Закон «зеленого винограда» 5 глава
Посмотрите на левый рисунок. Только всматривайтесь пристально и долго. Замечаете (?), согнутая часть фигуры ведет себя по отношению к нам мерцающе, то приближается, то удаляется. Наблюдается, эффект подвижности". А теперь взгляните на то изображение, что помещено справа. Концентрируя и напрягая внимание, мы способны переключать зрение и видеть в итоге то лица двух людей, то белую вазу на темном фоне. Так и деталь. Меняя ракурс дотошности и реализма, нам удается или сдвинуть «деталь» на периферию, сводя ее роль к величине, приближающейся к нулю, или размещать по центру события, делая самое его зависимым от вроде бы штришка, смысловой пушинки, ну, право же, от еле заметней малости. 1. Знайте, что нет ничего крупнее «мелочи», если эта «мелочь» касается чего-то крупного. 2. Любое событие есть лишь постольку, поскольку оно оживляемо «деталями» и скрепляемо ими. «Детали» не разбавляют и не украшают; они реализуют, то есть превращают что бы то ни было в реальность, в фактичность, в наличное, имеет место быть". В американском рекламно-информационном телесериале о службе специальной экстренной помощи "Телефон помощи 911" все иллюстрационные ситуации «воспроизведены», то есть в них играют актеры. Но степень достоверности — и это отмечается всеми — без натяжек, стопроцентная. За счет чего? факторов много: и правильный выбор приглашенных на роли людей, и точная режиссура, и воссоздание до мельчайших элементов "тех самых условий", и высокий уровень натуральности. Однако главное все же не в этом, а в факторе почти что филигранной психологичности. Создается она приемом «деталь». Мы верим каждому эпизоду, каждому шагу действующих лиц, потому что в поступках героев есть в каждом кадре некий штрих, что мы немедленно оказываемся во власти проникающего в нас влияния.
В одном из штатов две школьницы пошли на прогулку в каньон, и одна из них при спуске в долину сорвалась с большой высоты. Мы видим на экране распластанное безжизненное тело пострадавшей, испуг ее подруги, процедуру спасения, волнение и отчаяние десятков людей. Иногда, краем сознания, когда страх за судьбу человека становится нестерпимым, вдруг ловишь себя на том, что видимое — понарошку, всего лишь «кино». Видимо, это понимают и создатели ленты. Тут же, как по заказу, идет эпизод, который снова берет нас то ли в эмоциональный, то ли в рациональный полон. Но как? А такой мелочью, которая мгновенно рассеивает наше предубеждение. Ведь подружки не просто пошли погулять. Хотя внешне все выглядит спонтанно, но на самом-то деле (вот ведь, оказывается, как!) одна из них позвала другую. И вот сам-то «инициатор» похода в горы как раз не пострадал. В конце фильма есть сцена-монолог этой девушки уже после того, как все самое страшное было позади. Ее слова мне врезались в память: "Я думала, что Кристи больше не будет со мной дружить, даже не станет разговаривать. Но время снова как-то незаметно нас сблизило". То что актер может играть «чувства» — это мы, конечно же, знаем. Но предположить, что актер будет играть нашу собственную потаенную мысль, а именно, что у этой страшной трагедии есть виновница — "мол, не позвала бы, ничего бы и не случилось" — это, с нашей точки зрения, уже чересчур, а потому невозможно. И тем не менее. То, что показывается на экране, опровергает любое неверие зрителя в изображаемое. «Деталь» срабатывает, покоряя нас. Мы из зрителей снова становимся участниками событий. Евгений Ананьевич Халдей, известный фотомастер, корреспондент фотохроники ТАСС во время Великой Отечественной войны, рассказывая о своей интересной профессии, в одной из бесед с журналистами вдруг разговорился и, отвечая на вопрос, снимал ли он великого полководца Георгия Константиновича Жукова рядом со Сталиным, вспомнил:
"Да, снимок, где они стоят рядом на Мавзолее, есть в моем сборнике фронтовых фотографий "От Мурманска до Берлина". Тоже мелкая, но характерная деталь: Жуков, разглядывая этот снимок, спросил, не робел ли я, снимая И. В. Сталина. Я отвечал, что по-разному: когда издали, с помощью объектива, тогда спокойно, а когда вблизи, признаюсь, чувствовал дрожь. Жуков же вспомнил в этой связи, что, когда они стояли на Мавзолее, пошел сильный дождь. Крупные капли стали капать на козырек его фуражки, а оттуда на нос. Простое человеческое желание нос почесать — сил нет. Но Жуков косится на Сталина — тому тоже неприятно, но терпит, стоит спокойно. И Жукову пришлось терпеть до окончания парада… Сталина он, что и говорить, уважал". На использовании "правила детали" строится и широко распространенная языковая формула "вот только один штрих", играющая роль сильного подтверждающего довода в цепочке рассуждений. Выступая 20 декабря 1994 г. по ЦТ-1 ("Останкино"), руководитель аппарата Президента Российской Федерации Сергей Филатов обсуждал тему боевых действий федеральных войск в Чеченской Республике. Военные сражения шли уже более недели, политическая ситуация не упрощалась, а усложнялась, и Филатов как бы между прочим в ряду своих критических замечаний о президенте Чечни Джохаре Дудаеве вдруг сделал паузу, а затем сказал: "Да что говорить! Вот только один штрих, который характеризует Дудаева. Я недавно встречался в ним. Дело было летом, когда предполагалась его встреча с Ельциным. Мы вели разговор, в частности, о тяжелой экономической ситуации в России, о необходимости кредитных вливаний, и Дудаев сказал: "Мы могли бы инвестировать в Россию от 20 до 80 миллиардов долларов в год". Вы только подумайте, предлагать нам то, что у нас же было украдено "чеченской мафией" через терроризм, так ведет себя этот прогнивший режим". Существует любопытный пример, когда "правило детали" было использовано мошенниками. Придав ему статус «пунктика», они поставили замет его в центр отвлекающих средств и таким образом нанизали на «деталь» всю особенность разыгранной ими с обманутой стороной комедии. "Партийный акцент", который они придумали, оказался и действенной сутью, и надежным смыслом весьма тонкой интриги.
В Южном порту Москвы, на автомобильной толкучке всероссийского значения, к труппе беспечно беседующих людей подошел молодой человек и твердо спросил: — Коммунисты есть? Присутствующие вздрогнули, как от залпа расстрела. Разговор оборвался. — Нет, — пожали плечами граждане. — А что? — Да тут один сумасшедший новую «Волгу» продает, пояснил юноша, которого ответ сильно разочаровал. — Члену КПСС полцены скидывает… — Где он?!! — заорали несколько глоток. — Я — коммунист!!! В пылу вспыхнувшего спора за право купить автомобиль выяснилось, что в КПСС состояли решительно все. Среди присутствующих оказался даже секретарь парткома электролампового завода. Но пришелец потребовал доказательств, и энтузиазм моментально угас, поскольку выяснилось, что все партбилеты предусмотрительно уничтожены. Патрбилет сохранился только у товарища Белоконя, редактора многотиражки завода железобетонных конструкций, который как-то нетвердо верил в необратимость перемен. Правда, взносы он не платил уже полтора года. Парторг, у которого остался штамп партячейки, вызвался ликвидировать этот недостаток, приняв от злостного неплательщика взносы в размере 50 долларов США. Но, образумившись, согласился на три бутылки водки. Юноша тут же потребовал 50 тысяч за посредничество по окончании сделки, и тройка аллюром унеслась вдаль. — Повезло гэкачеписту проклятому, — констатировали ренегаты. — Надо будет ему шины проткнуть! Тем временем хранитель партбилета интересовался у юноши: — А что за дурак такой? — Ортодоксальный марксист, Ленина видел, — на ходу разъяснил посредник. — Сейчас бедствует, но не хочет, чтобы потом, когда все вернется, товарищи по партии обвинили его в мелкобуржуазных инстинктах… Сначала заскочили к Белоконю за деньгами и партийным билетом. Потом парторг на своей квартире проштамповал документ, заверил его подписью и предложил разлить на троих. Но юноша и Белоконь, пребывающие в состоянии делового азарта, предложение отвергли. Через полчаса они уже стояли на Тверском у подъезда дома, где жил эксцентричный коммунист.
Юноша слетал наверх и скоро вывел на улицу сухонького благообразного старичка, похожего на Ленина из детской книжки. Престарелый большевик был в кальсонах, домашних тапочках и потрепанном пиджачишке, наброшенном на покатые плечи. — Товарищ Белоконь? — осведомился он. — Партбилетик позвольте! Уважительно пролистав документ вдруг спросил: "Выговора имеете?" И получив отрицательный ответ, ностальгически вздохнул: "А мне как-то влепили! Погорел на бабе…" "Волга" стояла во дворе. Ее техническое состояние не вызывало у Белоконя сомнений. — Ну что, берете, товарищ? — Беру! — Прошу сразу наличными. У новой власти ведь денег нету! Не напечатали еще пятитысячные! — старик сделался багровым и предложил в магазине объявить меньшую сумму чтобы супостатам больших налогов не платить… Громыхающий лифт вознес старика вверх. Прошло томительных полчаса. — Сходите-ка в 58-ю квартиру, подгоните молодогвардейца, — предложил юноша. В тот момент, когда Белоконь начал поиски указанной жилплощади, ортодоксальный марксист окончил спуск по пожарной лестнице, держа в зубах целлофановый пакет. В трех метрах от земли он разжал руки и упал в широкие объятия юноше, который бережно унес старика в урчащий автомобиль.
47. Закон "дифференциации"
48. Закон "договора"
Казалось бы, человек бесконечно пластичен и может адаптироваться ко всему. Если бы! Есть сфера, которая для любого из нас всегда поле военных действий обязательного соблюдения условленных договоров. Ведь знаем же, что человек слаб, хитер и коварен; что может в любую минуту обмануть, слукавить, оставить, как говорится, "на бобах". Но нет же! Говорите так про все, что угодно, но… только не про договоры! Они — это святое, неприкасаемое, незапятнаемое. Одним словом, другое. Здесь недопустимы, невозможны, исключены нечестность, надругание над доверием, попрание ногами данного прилюдно слова. Но для нас здесь, если откровенно, интересно не это. А то, что люди, если и способны прощать, то неверность взятым обязательствам не прощают ни при каких обстоятельствах. Варьируя формы, способы и сроки, они обязательно, будто их толкает неодолимая неведомая сила, стараются сделать ответный ход и предоставить слово… стреле справедливости…
49. Закон "дополнения револьвером"
Разворачивайтесь в марше! Словесной не место кляузе. Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер.
По-разному можно понимать смысл этого закона. К примеру, так: Успех, по американским понятиям, сопутствовал и сопутствует тому, кто первым сумеет выхватить свой «Кольт» или "Смит и Вессон" и разрядить его в противника. Или так: Из рассказа телохранителя Саддама Хусейна, опубликованного во французском журнале "Нувель обсерватер". Человек этот вспоминает кровавую сцену, свидетелем которой он был во время ирано-иракской войны. На одном из секретных совещаний Саддам Хусейн настаивал на том, чтобы иракские войска немедленно начали контрнаступление. Генерал Салахель Кади возражал против этого, убеждая собравшихся, что наступление обречено на провал. Дискуссия продолжалась недолго. Саддам приказаллу: "Вставай!" Генерал поднялся со стула. "Ты трус и предатель!" — гневно бросил Саддам. Воцарилась полнейшая тишина. Генерал попятился к стене. Саддам выхватил пистолет и выпустил в него семь пуль… Все замерли. Саддам спокойно приказал: "Уберите это отсюда", — и продолжал совещание… Иракский президент вовсе не изувер и не сумасшедший, хотя внешне это именно так и выглядит. Просто из тысяч возможных приемов он выбрал способ Аль Капоне. Что и говорить: эффективность метода действительно высока… Франция 1791 г. Лето… Париж в те дни был на грани восстания. Все более настойчиво звучали требования свержения монархии. Король сам подливал масло в огонь народного недовольства. 19 июня он подтвердил свое вето на последние декреты Собрания. Реакция парижан была молниеносной. Ранним утром 20 июня многотысячная толпа направилась в Законодательное собрание и передала через своих делегатов требование об упразднении королевской власти. Воспользовавшись недовольством народа, депутаты-жирондисты умело направили его на Тюильри. С криками "Долой вето! Нет больше священников! Верните министров-патриотов!" толпа устремилась в королевский дворец и с шумом взяла его. Людовик XVI вынужден был надеть на себя фригийский колпак и выпить "с народом" бокал красного вина со словами: "Народ Парижа, я пью за твое здоровье и за здоровье французской нации!" Тем не менее он отказался снять свое вето. Лишь через пять часов национальные гвардейцы сумели освободить Тюильри от возмущенных горожан. Вечером во дворец с извинениями прибыла депутация Законодательного собрания. Хотя вторжение в Тюильри и не дало конкретных результатов, оно ясно показало всю шаткость конституционного трона. В тот день никому не известный артиллерийский лейтенант внимательно наблюдал со стороны за штурмом Тюильри. Видя беспомощность охраны, он презрительно процедил сквозь зубы: "Мерзавцы! Надо расстрелять первые пять сотен, а остальные быстро разбегутся сами". Лейтенанта звали Наполеон Бонапарт. И еще один пример из французской истории того же года. Идет война с австрийцами. Командующий французской армией генерал Лафайет попал в плен. Вместо него назначен генерал Дюмурье, который прибыл в войска 28 августа. Участник Семилетней войны, генерал Дюмурье был опытным и храбрым офицером, имевшим несколько ранений. В свое время он сражался в армии польских конфедератов. История оценила Дюмурье по-своему, определив его как политического авантюриста, примкнувшего к революции исключительно из корыстных побуждений. Весной 1793 г. он совершил вероломную измену, когда после неудачной попытки повернуть возглавляемую им армию на Париж, арестовал находившихся в его ставке военного министра Бернонвиля и четырех комиссаров Конвента и перебежал на сторону врага с 1800 своими сообщниками. Справедливость же требует к этой суровой правде добавить и то, что Дюмурье, несомненно, был умным и храбрым человеком, наделенным большими военными способностями. Так, вот, поначалу новый командующий был принят в армии весьма прохладно. Дело дошло до того, что во время смотра из строя вышел солдат и громко усомнился в полномочиях вновь прибывшего генерала. Дюмурье не растерялся. Он выхватил пистолет, направил его на смельчака и, напирая на него лошадью, заставил встать обратно в строй. Затем он произнес зажигательную речь в якобинском духе. Своеобразной интерпретацией правила "дополнения револьвером" является прием "пригрозить расстрелом". Что это такое, видно из рассуждений одного из известнейших политиков нашего столетия Вячеслава Михайловича Молотова. Воспоминания восьмидесятилетнего сталинского наркома иностранных дел тщательно записаны его внимательным слушателем — писателем Феликсом Чуевым. Вот одна из бесед из книги "140 бесед с Молотовым". "— Кто был более суровым, Ленин или Сталин? — Конечно, Ленин. Строгий был. В некоторых вещах строже Сталина. Почитайте его записки Дзержинскому. Он нередко прибегал к самым крайним мерам, когда это было необходимо. Тамбовское восстание приказал подавить, сжигать все. Я как раз был на обсуждении. Он никакую оппозицию терпеть не стал бы, если б была такая возможность. Помню, как он упрекал Сталина в мягкотелости и либерализме. "Какая у нас диктатура? У нас же кисельная власть, а не диктатура!" — А где написано о том, что он упрекал Сталина? — А это было в узком кругу, в нашей среде. Вот телеграмма Ленина на свою родину в Симбирск в 1919 г. губпродкомиссару: "Голодающие рабочие Петрограда и Москвы жалуются на вашу нераспорядительность.. Требую максимальной энергии с вашей стороны, неформального отношения к делу и всесторонней помощи голодающим рабочим. За неуспешность вынужден буду арестовать весь состав ваших учреждений и предать суду… Вы должны немедленно погрузить и вывезти два поезда по 30 вагонов. Телеграфируйте исполнение… Если подтвердится, что вы после четырех часов не прислали хлеба, заставляли крестьян ждать до утра, то вы будете расстреляны. Предсовнаркома Ленин". Это "Ленинский сборник". У меня они почти все есть. Я вспоминаю еще один пример, как Ленин получил письмо из Ростовской области от бедняка-крестьянина: плохие порядки, на нас, бедняков, не обращают никакого внимания, никакой помощи, а наоборот, притесняют. Ленин сделал что: предложил собрать группу «свердловцев» — был такой университет для взрослых, не подготовленных для министерской работы, но которые хотели повысить свои знания, те, у которых не было средней школы, — поручил этой группе поехать на место и, если подтвердится, на месте расстрелять виновных и поправить дело. Куда конкретнее — на месте стрелять, и все! Такие вещи были. Это не по закону. А вот приходилось. Это диктатура, сверхдиктатура. "Ленин был человеком крепкого характера, — заметил однажды Молотов. — Если нужно, он брал за шиворот".
50. Закон "другого марша"
Или иначе: Если твое мнение отлично от моего, то это еще не значит, что ты заблуждаешься: может быть, ты подходишь к истине с другой стороны и потому видишь иное, а не иначе. Требования закона настолько универсальны, что справедливы даже для ситуации уловок. Скучающий Людовик XIII поинтересовался однажды у госпожи д`Эспарбэ: "Вы что же, спали со всеми моими подданными?" — "Что вы, сир!" — "Но у вас был герцог Шаузель?" — "Он так могуществен…" — "А маршал Ришелье?" — "Он так остроумен…" — "А Монвиль?" — "У него такие красивые ноги…" — "Но, черт возьми, разве герцог Омон обладает хоть какими-нибудь из этих достоинств?" — "О, сир! Он так предан вам!"
51. Закон "желания быть значительным"
Идея закона явна до прозрачности. Тем не менее несколько примеров из политических призывов и лозунгов, массовых песен и проч., наверное, будут не лишними, поскольку и окантовочно, и рельефно подчеркивают диапазон использования этого закона еще как приема влияния и воздействия на людей. Народ сделал революцию! Наш непростой советский человек. А я всего — один из вас. Меня зовут, меня зовут "Рабочий класс".
Советский народ! Ты — гегемон всего человечества. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, Преодолеть пространство и простор…
Руки рабочих! Вы даете движенье планете!
Человек проходит как хозяин Необъятной Родины своей!
Я все смогу, я клятву не нарушу, Своим дыханьем землю обогрею, Ты только прикажи, и я не струшу, Товарищ Время!
В «рядового» гражданина предыдущий общественный строй закладывал «программу», которая фиксировалась в подсознании как возвышающая установка: "Я — велик!" "Я — вершитель судеб и событий". "Я творец истории", В результате вырабатывалось устойчивое «чувство-синдром» не столько собственной ценности, сколько собственной значимости. Такое внушение тем более было полезно для властей, поскольку помогало манипулировать гражданами страны для осуществления поистине всепланетной благотворительности: человек неколебимо верил (да по инерции верит еще и сегодня!), что это именно на его деньги где-то что-то строится или будет построено, что это именно он помогает в спасении хоть и не известного ему, но, наверное, вполне конкретного человека. "Ты — не винтик! Ты — творец и герой!" Изрядная доза «возвышающей» прививки сопровождала телевизионную рекламу фирмы «МММ», лидера постперестроечного бизнеса. Любопытны стиль и метод, которыми эта компания воздействовала на рядовых покупателей ее акций через героев клипсериала Леню Голубкова и его рекламного «брата» Ивана:
52. Закон "жизненных коалиций"
53. Закон "жуткой жестокости"
Ее, такой жестокости, цель не столько устрашение (его достигают другими приемами — террором и шумными казнями), сколько «ампутация» жизненных начал воли, своеобразная прививка «визуальной» тлетворной бациллы. Человек заболевает трепетом. При захвате города Порто-Беллью пираты Моргана схватили богачей, чтобы дознаться, куда они дели свое добро. Всех, кто упорствовал и не желал по доброй воле признаться, тащили на дыбу и терзали, пока он не отдавал Богу душу или не показывал все, что от него требовалось. Были и такие, кто не имел вообще никакого добра; они также умирали под пытками, как мученики. Знаменитый пират Рок Бразилец прославился среди испанцев как самый злой насильник и тиран. Однажды он посадил несколько человек на деревянный кол, а остальных связал и бросил между двумя кострами. Так он сжег их живьем, как свиней. А вина этих людей заключалась лишь в том, что они пытались помешать его черному делу и спасти свинарник, который он намеривался разграбить. А что касается вожака флибустьеров Франсуа Олоне, то уж если он начинал пытать и бедняга не сразу отвечал на вопросы, то этому пирату ничего не стоило расчленить свою жертву, а напоследок слизать с сабли кровь. Одному пленнику он собственноручно вырвал сердце. Но это все прошлые века. А что сегодня? Да то же самое, только еще страшнее. Рассказывает офицер службы безопасности из спецподразделения президента Ирака Саддама Хусейна: "В конце 1987 г. мой отец попросил меня поучаствовать в розысках нашего соседа Рамади, скромного человека, служившего сторожем в местном клубе. После того, как его забрала милиция, о нем не было ни слуху ни духу. Я начал поиски, но долго не мог напасть на нужный след. Оставалось единственное место, где я еще не побывал, дворец под зловещим названием Каср аль Нихайя, что в переводе означает "место, откуда не возвращаются"… Передо мной открылись ворота, снабженные электронной сигнализацией. Я оказался в помещении, где имелся бассейн размером пять на пять метров, окруженный балюстрадой из кованого железа. Бассейн был заполнен соляной кислотой. Над ним поднимался пар, а на поверхности еще плавали остатки человеческих тел. Офицер, сопровождавший меня, пояснил, что вначале в кислоту погружают руки и ноги жертвы, а затем ее опускают туда целиком. С соседом моим расправились подобным же образом". На Балканах убивают с особой жестокостью. Рис. Хорватский усташ с головой убитого им сербского четника.
54. Закон "завершающей фигуры"
Любой пирамиде нужна завершающая фигура. Прислушаемся к разговору С. Орджоникидзе с И. Сталиным. Собеседники откровенны. Они знают, что их никто не подслушивает. Кроме Владимира Успенского. Но он, понятно, не в счет. А иначе, кто бы написал книгу "Тайный советник вождя"? Летописец есть летописец, ему положено быть рядом. "— Знаешь, Coco, сегодня в «Правде» двенадцать раз упомянуто твое имя. — Вот как? — насмешливо прищурился Иосиф Виссарионович. — Может, ты скажешь, сколько раз было вчера? — И это скажу. Вчера было девять, и ни разу не упоминалось слово "партия". — Разве это так важно, Серго? — Излишества никогда и ни в чем не приносят пользы. Это похоже на слишком громкий крик о самом себе. — Это не крик, Серго, — деловито и спокойно, как о давно обдуманном, сказал Сталин, доставая из коробки папиросу. — Это такой тон, к которому следует привыкнуть самим и приучить других. — Разве необходимо? — разговор шел доверительно, самым интимным образом. — Да, страна огромна, в ней десятки разных языков, сотни разных обычаев, несколько вероисповеданий. — Мы создаем единую социалистическую культуру… — Совершенно верно, Серго. У нас есть замечательные ученые, у нас есть большие писатели, хорошие инженеры и музыканты, но огромная масса людей находится еще на очень низком уровне развития. Это и русское, и грузинское крестьянство, это кочевой казах и узбек в пустыне, и оленевод-якут. Совсем по-разному живут и думают эти люди. Подавляющее большинство их совершенно не понимает оттенков и тонкостей нашей борьбы. И не обязательно понимать. Но как объединить их? — Сталин словно бы начертал в воздухе знак вопроса резким движением правой руки. — Нужны простые идеалы, простые слова, доступные для всех. Нужна не Советская власть вообще, не партия вообще с ее органами и организациями, нужен конкретный человек, который воплощал бы высшую власть, к которому можно обращаться, называть по имени, слова которого звучали бы как закон. В любой пирамиде нужна завершающая фигура". Небезынтересную трактовку данного закона можно встретить в знаменитых "Основах критики" (1762) Генри Хоума (1696–1782). Этот выдающийся шотландец, наделенный поистине могучей интуицией, уверено заявил, что есть "некое свойство человеческой природы, еще не изученное ни одним автором, хотя и важное по своим следствиям". Будучи исследователем честным и искренним, Хоум откровенно признает, что оно (это свойство) еще не получило названия. Приводя примеры, подтверждающие его и других авторов наблюдения, Хоум скромно предупреждает читателя, что тому придется «довольствоваться» лишь "описанием". Но мы-то, уже с позиции нашего знания, должны сказать, что Хоум говорит вовсе не косвенно, не иносказательно и не аллюзийно. Он говорит именно, и очень конкретно., о разбираемом здесь законе. Правда, размышления над рассуждениями Хоума дают основание предполагать существование, так сказать, изотопной формы закона "завершающей фигуры", т. е. того же закона, но несколько ракурсного, а именно:
55. Закона "завершающего действия".
Вот точка зрения Хоума со всей ее аргументацией: "Всякий человек, наблюдающий себя и других, наверняка заметил нашу склонность оканчивать начатую работу и все доводить до совершенства. Имея дело с природой, нам редко удается выказывать эту склонность, ибо там мало что остается незавершенным, но в искусстве роль ее велика; она заставляет нас упорствовать в собственном труде и желать завершения чужого; мы испытываем явное удовольствие, когда работа доведена до совершенства, и не менее явную досаду, когда это не удается. Вот отчего нам не по себе, когда интересный рассказ прерывается на середине, когда музыкальная пьеса не имеет разрешающего аккорда, а здание или сад остаются незавершенными. То же руководит собирателями, например, полных собраний сочинений, хороших или плохих. Некто взялся собрать гравюры, воспроизводящие все прославленные картины, и это ему удалось, не считая нескольких. Французский писатель Жан де Лабрюйер (1645–1696) в конце "Характеры Теофраста" (1688) говорит, что недостающие тщательно разыскивались — не ради их ценности, но для полноты собрания. Приведенные примеры касаются дел, которые можно завершить. Но то же беспокойство замечается и там, где завершение невозможно, например для так называемого бесконечного ряда. Следуя мысленно вдоль такого ряда, мы вскоре ощутим беспокойство, все более сильное по мере движения по этому пути, где нет надежды на конец. Бесконечная даль недолго тешит наш взор; нам скоро становится не по себе, и тем больше, чем больше времени мы тратим на ее созерцание. Примером бесконечной дали может служить аллея, ничем не завершенная в конце; причину неприятного чувства мы могли бы надеяться найти, если бы тут было некое подобие бесконечного ряда. На первый взгляд сходства нет, ибо самый острый глаз охватывает лишь часть пространства и ею ограничен. Но сознание воспринимает все сущее; мысленно мы продолжаем линию до бесконечности: этим бесконечная даль подобна бесконечному ряду чисел. Действительно, беспокойное чувство, внушаемое бесконечной далью, мало отличается от того, какое вызывает бесконечный ряд; поэтому можно полагать, что причина их одна и та же. Обратимся теперь к неограниченному пространству; таковы обширная равнина или океан, созерцаемые с возвышенности. Как и в предыдущих случаях, нам будет не по себе из-за отсутствия завершения. Разница лишь в том, что ничем не ограниченное пространство поначалу приятнее для взора, чем бесконечный коридор, зато потом более неприятно. Это, впрочем, легко объяснить без ущерба для наших общих положений: первоначальное удовольствие вызывается величием созерцаемого объекта, а последующее беспокойное ощущение незавершенности усиливается тем, что мы напрягаем зрение, стремясь охватить столь большое пространство, и при повторении этих усилий неприятное чувство возрастает.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|