Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы социального контроля




Изоляция. Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его

Обособление. Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

Реабилитация. Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе

 

· Понятия и основные социально-психологические проблемы общения и коммуникации.

Общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношении, оказание взаимовлияния на их состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.

В отечественной социальной психологии проблема структуры общения занимает важное место, и методологическая проработка этого вопроса позволяет выделить совокупность достаточно общепринятых представлений о структуре общения, выступающих общеметодологическим ориентиром организации исследований. К структуре общения можно подойти по-разному, как через выделение уровней анализа явления, так и через перечисление его основных функций. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б. Ф. Ломов, 1984).

Первый уровень — макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс общения изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень — мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения.

Третий уровень — микроуровень: главный акцент здесь делается на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Элементарная единица общения — это взаимодействие поведенческих актов, действий участников. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера.

 

Под функциями общения понимаются те роли или задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека. Одним из общепринятых является выделение в общении трех взаимосвязанных сторон или характеристик: информационной, интерактивной и перцептивной.

Информационно-коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией или приеме-передаче информации между взаимодействующими индивидами. Обмен информацией в человеческом общении имеет свою специфику. Во-первых, это является отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Во-вторых, обмен информацией обязательно предполагает (взаимо) воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров. В-третьих, они должны обладать единой или сходкой системой кодирования/декодирования сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем.

Регуляционно-коммуникативная (интерактивная) сторона общения заключается в регуляции поведения и непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия. Понятие взаимодействия используется двояко: во-первых, для характеристики действительных реальных контактов людей в процессе совместной деятельности; во-вторых, для описания взаимных влияний (воздействий) друг на друга в ходе совместной деятельности, в процессе социальной активности.

В процессе общения как взаимодействии (вербальном, физическом, невербальном) индивид может воздействовать на мотивы, цели, программы, принятие решения, на выполнение и контроль действий, т. е. на все составляющие деятельности своего партнера.

Аффективно-коммуникативная сторона общения связана с регуляцией эмоциональной сферы человека. Общение — это важнейшая детерминанта эмоциональных состояний человека. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает и развивается в условиях общения людей: происходит либо сближение эмоциональных состояний, либо их поляризация, взаимное усиление или ослабление.

Прагматическая функция общения отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

Функция формирования и развития отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояние и поведение человека.

Функция подтверждения обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя.

Функция объединения — разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может быть причиной дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

Функция организации и поддержания отношений служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

Внутриличностная функция общения реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога).

 

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Межперсональное общение — участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный). В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая, социальная единица, выполняющая определенные функции.

 

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение - это множество непосредственных контактов незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами средств массовой информации.

Межперсональное общение — участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместных действий.

В ролевой коммуникации ее участники выступают как носители определенных ролей (покупатель - продавец, учитель — ученик, начальник — подчиненный). В процессе такого общения человек проявляет себя уже не как индивидуальность, а как некоторая, социальная единица, выполняющая определенные функции.

Доверительное общение отличается тем, что в его ходе передается особо значимая информация.

Конфликтное общение характеризуется взаимным противостоянием людей, выражениями неудовольствия и недоверия.

Личное общение - это обмен неофициальной информацией.

Деловое общение - процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Прямое (непосредственное) общение является исторически первой формой общения людей друг с другом.

Опосредованное общение - это взаимодействие, при помощи дополнительных средств (письма, аудио- и видеотехники).

 

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

 

 

Коммуникация в узком смысле – это обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. в ходе совместной деятельности. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Тогда весь процесс человеческой коммуникации можно интерпретировать в терминах теории информации. Такой подход нельзя рассматривать как методологически корректный, так как в нем опускаются некоторые важнейшие характеристики именно человеческой коммуникации, которая не сводится только к процессу передачи информации, при таком подходе фиксируется в основном лишь одно направление потока информации, а именно от коммуникатора к реципиенту. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Необходимо четко выявить специфику в самом процессе обмена информацией, когда он имеет место в случае коммуникации между двумя людьми.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому что здесь выражается отношение двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели. В коммуникативном процессе происходит как минимум активный обмен ею. Главная особенность в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева, 1981), потому, что люди не просто обмениваются значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса — это совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Но даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной.

 

В сущности Код + Контекст– это обстоятельство, в котором происходит конкретное событие.

Код состоит из знаков (символов) и языков – тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используется участниками данного коммуникативного акта.

Контекст— это поле значения слова. В разном тексте (и в различной интонации) одно и то же слово может менять свой смысл. Так, слово «перо» на криминальном сленге означает «нож». Если обычный человек услышит фразу о том, что кто-то кому-то готовит «перо», то, может быть, истолкует это как написание жалобы. В то же время сотрудник ОВД оценит ситуацию, как готовящееся убийство (либо телесное повреждение).

Знаки бывают различные – генетические, химические, тепловые, дорожные и т.п. Человеческие знаки имеют предельно абстрактную природу, носят конвенциональный характер. Система знаков организуется в языки: вербальный язык (звуковой, словесный), мимический язык, интонации, топомимический (жестов), письменный и т.д.

Для эффективности общения зачастую используется несколько знаковых систем параллельно. Этим способом достигается надежность передачи информации. Например: при разговоре по телефону подчиненного с начальником первый не только сообщает ему что-либо, используя вербальный язык, но и встает с места, демонстрируя дань уважения телефонной трубке. Неубедительная игра актеров на сцене говорит о неправильном использовании, например, вербального и мимического языка.

Избегание – это наиболее эффективный и простой способ защиты от воздействия. С его помощьюможно вообще уклониться от контакта с партнером или же пассивно воспринимать его сообщение. Со стороны эта защита очень хорошо видна: человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника и находит любой предлог для прекращения разговора.

Действие авторитета, как вида защиты, заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым: По отношению к авторитетным людям и их речи наблюдается снижение уровня критичности восприятия.

В-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и при их проявлении особенно отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую систему общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она есть лишь сторона общения. Вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется благодаря наличию барьеров. Барьеры при коммуникации могут носить и более чисто выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.

 

Коммуникативный барьер — психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Они носят в основном социальный или психологический характер. Выделяются следующие виды барьеров:

Барьер смысловой (от фр. barriere — преграда) — взаимонепонимание между людьми, вызванное тем, что одно и то же явление имеет для них различный личностный смысл;

Барьер эмоциональный - интенсивные эмоциональные переживания, чаще негативного плана (стыд, чувство вины, страха, тревоги, низкая самооценка и др.), мешающие реализации личностной потенции человека в ходе общения;

Барьер отношения - взаимонепонимание вследствие негативных чувств собеседников друг к другу как к личности или как к представителям определенных социальных групп;

Барьер речи - возникает вследствие допущенных речевых ошибок (неправильный выбор слов, ошибки в построении сообщения, дефекты речи, неверная оценка способности партнера понять передаваемую ему информацию, слабая аргументация и т.п.);

Барьер когнитивный - возникает из-за разного уровня знаний (информированности) собеседников о предмете общения, различного уровня образованности и социального опыта.

Причинами плохой коммуникации, кроме перечисленных, могут быть обстоятельства, не зависящие напрямую и всецело от конкретного человека и его непосредственного партнера. Это так называемые социальные барьеры и барьеры, обусловленные особенностью физических компонентов ситуации общения и социальными условиями.

К физическим барьерам можно отнести барьеры физической среды, возникающие из-за несоответствия места общения его характеру и задачам, а также барьеры композиции физического пространства, которые возникают из-за значительной удаленности общающихся друг от друга или из-за наличия в пространстве композиционных элементов (колонны, углы), затрудняющих контакт.

Организационно-психологические барьеры возникают из-за неприятия формы общения и способов взаимодействия с партнером вследствие неадекватности данных элементов ценностным ориентациям субъекта общения.

Социальные барьеры возникают вследствие отсутствия понимания ситуации общения, вызванного социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение людей. Такого рода барьеры вызваны объективными социальными причинами, и при их проявлении особенно отчетливо виден факт включенности коммуникации в более широкую систему общественных отношений.

Отдельную группу образуют барьеры, обусловленные социально-ролевой принадлежностью и компетентностью субъектов общения: барьер психосоциальный возникает при несоответствии ролевой компетенции личности и той системы общения, в которую она включается;

Барьер социально-ролевой возникает вследствие социально-ролевой оппозиции или дисгармонии между субъектами общения.

 

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

 

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как говорящий сначала имеет определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае особенно отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид разговора представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит то явление, которое было обозначено как «обогащение, развитие информации».

 

Невербальная коммуникация. включает следующие основные знаковые системы:

1) оптико-кинетическую (жестикуляция, мимика, пантомимика - движение и позы, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

2) параэкстралингвистическую;

3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (проксемика);

4) предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания, толчки, поглаживания, касания, пощечины, удары);

5) ольфакторные (связанные с запахом).

 

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции:

а) дополнение речи и замещение речи;

б) репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу, обнаружение намерений собеседника;

в) создание и поддержка психологического контакта, его регулирование в процессе общения;

г) придание новых смысловых оттенков сообщаемой информации, направление процесса истолкования слов и выражений в нужную сторону;

д) выражение принятой роли, смысла ситуации;

е) усиление вербального воздействия и др.

 

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук - жестикуляцию; лица - мимику; поз - пантомимику). Общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению свои особенности. Эти особенности оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах.

При общении часто возникают следующие виды жестов: жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др.; жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле; жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.; жесты самоконтроля - руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.; жесты ожидания — потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань; жесты отрицания — сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки, дотрагивание до кончика носа и др.; жесты-расположения — прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.; жесты доминирования — жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверх)' вниз и др.; жесты неискренности - жест «прикрытие рукой рта», «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Мимика — динамическое состояние мышц лица в каждый момент общения. Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также некие добавления к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию.

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп.

В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы. В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация — это как раз та, которая и влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, иными словами, помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Но такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода.

Нерефлексивное слушание предполагает соблюдение следующих правил со стороны слушающего: 1) дать собеседнику возможность высказаться, не перебивая его; 2) обращать внимание на подтекст сказанного, на скрытый смысл; 3) стараться полнее и точнее запомнить фактическое содержание того, о чем говорит сослуживец; 4) обращать внимание на главное, выделять его; 5) обращать внимание на то, что вытекает из содержания сказанного; говорить об этом собеседнику; 6) воздерживаться от раздражения, когда произносится неприятное для Вас или высказывается другая точка зрения); 7) удерживать внимание на сообщении, не придумывая в этот момент опровержений, аргументов «против», не занимать «спортивной позиции», не придумывать «умных» или «каверзных» вопросов; 8) стараться ответить себе на вопросы: «что могут означать поза, жесты, мимика моего собеседника? Почему изменилась интонация его голоса? Почему возникла пауза после моего вопроса?»; 9) не спешить отвечать на сложные для Вас или провокационные вопросы; дать себе паузу, переспросить, переформулировать заданный вопрос; не демонстрировать своей спешкой отсутствие какого-либо размышления: это не всегда является показателем качества ума.

 

· Понятие о социальной перцепции. Роль перцепции в общении.

Социальная перцепция, восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Часто восприятие человека человеком обозначают как "социальная перцепция". Термин "социальная перцепция" впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие. Восприятие социальных объектов обладает такими многочисленными специфическими чертами к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.

Другой подход к проблемам восприятия, который также был использован в социально-психологических исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой транзакционной психологии. Транзакционная психология подчеркивает мысль о том, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации, что особенно важно, когда познание другого человека рассматривается как основание для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений.

В общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Человек вступает в общение всегда как личность и соответственно он воспринимается и другим человеком, партнером по общению также как личность. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности познания другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря своему присутствию. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, причин этого поведения. Люди иногда не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно и в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу чужие причины поведения, образцы поведения или более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Возникает целая система способов такого приписывания, которая называется атрибуцией.

Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой – какова роль этого явления в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот человек оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, а процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека.

 

· Факторы социальной перцепции.

Субъективные факторы

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится и представление о самом себе. Эта же мысль была высказана и Л.С.Выготским: "Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она представляет собой для других" (Выготский, 1960. С. 196)

Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. При построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы, установки. Это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

 

 

Идентификация (от лат. identificare - отождествлять) - это способ понимания другого человека путем уподобления себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению
строится на основе попытки поставить себя на его место, что обеспечивает процесс взаимопонимания.

В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. Установлена тесная связь между идентификацией и эмпатией.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это знание того, как другой понимает данного человека, это "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя" (Кон, 1978. С. НО). Рефлексия представляет собой сложное психологическое явление и в развернутом виде выглядит так: «Я думаю, что ты думаешь (обо мне, о теме разговора, о своих планах и пр.)». Искусство рефлексии обеспечивает распознавание того, как видит ситуацию собеседник, управление его пониманием, возможность прогнозировать развитие общения и направлять его в нужное русло.

В процесс социальной перцепции включены оба партнера, каждый из которых является активным субъектом.

Аттракция представляет собой форму познания другого человека, основанную на формировании устойчивого чувс<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...