Понятие правового режима земель, его единство и дифференциация
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Правовой режим земель – это установленный нормами земельного права порядок должного поведения к земле в её триединстве со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц, направленный на выполнение задач земельного законодательства. Признаки правового режима земель: 1) правовой режим земель – это определённый порядок 2) порядок выражается в должном поведении к земле в её триединстве (соблюдение требований и норм) 3) должное поведение к земле должно иметь местно не только со стороны землепользователей (граждан и юридических лиц), но также и со стороны органов, осуществляющих управление земельными ресурсами 4) данный порядок закрепляется нормами земельного, гражданского и иных отраслей права 5) правовой режим земель направлен на выполнение задач земельного законодательства. Правовой режим земель зависит от следующих факторов: 1) форма собственности В советское время была закреплена только одна форма собственности – государственная. В настоящее время закреплено множество форм собственности (в том числе и на землю). 2) экономическая роль земель Земля выступает как: 1) всеобщий предмет труда 2) главное средство производства (в сельском и лесном хозяйстве) 3) пространственный операционный базис (в иных сферах экономики страны). 3) экологический фактор Земля – это 1) главная часть природного комплекса 2) основной природный ресурс 3)основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ. 4) характер экономических, политических и социальных отношений в обществе, а также стоящие перед обществом задачи. Правовой режим земель должен быть таким, чтобы наилучшим образом служить выполнению задач земельного законодательства.
19.11.2003 В условиях рыночной экономики по существу идёт процесс формирования нового земельного строя России => формируется также и новый правовой режим земель. Новые черты: 1) включение земли в рыночный оборот, признание её объектом купли-продажи 2) дальнейшее продвижение земельно-аграрной реформы как составной части экономической реформы 3) земельные отношения стали имущественными, а земля признана имуществом (пусть и особого рода) 4) в современном земельном законодательстве более чётко ограничен круг вопросов, по которым государство может вмешиваться в регулирование земельных отношений и хозяйственную деятельность субъектов землепользования. На правовой режим земель и его динамику влияют следующие тенденции земельных правоотношений: 1) возрастание роли земли под влиянием развития производительных сил Всё больше требуется земель для строительства различных объектов и иных (несельскохозяйственных) нужд => в настоящее время стоит задача – обеспечить экономное, разумное использование земельных ресурсов для этих целей. 2) возрастание необходимости усиленной охраны почв Почва – мотор биосферы. Задача – сберечь почву в хорошем состоянии для будущих поколений. 3) сочетание землепользования с жизнеустойчивостью (жизнеспособностью) фауны (животного мира) и флоры (растительного мира). Необходимо создавать специальные ландшафты. Ландшафты – это земельные участки, в основу которых могут быть положены аграрный, лесной, рекреационный, экологический и иные ландшафты. Человек, взаимодействуя с природой в рамках ландшафтов, сохраняет природу, окружающую среду. 4) создание рекреационных зон, выделение особо охраняемых территорий Задача – обеспечить восстановление экологического равновесия в природе. Единство и дифференциация правового режима земель
Единство правового режима земель обусловлено: 1) единством свойств земли 2) единством принципов земельного законодательства 3) единством задач земельного законодательства 4) единством земельного фонда РФ 5) триединой ролью земли. Правовой режим земель дифференцирован – это обусловлено делением земельного фонда России на категории, составные части. Каждая категория земель имеет свой режим, в котором прослеживаются как общие положения, так и специфика конкретной категории земли.
Особенная часть
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России. 2. Субъектный состав и формы пользования землями с/х назначения 3. Права и обязанности субъектов на землях с/х назначения 4. Управление в области использования и охраны земель с/х назначения
Литература: ü учебник ü Конституция РФ ü ЗК РФ ü Закон Свердловской области от 29 декабря 1995 г. № 40-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Свердловской области" (ст.112) ü Краснов Н.И. «О понятии рационального использования и охраны земли» // Государство и право, 1999, №10 ü Жариков Ю.Г. М., 1969 ü ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ
Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
1. Понятие и состав (структура) земель с/х назначения. Роль и значение земель с/х назначения в решении проблемы продовольственной независимости России.
Нужно сравнить определения ЗК РСФСР 1991 года (ст.56) и ЗК РФ 2001 года (ст.77). В ст.56 ЗК РСФСР землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. В данном определении выделяются 2 положения: 1) землями с/х назначения признавались земли, которые уже предоставлены для этих целей и находятся в с/х обороте 2) землями с/х назначения признавались земли, которые предназначались для этих целей. Такой вывод соответствует ст.80 нового ЗК РФ: в составе земель с/х назначения создаётся фонд перераспределения земель для с/х производства.
Статья 80. Фонд перераспределения земель 1. В целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Согласно ст.77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Законодатель провёл чёткое отграничение земель с/х назначения от земель других категорий. Земельные участки в черте поселения (даже используемые для получения с/х продукции) не будут относиться к землям с/х назначения – это земли поселений. Земли с/х назначения являются одной из важных категорий земельного фонда России. Факторы: 1) земли данной категории поставлены на первое место во всех земельных кодексах (т.к. законодатель понимает особую ценность, значимость этих земель).
Шарпаев В.И. Продовольственная безопасность в России: проблемы, состояние // Проблемы совершенствования экологического, аграрного и земельного законодательства. Екатеринбург, 1998
2) земли с/х назначения в своей значительной части используются в качестве основного средства производства в с/х.
3) ограниченность земель с/х назначения За последние 15 лет около 4 млн. гектаров земель были выведены из с/х оборота и использованы для других (не с/х) целей. 4) по оценке экспертов Всемирного банка весь земельный фонд России оценивается в 5 трлн. $, земли с/х назначения – 1 трлн. $. Эти данные занижены. По данным 1997 года земельный фонд России составляет 1 млрд. 709,8 млн. га, из них 607,5 млн. га – земли с/х назначения. В США получают урожай в количестве 35 – 40 центнеров с гектара, в России – 15–17 центнеров с гектара. С/х землепользование имеет определённый приоритет перед другими видами, который выражается в следующем:
1) земли с/х назначения предоставляются только для с/х целей 2) хозяйственная эксплуатация этих земель должна не только не ухудшить их состояние, но и способствовать восстановлению этих земель и повышению плодородия. Приоритет права с/х землепользования обусловливает особенности правового режима этих земель: 1) необходимо обеспечить охрану в целом всех земель с/х назначения, но должна вестьсь усиленная охрана пахотных земель (пашни) 2) нужно обеспечить повышение плодородия земель 3) необходимо не допускать выведения земель с/х назначения из с/х оборота. ч.4 ст.79 ЗК РФ: Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает среднерайонный уровень, могут быть в соответствии с законодательством субъектов РФ включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.
В то же время в исключительных случаях допускается изъятие (выкуп) с/х угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, для не с/х целей. Только при отсутствии иных вариантов размещения объектов. ч.3 ст.79 ЗК РФ: Изъятие, в том числе путем выкупа, в целях предоставления для несельскохозяйственного использования сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает свой среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с - выполнением международных обязательств РФ, - обеспечением обороны и безопасности государства, при отсутствии - разработкой месторождений полезных ископаемых других вариантов (за исключением общераспространенных полезных ископаемых), возможного - содержанием объектов культурного наследия РФ, размещения - строительством и содержанием объектов культурно-бытового, этих объектов социального, образовательного назначения, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов, линий электропередачи, связи и других подобных сооружений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|