название. В переводе с бурятского: река стекающая с «печени» южного склона горы. Слово «Эльгэ(н)» имеет два перевода: печень и солнечная сторона чего-либо. Что касается рельефа, то склон холма, закрывшего от нас Байкал, действительно был освещен солнцем и вполне мог напоминать печень. Но это нужно быть очень проницательным малым, чтобы именно печень узреть в изгибах холма. И почему именно печень? А если какой-нибудь придурок узрит в ландшафте мошонку? Лично у меня склон вызывал другие ассоциации. Хотя мне-то лучше, наверное, заткнуться – вспомни белую скала у Зундуков. Чего она тебе напомнила? Какие части тела? Всё, молчу – проехали. Вдоль холма летел лебедь, легко отталкиваясь сильными крыльями от невидимых воздушных потоков. На тёмном фоне горы, и быстро почерневшего неба (хотя ещё минуту назад был прекрасный день) белая птица казалась нарисованной, как в Диснейских мультфильмах. Нечто невероятное и мистическое чувствовалось в неожиданном её появлении – что-то должно произойти. Мы стали суеверны. Дорога уткнулась в заброшенную деревню Курулта. Задул ветер, закапал дождь. Двигаться дальше не было смысла – здесь от непогоды мы найдем стены и крыши. Брошенные дома, с выбитыми окнами. Во многих домах есть мебель, посуда и даже детские игрушки, но нет людей. Деревня абсолютно безлюдна. Грязные ручьи затопили подполья и огороды. Пугливые бездомные собаки единственные обитатели селения. Увидев нас, они разбегаются, поджав хвосты. Что всё это значит? Позже узнаем. А пока ищем подходящий ночлег. Как-то сразу натыкаемся на дом, с окнами, частично застекленными и затянутыми полиэтиленом. Приличное жилье. Удачно. Остаемся. Чистый пол, добротная буржуйка и крючок на двери. Мебели, правда, в нём никакой, да она нам и не нужна – спальники на пол, котелок на печь. Варим ужин и сало нерпы, чтобы не пропало – вареное дольше сбережём. Пока не разыгрался ветер, пока тепло, сидим на крыльце, пьём чай, вспоминаем дом и приводим снаряжение в порядок. Я карябаю в дневник:
До 17.00 добрели до брошенной деревни (типа летник, но сегодня пуста) КУРУЛТА. Обосновались в доме. Поужинали. Варим чай и Толину нерпу хотим отварить на завтра (чтобы не испортилось сало), может быть, варёное будем употреблять – ещё не знаем вкуса. Идти дальше смысла нет – до заповедника не дойдёшь, а в Кочериково нет базы, да и время только лишь до Кочериково. Сидим, пьём чай на крыльце. Мимо пролетел лебедь. Варится нерпа. Забытая богом деревня. * Змейка на дороге. Утром по рации лесника передавали штормовое предупреждение (28 м/сек). Вот и началось. * После обеда фотографировались на память с Толей. * Письмо домой. Мечтаем о переходе на другой берег Байкала. Вова правит нож. Я вспоминаю дом. Скучаем. Скорей бы завтра, в путь, в заповедник, на финишную прямую (325 км) до Нижнеангарска – конец этого берега, переход на ту сторону. А лебедь всё летает вдоль холма. Какая-то тоска в этой деревни. Собаки, пустые улицы, брошенные дома. Хлопает рваный полиэтилен соседних окон, ветер крутит над землёй обрывки бумаги, скрепят петли калиток, воют порванные провода. Недобро. Не приятно. Но гоним прочь мрачные мысли. У нас всё есть: крыша от дождя, стены от ветра, крюк на двери от незванных гостей. Заряженное ружьё прибавит уверенности, если положить его стволами ко входу. Пошли спать. 29.05.92 Пережитая ночь. Завтрак – сало нерпы, чай со смородиновым листом. Дорога, мотоциклист. Рассуждения о морали. Чай в маральнике. Кочериково. Кочериково-2, обед у фермеров. Кордон БЛЗ, егерь Марина. Луковый салат. Тропа на мыс Рытый, гниющие туши коров. Пастухи. Охотники, спирт, лепешки, карабин
«Вот и пришло завтра» – это первые слова в моём дневнике о долгожданном приходе нового дня. Понятное дело, что, это говорит о многом. Мы действительно ждали рассвета и вот почему. Ночью поднялся сильный ветер. Вначале он выл и пытался просто выдрать полиэтилен из рам, но когда ему это не удалось, стал плетью дождя хлестать в наши окна, тонкими змеями струй скользя по стенам, проникая под пол. Печь рыгала роем искр и тучами дыма, летящими из поддувала, круглых отверстий и ржавых щелей. Её пыл пришлось залить чаем. За стеною чавкала грязь. Там носились собаки, и казалось, что кто-то ещё бродит, по крайней мере, шаги были явно слышны. Что-то гудело, похожее на вой, плач ребенка и недовольный человеческий голос одновременно. Мыши носились по полу. На чердаке скрипели половицы. (Откуда там пол?) Задыхаясь от дыма, но не открывая двери, мы в напряженной полудрёме провели ночь, дожидаясь утра. Может от чёрных туч, может от чёрных мыслей, долго не приходил Рассвет. (От тёмных сил извне и от тёмных слабостей изнутри?). Ещё вчера вечером, что-то было не так в этом забытом Богом поселке. Но Утро пришло, а с ним солнце, а с ним уверенность и душевный покой. Вий так и не появился. Слава Богу. Собираемся, завтракаем и валим от сюда. Утром снова можно шутить, чтобы не было заметно, как мы напуганы неведомыми силами природы, которые заставляют переоценить незыблемость устоев о том, что человеку подвластно всё. Хрен-то с маком! Ты всего лишь часть природы и притом самая уязвимая. Слабая, от неумения жить в условиях дикой зависимости от собственных и внешних сил, без помощи машин и освещения. Любой скользкий камень может уложить тебя навеки в инвалидную коляску, а ничтожный кровосос под названием клещ – лишит тебя жизни. Мохнатое млекопитающее, которого так и не застрелили любители баночного пива, просто сожрет – только зазевайся. И не будет тебе могилы с крестом или красной звездой. Лишь большая липкая куча с непереваренными пуговицами на гравийном берегу, в том месте, где оно на десерт слизывало с камней сладких мотыльков, под названием «липочан». А что тебе известно о леших, ведьмах и упырях? Русский фольклор? Ты уверен, что их не существует? А вдоль дорог стоят Бурханы. Тыр-тыр-тыр-тыр. Стоп, стоп! Не сходи с ума. Иди завтракать.
Теплое вареное сало нерпы намятое в полиэтиленовом мешке исключительное говно. Однако выбрасывать жалко – Сало, как ни как. Тушенка видимо дремлет у Димы под койкой. Нам, тем не менее, необходимы жиры! Кушайте, пожалуйста, теплое сало с запахом рыбьего жира и кошачьей мочи. Пополняйте энергетический уровень молодого организма. Крепко заваренный горячий чай со смородиновым листом Вам поможет удержать его внутри и не облеваться на трассе. Сногсшибательный морской деликатес. Приятного аппетита! Дим-ка, при-вет! Через пару километров от деревни на свежей лесной дороге раздался треск догоняющего нас мотоцикла. Человек на двух колесах, внешне очень похожий на бурята, остановился, полюбопытствовал и пригласил нас отпить чаю у него в маральнике, до которого часа два-три ходу по этой дороге. Он там сторож, один из двух... Мы согласились. Подобные встречи очень полезны. Во-первых: они дают возможность перекусить на халяву. Во-вторых: обогащают знаниями о местном укладе и традициях, неся полезную информацию к размышлению. И, в-третьих: размышления над полученной информацией укорачивает нудную лесную дорогу, напрягая работой мозги (в противном случае, если будут работать только ноги – башка отсохнет). К примеру, у меня есть два-три часа порассуждать над словом «Маральник». До сего дня мне не доводилось видеть ни маральники, ни маралов, ни их сторожей. Там, на лесной дороге, я даже не знал как правильно пишется слово «Марал», решив, что первая гласная «О». Само собой, мои рассуждения о маралах были ошибочными. И вот тому подтверждение. *** Что такое Моральник? Ограниченное, искусственное пространство существования (жизни и размножения) моралов. А Морал – это Благородный олень. Красивый и, видимо, очень благородный. Следовательно морал происходит от слова «мораль». Вопрос: почему рогатых многоженцев называют «Благородными»? За их грациозность движенья в компании нежных подруг? За независимый взгляд на этот Мир с высоты горного склона? За принцип добра, рожденный на основе не способности кого-то обидеть? За их идеалы? Два рогатых здоровых дебила хлещутся в лесу из-за баб, которые, шевеля хвостиками, наблюдают из кустов, гадая, кто их сегодня покроет. А на поляне возня. А на поляне драка и рёв: «Я тебе все рога поотшибаю!» Потом уставший, искусанный чемпион, в слюнях, синяках и грязи припрётся в можжевельник и давай важничать и девок лапать. Довольный! Герой! А откуда рога? Девчонки, откуда рога у Ваших благородных парней? Говорят, всегда побеждает тот, у кого они толще, больше, ветвистей, тяжелей. В том-то и дело, что в кусты не всегда возвращается прошлогодний мужик, от которого уже есть дети, точнее помёт (Какое точное научное определение!). Во Мораль! Во Нравственность – Совокупность норм и принципов поведения по отношению к обществу и другим личностям? Этика! Аморально это всё, братцы. А-морально! Но что судить глупых копытных, когда многие люди зачастую так живут, ссылаясь на эвдемонический эгоизм Аристотеля и Эпикура, на индивидуализм Ницше, на неустроенность жизни, низкий заработок, любовь, войну, и выпитое лишне.
Вывод: «Благородными» их называют за вкус мяса. Благородней тот, чьё мясо вкуснее. Хочешь, чтоб тебя торжественно сожрали – будь благородным. Не живи аморально. Не живи. Бред, конечно. Какой, в жопу, Эпикур, если ты слово «марал» пишешь с ошибкой? Пардон! Виноват! Но три часа позади! За болотом вдоль дороги потянулся сетчатый забор – ограждение маральника. Местами (десятками метров) сетка-рабица отсутствовала, как нам после объяснили – местные жители прибрали для личных нужд. На широкой поляне стояло хозяйство Вити и Коли – сторожей. Крепкая усадьба, собаки, мотоцикл, надворные пристройки – всё говорило о серьезных намереньях разводить поголовье оленей. За сетчатым забором напротив дома, в надежде чего-нибудь перекусить, толпились парнокопытные (почему-то безрогие и неожиданно невысокие). Ребята, заметив нас, засуетились, сварганили чай, кой-какую закуску и уселись слушать наши рассказы. Примерно часик мы полоскали парням мозги, после чего они принялись нас пугать рассказами о медведях. Выяснилось, что ещё метров двести нам осталось идти, а там непременно нас заломает медведица – хозяйка этих мест. Деревьев на пути мало, да и добежать до них она не даст. Пожав на прощание руки и поблагодарив за угощение, мы тронулись далее, типа в последний путь. Признаться, нас напрягли веселые истории о гибели шедших до нас, и первые полчаса мы с опаской косились на придорожные кусты. Но позже, как это бывает, пообвыклись и совсем перестали дергаться. К тому же горы, встающие слева, пыхтя под тяжестью свинцовых туч, своим великолепием отвлекали от мрачных фантазий, заставляя смотреть на мир через объектив фотоаппарата. Господи, как можно жить в Кочериково. Вся деревня залита талой стоячей водой – бредёшь по луже в которой растет трава. Электричества не было и нет – Советская власть не дотянула сюда провода. Убогие черные хижины, обмотаны дряблыми кривыми заборами. Лишь на окраине стоит на сваях Магазин, возвышаясь над травой (не над водой же?), а в нём – шаром покати. Только очередь. Усталые лица людей. Что они собрались покупать – не понятно. На лугах вокруг деревни разбитая ржавая сельскохозяйственная техника и ещё какие-то железяки. И вечно моросящий мелкий дождь. Воистину, последнее селение Иркутской области – далее только село Байкальское, но оно уже в Бурятии, 300 км на Север. Когда-то заброшенный улус Кочериково-2, а ныне фермерское хозяйство – полная противоположность одноименного поселения государственного подчинения. Здесь десяток местных парней с толком взялись за дело и отгрохали солидный посёлок и скотоводческое хозяйство. Спутниковая связь, подстанция, телевизор, ухоженная техника, сытая скотина. Это про них рассказывал Комарицин, называя их потомками местного хана, арендовавшими бывшую землю своего предка. А меня в школе учили, что ханы жадные и бездельники, а их богатство – это результат угнетенья крестьян, которые сейчас трутся в десяти километрах от сюда у магазина на курьих ножках в ожидании водки. Опровергая ученье моей средней школы, Егор (так он представился) хоть и не был готов к неожиданной встречи с нами, но без лишних слов накормил нас супом, мясом, сметаной. Пока мы хрустели хрящами, рассказал, как добраться до первого кордона Байкало-Ленского заповедника. Там на кордоне живёт егерь. Звать её Марина. Она студентка ИСХИ. Скоро сессия, а её не меняют с зимы. Забыли, суки. Продукты и горючее давно кончилось. Девчонка бедная полуголодная мечется по тайге, охраняя угодья, а ей после всего будут ставить двойки за не посещение библиотеки. Она должна скоро прийти. Сегодня по телеку «Поле чудес» и «Богатые тоже плачут» – придет смотреть. Позже выяснилось, что эти ребята, по сути, содержат Марину, а в её лице южный кордон заповедника. Хоть ей с соседями повезло. Марины мы не дождались, однако на тракторе с поля приехали братья – буряты. Веселые крепкие ребята – хозяева жизни. Пообщались, посмеялись, сфотографировались. Решив, что встретим Марину по дороге, поблагодарив братьев за хлеб-соль, мы двинулись к берегу Моря, туда, где стоит кордон. Здрасти! Граница на замке. За забором лает собака, а на воротах пудовый замок. Кому показать визу? Ладно, перекурим и двинем на мыс Рытый. Там стоит зимовье, там переночуем – час ходу, не более. В бинокль видно людей и дым из трубы – пастухи. На лай собаки с берега появилась молодая девица. Проверила документы, удивилась, откуда мы появились, да еще так много о ней знаем. Напоила чаем и накормила луковым салатом. Повеселела. Приятная особенность здешних мест – все угощают чаем, в независимости от благосостояния. Мы уж собирались переночевать на кордоне, но, прочувствовав наши намерения, появился один из братьев и увез Марину на просмотр телепередач. Заповедная любовь – догадались мы и двинули на мыс Рытый, священное место обитания духов. Довольно узкая горная тропа несколько километров вьется вдоль Байкала на приличной высоте над водой. Утоптанная коровами и лошадьми, она не опасна даже в сумерках, если не считать возможности встретить медведя. Марина говорила, что видела на склоне медвежью семью и советовала погромче разговаривать, идя по тропе. Как-то не обратили мы внимание на её предостережения, пока не стали натыкаться на разорванные гниющие туши коров, лежащих на кромке моря. Позже выяснилось что, это – охотничьи трофеи косолапого. Он прячется за камни, а когда проходит стадо с ревом вылетает из укрытия. Коровы шарахаются, и крайние срываются вниз. Медведи приходят ночью и поедаю туши. Умно. Петр и Юрий – пастухи на мысе Рытом, обрадовались нашему появлению. Редко незнакомые люди бывают у них, к тому же с фляжечкой спирта. Пока готовили ужин: варили наш суп и стряпали лепешки на нерпячьем сале, подплыла лодка с местными охотниками. Карабины, снаряжение и все дела. С виду солидные люди, вот только Антошка (молодой да ранний, как сказал о нем Петр) все выпрашивал спирт. Ну что поделаешь – нас же угощают, стало быть, стыдно экономить дезинфецирующее средство, редкое в этих краях. Не поймут. Отлили. Радость умчала охотников в Море. Выпьем и мы. Сегодня день полон встреч и впечатлений, подставляйте кружки, пастухи. Ужин. Рассказы. Спать уложили на кровать, а «темный» нарезной ствол из-под матраца вытащить забыли. Делая вид, что ничего не заметил, я быстро уснул, убаюканный спиртом. 30.05.92
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|