Контроль в межгрупповой факторной схеме.
Межгрупповая факторная схема - каждая комбинация независимых переменных дается отдельной группе испытуемых.
Поэтому важно распределять испытуемых по группам непредвзято. Способы 1. Случайно 2. Используйте сбалансированный латинский квадрат 3. Используйте распределение по условиям (метод попарного отбора).
КОНТРОЛЬ в СЛОЖНОЙ ИНТРАИНДИВИДУАЛЬНОЙ СХЕМЕ Надо смотреть, нет ли влияния предыдущих условий на последующие. Для уменьшения влияния используем · рандомизацию (случайное распределение), но не испытуемых, а уровней независимой переменной · случайное распределение блоками (блок-рандомизацию). Главное отличие случайного распределение блоками от случайного распределения - это то, что порядок испытаний рандомизирован дважды (трижды,....). Каждое из n первых условий появляется в случайном порядке в первые 6 испытаний, а затем опять в случайном порядке во вторые n испытаний,.... Преимущество - гарантирует, что каждое условие будет протестировано перед тем, как все пойдет по второму кругу. · уравнивание. Можно использовать латинские квадраты опять. СМЕШАННАЯ СХЕМА Это схема, где используется одна или более межгрупповых переменных и одна или более интраиндивидуальных переменных. Эта схема популярна в изучении поведения при обучении и в физиологических исследованиях, где нас интересует взаимодействие некоторой переменной с практикой или временем. Обычно интересующая нас переменная может оказывать большой эффект влияния, поэтому она изменяется между группами. Практика или время - внутригрупповая переменная, так как тестируются одни и те же испытуемые.
Эксперименты с небольшим количеством испытуемых.
Это эксперименты, в которых проводится много наблюдений на маленьком количестве испытуемых. По-английски называются small-n design. В настоящее время такие экспериментальные схемы используются в основном (но не только!) в · психофизике · клинической медицине.
ПСИХОФИЗИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ. Психофизика, как нам известно, - это область психологии, которая пытается поставить психологические ощущения в соответствие физическим стимулам. В типичном психофизическом эксперименте небольшое количество испытуемых дает оценку большому количеству стимулов. Часто испытуемому надо оценить одно и то же ощущение несколько раз.
Психофизика включает определение психологической реакции на физические события. Разработка методов, которые позволяют измерять отношения между внутренними впечатлениями и внешним миром - это начало научной психологии. Измерять ощущения трудно, т.к. · они недоступны объективному измерению, как масса камня или интенсивность света · внутренние суждения не идентичны количеству физической энергии, влияющей на сенсорный аппарат
Домашнее задание: Повторите законы Вебера и Фехнера, чтобы вспомнить, что такое психофизика.
Обратная схема Логика обратной схемы проста: сначала требуется найти базовую величину измерения поведения испытуемого, потом посмотреть, как измениться поведение, когда введена независимая переменная, и наконец, изменить условия обратно к первоначальным и измерить поведение снова. Основная форма такой схемы записывается как А - В - А схема. А и В тут относятся к различным фазам эксперимента. Использование схемы АВ без повторной фазы А не позволяет экспериментатору сделать выводы об эффекте независимой переменной, потому что мы не знаем, произошли ли изменения из-за экспериментальных условий или чего-то еще. Поэтому третья фаза экспериментальной схемы служит, чтобы предотвратить эффект смешения. Если наблюдаемое в третьей фазе поведение вернулось к базисной величине, то мы можем заключить, что это независимая переменная повлияла на изменение поведения в фазе В.
РАСШИРЕННАЯ ОБРАТНАЯ СХЕМА В стандартном интраиндивидуальном эксперименте иногда случается эффект влияния одного уровня независимой переменной на другие. Тогда обратная схема является непрактичной. Мы рассмотрим один из способов решения проблемы - расширенная обратная схема.
Такие схемы может быть разных видов. Например, Роуз (Rose, 1978) предложила использовать следующую схему: АСАВСВСВ, где А - это базисные измерения, В и С - включают разные независимые переменные.
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Это тоже эксперимент с небольшим числом испытуемых (всего 1). Он интересен тем, что сочетает исследование частного случая с исследованиями памяти.
Квази-эксперименты.
Квази-эксперименты - это эксперименты, в которых исследователь не изменяет прямо независимую переменную как в типичном лабораторном эксперименте. В квази-эксперименте некоторые независимые переменные выбираются, что значит, что они не контролируются экспериментатором. Иногда это некоторые естественные условия (например, стихийные бедствия, несчастья...), иногда это переменные, характеризующие испытуемых (возраст, пол, вес,...). В любом случае следует беспокоиться о внутренней валидности, так как экспериментатор не управляет переменными. Значит, метод согласия и различий не под непосредственным нашим контролем. Квази-эксперименты бывают очень интересны, а так же позволяют использовать переменные, которые неэтично менять по нашему усмотрению.
Естественные события. Ex post factо анализ эффектов некоторых событий (например, несчастье или смена школьной программы) обычно являются важными и интересными, но их трудно интерпретировать как причинные явления. Большинство квази-экспериментов, которые включают естественные события, имеют структуру А - В - А, похожую на ту, что мы проходили для экспериментов с небольшим количеством испытуемых.
Это значит наблюдение-условие-наблюдение. Однако условие тут не под контролем экспериментатора и обычно имеет длительный эффект влияния. В то же время изменения происходят и с испытуемыми. Если мы исследуем эффект новой методики обучения на первоклассников, то их возраст изменится в конце эксперимента. Следовательно, возможно смешение двух переменных - возраста и методики преподавания. Хотя возраст сам по себе ничего не изменяет, много разных вещей коррелирует с возрастом: лучшее знакомство со школьной жизнью, увеличение способности решать проблемы, улучшение лингвистических навыков, биологическое взросление,... Эти факторы, которые обычно называются взрослением, практически всегда вызывают смешение в исследованиях с естественными событиями. Кроме того, в эксперименте в классе существует еще очень много всяких посторонних влияний, которые могут так или иначе влиять на результаты. Так как исследователь не может контролировать способ и место проведения эксперимента, испытуемые не изолированы от многочисленных посторонних влияний как в настоящем эксперименте. Этот источник смешения называется историей. История и взросление могут изменяться оба или по одному прямо или обратно пропорционально интересующему нас событию или не изменяться вовсе. Один способ, который можно применить в этом случае, - это найти контрольную группу. Тогда квази-экспериментальная схема будет выглядеть так:
Время
Это выглядит как обычная экспериментальная схема, но на самом деле у нас нет непосредственного контроля над ситуацией. Поэтому такая схема часто называется схемой неэквивалентной контрольной группы, так как случайного распределения испытуемых по группам не было, а распределение по условиями происходит только после события.
Так как распределение испытуемых происходило не случайным образом, то возникает проблема предвзятого выбора. Так как мы не распределяем испытуемых по группам, а выбираем группы, у нас нет гарантии, что наш выбор будет таким же непредвзятым как рандомизация в настоящем эксперименте.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|