Проблема больших социальных групп в психологии.
Большие социальные группы - общности людей, отличающиеся от малых групп наличием слабых постоянных контактов между членами группы. Примерами больших социальных групп можно назвать: социальные классы, этнические группы, профессиональные, возрастные группы. Как бы ни была велика роль малых групп и непосредственного межличностного общения в процессах формирования личности, сами по себе они не создают исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей. Все эти и иные содержательные элементы общественной психологии возникают на основе исторического опыта больших групп, опыта, обобщенного знаковыми, культурными и идеологическими системами. Этот опыт лишь «доведен» до индивида посредством малой группы и межличностного общения. Поэтому социально-психологический анализ больших групп можно рассматривать как «ключ» к познанию содержания психики индивида.
Выявление общего, типичного, невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всего потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д. Таким образом, «психический склад» группы и «психический склад» личностей, в нее входящих, не совпадают полностью. В формировании психологии группы доминирующую роль играет коллективный опыт, зафиксированный в знаковых системах, а этот опыт не усваивается в полной и одинаковой мере каждой личностью. Мера его усвоения соединяется с индивидуальными психологическими особенностями, поэтому и получается то явление, о котором говорил Л. С. Выготский: «Только «часть» психологии личности «входит» в психологию группы».
Какими же методами можно исследовать общественную психологию больших социальных групп? Поскольку типичные черты психологии больших социальных групп закреплены в нравах, традициях и обычаях, социальной психологии приходится в данном случае прибегать к использованию методов этнографии, которой свойствен анализ некоторых продуктов культуры. Одной из современных форм применения таких методов являются так называемые межкультурные исследования, цель которых - сравнение различных культур и различных социальных групп. Существенный вклад в исследование психологии больших социальных групп внесен концепцией «социальных представлений», разработанной во французской психологической школе (С. Московичы). Под социальным представлением в этой концепции понимается обыденное представление какой-либо группы о тех или иных социальных явлениях, т.е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности. При помощи социальных представлений каждая группа строит определенный образ социального мира, его институтов, власти, законов, норм. Социальные представления — инструмент не индивидуального, а именно группового социального познания, поскольку «представление» вырабатывается на основе опыта, деятельности группы, апеллируя к почерпнутым в этом опыте житейским соображениям. По существу через анализ социальных представлений различных больших групп познается их психологический облик. Эта концепция помогает дать более точное определение такому понятию, как менталитет - интегральная характеристика некоторой культуры (в том числе большой социальной группы), в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира.
Психология класса включает в себя его потребности, интересы, ценностные ориентации, ролевые представления, нормы поведения, традиции и другие социально-психологические явления. Потребности класса - это побудительные силы его активности и развития. Специфика деятельности класса развивает у его представителей одни потребности и подавляет другие. Например, предпринимательская деятельность буржуазии формирует у ее представителей ярко выраженную потребность выстоять в конкурентной борьбе, сохранить себя в составе привилегированного класса и обеспечить получение новой прибыли. Интересы класса - другая его важнейшая движущая сила, обусловленная положением класса в системе производственных отношений данного общества. Интересы могут различаться по степени зрелости, зависящей главным образом от уровня развития объективных потребностей класса. Все попытки какого-либо ущемления интересов класса, особенно со стороны государства, воспринимаются его представителями как покушение на их жизненные устои. Социальная действительность показывает, что ни один класс, ни одна из межклассовых групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других классов. Ценности (ценностные ориентации) класса - это выработанные его общественным сознанием идеалы, обусловленные характером собственности на средства производства. Ценности объективно определяются экономическими условиями деятельности класса. Например, у предпринимателей-собственников, вся жизнь которых проходит в жесткой конкурентной борьбе, ценностная система базируется на догмате святости и неприкосновенности частной собственности, являющейся залогом личного раскрепощения. Ролевые представления класса - его взгляды, являющиеся результатом осмысления своей роли в обществе и ценностных ориентации, выработанных на основе повседневной деятельности. Нормы поведения класса - определенные предписания, пожелания и ожидания, предъявляемые к его представителям. Класс с помощью норм, выработанных им, предъявляет своим представителям такие требования, которым должно удовлетворять их поведение и которые регулируют, контролируют, направляют и оценивают их поступки и действия.
Традиции, обычаи и привычки класса - устоявшиеся правила, принципы и стереотипы жизни и деятельности членов класса, важные регуляторы их поведения. С их помощью, как и других элементов психологии класса, он превращается в устойчивую и организованную общность людей. Общие признаки больших социальных групп. · Наличие особого образа жизни группы, специфических форм общения. · Наличие языка, который имеет форму определенного жаргона. · Наличие традиций, обычаев, нравов. · Наличие регулятора, обуславливающего специфическую общественную практику.
· Организованные группы и процесс их формирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|