Свойства, отражаемые различными типами шкал
Процедуры субъективного шкалирования ! В результате этих процедур мы получаем шкалу порядка! · Метод ранжирования - все объекты представляются испытуемому одновременно, он должен их упорядочить по величине измеряемого признака. · Метод парных сравнений - объекты представляются испытуемому попарно (число предъявляемых сочетаний n(n-1)), где n - число сравниваемых объектов; испытуемый оценивает сходство или различие между членами пар. · Метод абсолютной оценки - стимулы предъявляются по одному. Испытуемый дает оценку стимула в единицах предложенной шкалы. · Метод выбора - индивиду предлагаются несколько объектов, из которых он должен выбрать те, которые соответствую заданному критерию.
Метод ранжирования
Метод основан на следующем допущении: Каждый испытуемый и каждый стимул могут представлены на некоторой одномерной шкале (J шкале) предпочтений как точки, так что порядок предпочтений в ответах испытуемого (последовательность его предпочтений) соответствует расстояниям от точки «идеала» испытуемого до каждого конкретного стимула (рис.1).
точка «идеала»
Рис 1. Шкала, соответствующая порядку предпочтений C D B E A F
Данные состоят из набора упорядоченных по некоторому критерию стимулов, полученных от многих испытуемых.
Процедура анализа заключается в нахождении шкалы J путем развертывания полученных упорядоченных наборов.
Процедуры такого анализа слишком сложные, чтобы приводить их в тексте (честное слово, когда вы их увидите, то точно делать не будете). Для анализа следует воспользоваться компьютерными программами.
МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ
При предъявлении стимулов необходимо обеспечить Ø чтобы некоторый стимул встречался одинаковое число раз в правой и левой части Ø чтобы повторение стимула шло, как минимум, через три другие пары
АЛГОРИТМ ПОЛУЧЕНИЯ ШКАЛЫ. Поясним работу процедуры обработки данных на примере.
Пусть у нас есть 5 образцов кофе неизвестной сладости. Наша задача - расположить их по шкале, которая показывала бы сладость кофе. Произвольно нальем их в чашки, обозначенные как “чашка 1”, “чашка 2” и т.д. Задача испытуемого, попробовав кофе из двух чашек, выбрать ту, в которой кофе, на его взгляд, является более сладким.
Пусть мы попросили выполнить эту процедуру 50 человек.
Сводим в таблицу n x n абсолютные частоты предпочтения (сколько раз j-тый элемент был предпочтен i-тому) – получаем матрицу F.
Так, для задачи измерения сладости кофе, число 26 на пересечении колонок “чашка 1” и “чашка 2” значит, что 26 раз кофе в первой чашке был признан более сладким.
Матрица F
Далее рассчитываем матрицу относительных частот - матрицу Р, где показываем те же данные, но в процентах к общему числу.
При 50 испытуемых 26 на пересечении колонок “чашка 1” и “чашка 2”даст 52%, или 0,52 по отношению к единице.
матрица Р
После этого, используя z-преобразование, переводим полученные значения - матрица Z
матрица Z
Для получения шкалы проделываем следующие операции 1. Суммируем все значения в колонке по каждому показателю 2. Находим среднее (å x i)/ n 3. Из полученных значений (å x i)/ n наименьшее (в нашем случае самое большое по модулю отрицательное число) принимаем за ноль (в нашем случае это “чашка 3” = -0.294) 4. Прибавляем это число с обратным знаком ко всем остальным числам. Полученные цифры - R j - дают распределение объектов на шкале
В нашем примере получаем следующую шкалу
чашка 3 - самый несладкий кофе чашка 5 чашка 2 чашка 4 чашка 1 - самый сладкий кофе
Достоинства метода Ø является самым надежным, с психологической точки зрения
Недостатки Ø для большого числа переменных его практическая реализация становится практически невозможной (для 20 переменных, испытуемый должен сравнить уже 380 пар). Таблица значений z-преобразования
Метод абсолютной оценки
обычно берется 3, 5 или 7 бальная шкала.
Задача испытуемого дать оценку некоторому параметру в делениях предложенной шкалы.
Например, мы можем оценить обладание некоторым объектом (скажем, человеком) некоторым свойством. Для оценки мы предложим 7 бальную шкалу
ВНИМАНИЕ! Баллы шкалы не несут никакой информации и предназначены для удобства расчетов. То, что мы воспользовались целыми числами совершенно не гарантирует, что мы имеем шкалу интервалов или, тем более, равных отношений.
Шкалирование осуществляется на основе расчета средних значений полученных в исследованиях балов.
Преимущества метода - позволяет обрабатывать практически неограниченное число переменных - допускает многомерное шкалирование
Недостатки - не так надежен, как метод парных сравнений.
Домашнее задание:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|