Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закон «зеленого винограда» 8 глава

Вот и окажется, читатель, что альтернативы у вас как у Генерального секретаря ЦК не будет: ваши интересы продиктуют, что все надо оставить так, как есть. Требовать, взывать, давать нагоняи, провозглашать лозунги и даже некую мертворожденную экономическую реформу — но на деле ничего не изменять. Круг замкнулся".

Очень хорош, в смысле "исчерпывающего охвата", вид сверху. И чтобы в этом убедиться, взгляните на две фотографии — рекламную и видовую (с. 162).

Рис. "Люфтганза Сервис ГмбХ" (LSG) — дочерняя компания «Люфтганзы», созданная исключительно для сервисного обслуживания авиапассажиров.

Рис. Столица Японии — город Токио. Вид с высоты птичьего полета.

 

Еще несколько примеров, я думаю, тоже будут уместны.

Мало того, что они познавательны, они еще и приятны.

Последнее — эффект закона "исчерпывающего охвата".

Самым кротким тираном в Древней Греции считался афинянин Писистрат. Он старался не обижать даже своих врагов, о нем рассказывали много добрых и забавных историй. Известен, например, такой случай: когда некоторые бывшие друзья тирана покинули Афины из ненависти к его власти (дело было в VII в. до н. э.). Писистрат отправился следом за ними со своей постелькой за спиной; на вопрос, что ему нужно, он ответил: уговорить вас вернуться, а если не уговорю, то остаться с вами — от того я и взял с собой поклажу.

Русский писатель Антон Павлович Чехов (1860 1904) сформулировал перечень качеств, которым должен обладать порядочный человек. Изложил он это в письме своему брату Николаю, указывая на его недостатки: "Недостаток у тебя один… это твоя крайняя невоспитанность… Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям… Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы… Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки: живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя!.. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом… Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии… Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают…

Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат… Они не уничижают себя с той целью, чтобы вызывать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними… Они не суетны… Делая на грош, они не носятся со своею папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили… Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки… Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой… Они горды своим талантом… Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу… Они стараются возможно укротить и облагородить половой инстинкт… Они не трескают походя водку, не нюхают шкафов, ибо они знают, что они не свиньи… Таковы воспитанные… Чтобы воспитаться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал… нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля… Тут дорог каждый час…"

Немецкий писатель Х. Кнобок в книге "Трудно быть директором" рассказывает в юмористической форме, как трудна жизнь руководителя. Ведь он всегда как на «ладошке», всегда на виду.

Придет на работу вовремя, говорят: "Ишь, прибежал спозаранку, хочет нам очки втереть".

Придет поздно, скажут с иронией: "Начальство не опаздывает, оно задерживается".

Поинтересуется, как жена, дети, "сует нос не в свое дело".

Не поинтересуется — "ну и черствый же человек!"

Спросит: "Какие есть предложения?" — сразу шепот: "Сам никаких, видимо, не имеет".

Не спросит — "к голосу коллектива не прислушивается!"

Решает вопрос быстро — "тороплив, не хочет думать".

Решает медленно — "нерешителен, перестраховщик".

Требует новую штатную единицу — "раздувает штаты".

Решит: "Справимся имеющимися силами" — недовольны: "На нас выехать хочет".

Обходится без указаний сверху — «вольнодумствует».

Выполняет указания точно — "старый бюрократ".

Начнет шутить — "без щекотки не засмеешься".

Не шутит — ворчат: "Хоть раз видели на его лице улыбку?"

Держится по-дружески — "хочет втереться в доверие".

Держится обособленно — "сухарь, зазнайка".

Дела идут хорошо — "в конечном счете это мы работаем!".

Снимают за невыполнение плана — "поделом, так ему и надо! Он один виноват".

Не так давно на эстраде появилась новая вокальная группа "Доктор Ватсон". Если все, кроме них, исполнители поют за номер одну песню, то этот коллектив делает песенный коллаж, успевая за несколько минут представить до десятка песен. Учитывая, что, как правило, исполняются песни прошлых лет, в свое время бывшие шлягерами, успех ансамбля не знает исключений.

Рис. Рекламное объявление. 1995.

Рис. И. Глазунов. Великий эксперимент, фрагмент картины.

 

90. Закон "капли"

 

"— Куда девается капля, когда она падает в море?

— Капля исчезает.

Нe так ли должен «исчезать» отдельный человек, когда он «вливается» в других людей?"

Ты и сам иногда не поймешь,

Отчего так бывает порой,

Что собою ты к людям придешь,

А уйдешь от людей — не собой.

 

 

91. Закон "кинжала под покровом"

 

На стезе славы, высоких должностей, управленческих занятий и других общественно-приподнятых проявлений встречаемые признание и поклонение — скорее знак тайной опасности для нас, чем высказываемого нам уважения.

При этом «покровом» выступает любой предлог и любой повод, а «кинжалом» все, что способно нести урон жизни (от боли до смерти).

В III в. до н. э. герой Цзин Кэ по поручению Даня, наследника престола страны Янь, уехал в государство Цинь Ши-хуана, основателя династии Цинь. В карте страны Янь, которую Цзин Кэ развернул перед Ином был спрятан кинжал. Удар этого кинжала предназначался Ину.

Пу И, последний император Китая (двухлетним он вступил на престол; в 1957 г., при председателе Мао Цзедуне, стал заведовать Главным ботаническим садом в Пекине) вспоминает такой эпизод из "дворцовой жизни" с участием своей бабки-императрицы.

Некий маршал чем-то там провинился. Его решили «убрать». Способ был избран чисто восточный. В Китае был закон, по которому высшим признанием заслуг подданного являлось предоставление ему права сесть в присутствии царственной особы. Но имелся и другой закон, древний, как традиция: лицо, поведшее себя неловко, неприлично или непристойно на глазах императора, наказывалось немедленной смертью.

Бабушка Пу И учла возможности обоих законов, и потому «изюминкой» расправы было предложение маршалу сесть в кресло, ножки которого были накануне старательно подпилены. Оказанной ему великой чести маршал оказался недостоин, поскольку опозорил себя некрасивым падением. К вечеру того же дня его обезглавили.

 

92. Закон "кокетства"

 

Этот поведенческий маневр заключается в притягивании отталкиванием. Он отличается от лобового «отшвыривания» — "не хочешь — не бери!" — тем, что отодвигание всегда происходит в страховочной рамке приближения.

Именно по этому последнему признаку и можно опознать кокетство.

Посмотрите на фотографию рекламного объявления (помещено в газете "Известия 17 февраля 1993 г.). Обычная информация, ничего особенного. Действительно, ничего. Кроме строчки верхнего слогана. Так вот, он составлен в духе и традициях кокетства.

…???…

"Кокетство было и есть поразительно мощное и опасное оружие. Этот набор искусных уловок состоит в том, чтобы сначала увлечь, затем оттолкнуть, сделать вид, будто что-то даришь, и тут же отнять. Результаты этой игры поразительны. И даже зная заранее обо всех этих ловушках, все равно попадаешься.

[…]

Стоит нам только принять на свой счет чей-либо взор, улыбку, фразу, жест, как воображение помимо нашей воли уже рисует нам скрывающиеся за нами возможности. Эта женщина дала нам повод — пусть небольшой — надеяться? С этой минуты мы уже во власти сомнений. И вопрошаем себя: "Вправду ли она интересуется мною? А ну как она меня полюбит? Невероятно. И все же, ее поведение…"

Короче, как говаривал Стендаль, мы «кристаллизуемся» на мысли о ней, другими словами, в мечтах расцвечиваем ее всеми красками, подобно тому как кристаллы соли в копях Зальцбурга заставляют переливаться все предметы, которые туда помещают.

Мало-помалу желание превращается в наваждение, в навязчивую идею. Кокетке, которой хочется продлить это наваждение и "свести мужчину с ума", достаточно прибегнуть к старой как род людской тактике: убежать, дав перед этим понять, что она не имеет ничего против преследования, отказать, оставляя, однако, проблеск надежды:

 

93. Закон "колеблющихся ощущений"

 

Наши представления о действительности (т. е. о процессах и свойствах вещей) не есть ее отражение, а, напротив, она, действительность, существует в нашем восприятии как отражение состояния нашего настроения и чувств, от него зависимых или им обусловленных. В этом смысле правильным будет считать, что мы видим не сам мир, не непосредственно его, а его через себя в нем. Говоря по-другому, любая объективность всего лишь та или иная мера субьективности.

Присущие нам эмоции представляют собой колебательный процесс с периодом, зависящим от нас, и амплитудой, диктуемой извне. Внешний мир как внешний, конечно же, вне нас, но как мир он не существует без единения с нами, без сродненности, без взаимообусловленности. Это очень походит на — я бы назвал это так — "эффект сахара", предметность куска которого для нас, безусловно, внешня, а сладость — (кто рискнет всерьез оспорить?) исключительно внутренняя.

В подтверждение — небольшая подборка общеизвестных положений.

Совет, полученный от видного лица, имеет больший вес; тот же совет, исходящий от человека низкого положения, бывает оставлен без внимания; отважный склонен преуменьшить опасность; ленивому малейшее препятствие кажется неодолимым.

Приятные страсти располагают нас в пользу своих объектов, а неприятные не менее сильно настраивают против них; в глазах влюбленного женщина предстает совершенством, тогда как сопернице она видится неуклюжей и непривлекательной; едва лишь гаснет любовное влечение, как исчезает красота его объекта; не остается и следа от легких движений, живой речи и бесчисленных прелестей, которые прежде, по мнению влюбленного, пленяли все вокруг.

Фанатику каждый член его секты представляется святым, тогда как самые праведные члены другой секты кажутся исчадиями ада.

Красноречие друга ценится выше, нежели благоразумие кого-либо другого.

Мысли, которые созвучны нашему настроению, являются по малейшему поводу, доводы в пользу наших излюбленных взглядов всегда наготове, а те, что им противоречат, мы часто отыскиваем тщетно.

Восхищенные приятными для нас обстоятельствами или аргументами, мы глубже их воспринимаем, тогда как на неприятных мы не задерживаемся, и они почти не оставляют в уме следа: один и тот же довод, смотря по тому, приятен он нам или нет, имеет настолько различный вес, что убеждение и впрямь зависит более от чувств, чем от рассуждения.

Человек, которого дурная весть всего ближе коснулась, дает убедить себя доводами, которые не кажутся убедительными никому из его окружения.

В неверности жен мужья уверяются по доказательствам, которые для менее заинтересованных лиц были бы недостаточны.

Толпа жадно верит в чудеса, довольствуясь доказательствами, которых было бы мало даже для событий наиболее обычных.

Для разлучившихся влюбленных время тянется нескончаемо; каждая минута словно час, а каждый день словно год. То же кажется нам, когда мы чего-либо с нетерпением ждем.

Осужденному преступнику время между приговором и казнью кажется плачевно коротким, как и всякому, кто ожидает чего-либо со страхом; это может подтвердить даже школьник: время отдыха, как ему кажется, пролетает очень быстро; не успевает он разыграться, как час уже минул.

Каждый знает, сколь томительна неизвестность; мы хотим избавиться от нее хотя бы ценой дурных вестей. То есть плохое может выступать своеобразным благом.

В бесплодной и безлюдной местности дорога всегда кажется длиннее, но вот в воспоминаниях такая поездка представляется короткой.

Путь, проделанный с приятным спутником, кажется недлинным, и по времени, и по расстоянию; особенно если мало что привлекает при этом наше внимание или если все это уже нам знакомо; так же чувствует себя молодежь на танцевальном вечере или веселая компания за бутылкой; предметы при этом обсуждаются несерьезные и скоро исчезают из памяти; когда приятный путь или веселое настолько уже позади, участники помнят только, что было очень весело, но едва ли помнят, что именно их веселило.

Место отведенное под постройку дома, кажется больше, будучи поделено на части.

Земельный участок кажется обширнее, когда обнесен изгородью, и еще больше, если на нем разбит сад, поделенный на несколько частей.

Комната средних размеров кажется больше, когда она обставлена. Но если обставить очень большое помещение, оно, пожалуй, может показаться меньше.

Комната средних размеров представляется нам меньше, если потолок ее ниже обычного. Но тот же низкий потолок в очень большом помещении заставляет его казаться больше, чем в действительности.

Колонна, покоящаяся на основании, выглядит устойчивее, чем подымающаяся прямо с земли, и поэтому более приятна взору; и хотя цилиндр по форме красивее, мы предпочитаем в качестве такого основания куб, ибо углы его граней дальше отстоят от центра, нежели окружность сечения цилиндра.

Изображенная художником напряженная поза, неудобная самому человеку, неприятна и для зрителя; отсюда правило живописи, чтобы складки одежды не прилегали к телу, ниспадали свободно, а нарисованные фигуры не казались стесненными в движениях.

Долгое и утомительное путешествие заставляет нас радоваться даже плохому пристанищу, а в пути, если дорога хороша и нам комфортно, ненастный день может показаться приятным, ибо сильнее дает ощутить тепло и уют.

Вид судна, застигнутого бурей, заставляет сильнее почувствовать собственную безопасность. Человек в горести не выносит чужого веселья; оно дает ему сильнее почувствовать его беду и делает еще несчастнее.

Вид опасности иногда приятен, иногда мучителен.

На верху высокой башни робкий человек бывает охвачен страхом, которого не может рассеять даже сознание безопасности. Но на человека, нелегко теряющего голову, это оказывает противоположное действие; близость опасности усиливает в нем по контрасту ощущение безопасности и то удовлетворение, какое она приносит.

Ощущение бедственного положения усиливается при сопоставлении с утраченным счастьем. Человек высокого ранга внушает окружающим робость, вплоть до того, что совершенно уничтожает их в их собственных глазах. Очень богатого человека считают еще богаче, чем он есть.

 

94. Закон "компрессии"

(От лат. compressio — сжатие.)

 

Общество живет не только в горизонтальных коммуникационных связях людей, но и в вертикальных.

Иерархическая разница в позициях ведет к неодинаковости точек зрения на одно и то же. Мы можем решить свои вопросы и повлиять на суждение о касающейся нас проблеме, если сумеем в момент рассмотрения дела резко уменьшить (сжать!) расстояние, отделяющее вышестоящее лицо от забот, которыми мы от него зявасим.

На практике это выглядит как расчетливо исполняемое «спектакольное» действие, направленное на" захват" души, «сброс» ее "с небес" должности "на землю" проблемы и «окунание» ее в сущность того, что нас волнует и чего мы хотим добиться.

Весь этот процесс должен быть быстро-неожиланным, как бы взрываясь, с мгновенным подчинением чужого сознания внутренней логике задаваемых обстоятельств.

Это не робкая или смиренная просьба к кому-то, "войти в положение", а твердое и отчаянное — "швырнуть кого-то в чье-то положение".

Из рассказов о калифе Хаккаме:

"Одна бедная женщина владела в Джере небольшим участком земли, примыкавшим к садам Хаккама. Этот государь пожелал расширить свой дворец. Он велел предложить этой женщине уступить ему участок. Но она, желая сохранить наследие своих отцов, отказалась от предложения. Тогда управляющий садами силой занял участок, который она не хотела продать.

Женщина в слезах отправилась в Кордову умолять о правосудии. Кадием города был тогда Ибн-Бехер. Закон был, безусловно, на стороне женщины, но что могут сделать законы с человеком, считающим себя выше их? Однако Ибн-Бехер не потерял надежду выиграть дело. Он сел на осла, взял с собою огромный мешок и явился в таком виде к Хаккаму, сидевшему тогда в павильоне, построенному на участке этой женщины.

Появление кади с мешком на плечах удивило государя.

Ибн-Бехер, простершись перед Хаккамом, попросил у него разрешения наполнить свой мешок землей, на которой он стоял. Калиф согласился на это. Наполнив мешок, кади попросил государя помочь ему взвалить этот мешок на осла.

Эта просьба удивила Хаккама. "Этот мешок слишком «тяжел», — заметил он. "Государь, — возразил тогда Ибн-Бехер с благородной смелостью, — если вы находите столь тяжелым этот мешок, который содержит лишь ничтожную часть земли, несправедливо отнятой у одной из ваших подданных, то как снесете вы в день страшного суда всю эту землю, которую вы похитили?". Хаккам не только не наказал кади, но благородно признал свою вину и вернул женщине участок, которым он завладел, вместе со всеми постройками, которые он приказал возвести на нем".

 

95. Закон "конструктивного ожидания"

Не торопи события. Если кому-то что-то действительно нужно, он снова проявит себя.

 

96. Закон "контраста"

 

Приходит некто в цирк и предлагает номер: "Я работаю на контрастах. Под куполом развешиваю мешки с нечистотами. Выходит шталмейстер, стреляет в них из пистолета — вся публика в дерьме, и в это время выхожу я в белоснежной рубашке".

Маловероятно, читатель, чтобы вы не видели отечественный фильм «Плюмбум». Я так уверено говорю, потому что его довольно часто показывают по телевидению.

В этой киноленте есть эпизод, в котором семья «шестидесятников» истово, самозабвенно поет песню Булата Окуджавы "Возьмемся за руки, друзья". Родители полны нешуточного энтузиазма, они верят в искренность и истинность того, что поют, в счастливом неведении не подозревая, что для их сына-подростка эти слова — всего лишь устарелый романтизм, мелодраматическая песенная шелуха. Пораженный каким-то свинцовым цинизмом, этот представитель нового поколения вскоре своей собственной рукой напишет донос на отца, повторив таким образом «подвиг» Павлика Морозова. Какое уж тут "возьмемся за руки…",

Актер Александр Пашутин, придумавший эпизод с песней — сильнейший и многозначительнейший в художественном кинофильме "Плюмбум".

Итак, контраст.

Наша психика по природе своей инерционна. Это не недостаток. Это свойство. Мы вживаемся в любое событие, привыкаем к нему, застилаемся им. Оно берет над нами постепенно верх, превращая нас в часть его продолжения. Одним словом, захватывает. И вдруг… толчок, удар, препятствие.

Камни и металл в такие мгновения искрят. Человек же испытывает, «освежение», рывок бодрой встряски. Позиционные предпочтения круто меняют знак.

Япония… Эпизод "с поля боевых действий" периода войны за рынок сбыта. «Воюют» американские производители напитков «Кока-кола» и "Пепси".

Вознамерившись потеснить полюбившуюся японцам «Коку», компания «Пепси-кола» запустила по здешнему телевидению коммерческий видеоролик весьма вызывающего содержания. Популярный исполнитель современной музыки в стиле «рэп» Хаммер, в это время как раз гастролировавший в Японии, во время выступления отпивает глоток «Кока-колы» и вдруг впадает в меланхолию, затягивая грустную мелодию. И лишь когда кто-то из зрителей протягивает ему баночку «Пепси», Хамме р вновь энергично начинает отплясывать под ритм "рэп".

И хотя подобное прямое противопоставление — и не в лучшую сторону — продукта конкурента в Японии не принято, пять крупнейших телекомпаний прокрутили необычную рекламу в марте и апреле… Отказались от нее лишь тогда, когда «Кока-кола», не выдержав публичного избиения, заявила протест, сославшись на то, что разрешения на использование ее торговой марки в рекламе «Пепси» выдано не было. Но поздно… Нашумевший ролик сделал свое дело — продажа «Пепси» в Японии подскочила сразу на 50 процентов.

 

97. Закон "красноречивого действия"

 

В 1992 году на Украине произошел любопытный случай. Демократу из Львова Евгению Грыниву избиратели во время встречи заявили: народ бедствует, а ваши карманы, как говорят, набиты деньгами, дом — товарами. Все оправдания депутата заглушал возмущенный рокот голосов. Тогда обиженный народный избранник скинул правый башмак, снял носок и просунул в дырку этого носка палец. Аргумент оказался убедительным…

Нет лучшего средства, привлечь других людей на свою сторону, чем неожиданное, яркое, запоминающееся, буквально кричащее за вас и в вашу пользу действие.

Эта история подлинная. Такое было на самом деле.

Предстояло принятие великого композитора Людвига ван Бетховена в действительные члены Академии искусств в Париже. Председательствующий объявил: "Мы собрались сегодня для того, чтобы принять в члены нашей Академии великого Бетховена". И тут же добавил, что, к сожалению, ни одного вакантного места в Академии нет, тем как бы предрешив исход дела.

В зале воцарилось молчание.

"Но…" — продолжал председатель… и налил из стоявшего на столе графина полный стакан воды, так что ни одной капли добавить нельзя было; затем оторвал из стоявшего тут же букета один лепесток розы и осторожно опустил его на водную поверхность. Лепесток не переполнил стакана, и вода не пролилась. Тогда председатель, не сказав ни слова, обратил свой взор к собравшимся. В ответ последовал взрыв аплодисментов. На этом и закончилось заседание, единогласно избравшее Бетховена действительным членом Академии искусств.

О ленинградце Баскине заговорили во время горбачевской «перестройки». Илья Баскин (Илья Баскин. Баскин — кладезь идей.) — 34-летний президент фирмы «Гарант» — в те годы сумел добиться невозможного: отвоевать под Ленинградом, в Кингисеппе, бывшую армейскую казарму и с помощью крупнейших американских бизнесменов, собравших 250 тысяч долларов для закупки японского швейного оборудования, наладить производство десятков тысяч детских платьев, сорочек и блузок.

Но местные власти и разные чиновники всячески противились его предложениям. Однако каждое начальственное "не лезь" только прибавляло силу этому человеку.

Однажды он решил привезти из Текстильного института студенток и предложил им выбрать для будущих моделей ткани. Девушки ткани выбрали и модели придумали совершенно новые. Шили их на себя. А через месяц Баскин посадил студенток в «Икарус» и привез в приемную начальника главка.

— Ты чего тут шоу у меня в приемной устраиваешь?! — попытался поорать один из руководителей главка, но, увидев очаровательных студенток в не менее очаровательных нарядах, смягчился:

— Это торговля никогда в жизни не возьмет. Не нужны советским людям такие наряды.

— Возьмет, — возразил Баскин. — Вернее, уже взяла.

Оказывается, еще по дороге к начальству Баскин на том же «Икарусе» привез девушек в крупнейший ленинградский женский универмаг «Пассаж», где несколько моделей готовы были продавать хоть завтра.

Наверное, не было в древнем мире человека, который бы не знал фрину. Ту, которая на свои собственные деньги, заработанные ее ласками, предложила отстроить город Фивы, разрушенный македонскими войсками.

Фрина родилась за 328 лет до Рождества Христова в Беотии, то есть в Центральной Греции.

Она была умна и очень красива. Впервые ее увидели обнаженной на празднике Нептуна в Элевзисе. Она сбросила свои одежды, распустила длинные волосы и вошла в море, как вышедшая из него Афродита. Но подобный поступок перед лицом всего народа был вовсе не бесстыдством, а грандиозным великодушием.

Народ знал, что она красавица, но знал это только по слухам, она сделала ему честь открытием своей красоты, и народ благодарил ее громкими рукоплесканиями.

Ваятель Пракситель, находившийся в это время там, до такой степени был восторжен таким соединением совершенств, что тогда же создал в натуры Фрины скульптуру богини Афродиты.

Говорят, что именно после этого случая Фрина стала любовницей адвоката Гиперида. И не только его.

Но, изваяв богиню с гетеры, скульптор внес раздор в общество. Сотни тысяч паломников, которые молитвенно простирали руки в книдском святилище Афродиты и посылали поцелуи мраморной статуе, вслух восклицали: "Афродита, прекрасная Афродита!" Но про себя они шептали: "Как ты прекрасна, Фрина, божественна твоя красота!"

Рис. Пракситель. Афродита Книдская. 364–361 до н. э.

 

Естественно, что разразился скандал, фрина предстала перед судилищем. Главным обвинителем куртизанки был Евтихий, беззубый омерзительный человечишка, которому Фрина когда-то отказала…

Он говорил, что Фрина, не довольствуясь оскорблением установленного культа, хотела ввести в государстве поклонение новым богам.

"Я доказал вам, — говорил он, заканчивая речь, — бесчестие фрины, бесстыдно предающейся оргиям, на которых присутствуют мужчины и женщины, обожествляющие Изодэтес. Преступление ее явно, оно доказано. За это преступление назначается смерть. Пусть же умрет Фрина. Так повелевают боги, ваш долг повиноваться им".

Гиперид возражал Евтихию.

Он прежде всего настаивал на том, что поведение фрины гораздо выше поведения других женщин из того же класса, что она не могла предавать осмеянию уважаемые всеми церемонии и никогда не думала вводить нового культа. Речь была красноречива, но она не убедила судей, несмотря на заключение, в котором Гиперид вдохновенно воскликнул, что вся Греция будет рукоплескать оправдательному вердикту, постоянно повторяя: "Слава вам, что вы пощадили фрину!" Несмотря на остроумное сравнение Евтихия с жабой, вызвавшее улыбку на лицах некоторых из судей, большинство гелиастов имело во взглядах нечто угрожающее.

Гиперид не ошибался, чувствуя беду.

"Что сделать, чтобы убедить их? — думал он, испуганный этими пагубными признаками. — Что делать?"

А зал шумел. Промедление грозило непоправимостью.

И тут Гиперида осенило.

Величественным движением руки он заставил всех замолкнуть. И, обернувшись к обвиняемой, сидевшей около него на скамье, сказал ей:

— Встань, Фрина.

Затем, обратившись к гелиастам, проговорил:

— Благородные судьи, я еще не окончил своей речи!

Нет! Еще осталось заключение, и я закончу так: посмотрите все вы, поклонники Афродиты, а потом приговорите, если осмелитесь, к смерти ту, которую сама богиня признала бы сестрою…

Говоря эти слова, Гиперид сбросил с Фрины одежды и обнажил перед глазами всех прелести куртизанки.

Крик восторга вылетел из груди двухсот судей.

Охваченные суеверным ужасом, но еще более восхищенные удивительной красотой, представшей перед ними, — сладострастно округленною шеею, свежестью и блеском тела, — гелиасты, все как один, провозгласили невиновность фрины.

Жаба Евтихий был посрамлен… его ярость удвоилась при виде радостной гетеры, свободно уходившей под руку со своим милым адвокатом. Исход процесса Фрины стал событием в Афинах.

 

98. Закон "критической массы"

 

Даже нейтральные сами по себе события и действия легко превращаются в будто бы значительные, если их собрать воедино.

В увеличении сводимого вместе количества всегда кроется нечто устрашающее.

Насыщение неба тучами нагнетает предчувствие грозы, обилие отдельных недостатков обусловливает ожидание роковой ошибки, а собраннные "до кучи" мелочи уже рисуют не человека, а его "истинное лицо".

В 1943 г. в период сложной внешне- и внутриполитической обстановки в США издавалась газета "Истинный американец" явно профашистского толка. Президент Рузвельт намеревался ее закрыть, но американские законы не давали право применить санкцию только на том основании, что какая-то газетная статья кого-то ругает и кого-то хвалит. Тогда президенту посоветовали привлечь специалистов по контент-анализу. Г. Ласуэлл и Н. Лейтис проанализировали содержание газеты за год и показали, что число утверждений типа "президент США — нежелательное лицо", "Госаппарат США пропитан коррупцией", "Германия справедлива и мужественна", "Америка слаба", "США и их союзники находятся под контролем коммунистов" в одиннадцать раз превышает число обратных утверждений. Только на этом основании было возбуждено судебное дело, газета была закрыта, а главный редактор попал в тюрьму.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...