Стили управления коллективом.
Руководство – это процесс управления группой, осуществляемый руководителем, как посредником между социальной властью и членами группы на основе правовых полномочий и норм, Различают три стиля руководства: - Демократический – привлечение большинства членов группы к обсуждению основных вопросов. - Авторитарный – руководитель сам решает вопросы, учитывая или не учитывая мнение членов группы. - Либеральный – руководитель не вмешивается в деятельность группы. Проблема изучения стиля лидерства в традиции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руководства. В связи с неоднозначностью употребления терминов «лидерство» и «руководство» - тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают как стиль руководства. К сожалению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержательное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов. Авторитет — это определенная социальная роль, с которой связаны соответствующие ожидания окружающих. От авторитета ожидают, например, что благодаря большим знаниям, а часто и высоким умственным способностям, он будет в состоянии указать другим, что и как они должны делать. Причем правильность его советов подтвердится на практике.
Таким образом, именно авторитет руководителя является основным инструментом его психологического влияния на группу. Он всегда поддерживается с помощью многочисленных мероприятий и своеобразных «общественных ритуалов»: выражения уважения, представителя первенства, выделения в группе и т.д. Его поддерживает и информация о хороших результатах работы. Подорвать же его можно самыми различными способами.
Выделим ряд психологических факторов, определяющих меру авторитетности руководителя. К ним можно отнести: 1. личностные особенности руководителя; 2. организаторский и мотивационный потенциал (способность лидировать в качестве лидера-организатора); 3. ценностная привлекательность личности руководителя для членов группы (готовность разделить его принципы и идеалы); 4. стиль управления, реализуемый руководителем (в качестве основных стилей управления обычно выделяют авторитарный, демократический и либеральный). Особо надо отметить: употребленные термины «авторитарный», «демократический», «либеральный» никакого политического значения не имеют. Это своего рода метафоры, описывающие психологический рисунок типа принятия решения. Однако принятая терминология вносит ряд трудностей в исследования именно в силу возможных ассоциаций. Всякий раз нужно очень точно обозначать, что имеется в виду, когда речь идет о перечисленных стилях руководства. Поначалу считалось, что наилучшим стилем лидерства является демократический, так как в нем больше привлекательных черт. В группе создается самая благоприятная атмосфера для творческой работы: этот стиль способствует решению группой наиболее сложных задач. Но нередко предпочтительнее оказывается авторитарный стиль лидерства (например, когда в условиях дефицита времени необходимо добиться высокой организованности, дисциплины, согласованности действий) или даже либеральный стиль (когда необходимо принимать решение, затрагивающее интересы всех членов группы). Поэтому на практике самым удачным является не какой-либо один из трех перечисленных стилей, а комбинированный стиль лидерства, при котором лидер, умея по-разному вести себя, гибко меняет стиль своего поведения в зависимости от обстановки, сложившейся в группе.
Групповые роли (по Столяренко): I — председатель. Функции: впитывает все возможные мнения и принимает решения; свойства: умеет слушать, хорошо говорит, логичный, решительный; тип: спокойный, стабильный тип личности, нуждается в высокомотивированной группе. II — формирователь. Функции: лидер, соединяет усилия членов группы в единое целое; свойства: динамичный, решительный, напористый; тип: доминирующий экстраверт, нуждается в компетентной, умелой группе. I и II — два противоположных подхода к общему управлению группой. III — генератор идей. Функции: источник идей; свойства: умен, богатое воображение, креативность; тип: нестандартная личность, нуждается в мотивированном окружении, которое будет воспринимать его идеи. IV — оценщик идей (критик). Функции: анализ и логические выводы, контроль; свойства: аналитичность, интеллектуальность, эрудированность, «якорь группы», возвращает к реальности; тип: рассудительный, волевой тип личности, нуждается в постоянном притоке информации и новых идей. V — организатор работы. Функции: преобразование идей в конкретные задания и организация их выполнения; свойства: организатор, волевой, решительный; тип: волевой тип личности, нуждается в предложениях иидеях группы. VI — организатор группы. Функции: способствует согласию группы, улаживает разногласия, знает потребности, проблемы членов группы; свойства: чувствительность, дипломатичность, доброта, коммуникативность; тип: эмпативный и коммуникативный тип личности, нуждается в постоянном контакте со всеми членами группы. VII — исследователь ресурсов. Функции: связующее звено с внешней средой; свойства: общительный, увлекающийся, энергичный, привлекательный; тип: «напористый экстраверт», нуждается в свободе действий. VIII — завершитель. Функции: побуждает группу все делать вовремя и до конца; свойства: профессиональная пет дантичность, обязательность, ответственность; тип: педантичный тип личности, нуждается в групповой ответственности, обязательности. Чтобы управленческая команда была эффективна, нужно, чтобы все эти роли выполнялись членами группы, чтобы они взаимно дополняли друг друга. (Иногда один член группы может выполнять две и больше ролей.)
· Основные признаки группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структура предпочтений, структура коммуникаций, структура власти. Структура предпочтений представляет собой строение группы по предпочтениям, то есть по таким ценностям и идеалам характеризующих данную группу. Структура коммуникаций раскрывает основные особенности существующих процессов общения в группе. Структура власти отражает роль каждого члена в группе и позволяет выявить лидеров и подчиняющихся в группе В социально-психологических исследованиях группа не выступает как реальная социальная ячейка общества, как «микросреда» формирования личности. Каждый из параметров группы может приобретать совершенно различное значение, зависящее от типа изучаемой группы. Композиция группы (или ее состав) может быть описана по-разному, в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. В структуре группы существует несколько достаточно формальных признаков, которые выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Групповые процессы зависят как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. К групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их следует в контексте развития группы. «Статус» или «позиция» определяется как место индивида в системе групповой жизни. «Роль» определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения».
Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае уже трудно говорить о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Санкции - механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить их соблюдение.
· Классификация групп. Для социальной психологии, прежде всего, значимо следующее разделение групп: Условные группы - объединения людей по какому-то общему условному признаку, не предусматривающее реальных контактов между ее членами, например, по профессиональному (инженеры, юристы), возрастному (подростки и юноши), национальному, половому и иному признаку. Реальные группы характеризуются наличием непосредственных контактов в совместной деятельности: группа студентов, воинское подразделение. Социальные исследования преимущественно сосредоточены на реальных группах. Реальные группы делятся на малые и большие, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Лабораторные группы преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях и представляют собой моделирование той или иной деятельности человека - испытуемого. Естественные группы - сложно организованная общность людей, включенных в совместную целенаправленную деятель ность. Большая группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга. Большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию ис следования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие труппы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же - организованные, длительно существующие группы, - подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Малая группа - немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии. Малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Первичные группы - те группы, где непосредственно присутствует контакт.
Вторичные группы - те, где нет непосредственных контактов, а для общения между членами используются различные «посредники». Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной, может совпадать или не совпадать с группой членства. Группа членства - это группа, реальным участником которой является данная личность. Группа членства может иметь в большей или меньшей степени свойства референтности для ее членов.
Социальная психология предпринимала многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Ювенк выделил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе. Однако общая черта всех предложенных классификаций - формы жизнедеятельности группы.
Классификация Л. И. Уманского является наиболее разработанной и проверенной на практике, и уровни развития группы можно описать опираясь на 3 критерия: - общность целей совместной деятельности; - четкость структуры группы; - динамика групповых процессов. На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы. Конгломерат - это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует. Структуры группы также нет или она крайне примитивна. Примерами такой группы могут служить небольшая толпа, очередь пассажиры вагона поезда, автобуса, салона самолета и пр. Общение здесь кратковременно, поверхностно и ситуативно. Люди, как правило, не знакомятся друг с другом. Такая группа легко распадается, когда каждый участник решил свои индивидуальные проблемы. Номинальная группа - это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Такое наименование группы необходимо не только для того, чтобы она получила официальный статус, но и для того, чтобы определить цели и виды ее деятельности, режим работы, взаимоотношения с другими группами. Номинальная группа может остаться конгломератом, если собравшиеся вместе люди не примут предложенных им условий деятельности, официальных целей организации и не вступят в межличностное общение. В таком случае номинальная группа распадается. Если цели и условия понятны и люди с ними согласны, то номинальная группа приступает к началу деятельности и поднимается на следующий уровень развития. Номинальная группа – это всегда кратковременный этап группообразования. Характерным для нее является то, что для того чтобы группа стала номинальной, необходим организатор, который собрал бы людей вместе и предложил бы им цели совместной деятельности. Основная деятельность такой группы - это общение, т. е. знакомство друг с другом и с целями, способами и условиями предстоящей совместной деятельности. До тех пор, пока не начата сама деятельность, а идет процесс обговаривания и согласования, группа будет номинальной. Как только люди приступят к совместной работе, группа переходит на другой уровень развития. Ассоциация - это группа людей, объединенных совместной деятельностью. На этом уровне начинает формироваться групповая структура и развиваться групповая динамика. Для ассоциации характерно появление общих интересов группы с учетом интересов каждого. Совместная деятельность стимулирует групповую динамику, которая начинается с выработки требований к элементарным нормам поведения. Эти элементарные нормы чаще всего бывают дисциплинарными и определяют режим работы. На уровне ассоциации происходит развитие неформальной структуры на основе симпатий и антипатий. Характерной особенностью группы - ассоциации является такой групповой процесс, как консолидация. На этом уровне развития возможно достижение таких состояний, как подготовленность к совместной деятельности и направленность на решение задачи. Как только группа решает хотя бы первую из поставленных задач, т. е. добивается первого результата своей совместной деятельности, она с уровня ассоциации переходит на уровень кооперации. Кооперация - это группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. На уровне кооперации происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерными для группы-кооперации являются процессы лидерства и конкуренции. Структура группы четко обозначается. Каждый член группы занимает свою статусную позицию и играет соответствующую этой позиции роль. Структура группы кристаллизуется и четко оформляется в результате процесса конкуренции между членами группы, что способствует повышению общегрупповой активности. Динамика группы на этом этапе характеризуется началом выработки внутригрупповой морали то есть сложных норм регуляции поведения, групповых ценностей и ценностных ориентации, с применением санкций за нарушение групповых норм и правил. От того, какое направление приобретет внутригрупповая мораль, зависит дальнейшее развитие группы. Автономия - это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. Группа - автономия характеризуется тем, что в процессе совместной деятельности практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Кроме того, индивидуальные цели каждого участника взаимодействия достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. На этом уровне активизируется процесс адаптации людей друг к другу и происходит их эмоциональная идентификация с группой. Группа-автономия характеризуется тремя основными социально-психологическими особенностями: 1) обособленностью, закрытостью от других групп. 2) внутренней спаянностью, слитностью, совместимостью членов группы, их лояльностью друг к другу; 3) внутригрупповой моралью, требующей от каждого члена группы С этого уровня развитие группы может пойти в двух направлениях. Если группа полностью подавит индивидуальность, то образуется корпорация. Если же будет достигнуто гармоничное сочетание индивидуальных и групповых интересов и ценностей, то сформируется коллектив (в социально-психологическом смысле). Корпорация - это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены полностью подчиняться жесткой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. Коллектив - это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: и индивидуальных, и групповых, в общественных.
· Динамика развития малой группы. Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Определение фиксирует и специфический признак малой группы, отличающий ее от больших групп: общественные отношения выступают здесь в форме непосредственных личных контактов. Определение границ малой группы является наиболее дискуссионным вопросом. В большинстве исследований число членов малой группы колеблется между 2 и 7 при модальном числе 2 (упомянуто в 71% случаев). Этот подсчет совпадает с представлением, имеющим широкое распространение, о том, что наименьшей малой группой является группа из двух человек — так называемая диада. Существует другая точка зрения относительно нижнего предела малой группы согласно которой наименьшее число членов малой группы не два, а три человека. Тогда в основе всех разновидностей малых групп лежат так называемые триады. Не менее остро стоит вопрос и о «верхнем» пределе малой группы. Были предложены различные решения этого вопроса. Наиболее принятыми являются числа, определяющие верхней предел – это 10, 15, 20 человек. В некоторых исследованиях Дж. Морено, автора социометрической методики, рассчитанной именно на применение в малых группах, упоминаются группы и по 30-40 человек.
Социометрия. Термин «социометрия» происходит от латинских слов socius – окружающие люди и metrum - измерение, мера. Создание и развитие социометрической методики связано с именем американского исследователя Джекоба Леви Морено (1892 – 1974) – автора психодрамы, социометрии. Термин “социатрия” – представление о неправильной организации группы, как контролировать отклоняющееся групповое поведение. Социометрическая методика является методом опроса, классического социально – психологического теста в котором спрашивают респондентов и измеряют индивидуальные особенности, свойства, качества личности, статус, лидерские качества социометрических звёзд и отверженных. Развитие социометрического метода по Дж. Морено характеризует всякое сойиальное объединение как систему притяжений и антипатий, что подчёркивает избирательный, порядковых характер и несёт предпочтение в зависимости от ситуации. Социометрия – метод для измерения связей, предпочтения, возникающих в ситуации выбора партнёра в той или иной деятельности. Социометрия позволяет выделить популярность и лидерство, групповую сплочённость, внутригрупповой конфликт, харизматическое и ситуационное лидерство, инстументальное и эмоциональное лидерство, позицию интегратора группы, стиль лидерства (авторитарный, демократический, невмешательский), социально – психологический климат в группе, компетентность в общении (точность восприятия своих межличностных отношений). Социограммы: коллективная, индивидуальная, социограмма лидера. Назначение. Метод социометрии инструмент социально – психологического исследования структуры малых групп и коллективов, личности индивида, как элемента группы, а так же методом выявления неформальных лидеров в группе. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Схема действий при социометрическом исследовании. Постановка задач исследования и выбор объектов формируются на основе гипотезы и предположений. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д. Есть два варианта социометрической процедуры. Первый вариант – непараметрическая процедура: предлагается ответить на вопросы, без ограничения числа выборов. Второй вариант – параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Рекомендуется не загромождать социометрическую карточку большим числом критериев, но выбрать такие, которые были бы логически связаны между собой и вызывали бы активный интерес у большинства испытуемых индивидов. Когда социометрия является предметом самостоятельного исследования, то порядок составления социометрической карточки состоит из списка социометрических групп, с номером каждого участника, его шифром. Составляется карточка с учётом размера изучаемой группы и инструкция. После каждого критерия должна быть выделена графа для ответа (при опросе без ограничений); при опросе с ограничением после критериев чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предлагаем. При проведении межгрупповой социометрии участникам предлагаются списки всех членов групп, межличностные коммуникации между которыми требуется установить. Когда социометрические карточки заполнены, начинается этап их математической обработки: табличный, графический и индексологический. Прикладная ценность социометрической техники состоит в возможности проникнуть в групповые структуры межличностных взаимоотношений с целью их выявления (социометрические «звёзды», отверженные, микрогруппы в группе) или перестройки. Социограмма — графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже:
Социометрия весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.
Образование и развитие малой группы состоит из несколько стадий. На первой стадии осуществляются различные процедуры знакомства ее членов, осмысливаются перспективы их сближения. Вторая стадия обычно является периодом появления зачатков системы межличностных отношений, началом формирования группового самосознания, зарождения актива малой группы. На третьей стадии отношения между членами малой группы принимают устойчивый характер, идет интенсивный процесс формирования групповых норм и традиций, начинает активно функционировать общее мнение. Групповые настроения и атмосфера в группе способствуют решению совместных задач, в действиях ее членов проявляются сплоченность и слаженность. На четвертой стадии группа полностью консолидируется, становится общностью с ярко выраженным чувством «Мы», всеми поддерживаемыми групповыми целями и интересами, направленными на конкретный результат, проявляется ценностно-ориентационное единство, позволяющее предотвращать конфликты. Руководство - процесс управления группой, осуществляемый руководителем как посредником между социальной властью (государством) и членами общности на основе правовых полномочий и норм, данных ему. Лидерство - это процесс межличностного влияния. Лидера порождает структура и характер взаимоотношений в каждой конкретной группе. Сплочение малой группы — это процесс формирования такого типа связей и отношений между ее членами, которые позволяют достигать их ценностно-ориентационного единства, наилучших результатов в совместной деятельности, избегать конфликтов и конфронтации. Групповая сплоченность — в процессе развития группы может увеличиваться ее сплоченность, что приводит к следующим результатам: 1) сохранению группового членства; 2) усилению влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становятся проявления феномена конформного поведения); 3) возрастанию участия в жизни группы, т.е. большая включенность индивидов в групповую деятельность; 4) росту индивидуальной адаптации к группе и переживанию чувства личной безопасности. Принятие решений. В своей жизнедеятельности, развитии и руководстве группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения с целью прояснения позиций ее членов, оценки различных ситуаций, поиска возможных путей выхода из них, выработки единой точки зрения. Совокупность всех только что перечисленных действий и составляет процесс принятия группового решения. Процесс группового принятия решений состоит из четырех фаз: 1) установление фактов (групповое интервью); 2) оценка фактов (мнения по поводу установленных фактов); 3) поиск решений (брейнсторминг); 4) принятие решений. Групповое давление в малой группе. Нормы и ценности группы должны принимать и соблюдать все. И если этого не происходит, на тех, кто им не подчиняется или кто их игнорирует, оказывается психологическое или иное воздействие, которое проявляется как групповое давление. Конфликт - это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии межличностных отношений между членами группы или нарушения равновесия между существующими в ней структурами. Групповые нормы — совокупность правил и требований, вырабатываемых группой и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения, общения, взаимодействия и взаимоотношений членов группы. Групповая дискуссия — метод, применяемый в практике руководства коллективами, имеющий целью интенсивное обсуждение и продуктивное решение групповой задачи. Были выявлены две важные закономерности: 1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации; 2) если решение инициировано группой, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.
Каждый участник в процессе группового решения сталкивается не только с необходимостью решить проблему (содержательный контекст), но и сопоставляет свои и чужие интересы (контекст интересов и мотивов). Этапы группового решения: · Ознакомление с проблемной ситуацией · Создание групповой базы решения · Формирование групповой модели ситуации · Поиск группового консенсуса · Принятие группового решения. Совокупность этих перечисленных действий составляет процесс принятия группового решения. Групповое мнение выступает показателем развитости группы, ее сплоченности, эффективности совместных усилий ее членов, а в некоторых случаях и идеологической направленности ее психологии. Групповое мнение выполняет определенные функции: · информационную, показывающую на каком этапе своего развития находится малая группа, какова ее сплоченность, каков характер взаимоотношений между ее членами и т.д.; · функцию воздействия, посредством которой оказывается влияние на всех членов группы в интересах совместной деятельности, выработки общих мнений и суждений и т.д.; · оценочную, с помощью которой члены группы выражают свое отношение к тем или иным событиям и явлениям, происходящим внутри малой группы и вне ее.
Эффективность воздействия группового мнения объясняется: · сочетанием убеждения и психологического принуждения, в которых в концентрированном виде выражаются разум, чувство и воля всех членов группы (суждения и оценки здорового группового мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств и порождая активное его стремление к самосовершенствованию); · оперативностью реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны членов группы; · способностью ряда групповых суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики. В процессе своего формирования и развития групповое мнение проходит три этапа: -на первом из них члены группы непосредственно переживают конкретное событие, высказывают свои личные суждения и отношение к нему; · на втором — члены малой группы обмениваются своими представлениями, взглядами, оценками и чувствами, и эти отношения становятся объектом группового обсуждения, постепенно превращаясь в общую точку зрения; · на третьем этапе осуществляется выработка четкой и ясной групповой позиции по предмету обсуждения, которая принимается всеми членами группы.
К групповым настроениям относятся: совместные переживания конкретных событий, фактов; сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время группой или ее частью; устойчивый настрой эмоций и чувств, опосредующий действия и поведение всех членов группы. Групповые настроения усиливают чувства отдельных людей, оказывая влияние на их жизнь и деятельность. В этом процессе проявляется общая закономерность общественной психологии, состоящая в том, что слияние отдельных настроений в одно общее создает новое целое, которое значительно отличается от суммы его составляющих. И это совместное настроение (общие переживания и чувства) часто выступает очень сильной движущей силой. Вместе с тем следует помнить, что одни настроения - энтузиазм, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, состояние общего подъема — способствуют совместным усилиям и успеху группы. Другие — состояние упадка, неверие в свои силы, уныние, скука, обида или недовольство — напротив, резко снижают ее возможности. Периодическая активизация (спонтанная или целенаправленная) у членов малой группы соответствующих настроений, других эмоциональных состояний по поводу конкретных политических, нравственных, эстетических, профессиональных и иных фактов и событий может привести к закреплению подобных состояний, к проявлению их устойчивости и, таким образом, к возникновению, формированию соответствующих социальных чувств. Однако (в отличие от чувств) групповые настроения характеризуются большей динамичностью. Они возникают более стихийно и способны гораздо быстрее чувств распространяться в группе или передаваться вне ее. Настроения по сравнению с чувствами значительно быстрее могут изменять и свою полярность.
Существует специфический фактор, который присущ функционированию группы. Этим фактором является групповая динамика. Групповая динамика - взаимодействие членов социальной группы между собой. К процессам групповой динамики относятся: руководство и лидерство; формирование группового мнения; сплоченность группы; групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться и все ее члены. Лидерство в группе бывает демократическим или авторитарным, кратковременным или длительным; группа может стимулировать собственную деятельность или стремиться снизить активность; атмосфера внутри группы бывает дружественной или враждебной и т.д. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы. Групповая динамика отражается в самосохранении и самовоспроизведении группой своей структуры и целостности, несмотря на возможные изменения, в ней происходящие. Это способность группы к развитию, которое на разных стадиях существования группы, имеет ряд своих особенностей и проблем. Теория развития группы В.Бенниса и Г.Шеппарда, определяет две фазы развития малой группы, на каждой из которых группа решает определенный набор проблем, связанных с достижением своей основной цели. Путь достижения этой цели и есть развитие группы. Первая фаза: группа решает вопрос о лидере и анализирует отношения между каждым членом группы и лидером. Вторая фаза: рассмотрение отношений между рядовыми членами группы. В теории «социализации группы» Р.Морленда и Дж.Ливайна процесс развития группы рассматривается по аналогии с процессом социализации индивида. Каждая стадия в развитии группы характеризуется по типу отношений группы с каждым вновь вступающим в нее членом. Критерии развития группы: · оценивание целей груп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|