Часть 2. Анализ современной ситуации развития технологий контроля и оценки, постановка проблемы.
После прочтения статьи А.Б. Воронцова, мы пришли к выводу о том, что в образовании образовалась огромная проблема в технологии развития контроля и оценки. Именно действия контроля и оценки помогают формировать представление об уровне развития, помогает адекватно оценить способности учащего, выявить его дефициты. Но это конечно все связано с современным образованием, о котором и пойдет речь в нашем реферате. Как мы понимаем, ключевая задача начального этапа школьного образования – формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Исходя из этого, работа на уроках, действия учителя должно с первого по четвертый класс направлено именно на формирование контрольно-оценочной самостоятельности. После просмотра многочисленных уроков практик, стало ясно, что добиться контроля и оценки у учеников не так просто, это надо долго формировать. Судя по себе, контроль и оценка системы РО значительно превосходит традиционную систему. Отрицательные эффекты действующей системы оценки: искажение отношений ученика с взрослым, повышение тревожности и невротизации детей; искажении учебной мотивации. Отметка, это всего лишь знак. Он в традиционной системе не может отразить самооценку ученика, прогностическую оценку, что говорит о том, что она не объективна, в отличие от системы оценки РО. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения. Подходы к оцениванию, при безотметочном обучении:
– Что оценивать? (то есть, что именно подлежит оцениванию, а что оценивать не следует). Достижения предложенний А.Б. Воронцовым: Он предлагает конкретную стратегию, по исполнению реформы безотметочного образования. У него есть цели и курс, выполнив который можно прийти к результату по данному вопросу. Расписаны все условия, при выполнении которых, можно прийти к безотметочному оцениванию. Проанализированы результаты учеников. Составлены точные схемы, по которым мы можем сравнить, насколько успевает ученик в своем развитии субъекта учебной деятельности. Несовершенство предложений А.Б. Воронцовым: Во-первых, важно то, что в одиночку, учитель не сможет воспользоваться всеми рекомендациями, описанными в статье. Необходимо, как сам и пишет А.Б Воронцов: «необходимо параллельно выстроить систему работы учащихся и учителя по освоению контрольно-оценочной деятельности в рамках образовательного процесса, работу администрации школы, работу родителей по воспитанию своих детей и взаимодействию в этом направлении со школой…». Совершенно понятно, что это очень сложно, и возникает множество барьеров на пути к решению этой задачи. Нужно поговорить (состыковать) с родителями, администрацией, со всеми учителями. Собрать всех, доказать, что эта система является совершенной и новой, нужной именно их детям, эта наверно самая сложная задача, перевернуть чужое сознание. Должны быть продуманы механизмы постоянного согласования и координации оценочной политики учителей и родителей школьника на всех этапах обучения.
Во-вторых, «нужно создать критерии, по которым будет происходить оценивание детей» пишет А.Б. Воронцов. Кто будет создавать критерии? Если, к примеру, их будет создавать учитель, или даже каждая школа, к примеру, создаст свои личные критерии? Что тогда будет? Как же можно будет объективно оценить себя, свои действия? В этом плане существует недосказанность или недоопределенность. Это можно считать вторым промахом в статье. В-третьих, читая статью, я заметила, что контролю и оценке поддаются только учебные действия. А.Б.Воронцов, не пишет об оценке творчества и инициативы. Во всех сферах школьной жизни должна быть оформлена столь же весомо, как и оценка навыковой стороны обучения. Если этот фактор не будет задействован, то ученики получают ясное сообщение: "Я вас ценю в основном как исполнителей, точно следующих моим образцам и инструкциям, как людей, успешно действующих по правилам и алгоритмам". Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям.
Возникает вопрос, а все ли в ребенке можно и нужно оценивать, к примеру, личные качества ребенка? Как достичь согласия и взаимопонимания в достижении введения безотметочной системы? Какие должны быть критерии оценивания? Как будет выстраиваться работу учителей в таком «безотметочном пространстве»? Принятия школой безотметочного обучения должно повлечь за собой "договор о безотметочном обучении". Документ, в котором могут быть прописаны все условия, средства, методы и формы оценивания, используемые в учебно процессе. Там же могут быть отражены особые формы ведения школьной документации (классных журналов, дневников учащихся, формы административного школьного контроля работы учителей), которые, как уже отмечалось, должны быть результатом договора. Помимо указанного документа, педагогический коллектив школы во главе с администрацией школы и при обязательном участии учащихся может составить "Правила оценочной безопасности", регламентирующие, что можно и нужно делать, при оценивании и чего делать нельзя. Взяв анализА.Б. Воронцова:Виды контрольно-оценочной деятельности учащихся в ходе учебного года и Этапы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников можно привлечь учителей к изучению. Чтобы каждый учитель мог организовать качественный контроль, оценивание и анализ результатов деятельности учащихся, он должен четко понимать, какие результаты он должен получить к завершению каждого учебного цикла, каждой темы, каждого изучаемого раздела. По завершению изучения учителями данных схем, можно определить те знания и умения, которые должны быть сформированы на конец учебного года, на конец четверти, на конец изучения каждого раздела. В результате по каждому предмету составляется четкое планирование с предполагаемыми итоговыми результатами для каждого класса, в зависимости от четверти.
В начале изучения темы учителю желательно провести так «анализирующею работу», цель которой – оценка начального уровня подготовки учащегося. Результат такой оценки можно фиксировать по-разному: с помощью определенного количества баллов за выполнение каждого задания;; в процентах и т.п. В дальнейшем сравнение результата стартовой работы с результатом в конце изучения раздела поможет учителю изучить индивидуальные достижения в умениях каждого ученика. Можно так же оценивать промежуточные результаты обучения и с помощью любого другого измерителя. Главное, чтобы эти формы фиксации были трудно переводимы в стандартные отметки, не могли суммироваться и накапливаться, не оставляли возможности сравнивать детей между собой. Именно так можно будет увести детей от стандартного способа оценивания. Конечно, любые изобретенные учителем формы оценивания должны использоваться с соблюдением тех правил, которые выработаны педагогическим коллективом. Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный "Лист индивидуальных достижений", который можно завести для каждого ребенка. Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в нем с помощью каких-либо значков или, например, закрашивая определенную клеточку – полностью или частично. В "Листе индивидуальных достижений" полезно фиксировать текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.
Только после выполнения всех этих условий возможно приступить в школе к реализации выше обозначенных идей без ущерба как для детей, так и для всего образовательного процесса в школе. В противном случае, либо мы будем иметь лишь формальный переход к другой системе организации учения младших школьников без серьез качественно новых последствий для образования детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|