Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия занимает небольшой исторический период, однако ее влияние на развитие философии немаловажно. Центральной задачей в творчестве ее представителей стала задача философского осмысления социальной действительности, общества как целого. Наиболее полно эта проблема была решена в философских учениях Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха. Родоначальником немецкой классической фил-ии был Э. Кант. Развивая идею французского просвещения о безграничных возможностях человеческого разума, Кант решает обосновать эту идею. В своих работах Кант открывает диалектическую природу человеческого разума. Обосновывая разумное знание, Кант приходит к выводу, что оно не может быть однозначно обосновано, т.е одинаково правомерными являются тезис и антитезис. Эта особенность называется антиномией, например: тезис – мир сущ. сам по себе, антитезис – мир создан Богом. Антиномии чистого разума дали основание Канту утверждать, что мир в принципе непознаваем. Такое происходит, когда наука еще более расширяет горизонт своих исследований. Философия Канта получила название агностицизма. Попытку преодолеть Кантовский агностицизм принял Фихте. Он разработал теорию, что Кантовские антиномии – это проявления внутренней диалектики этого субъекта. Пытаясь довести свою позицию до конца, он создает наукоучение, в котором стремится обосновать диалектику, проявлением которой однако ему это не удалось. Преодолеть Кантовские антеномии попытался и Шеллинг. Его философия – это философия объективного идеализма. По его мнению природа представляет собой “застывший интеллект”, который стремится осознать самого себя и использует для этого разумных индивидов, но этот интеллект противоречив, что и осознается Кантовскими антиномиями. Вершиной немецкой философии стало тв-во Гегеля. Он доводит точку зрения рационального антропоцентризма до логического конца. Кантовские антеномии он рассматривает как свойства абсолютного духа, который, стремясь к самопознанию в начале воплощается в природа, затем в об-во, в котором осознает самого себя. Он отождествляет об-во с его духовно-культурным содержанием, кот. обладает импульсом развития. Что же касается индивида – он по Гегелю второстепенен и является марионеткой в руках мирового духа.
Все это вызвало критику, и одним из первых был Фейербах. По его мнению философия Гегеля -рациональная идеология. Гегель неправомерно абсолютизировал мыслительную деятельность человека и совершенно не учел, что человек – существо чувствующее, а затем уже мыслящее. Фил-я Фейербаха вновь выдвинула человека как центральную философскую проблему.
Билет№6
Билет№7 Проблемы ценностей в философии Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью яв-тся для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом. В XX в. философы сумели развить учение о ценностях. 1)В античности отсутствовало четкое понимание своеобразия человека в мире. Это приводило к тому, что, например, платоновская идея понималась ещё и как идеал. Сов. Философ сказал бы: «Давайте четко определимся, что есть идея как истина, как понятие, и что есть идея как ценность, как идеал.» В античности философствовали по-другому, здесь истина и ценность не отделены друг от друга достаточно строго.
2) В философии средних веков считалось, что человек существует во имя Бога, а не Бог для человека. Можно сказать, что речь шла о ценностях Бога. 3) В Новое время философы выделили разум (точнее мышление) как главную черту человека. Мышление имеет дело с истиной. Всепоглощающий интерес к истине затемнял проблему ценности. Решающий шаг к ней сделал Кант, он «развел» истину, красоту и благо. Истиной занимается рассудок, а ценностью, так посчитали последователи Канта, разум, точнее, разумная воля. К XXв. Сложились все условия для развития учения о ценности. Философские направления XX в выдвигают проблему ценностей на первый план. Феноменологи, герменевты, аналитики, постмодернисты спорят между собой о ценностях. Ценность- это интерпретация, в котором субъект выражает свои предпочтения. Выработка ценностей: Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения. Сознания позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпритация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки. Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-это интерпритация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
Билет№8 Специфика соц.познания. История становления. Социальная философия имеет своим объектом познания общество, то есть занимается познанием социальной действительности. В строгом смысле слова любое познание, поскольку оно протекает в обществе, является социальным. Кроме того, человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное, на познавательную деятельность которого оказывают воздействие и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Но в философской литературе понятие "социальное познание" употребляется для того, чтобы разграничить знания об обществе и знания о природе, поскольку социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. Социальному познанию можно дать следующее определение: " Познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием"
Считается что отцом истории является Геродот (5 век до н.э.) он стремился описать не просто деяния людей, но и выявить их причины. Он ставил своей задачей отыскать истину в истории, выдвинул идеи повторяемости истор. явлений из неизменной человеческой природы – которой свойственно жажда власти и жажда свободы. Возникнув как простое описание жизни общество, соц. Фил. Мысль постепенно выделяет в качестве предмета познание общественных процессов. (Демокрит, Аристотель). Древние философы пытались разгадать природу общественных связей, сущность истор. Развития. По Платону общество возникает в силу того, что люди нуждаются в друг друге для удовлетворения своих потребностей. Средневековые мыслители считали, что история предопределенна богом, общество основано на неравенстве с которым люди должны смериться. Мыслители же 17-18 вв подвергли критике богословские концепции средневековья, они считали: история общества – продолжение истории природы. Физиократы в 19 в стали рассматривать общество как некое социальное бытие. Маркс разрабатывал в основном проблемы экономики – свержение капитализма и построение с социалистического и коммун. общество. Главной идеей Макса Вебера- идея экономической рациональности воплощенная в современном обществе (иерархизация власти, система формальных правил эмоц. Нейтральность отношений между индивидами).
Билет№9 Предмет философии Термин “философия” - греческого происхождения, означающий любовь к мудрости. Так в древней Греции называли любой вид теоретического знания, в котором находил свое отражение жизненный опыт отдельного человека или многих поколений. Первоначально такое знание выставлялось в виде афоризмов, сентенций, пословиц или поговорок. Со временем оно превращается в целостную систему, в которой находит свое выражение отношение человека к окружающему миру, к другим людям, к самому себе т.е его мировоззрение. В силу указанных особенностей, философское знание выступает как отвеченное абстрактное знание, внутренне непротиворечивое.
Т.о предметом философии выступает духовный мир человека, его личностное содержание, которое проявляется в многообразных отношениях к миру природы, к другим людям, к самому себе. Философия – не единственная форма выражения духовности человек. Наряду с ней существует мифология и религия. Мифология – это такая форма выражения личностного начала в которой вымысел переплетается с реальностью, знание с фантастикой. Это эмоционально-поэтическое восприятие мира, которое нередко лишено внутренней рациональной логики. Мифология была характерной формой развития культуры в древности. Религия – такая форма духовности, которая предполагает веру в сверхъестественного творца всего существующего, а также веру в загробную жизнь (христианство, ислам, иудаизм, буддизм, конфуцианство). Отличительной чертой религии является присутствие уже существующего знания, которое достаточно понять и заучить, поэтому религиозная духовность отличается консерватизмом и догматизмом. Т.о личностное начало человека может быть выражено в одной из 3-х основных форм духовности: философия, мифология, религия. Билет№10 Проблема метода в философии Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности. Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала. В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность. Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине: Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов. Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот. Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках. Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом. Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.
Билет№11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|