Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психологическая теория коллектива (А.В Петровский).




Определяющими облик социальной психологии были взгляды А. С. Макаренко. В историю социальной психологии он вошел, прежде всего, как исследователь коллектива и воспитания личности в коллективе (А, С. Макаренко, 1956). А. С. Макаренко принадлежит одно из определений коллектива, которое было отправным для разработки социально-психологической проблематики в последующие десятилетия Коллектив, согласно А. С. Макаренко, — это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами управления. Это контактная совокупность, основанная на социалистическом принципе объединения. Коллектив есть социальный организм. Основными признаками коллектива являются: наличие общих целей, служащих на благо общества, совместная деятельность, направленная на достижение этих целей; определенная структура; наличие в нем органов, координирующих деятельность коллектива и представляющих его интересы. Главная теоретическая и практическая задача — это изучение личности в коллективе.

 

В отечественной социальной психологии существует несколько "моделей" развития группы, фиксирующих особые стадии или уровни в этом движении.

Одна из наиболее развернутых попыток подобного рода, как это уже отмечалось, содержится в психологической теории коллектива, разработанной А.В.Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив. Деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива.

Центральное звено групповой структуры (обозначаемое как А) образует сама предметная деятельность группы. Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам. Названный ранее ЦОЕ ("ценностно-ориентационное единство"), этот слой позже описывается не только как совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности, но и как развитие определенной мотивации членов группы, эмоциональной идентификации с группой и пр. Принципиально важным является, таким образом, рассечение всей системы групповых отношений этого уровня на два слоя: на только что охарактеризованный слой (обозначаемый как Б), где фиксированы отношения к деятельности, и третий слой (В), фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью. Именно этот слой описан наиболее подробно: в экспериментальных исследованиях вскрыт целый ряд специфических феноменов, которые отсутствуют в тех группах, где это деятельностное опосредование не развито. Наконец, выделяется четвертый слой групповой структуры (Г), где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы. Хотя полного отсутствия какого бы то ни было опосредования не удалось установить, тем не менее преобладающий здесь способ отношений в наименьшей степени связан с общей деятельностью группы.

Это представление о многоуровневой структуре групповых отношений позволяет рассмотреть путь, проходимый каждой группой, как последовательное включение совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы. Не следует упрощать вопрос и представлять себе каждый этап в развитии какой-либо конкретной группы как присутствие в ней одного какого-то слоя отношений. Напротив, развитие группы не означает, что более низкие слои отношений здесь исчезают, но означает лишь такое существенное их преобразование, которое делает невозможным объяснение групповых процессов только с точки зрения процессов, происходящих в низшем слое.

Далее устанавливается континуум реальных групп – от момента объединения ранее незнакомых людей ради определенной совместной деятельности и до того периода существования этой группы, когда ее можно назвать коллективом, т.е. до момента ее социальной зрелости.

В соответствии с общими установками концепции деятельностного опосредования межличностных отношений А.В.Петровский выделяет в своей типологии групп два вектора: 1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X) и 2) общественная значимость групповой деятельности (Y). Векторы образуют пространство, в котором можно расположить все группы, функционирующие в обществе. Вектор "опосредованности" имеет одностороннее направление, вектор "содержания деятельности" позволяет расположить группы по обе стороны от нулевой точки, что показывает возможность двух, принципиально различных содержаний деятельности, соответствующих общественному прогрессу и не соответствующих ему.

 

Обозначенные пять фигур соответствуют разным типам групп:

фигура 1 обозначает коллективы, где максимальна

социальная значимость деятельности и максимальна степень опосредования межличностных отношений деятельностью;

фигура 2 – общность с высоким уровнем социальной значимости деятельности, но с невысокой степенью опосредования (примером здесь может явиться только что созданная группа, где отношения не развились еще до коллективных);

фигура 3 представляет антиобщественную по содержанию своей деятельности группу, где тем не менее высока степень опосредования межличностных отношений этой антиобщественной деятельностью (примером является высокоорганизованная преступная группа, например крупная банда преступников, мафия);

фигура 4 изображает также антиобщественную группу при условии, что отношения между ее членами в слабой степени опосредованы антисоциальной деятельностью (с точки зрения общества такая группа опасна в меньшей степени, хотя и препятствует фактом своего существования общественному прогрессу);

наконец, фигура 5 может быть интерпретирована как группа с чрезвычайно слабой степенью выраженности социального содержания деятельности (как позитивной, так и негативной) и такой же слабой степенью значимости этой деятельности для всех групповых процессов (авторы схемы полагают, что примером может служить собранная из случайных людей экспериментальная группа, хотя этот пример и нарушает общий принцип, поскольку схема создана для классификации реальных естественных групп, а среди них подходящий пример найти не совсем просто).

 

· Стихийные группы, их специфика и основные виды.

Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа различных людей по какому-либо поводу, производящих какие-либо действия. Членами этих групп могут стать представители различных социальных классов, наций, профессий, возрастов. Выделяют следующие типы стихийных групп:

Толпа – это собрание людей, иногда нецеленаправленно собравшихся вместе по поводу самых разных событий: дорожно-транспортных происшествий, поимки правонарушителя, недовольства властью и.т.п.

Масса – это объединение людей, которых волнует одна и та же проблема, и которые собираются вместе сознательно, ради какой либо акции: протеста, поддержки, митинга, демонстрации и.т.п.

Публика – это кратковременное собрание людей вместе, для совместного времяпрепровождения в связи с каким – либо зрелищем, представляющим для всех членов этого собрания общий интерес, цель: лекция, объявление, спектакль, концерт и.т.п.

 

Социальное движение - это организованное собрание людей, нацеленное на выражение их общих идей: недовольства, поддержки, сопротивления каким-либо социальным изменениям.

 

Заражение - это эмоциональное состояние, возникающее в массе, действующее как механизм многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности, чаще всего в толпе. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Заражение представляет собой передачу определенного, эмоционально-психического настроя от одного человека к другому, основанную на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (заражение паникой, раздражением, смехом и т.п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния воздействующего оратора и количества слушателей. Чем выше эмоциональный настрой оратора, тем сильнее эффект. Число людей должно быть достаточно большим, чтобы возникало чувство единства с толпой под влиянием эмоционального транса оратора.

Внушение — социально-психический процесс воздействия в первую очередь на эмоциональную, бессознательную сферу психики личности или группы людей нередко помимо (а иногда и против) их воли, механизм которого базируется на снижении сознательности, критичности по отношению к внушаемому содержанию. Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям человека, но уже вербальными, словесными средствами, причем оратор не должен быть в эмоциональном трансе, а обязан быть в рассудочном состоянии, уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности источника информации. Здесь очень велика роль интонации голоса, которая выражает убедительность слов. Внушение представляет собой особый вид воздействия, а именно целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Содержание и форма убеждения должны соответствовать уровню развития личности, его мышления.

К источнику и содержанию убеждающего воздействия предъявляются следующие требования:

· убеждающую речь необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей слушателей;

· она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной, обязана содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;

· следует анализировать факты, известные слушателям;

· убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что он доказывает.

В ряде случаев возможен эффект бумеранга — когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего, что происходит в следующих случаях: 1) когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией, оратор с самого начала это показывает, но он не обладает должной авторитетностью, вескими аргументами, тогда аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает его, отторгает информацию и еще более укрепляется в своей позиции; 2) в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу, создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается; 3) если воздействие осуществляется на достаточно «прочную» установку человека, имеющую характер убеждения.

Важным социально-психологическим феноменом является подражание - воспроизведение деятельности, поступков, качеств другого человека, на которого хочется походить. Условиями подражания являются: 1) наличие положительного эмоционального отношения к человеку - объекту подражания; 2) меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении; 3) ясность, выразительность, привлекательность образца; 4) доступность образца хотя бы в некоторых качествах; 5) сознательная направленность желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Подражание - важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще оно и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально значимым, но и образцам внешне динамичным, ярким (образцам кино, моды), даже хотя и социально негативным по своей сути.

Подражание также относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массового поведения, хотя его роль и в иных группах, особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с уже рассмотренными явлениями заражения и внушения, однако его специфика состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...