Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экспериментальные схемы с переменными, характкризующие испытуемых.




Переменная, характеризующая испытуемого, - это измеряемая характеристика человека (IQ, вес, тревожность, возраст, пол, а также многочисленные патологии - шизофрения, алкоголизм, травмы мозга,...). Так как такие переменные не могут быть изменены, то экспериментальная схема называется квази-экспериментальной. Экспериментатор не может изменять такие переменные, он только выбирает испытуемых, которые уже имеют переменные определенной величины и затем сравнивает их с интересующим его поведением. Если испытуемые, различные по IQ, отличаются по поведению, мы не можем сказать, что это IQ вызывает разницу в поведении, так как соответствующие группы испытуемых отличаются также и по мотивации, образованию и т.д. Такая экспериментальная схема дает нам корреляцию, и следовательно, смешение.

 
 
Исследуем шизофреников - они хуже нормальных понимают семантические аспекты языка. Это может быть из-за того, что шизофреники не так хорошо образованы, не так умны, не так мотивированы, а может это проблемы с языком вызывают шизофрению?

 


Что же делать? Можно провести распределение по условиям. Для шизофреников подбираем группу невротиков с похожими IQ, образованием и другими характеристиками. Однако, распределение по условиям имеет серьезные проблемы:

· требует много усилий, так как некоторые переменные тяжело измерять

· когда переменные измерены может оказаться, что испытуемых невозможно распределить по группам, так как испытуемых слишком мало (попробуй, найди много шизофреников или народа с нужной травмой мозга)

· такое распределение резко уменьшает размер выборки, а это влияет на надежность статистических процедур

· возможно взаимодействие между переменными, по которым мы распределяем испытуемых

· проблема возврата к средней величине. Среднее значение группы - это сумма всех значений поделенная на количество испытуемых в группе. Обычно если испытуемые, получившие экстремальные значения какой-либо переменной (наибольшие или наименьшие), тестируются повторно, то они получают значения гораздо ближе к среднему группы. Экстремальные значения обычно получаются из-за ошибки измерения. Квази-эксперименты с переменными, характеризующими испытуемых, часто проводятся для оценки образовательных программ. Поэтому помните, что без распределения по условиям практически ничего нельзя сказать о результатах, а если мы распределяем испытуемых по условиям, то нам грозит проблема возврата к среднему.

 


Возраст как переменная

Возраст - особая переменная, так как она употребляется в психологии развития и является такой неприятной, что были созданы специальные техники работы с нею. На самом деле - это не переменная, это измерение, вдоль которого мы можем исследовать поведение. Некоторые психологи даже предлагают рассматривать возраст как зависимую переменную, потому что она изменяется вместе с другими переменными от рождения до смерти.

 

Методы:

  межвозрастной (cross-sectional) Если мы хотим посмотреть, как что-либо изменяется с возрастом, мы выбираем группы определенных возрастов (например, 7 и 12 лет) и исследуем эти группы одновременно. В этом случае мы получаем смешение возраста и поколения. 20 лет назад все было другое - и игры, и фильмы, и отношения,...  
  долговременный (longitudinal) При этом методе мы выбираем группы испытуемых и исследуем ее на протяжении длительного времени (например, первый раз - в 7 лет, второй раз - в 12). Тут мы исследуем одно поколение. Но неизвестно, произошли ли изменения, которые мы исследуем из-за изменений в возрасте или из-за изменений в мире.
  возрастной (time-lag)   Этот метод пытается определить эффект времени, фиксируя постоянный возраст (например, только 19-летние тестируются).  
Возрастно-периодический (cross-sequential) Это тестирование двух или болеевозрастных групп в течение двух или более периодов времени. В этом случае вероятнее определить эффекты смешения. Однако проводить такие исследования - адская работа, поэтому такая схема редко используется.

 

Пример:

год

рождения год тестирования

           
          долговременный
           
           
          возрастной
                   

Меж- возрастно-

Возрастной периодический

 

 
 


Тактика использования возраста и настоящей независимой переменной значит, что исследователь ищет взаимодействие. Любая переменная, которая смешивается с возрастом, может по-другому реагировать на другую независимую переменную. Психолог пытается выяснить, какие компоненты возраста определяют поведение, и в этом поиск определенных взаимодействий может помочь.

Наконец, есть еще метод - вместо поиска взаимодействий попытаться разорвать эффекты переменной, характеризующей испытуемого, и переменных, которые коррелируют с ней и связать результаты определенной теорией.

 
 
Пиаже с теорией предсказывает поведение ребенка в зависимости от возраста. Хотя стадии развития ребенка ассоциируются с некоторым хронологическим возрастом, они являются функциями взросления и опыта.

 


ВЫВОДЫ:

Мы можем выделить следующие источники невалидности квази-экспериментов:

· история

· взросление

· предвзятый выбор

· смертность

· медленно проявляющиеся эффекты

· проблема возврата к средней величине

 

исследовательская процедура опасности для внутренней валидности пути повышения внутренней валидности
частные случаи · история · взросление · предвзятый выбор · анализ отклонений (неэквивалентный контроль) · детективная работа
длительные исследования с прерыванием · изменения в испытуемых и окружении · медленно проявляющиеся эффекты · неэквивалентная контрольная группа · детективная работа
схемы с переменными, характеризующими испытуемых · условия, по которым распределять испытуемых · возврат к среднему · распределение по условию · включение настоящих независимых переменных и поиск взаимодействий
схемы с использованием возраста как переменной смешение с · временем тестирования · поколением испытуемых · включение настоящих независимых переменных и поиск взаимодействий · возрастно-периодический метод

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...