Экспериментальные схемы с переменными, характкризующие испытуемых.
Переменная, характеризующая испытуемого, - это измеряемая характеристика человека (IQ, вес, тревожность, возраст, пол, а также многочисленные патологии - шизофрения, алкоголизм, травмы мозга,...). Так как такие переменные не могут быть изменены, то экспериментальная схема называется квази-экспериментальной. Экспериментатор не может изменять такие переменные, он только выбирает испытуемых, которые уже имеют переменные определенной величины и затем сравнивает их с интересующим его поведением. Если испытуемые, различные по IQ, отличаются по поведению, мы не можем сказать, что это IQ вызывает разницу в поведении, так как соответствующие группы испытуемых отличаются также и по мотивации, образованию и т.д. Такая экспериментальная схема дает нам корреляцию, и следовательно, смешение.
Что же делать? Можно провести распределение по условиям. Для шизофреников подбираем группу невротиков с похожими IQ, образованием и другими характеристиками. Однако, распределение по условиям имеет серьезные проблемы: · требует много усилий, так как некоторые переменные тяжело измерять · когда переменные измерены может оказаться, что испытуемых невозможно распределить по группам, так как испытуемых слишком мало (попробуй, найди много шизофреников или народа с нужной травмой мозга) · такое распределение резко уменьшает размер выборки, а это влияет на надежность статистических процедур
· возможно взаимодействие между переменными, по которым мы распределяем испытуемых · проблема возврата к средней величине. Среднее значение группы - это сумма всех значений поделенная на количество испытуемых в группе. Обычно если испытуемые, получившие экстремальные значения какой-либо переменной (наибольшие или наименьшие), тестируются повторно, то они получают значения гораздо ближе к среднему группы. Экстремальные значения обычно получаются из-за ошибки измерения. Квази-эксперименты с переменными, характеризующими испытуемых, часто проводятся для оценки образовательных программ. Поэтому помните, что без распределения по условиям практически ничего нельзя сказать о результатах, а если мы распределяем испытуемых по условиям, то нам грозит проблема возврата к среднему.
Возраст как переменная Возраст - особая переменная, так как она употребляется в психологии развития и является такой неприятной, что были созданы специальные техники работы с нею. На самом деле - это не переменная, это измерение, вдоль которого мы можем исследовать поведение. Некоторые психологи даже предлагают рассматривать возраст как зависимую переменную, потому что она изменяется вместе с другими переменными от рождения до смерти.
Методы:
Пример: год рождения год тестирования
Меж- возрастно- Возрастной периодический
Тактика использования возраста и настоящей независимой переменной значит, что исследователь ищет взаимодействие. Любая переменная, которая смешивается с возрастом, может по-другому реагировать на другую независимую переменную. Психолог пытается выяснить, какие компоненты возраста определяют поведение, и в этом поиск определенных взаимодействий может помочь. Наконец, есть еще метод - вместо поиска взаимодействий попытаться разорвать эффекты переменной, характеризующей испытуемого, и переменных, которые коррелируют с ней и связать результаты определенной теорией.
ВЫВОДЫ: Мы можем выделить следующие источники невалидности квази-экспериментов: · история · взросление · предвзятый выбор · смертность · медленно проявляющиеся эффекты · проблема возврата к средней величине
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|