Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология познания общественных процессов.

Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.

Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала.

В процессе научного познания используется разнообразные методы. Отличительно особенность философских методов – универсальность.

Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:

Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение – установление различие и сходство предметов.

Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.

Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот. Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.

Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.

Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.

Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот. 

Билет№35

Философия науки как направление иследования и научная дисциплина

Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)

-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия:

а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания;

б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений;

в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки;

г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).

Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии.

Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:

1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.

2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.

3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.

4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.

5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается  культурная функция  ф-ии.

6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

? Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и средневековой  их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали (Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др. стороны чувствовалось давления наук на философию.

Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.

Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных наук.

 

 

Билет№36

Проблема междисциплинарных исследований, их роль в социальном познании

Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил. анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью, но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.

Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и закономерных.

Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об условиях и факторах его развитие.

Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова его природа, закономерностью существования и развития.

В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни людей, выявить свойства различных общественных процессов.     

Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является общество, но все эти науки различаются по своему предмету.

Предметом экономики является знание развития производственных отношений, правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е. знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются знания об обществе в целом.

 

 

Билет№37

Глобальные проблемы современности

Экосистема (от греч. oikos - жилище, местопребывание и система), единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором живые и косные компоненты связаны между собой обменом вещества и энергии. Эти компоненты образуют экосистемы, выполняющие ряд функций, необходимых для сохранения целостности систем поддержания жизни и продуктивных возможностей окружающей среды. Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является экологическая проблема.

Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производственных сил столкнули человечество с проблемой ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия системы общество-природа. Человечество, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее.

В настоящее время глобальность экологических проблем требует от человечества иного способа мышления, новой формы самосознания - экологического сознания. Это означает, что человечество должно осознать себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих проблем. Другие проблемы: невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое равновесие между природой и человеком. Уничтожение природных ископаемых, пресной воды, лесов, видов животных. Озоновый слой, парниковый эффект, проблема шума.

Демографические проблемы. Население растет в геометрической прогрессии, а еда - в арифметической. При этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка рождаемости в Африке и Латинской Америке. Вопрос о коэволюции человека и животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса. Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план. Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти, ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть человека к жизни? При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы.

 

Билет№38

Проблема чел-ка в философии

С одной стороны, человек – существо физическое, телесное. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека.

Под проблемой человека в философии понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, проблема души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т. д. 

В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека – космоцентризм, суть ее заключается в том, что понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек – микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом. Добро – результат знаний, Зло – результат незнания. Идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

И начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место.

Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей => истолкование принципов отношения человека и Бога.

Человек рассматривается как образ и подобие Бога. Поэтому человеку, как богообразному существу, присущи такие же качества, но в меньшем выражении. Но в какой мере у человека развиты эти качества, в какой мере человек работает над собой. С этим и связана возможность и необходимость саморазвития личности. Любое совершенствование предполагает идеал– Иисус Христос - обладает и божественными, и человеческими качествами. Это высшая степень совершенства.

Исходя из такого понимания человека, составляется вопрос об отношении человека к миру и Богу. Как существо богообразное, человек – венец творения, царь природы. Отношение человека к Богу должно строиться на основании нравственного совершенствования, на основании любви к Богу.

Философия Возрождения. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.

Западноевропейская философия 17 века рассматривала главным образом проблему познания, но кроме этого, активно исследовалась и проблема субстанции и единства мира. Это связано с историческими аспектами, влияющими на философию, а именно – с развитием науки. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.

Французская философия 18 в. усматривала силу разума в наличии врожденных идей и интуиции, исходя из того, что человеческий разум потому обладает мощью, что он постигает законы природы. Опираясь на чувства, опыт как источник знаний.

Английская же философия 18 в. главным образом решает проблему познания.

 

Билет№39

Предпр-во как соц. Культурный феномен

Предпринимательская дея-ть – это основной вид самостоятельной хозяйственной деят-ти осущ. Предприн-ми от своего имени и на свой риск на постоянной основе. Эта деят-ть направлена на получение прибыли путем наилучшего использования капитала и ресурсов и неся полную отвественность. Предпринимательская деят-ть –это: инициативность, направлена на прибыль, на свой риск, под имущественную ответственость. Предприниматель включ-ет в свою деят-ть: Организатор производственного процесса; потребитель; Наёмного работника; партнеров(кто постовляет, удовлетворяет); Гос-во. Деловые качества предприн-ля: 1. Способность создавать улучшенные организационные структуры. 2. Способность правильно оценитьситуацию на рынке, выявить потребителей.3 Способность осущ. руководство процесса реализации проекта. 4. Способность принятия решения. Для прелпринимателя харак-но: Профессиональные знания сферы деят-ти; Умениние правильно оценивать привлекающиеся ресурсы; Экономическое мышление; Деловая культура; Наличия опыта; Личные качества предрин-ля: Одержимость идеи; Увереность в себе; Способность подобрать нужную команду; Предпринимательская среда – это общественная экономическая орг-ция включ-щая в себя степень экономической свободы, наличие пред-ких кадров, рыночные связи, использования ресурсов. 

Билет№41

Смысл «Об-ва» и системы …

В обыденной жизни понятие "общество" используется чрезвычайно широко. Поэтому возможны различные его толкования:

1) группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах,

2) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий "стиль жизни", как выражаются западные социологи),

В научной литературе существует немало определений «общества». Простейшее из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. Возможно и еще одно определение: "Общество - это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своейчисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность"

Cовременная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Причина появления подобных взглядов проста: "часть" и "целое" - одни из самых разработанных категорий диалектического способа мышления, основы которого были заложены в Древней Греции. Однако понятие "система" - более позднего происхождения и сложнее для понимания.

Под "элементом" или "частью" обычно понимают мельчайшую частицу системы. Понятно, что части системы весьма многообразны, многокачественны и имеют иерархическую структуру. Иначе говоря, каждая система, как правило, имеет под- системы, тоже состоящие из определенных частей.

Проблему системности общественной жизни разрабатывали Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, многие другие философы и социологи XIX - XX веков. В понятии общества выделяют обычно два основных аспекта - это структура общества и изменение общества.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Общество всегда находится в состоянии подвижности, изменяясь в том или ином отношении. Но, одновременно, оно нуждается в обеспечении определенного уровеня стабильности.

 

 

Билет№42

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...