Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть 4. Проблема оценки образовательных результатов начальной школы с позиции компетентностного подхода.




До настоящего времени обучение нацеливалось главным образом на усвоение знаний, на овладение умениями и навыками, а не на развитие обучающихся. Это явилось следствием традиционного информационно-объяснительного подхода к построению содержания образования, когда большой объем знаний дается учителем в готовом виде, без опоры на самостоятельную работу обучающихся.

А сейчас образовательным результатом должно стать умение использовать приобретаемые знания в качестве личного ресурса. Смена ориентиров в обучении — установка на активное освоение человеком способов познавательной деятельности, на создание условий для самоопределения и реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения, — естественно, требует новых подходов к измерению образовательных результатов.

Погоня за одними знаниями - экстенсивный путь построения содержания и способов образования; экстенсивное развитие системы образования предполагает увеличение объема изучаемого учебного материала. Экстенсивный путь развития - тупиковый путь уже потому, что обучение связано с ограниченностью временных ресурсов. Уместно привести слова французского философа средневековья М.Монтеня: "Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный". Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью.

Интенсивный путь развития системы образования может быть осуществлен лишь в рамках компетентностного подхода к образованию. Уровень образованности с позиции компетентностного подхода определяется способностью обучающихся решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Если при традиционном подходе результаты обучения можно охарактеризовать, отвечая на вопрос: "Что нового узнал ученик в школе?", то при компетентностном подходе - ответом на вопрос: "Чему научился ученик за годы обучения в школе?". В его рамках осуществляется международный мониторинг образовательных достижений учащихся — проект PISA [7]. Исследование PISA вызвало широчайший общественный резонанс, который свидетельствует о том, что намеченное в нем направление оценки качества образования оказалось адекватным не только назревшим проблемам образования, но и современным попыткам их осмысления.

О.В. Знаменская, О.С. Островерх, Б.И. Хасан считают, что можно констатировать, что проект PISA лишь обнажил проблемы, которые еще предстоит решать, такие как:

• недостаточная исследованность природы компетентностей

(логико-предметный анализ и психолого-педагогические

условия их становления);

• несовершенство инструментария, диагностирующего ста-

новление компетентностей. [8]

Суть этого подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Решающим звеном компетентностного подхода является собственная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся. Нужно прежде всего согласовать целевые установки и притязания учителей и учащихся с критериями их достижений, способами их измерения и оценки.

Недостаток традиционной системы обучения состоит в том, что учителя реализуют в основном лишь одну функцию знаний - информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую. Эти две функции тесно взаимосвязаны, но они не тождественны. Как отмечает И.С. Якиманская, обученность, то есть научная информированность, и развитость мышления далеко не одно и то же [1].

Следует, конечно, заметить, что без усвоенных знаний и сформированных у обучающихся умений и навыков невозможно сколько-нибудь эффективно строить процесс обучения; образно говоря, "пустая голова не творит". А.В. Луначарский по этому поводу отмечал: "Чем выше ум человека, тем больше в состоянии объять его духовный взор, тем социальнее его личность". Этому высказыванию созвучна мысль А.Н. Леонтьева: "Чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношения к самим знаниям. В этом суть сознательного учения" [2].

Знания - фундамент развития личности в целом. Для формирования личности знания просто необходимы: широкая образованность есть гарант личной свободы человека. Но провозглашенный культ знаний, от начальной школы до высшей, ничего не решит, важен характер организации процесса овладения обучающимися определённой системой знаний.

Компетентностный подход к обучению - это и есть тот путь, который даст возможность вывести систему образования на качественно новый уровень. Этот подход позволяет перенести акцент с "математического, химического, биологического и т.д. образования" на "образование с помощью математики, химии, биологии и т.д.", что обеспечивает более эффективное решение проблемы выращивания человека в человеке, проблемы развития нравственного и интеллектуального потенциала обучающегося, проблемы подготовки творчески мыслящего и социально активного человека.

Под компетентностным подходом понимают "совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов" [3].

В рамках указанного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование у обучающихся ключевых компетентностей. Под ключевыми компетентностями, применительно к школьному образованию, понимают "способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем" [3].

Уровень образованности человека, в контексте компетентностного подхода, определяется способностью действовать в ситуации неопределенности, и для оценки достигнутого уровня можно указать такие характеристики: сфера деятельности; степень неопределенности ситуации; возможность выбора способа действия и его обоснования. Что бы оценивать прогресс учебно-предметных компетентностей учащихся начальной школы нужно ввести:

· стартовую диагностику на готовность к обучению в школе (1 класс)

· диагностику на готовность к обучению в основной школе (4 класс)

Способность решать проблемы, в отличие от сформированных умений и навыков, характеризуется такими составляющими как: мотивы деятельности; умение ориентироваться в источниках информации; умения, необходимые для осуществления определенных видов деятельности; теоретические и прикладные знания, обеспечивающие понимание сущности проблемы и оптимальность выбора путей ее решения.

Как и в чем можно увидеть Индивидуальный прогресс ученика? Как можно узнать, что именно меняется в его отношении к предмету? Это изменение можно наблюдать через изменившееся действие с предметом, т.е. предмет и его структура не меняются, а действие по отношению к этому предмету становится качественно иным. Важно, что такие изменения носят не случайный, а устойчивый характер. Иными словами, мы должны увидеть новое отношение человека к предмету через новое действие с этим предметом. Мы должны увидеть, что тот, кто изучает предмет, сегодня увидел его иначе, чем вчера, обнаружил его новые свойства. Мы полагаем, что в таком обнаружении новых предметных отношений появляется предпосылка к осознанию своих новых возможностей. Именно это осознание важно не столько нам, исследователям, сколько тому, кто учится. По сути, появление новых ресурсов и благодаря их использованию — новых достижений в какой-либо области мы можем называть индивидуальным прогрессом.

Формирование ключевых компетентностей происходит не только через изучение учебных дисциплин, но и через организацию всей школьной жизни, а поэтому нельзя отождествлять учебный процесс с образовательным процессом. Образовательный процесс, помимо учебного процесса, включает в себя и дополнительное образование обучающихся, и их социально-творческую деятельность, и практику повседневной школьной жизни. Это обстоятельство накладывает дополнительные требования к целеобразованию: цели школьного образования нельзя представлять лишь как некую совокупность целей учебных предметов.

Должны быть определены не только цели, достижение которых гарантировано изучением учебных дисциплин, но и цели, которые определяют направление движения: формирование ценностных ориентаций, мировоззренческих установок; развитие интересов, формирование потребностей и др.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...