Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие правового режима земель, его единство и дифференциация




Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства.

Признаки правового режима земель:

1) правовой режим земель – это определённый порядок

2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве

(соблюдение требований и норм)

3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами

4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права

5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства.

Правовой режим земель зависит от следующих факторов:

1) форма собственности

В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю).

2) экономическая роль земель

Земля выступает как:

1) всеобщий предмет труда

2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве)

3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны).

3) экологический фактор

Земля – это 1) главная часть природного комплекса

2) основной природный ресурс

3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ.

4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи.

Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.

19.11.2003

В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель.

Новые черты:

1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи

2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы

3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода)

4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования.


На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений:

1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил

Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей.

2) возрастание необходимости усиленной охраны почв

Почва – мотор биосферы.

Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений.

3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира).

Необходимо создавать специальные ландшафты.

Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты.

Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду.

4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий

Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство правового режима земель обусловлено:

1) единством свойств земли

2) единством принципов земельного законодательства

3) единством задач земельного законодательства

4) единством земельного фонда РФ

5) триединой ролью земли.

Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.

 


Особенная часть

 

Правовой режим

земель сельскохозяйственного назначения

 

1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.

2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения

3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения

4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения

 

Литература:

ü учебник

ü Конституция РФ

ü ЗК РФ

ü Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (ст.112)

ü Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10

ü Жариков Ю.Г. М., 1969

ü ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ

 


Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

 

1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения.

Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы

продовольственной независимости России.

 

Нужно сравнить определения ЗК РСФСР 1991 года (ст.56) и ЗК РФ 2001 года (ст.77).

В ст.56 ЗК РСФСР землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

В данном определении выделяются 2 положения:

1) землями с/х назначения признавались земли, которые уже предоставлены для этих целей и находятся в с/х обороте

2) землями с/х назначения признавались земли, которые предназначались для этих целей.

Такой вывод соответствует ст.80 нового ЗК РФ: в составе земель с/х назначения создаётся фонд перераспределения земель для с/х производства.

Статья 80. Фонд перераспределения земель

1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

 

Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Законодатель провёл чёткое отграничение земель с/х назначения от земель других категорий.

Земельные участки в черте поселения (даже используемые для получения с/х продукции) не будут относиться к землям с/х назначения – это земли поселений.

Земли с/х назначения являются одной из важных категорий земельного фонда России.

Факторы:

1) земли данной категории поставлены на первое место во всех земельных кодексах

(т.к. законодатель понимает особую ценность, значимость этих земель).

 

Шарпаев В.И. Продовольственная безопасность в России: проблемы, состояние // Проблемы совершенствования экологического, аграрного и земельного законодательства. Екатеринбург, 1998

 

2) земли с/х назначения в своей значительной части используются в качестве основного средства производства в с/х.

 

3) ограниченность земель с/х назначения

За последние 15 лет около 4 млн. гектаров земель были выведены из с/х оборота и использованы для других (не с/х) целей.

4) по оценке экспертов Всемирного банка весь земельный фонд России оценивается

в 5 трлн. $, земли с/х назначения – 1 трлн. $. Эти данные занижены.

По данным 1997 года земельный фонд России составляет 1 млрд. 709,8 млн. га, из них 607,5 млн. га – земли с/х назначения.

В США получают урожай в количестве 35 – 40 центнеров с гектара, в России – 15–17 центнеров с гектара.

С/х землепользование имеет определённый приоритет перед другими видами, который выражается в следующем:

1) земли с/х назначения предоставляются только для с/х целей

2) хозяйственная эксплуатация этих земель должна не только не ухудшить их состояние, но и способствовать восстановлению этих земель и повышению плодородия.

Приоритет права с/х землепользования обусловливает особенности правового режима этих земель:

1) необходимо обеспечить охрану в целом всех земель с/х назначения, но должна вестьсь усиленная охрана пахотных земель (пашни)

2) нужно обеспечить повышение плодородия земель

3) необходимо не допускать выведения земель с/х назначения из с/х оборота.

ч.4 ст.79 ЗК РФ: Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

 

В то же время в исключительных случаях допускается изъятие (выкуп) с/х угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, для не с/х целей. Только при отсутствии иных вариантов размещения объектов.

ч.3 ст.79 ЗК РФ: Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с

- выполнением международных обязательств РФ,

- обеспечением обороны и безопасности государства, при отсутствии

- разработкой месторождений полезных ископаемых других вариантов

(за исключением общераспространенных полезных ископаемых), возможного

- содержанием объектов культурного наследия РФ, размещения

- строительством и содержанием объектов культурно-бытового, этих объектов

социального, образовательного назначения, автомобильных дорог,

магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи

и других подобных сооружений

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...