Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон «зеленого винограда» 6 глава

Если я не ошибаюсь, оно имеет место и при численной незавершенности. Мне неприятен вид чужих земель, вклинившихся в мои поля, и мне хочется их купить; не ради выгоды, но чтобы округлить мое владение. На пути в Грецию Ксеркс и его войско были чествованы лидийцем Пифием. В благодарность Ксеркс дал ему семь тысяч дариков, которых тому недоставало до четырех миллионов".

 

55. Закон "зависимости выбора"

 

Наше согласие с обстоятельствами более тяготеет к обстоятельствам, чем к нам. Причем скорее к их силе, чем к нашему мнению об их истинности. При этом предпочтение всегда склоняется в пользу факторов большего приоритета.

Среди древних летописей есть полезный нам рассказ:

"Тахмаси Кули-хан ужинал с одним из своих любимцев. Ему подали блюдо с какими-то новыми овощами. "Нет ничего лучше и здоровее этого блюда", — сказал государь.

"Нет ничего лучше и здоровее", — сказал царедворец. После обеда Кули-хан почувствовал себя плохо и не мог уснуть.

"Нет ничего, — сказал он, встав утром, — хуже и вреднее этих овощей". "Нет ничего хуже и вреднее", — сказал царедворец. "Но ведь вчера ты не думал этого, — заметил государь. — Что заставило тебя изменить свой взгляд? " "Испытываемое мною уважение и страх, — возразил любимец. — Я могу безнаказанно хулить это блюдо: я — раб твоего высочества, но не раб этих овощей".

 

56. Закон "завуалированного интереса"

 

Уметь разгадывать поведение окружающих — залог успеха в общении с ними. Здесь много своих правил и тонких ходов. Есть, к примеру, и такой.

Если вас демонстративно не замечают, значит вами всерьез интересуются.

 

57. Закон "завязывания узла"

 

Объяснение причин, поступков, явлений только тогда становится исчерпывающим по ясности и доходчивости, когда факторы высвечивания смысла акязываются в узел единения их.

Мы, люди, устроены так, что реагирование на движение от слитности к слившимся элементам нам интереснее и приятнее, чем любое другое предъявление.

Речь или иная демонстрация, основанные на развязывании узла, имеют больший оказывающий воздействие эффект, нежели просто перебирание фактов или рядоположение их.

Главное условие данного правила — наличие, создание, …???… (даже фантазирование!) «узла» как нового сцепляющего начала, которое всегда есть, независимо от того, есть ли оно на самом деле, могло бы быть или когдя не возможно в принципе.»

Этим стоило бы и закончить. Но мне почему-то хочется привести пример из жизни знаменитого китайского мудреца Кун-цзы (Конфуция) /ок. 551–478 до н. э./. Наверное, это поможет уяснению сути дела.

 

58. Закон "загадочного недоумения"

 

Один из ученых мужей древности предлагал весьма замечательный вопрос: прекрасны предметы потому ли, что нам нравятся, или потому нравятся, что прекрасны?

Ум, охваченный интересом и останавливающийся в растерянности перед мощью необъятного, превращает своего носителя в подобие магнитной стрелки, легкой на любой поворот н мгновенное шовиновенне.

 

59. Закон «заданности отношения"

 

Восприятие события зависит не от события, а от стереотипа рамок, в которых оно (событие) происходит.

Известен такой случай. В один и тот же вечер должны были состояться два выступления: в одном месте — лекция известного академика, а в другом — встреча со знаменитым клоуном.

Но организаторы выступлений все перепутали. Академика привезли к любителям цирка, туда, где ждали клоуна. А клоуна — к тем, кто готовился услышать научную лекцию.

Что произошло дальше? Как ни старался клоун рассмешить аудиторию — никто даже не улыбнулся, а некоторые даже что-то конспектировали. Зато на лекции академика слушатели покатывались со смеху, и бедный ученый никак не мог взять в толк, что же смешного в его научных исследованиях.

 

60. Закон "замедления"

 

 

61. Закон "занудливого уточнения"

 

Поправить сказанную кем-то несуразность — дело обычное и естественное.

Но накопление сведений и знаний не только обогащает людей, но и деформирует их. Человек становится заложником прикрепительной зависимости. Ему просто необходимо, чтобы окружающие знали о его знании. Отныне его «ученость» начинает сопровождаться зудом уточнения.

По этому, пунктику можно уверенной надежно тестировать людей на предмет несоответствия прочности психики объему принятой в мышление информации.

Особенно к этому ведут чрезмерный умственный труд и переутомление в исследовательской работе.

В старой притче рассказывается о страннике, остановившем прогуливающегося мудреца, чтобы узнать, далеко ли еще до города. «Ступай», — односложно ответил тот.

Озадаченный странник продолжил путь, размышляя о грубости местных жителей. Но не прошел он и полусотни шагов, как услышал: "Постой!" Мудрец стоял на дороге:

"До города тебе еще день пути".

— "Почему же ты не ответил сразу? — воскликнул странник.

— "Я должен был увидеть, каким шагом ты идешь", — пояснил мудрец.

Немецкий ботаник Карл Геббель посетил однажды ателье своего друга, художника, и тот показал ему свою последнюю картину, которая называлась "Грехопадение".

Ученый внимательно рассмотрел произведение искусства и сказал:

— К сожалению, в картину вкралась ошибка.

— Что-нибудь неправильно в Адаме или Еве? — спросил художник.

— Дело не в них, а в яблоке. Этот сорт создан всего восемьдесят лет назад.

Как-то раз, отдыхая в своем имении, под Москвой, Д. И. Менделеев зашел на кухню, где местные крестьянки перебирали собранные в лесу грибы.

— Поганый гриб! Поганый гриб! — закричала вдруг маленькая девочка, указывая на мухомор.

Дмитрий Иванович наклонился к ней и негромко, но веско сказал:

— Запомни: земля не рождает ничего поганого. Только несъедобное, да и то не для всех…

В качестве примера можно привести и слова русского социалиста, философа Петра Лавровича Лаврова (1823–1900):

"Люди, — писал он, — утверждающие, что цель оправдывает средства, должны всегда сознавать ограничение своего права весьма простым трюизмом: кроме тех средств, которые подрывают самою цель".

 

62. Закон «занятых рук"

 

 

Следуя духу этого правила, любому из нас будет легче избавиться от смущения, если, к примеру, во время публичного выступления мы сможем что-то делать перед аудиторией. То ли взять в руки что-нибудь, написать чтолибо на доске, показать какой-нибудь населенный пункт на здесь же висящей карте, пододвинуть стол, передвинуть стул, прикрыть окно, разложить листочки с тезисами или заметками.

 

63. Закон "запрета возвращения"

 

Не начинайте снова там, где вы уже раз начинали. Посмотрите на природу: расставшись с деревом, плод не возвращается на прежнее место.

"Возвращение" таит опасность тем, что подставляет человека, подводит его под якобы некомпетентность и «очевидную» несостоятельность.

Человек возвращается через много лет или через какое-то время на прежнее место, надеется осуществить все то, от чего его когда-то отлучили, а не понимает того, что ничего ему не удастся, ибо нет уже тех людей, которые "делали его", делали тем, что были его командой; нет уже тех объективных обстоятельств, которые обусловливали тогдашнюю возможность его дела.

Вспомним. В 1993 году парламент России (спикер Р. И. Хасбулатов) добился того, что Егор Тимурович Гайдар был смещен с поста руководителя правительства России. Через полгода президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин своим Указом вернул Гайдара в правительство на пост первого вице-премьера. А уже через три месяца, в январе 1994 года Гайдар ушел в отставку, заявив о "невозможности работать". Уход "отца рыночных реформ в России" состоялся. Только первый раз это было воспринято многими как беда, а во второй — тоже большинством, почти уже всеми, с каким-то иррационально-остервенелым ожиданием его ухода и озлобленным нетерпением прекращения "гайдаровщины".

В декабре 1993 года Б. Н. Ельцин издал Указ, которым назначил Александра Николаевича Яковлева (ему тогда было 76 лет, а за 10 лет до того он вместе с М.С.Горбачевым сотворил «перестройку» и прослыл "отцом гласности") на пост Председателя телерадиокомпании «Останкино» вместо Н. Брагина (этого сделали "козлом отпущения" за события путча 3–4 октября 1993 г. в Москве и за неудачное телешоу по помпезному показу итогов голосования 12 декабря 1993 г., когда подсчет транслировался по ЦТ из Кремля, а победил на выборах вовсе не тот, кто ожидался, не так называемая "партия Президента", а совсем другой и некстати — Владимир Вольфович Жириновский и его либерально-демократическая партия России). "Похоже, что судьба А. Н. Яковлева повторит судьбу Е. Т. Гайдара…" — так «отмечали» своими предсказаниями многие политические наблюдатели новое назначение «старого» кадра. Они не ошиблись. Год с небольшим понадобился, чтобы подтвердить их правоту. Яковлев ушел опозоренный. Его отставки потребовал его же коллектив.

Велика сила правил. Может потому, что эти правила сама жизнь правила?

 

64. Закон "заслуженного эгоцентризма"

 

От кого можно скорее ожидать резкости и взрыва раздражения — от того, кто только что совершил эгоистический поступок, или от того, кто только что совершил поступок самоотверженный? Оказывается, мы часто теряем контроль над собой именно тогда, когда, совершив что-то доброе, вдруг переживаем моральное самообольщение и разрешаем себе впасть в «заслуженный» эгоцентризм.

Окружающие, для которых мы только что сделали доброе дело, вдруг чувствуют в нашем голосе интонации кредитора. "Теперь ты мой должник и не забывай этого…" или "Если принимаешь мою помощь, то терпи мой бурный нрав — дареному, как говорится, коню в зубы не смотрят".»

 

Закон «зацепки смысла»

 

Среди способов воздействия на людей самый интересный и любопытный — символьное поведение.

Посмотрите вокруг. Разве вы видите километры? Зайдите в магазин. Разве цена — свойство товара? Но без таких определителей мы не смогли бы ориентироваться ни в благах промышленности, ни на просторах земли. Человеческие коммуникации — и естественные, и придуманные, и неестественные тоже безбрежны. Их много, они подвижны, легко ускользают.

Людям нужен столп. Нужна зацепка за смысл, точка отсчета. Нужно прочное в зыбком. Так дайте же им это. Их благодарность — податливость вам навстречу.

Лу Холтц, главный тренер Нотрдамской футбольной команды, требовал неукоснительного соблюдения всех указаний до мельчайших подробностей. Он добивался этого следующим образом.

Команда должна была сыграть очередной матч в Пурдью.

На стадион каждый игрок должен был отправиться в костюме и с галстуком, чтобы достойно представлять Нотрдамский университет. Игроки ожидали посадки в автобус, который доставит их на стадион. Ожидание затянулось. Появился тренер Холтц. Он не говорит ни слова.

Просто идет вдоль шеренги и осматривает игроков. Осматривает каждого. Наконец он подходит к одному из них, улыбается, протягивает руку и поправляет ему галстук, а затем кивает водителю автобуса. Только после этого дверь автобуса открылась, и команде было разрешено войти в салон.

Он не сказал ничего, но смысл этой церемонии всем был так же ясен, как если бы он отбарабанил свою невысказанную фразу по заду центр-форварда: "Если вы, парни, собираетесь стать победителями, то вы и выглядеть должны, как победители. Мелочи — это самое главное".

Показательно и поведение Бада Гранта, тоже футбольного тренера и тоже мастера вдохновлять игроков. Он использовал другой способ. Хотя, другой ли?

Самое первое упражнение во время самой первой тренировки в учебном лагере команды «Викинг» заключалось всегда вот в чем. Грант лично демонстрировал, и игроки упражнялись в том, как надо правильно выстроиться при исполнении оркестром государственного гимна. И до них доходил смысл этой процедуры: пусть другие команды толпятся так, как будто стоят в очереди за хлебом, но вы другое дело, вы — победители и поэтому должны выглядеть как победители ежесекундно, раз вам повезло стать составной частью этой команды.

 

Закон «зеленого винограда»

 

Суть подхода: сбережение, спасение себя (сохранение своего "лица") обвинением другого. Или когда хотят выразить показное равнодушие к тому, что самому достичь не в силах.

В басне И. А. Крылова "Лисица и виноград" пышнохвостая рыжая хитрюга, попав в ситуацию "хоть видит око, да зуб неймет", увертливо манипулирует проблемой и говорит по поводу совершенно спелого винограда:

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой

Тотчас оскомину набьет.

 

 

67. Закон "зеркальной эмоции"

 

И понял я теперь, на перепутье:

Нет в человеке человечьей сути.

На свете нет добра, нет состраданья,

Искать друзей — напрасное старанье.

Тот, кто считался равным, добрым, близким,

Коварным оказался, злым и низким.

Чем боле я кого-нибудь любил,

Тем больше боли он мне приносил.

 

 

Разочарование в людях не является ни правдивым, ни объективным. Глядя на действия других людей через призму восприятия "добра и зла", мы видим не их, а себя. "Все события, — гласит золотая аксиома Монтеня, — плохи или хороши в зависимости от того, что мы сами о них думаем".

Здесь действует тот же механизм, что и при разглядывании себя в зеркале. Без зеркала себя не увидишь, но в зеркале, как известно, все наоборот.

Не доверяйтесь чужому пессимизму, не взращивайте свой.

Пессимизм — это явление усталости… Ее пик — проникнутость унынием, безнадежностью, безысходностью. Ее ореол — всегда недовольство другими, наделение их несносным нравом, обвинение окружающих в незаслуженной удачливости. В таком состоянии мы всех клеймим, обличаем, позорим.

Есть формула, что "люди таковы, каков я". Она справедлива. Но не в том смысле, что мое неприятие других есть следствие моего злонравия. А в том, что мир моих переживаний искажает для меня (только для меня!) истинность поступающей извне информации. Начинается разлад индивида сначала с социальной средой, а потом и с обществом. Это надо постоянно иметь в виду.

 

68. Закон "злорадства"

 

У соседа сдохла корова. Казалось бы, какое мое дело, — а приятно.

Итак, злорадство. Известный психолог-психотерапевт Э. Берн метко выразил эту эмоцию репликой: "Попался, сукин сын!»

"Что такое злорадство? Это удовлетворение от причиненного зла, радость субъекта от того, что его худшие опасения, на основе которых он предпринял агрессивные действия в отношении другого, оправдываются. Радость здесь заключается в том, что человек (хотя бы на миг) избавляется от конфликта с собственной совестью.

Представьте себе, что у вашей дочери зависть к своей подруге — отличнице в классе. В один из дней она приходит домой и сообщает, что вот ненароком подглядела, как эта подруга списывала контрольную. Если мы злорадны, то вместо огорчения испытываем (и невольно демонстрируем) облегчение по этому поводу: "Ну вот, доченька, я же тебе говорил (говорила), что ты не менее способная, чем твоя подруга".

Злорадство — не аномалия. Это вполне естественное, здоровое проявление. Присущее и сопутствующее людям. Непроизвольно и стойко. Как запах пота.

 

69. Закон "знака предназначения"

 

Это зяблуждение — считать наши успехи следствием наших достижений. Нет, и конечно же, нет! Мы все — продолжение первой нашей удачи. Именно она становятся символом уготованной нам возвышенной судьбы. Именно после нее все события, каковы и какими бы они ни были, автоматически становятся достижениями и успехами. Оба последних понятия равнозначны, но мы разделяем их, различаем, раздваивающе раздвигаем и иерархируем в причиноследственной связке.

Каждый из нас — дитя значимого победного случая.

И не более. Но и не менее! Мы все сначала повелители своей судьбы, а потом — до своего конца — ее исполнители.

Один из самых давних и верных друзей спросил как-то Чингиз-хана: "Ты повелитель, и тебя называют героем. Какими знаками завоевания и победы отмечена твоя рука?"

Чингиз-хан ответил ему: "Перед тем, как взойти на царство, я скакал однажды по дороге и наткнулся на шестерых, которые поджидали меня в засаде у моста, чтобы лишить меня жизни. Приблизившись, я вынул свой меч и напал на них. Они осыпали меня градом стрел, но все стрелы пролетели мимо, и ни одна меня не тронула. Я перебил их всех своим мечом и невредимый поскакал дальше. На обратном пути я вновь скакал мимо места, где убил этих шестерых.

Шесть их лошадей бродили без хозяев. Я привел всех лошадей к себе домой".

 

70. Закон "значимости второстепенных"

 

Вильфредо Парето помимо того, что открыл пирамидальную закономерность соотношения 80:20, еще обратил внимание (справедливости ради подчеркнем, что не первый, но так четко — первый) на такой факт:

Внутри данной группы или множества отдельные части обнаруживают намного большую значимость, чем это соответствует ее относительному удельному весу в этой группе.

 

71. Закон игры в "разницу"

 

В 30-е годы американский психолог Флетчер Бартлет выступил с предложением простого варианта лишь внешне объективной двусторонней аргументации: он советовал давать за «свою» позицию наиболее сильные, убедительные аргументы, за позицию «другой» стороны — наиболее слабые.

Таким путем не так уж трудно показать несостоятельность любого оппонента.

Это образец манипулятивной игры сознанием людей, который с тех пор широко используется в пропаганде различных стран независимо от их политической ориентации.

 

72. Закон "идентификации"

 

Подражая более понятному, мы вторим не ему, а себе, походя в этом на самолет, который хоть и использует крылья, но не для того, чтобы ими махать.

Настаивая иа своей индивидуальности, мы выигрываем в оригинальности, но столько же проигрываем в понятности. Сливаясь по смысловой заданности своих начал с тем, что людьми уже усвоено и принято, мы, конечно же, «растворяемся» в том, что было до нас или без нас, и даже становимся, "с точки зрения вечности", как бы "общим местом", подобно тому как соль, растворившись, теряет и свой цвет, и свою форму, но зато сохраняемся для того, что грядет, как соль, попавшая в воду, может быть вновь из нее выпарена.

Рис. Емельян Пугачев

 

Типичный пример отсветов этого закона мы находим в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". Здесь идентификацию использует Емельян Пугачев, народный вожак восставшего от нищеты и бесправия приволжского люда.

Когда Гринев, указывая на опасное положение крестьянского предводителя, советует ему образумиться и надеяться на помилование государыни Екатерины II (1729–1796), Пугачев "с каким-то диким вдохновением" рассказывает ему сказку, слышанную им "в ребячестве" "от старой калмычки":

 

73. Закон "идеомоторности"

 

Мысли можно спрятать, чувства — увы. Мы все…???… чувств. В этом смысле все открыты и незащищены.

Вождь одного из тропических племен Африки использовал занятный способ для обнаружения людей, совершивших преступление. Он обратил внимание, что у волнующегося человека дрожат руки и тот не может исполнять тонкую работу, требующую осторожности. При расследовании однажды гнусного случая, произошедшего в деревне, по его приказу подозреваемым в изнасиловании девушки вложили в руки по птичьему яйцу. При появлении потерпевшей рука одного из юношей сжалась от испуга, и жидкость потекла на траву. То есть сработало явление идеомоторности — неконтролируемых мышечных сокращений по прямому приказу из глубин психики.

 

74. Закон "иезуитства"

 

Актерство и поза не то что в природе, а, почитай, в крови человека. Это не обязательно средство "игры на публику" или средство психологической самозащиты. И не только оно, скажем, орудие нападения, чтобы прикрыть подлинные намерения.

Зачастую разыгрывание спектакля нужно не как роль, а для адекватного соответствия той миссии, каковая уготована бывает нам возложением на нас какой-нибудь принуждающей функции. Вид такого поведения называется иезуитством, если обязывание носит карательно-наказывающий характер.

Изощренность издевательской пластики рожается при этом сама собой. Как появление паутины в углах под потолком комнаты!

А сам процесс всегда носит стандартный характер с обязательными «озабоченностью», «подковырками», "пугающими намеками" и "мнимой участливостью". Как в следующем случае. О нем рассказал поэт Евгений Александрович Евтушенко:

"Иезуитство цензуры тогда, в 1964 г., было утонченным. Не обошло оно и меня. Весьма далекий от либера Иезуиты (от лат, формы имени Иисус — lesus) — первоначально члены "Общества Иисуса", могущественной католической духовной организации (ордена), основанной в XVI веке Игнатием Лойолой, служившей для римского папства и феодальной знати сильным оружием в борьбе с реформационно-политическим движением нарождавшейся буржуазии. Для достижения своих целей иезуиты не гнушались обмана, лицемерия, любой подлости.

В эпоху социализма редактор журнала «Знамя» Вадим Кожевников показал мне верстку номера с моими стихами, испещренную чьим-то красным карандашом. Я спросил его: "Это Главлит?" 0н отрицательно покачал головой и поднял свой карандаш вверх, указывая мне уровень явно повыше Главлита. Очевидно, Кожевникову хотелось выглядеть хотя бы в данном случае приличным человеком.

"Если хочешь спасти стихи, иди к Ильичеву, — сказал он. — Жалуйся на меня". Я понял, что все карандашные пометки принадлежат не рядовым цензорам, а самому секретарю ЦК партии по идеологии. Про него тогда ходила такая частушка: "Начинается все снова, снова рубят все сплеча. Слишком много Ильичева, слишком мало Ильича…"

Я пришел на прием к Ильичеву и положил перед ним верстку, возмущаясь держимордизмом главного редактора «Знамени», как он меня о том и попросил. Для Кожевникова это было безопасно — за держимордизм еще никого не снимали. Ильичев взял в руки верстку, как будто не его пометки красным карандашом стояли тут и там, стал внимательно читать, выражая междометиями свое восхищение отдельными строчками. Кончив читать этот стихотворный цикл, он глубоко вздохнул, сморщил лысенький лоб и взглянул на меня жирными бегающими глазками поверх очков, сползших на коротенький поблескивающий нос.

— Плохо матросику, ой, как плохо… — вдруг замотал он головой, чуть не всхлипывая и испытующе сверля меня взглядом.

— Какому матросику? — недоуменно переспросил я.

— Как это — какому? Вашему матросику, вашему… — и Ильичев ткнул пальцем в стихотворение "Граждане, послушайте меня". — Вот он, ваш матросик, Евгений Александрович, сидит одинокенький, никому не нужный на палубе и песню под гитару поет. А его никто не слушает, Евгений Александрович, никтошеньки… Ведь я тоже матросиком был когда-то, поглядите… — и секретарь Центрального Комитета по идеологии протянул мне над зеленым бильярдным сукном государственного стола кулачок, заросший рыжим волосом, на котором была полусведенная, но все-таки заметная татуировка. Ильичев вскочил и лихорадочно заходил вокруг меня быстрыми шажками полненького, но крепенького человечка:

— А матросик-то ваш, Евгений Александрович, на кораблике едет. И кораблик-то это не простой, а "Фридрих Энгельс" называется. А что на этом кораблике у вас творится? Все водку пьют, или в карты играют, или танцуют — а на матросика несчастного ноль внимания. Это ж все до символа, Евгений Александрович, вырастает, до символа… Корабль — это наша страна. Толпа на корабле, водку, пардон, хлещущая, — это наш русский народ. А матросик несчастненький — это вы, Евгений Александрович. А какой же вы несчастный, что же вы такое фантазируете! И кто вас несчастным-то сделал — уж не Советская ли власть?

Ильичев остановил свое беганье вокруг меня, сел и подвинул ко мне уже остывший стакан чаю и вазочку с сушками:

— Да вы не стесняйтесь… Отведайте партийных сушечек. Евгений Александрович, вы, конечно, знаете художника Куинджи. У меня в моей скромной коллекции, кстати, есть одно его полотно. Но мою коллекцию с вашей не сравнишь. Наслышан, наслышан. А вот знаете ли вы о том, что он был к тому же знаменитым птичьим лекарем?

Бывает, начнет какая-нибудь певчая птичка, в неволе затосковав, из клеточки продираться и повредит себе крылышко… Несладко ведь песни-то петь в неволе, Евгений Александрович, ох, как несладко… Я ведь тоже здесь, в кабинете этом, как в клетке. Да что обо мне. Так вот многим певчим птичкам Куинджи или крылышки спасал, или косточки вправлял, или травяным настоем птичек отпаивал, ежели у них горлышко побаливало. А когда умер Куинджи, то, говорят, владельцы вылеченных им певчих птичек пришли на его похороны с клетками, открыли их, и все птицы сели на гроб художника и запели свою прощальную благодарную песню.

Ильичев перегнулся ко мне через стол и, перекошенно улыбаясь, почти зашептал, да так, что я невольно отшатнулся:

— А когда я умру, Евгений Александрович, разве какие-нибудь певчие птички помянут меня своей песней?

Так кто же из нас — несчастный матросик, Евгений Александрович, вы или я? А?

Ильичев устало откинулся на спинку стула, закрыл глаза и чуть застонал. И когда снова открыл глаза — они были энергичные, собранные, деловые. Рыжеволосая рука с татуировкой перепасовала мне мою верстку. Голос был будничный, рабочий:

— С Кожевниковым мы разберемся, Евгений Александрович. Засиделся он в своем редакторском кресле, засиделся. Только вы уж мне сами помогите напечатать эти стихи. Ну, придумайте другое название для корабля вместо "Фридрих Энгельс".

Ильичев захихикал, заелозил на стуле, стараясь меня подкупить своим садомазохистским юморком:

— Только не "Карл Маркс"… А то снимут не Кожевникова, а меня".

 

75. Закон "изначальной бессмысленности"

 

Не ищите смысл. Его поиск обрекает человека на мучения, настоящий результат которых всегда одинаково верен и бессмысленнен.

У Оскара Уальда есть короткая притча "Преданный друг". Писатель случайно услышал разговор… Коноплянка рассказывала Водяной Крысе о странной дружбе богатого, знатного Мельника и нищего садовника Ганса. Мельник называл себя преданным другом малыша Ганса и считал, что может в любое время дня и ночи войти в сад к Гансу, нарвать яблок, цветов, душистых трав и заодно поболтать о жизни. А Ганс? Был счастлив одаривать Мельника, лишь бы почаще видеть его у себя, слушать его восхитительные речи о вечной бескорыстной дружбе.

Коноплянка возмущена поведением Мельника: он только берет, берет и берет. Водяная Крыса, напротив, полностью одобряет подобные отношения.

Эта история не случайно любима психологами и приводится во всех учебниках. Права И. С. Кленская, когда пишет: " В ней, как в фокусе, сосредоточены многие проблемы и противоречия общения… Вдумайтесь, какая сложная ситуация… Здесь нет ни правых, ни виноватых, ни хитрых, ни простачков. Об очень многом заставляет она задуматься ".

Именно так, задуматься! Крепко задуматься. Не ищите Смысл. Остановитесь! Да, тянет. Да, хочется. Да, есть особый настрой и прилив сил. Сдержите себя! Поиск Смысла столь же нелеп, как поиск сухой воды. Возможно, что такая есть. Но где? И разумен ли тот, кто увлечется этим?

 

76. Закон "или…"

 

Что-то ест загадочное, не до конца, ясное, мистически дожимающее нас в непереносимости ультимативного "или…".

В посмертных бумагах Антона Семеновича Макаренко сохранился отрывок, который не вошел в "Педагогическую поэму". Современные публикаторы произведений великого педагога помещают его в сопровождении условного заголовка "О взрыве":

"Взрывом я называю доведение конфликта до последнего предела, до такого состояния, когда уже нет возможности ни для какой эволюции, ни для какой тяжбы между личностью и обществом, когда ребром поставлены вопрос — или быть членом общества, или уйти из него. Этот последний предел может выражаться в самых разнообразных формах; формах решения коллектива, в формах коллективного гнева, осуждения, бойкота, отвращения; важно, чтобы эти формы были выразительны, чтобы они создавали впечатление крайнего сопротивления общества".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...