Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координаты индивидуальности человека





 


5.2.1. исследования СТРУКТУРЫ ТЕМПЕРАМЕНТА

Уильям Шелдон был не первым, кто предложил "свер-
нуть в сторону" с проторенной дороги типологического
подхода и рассматривать черты темперамента как диспо-
зициональные переменные, имеющие непрерывное нор-
мальное распределение. Подробнее мы говорили об этом
во второй главе, сейчас же важно отметить, что в соответ-
ствии с открытым немецким исследователем Гауссом ма-
тематическим законом, графически представленным в виде
одновершинной плавной кривой, большинство психоло-
гических характеристик редко проявляются в виде своих
экстремальных значений (то есть находятся на концах кри-
вой Гаусса), а гораздо чаще имеют среднее значение. Это
правило применили к изучению темперамента в 1906 году
голландские психологи Г.Хейманс и Е.Вирсма (Heymans,
Wiersma,
1912). Обследовав свыше двух тысяч детей и взрос-
лых с помощью разработанного вопросника из 90 пунктов
и обработав результаты с помощью доступных в то время
статистических средств, авторы выделили три характерис-
тики темперамента, имеющие два полюса, соответствую-
щие крайним значениям:

активность — пассивность', проявления деятельности во
всех сферах жизни (на работе, в школе, дома, во время
отдыха), а также манера выполнять задания немедленно
или откладывать их выполнение;

эмоциональность — безэмоциональность', частота и сила
эмоциональных реакций в ответ на ситуации-стимулы;

первичная (П) — вторичная (В) функция: темпорально-
энергетическая характеристика реакций человека. Люди с
развитой ПФ сильно и импульсивно реагируют на собы-
тия, но эффект или след реакции быстро угасает. Преоб-
ладание ВФ означает, что первая реакция будет слабой,
но затем сила реагирования нарастает и эффект сохраня-
ется более длительное время.

Исследователи выделили восемь основных типов тем-
перамента на основе комбинаций трех базовых парамет-
ров или общих факторов (подобных общему фактору, выде-

 


 

темперамент — ПС ИХО БИОЛОГИ Ч ЕС КАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ


 


ленному Ч.Спирменом при исследовании интеллекта —
см. главу 6), то есть измерений, к которым сводится боль-
шое количество наблюдаемых явлений. Типология Хейман-
са—Вирсмы практически не реализована в современных
исследованиях, однако она послужила толчком к созда-
нию непрекращающейся и поныне "череды" факторных
теорий темперамента, содержание которых сводится, в
основном, к поиску новых или реинтерпретации извест-
ных данных, а процедура — к отлаженному психометри-
ческому анализу переменных, из которых затем путем
вычисления корреляций и интеркорреляций, а также с
помощью различных моделей факторного и кластерного
методов статистической обработки, выделяется п-е число
первичных, вторичных, третичных и т.д. факторов.

Вполне возможно, что после открытия десятков темпе-
раментальных факторов должен наступить этап концепту-
ального осмысления результатов и сведения разнообраз-
ных характеристик к некоторому числу метапараметров,
выделение которых становится возможным благодаря изу-
чению механизмов функционирования формальной сфе-
ры психики и строения соответствующих психофизиоло-
гических и психологических структур.

Для того, чтобы сделать дальнейшее представление дан-
ных очередного этапа изучения темперамента, связанного
с появлением факторных моделей и анализом темпера-
ментальной структуры, более компактным, воспользуем-
ся структурным описанием находок различных авторов. В
качестве основания для простейшей классификации
возьмем четыре двухполюсных метапараметра (Либин,
1994), позволяющих в общих чертах описать взаимодейст-
вие человека с физической и социальной (то есть комму-
никативной) средой с точки зрения формального подхо-
да. Отметим, что деление индивидуальных проявлений на
две категории, соответствующие "физической" (то есть
имеющие отношение к предметной, или субъект-объект-
ной стороне жизни) и "социальной" (относящиеся к ком-
муникативной, или субъект-субъектной форме взаимодей-
ствия) формам достаточно эффективно, что отмечалось
рядом исследователей темперамента (Небылицын, 1978;

Lerner, 1984; Бодунов, 1988; Русалов, 1990), способностей


128 ______ координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

(Лейтес, 1960) и личности (Magnusson & Endler, 1977; Ан-
цыферова,
1996). Поддерживая эту точку зрения, мы со-
храняем такое же разделение в нашей классификации (см.
таблицу 6) современных концепций структуры темпера-
мента, присваивая индекс П (проявляется в предметной
сфере в виде объектно-ориентированных стратегий) или
С (проявляется в социальной сфере в виде коммуникатив-
но-ориентированных стратегий) в зависимости от авторс-
кой интерпретации выделенного параметра.

Разумеется, большое количество довольно известных
показателей не вошли в таблицу, так как либо не могут —
даже условно — быть отнесены лишь к одному мета-пара-
метру (например, адаптивность или доминантность), либо
не относятся к темпераменту, описывая другие подструк-
туры личности, такие как стиль или характер. В число "фаль-
сифицированно"-темпераментальных признаков входят,
например, объективность, дружелюбие, отношение к лю-
дям, мужественность (Guilford, Zimmermann & Guilford,
1976); агрессивность, подозрительность, чувство вины
(Schalling, Asberg, Edman & Klinteberg, 1989; Magnusson, 1986).
Отмеченные черты, по нашему мнению, не удовлетворя-
ют критериям выделения темпераментальных свойств (Buss,
Plomin,
1984; Strelau, 1991; Русалов, 1991), важнейшими
из которых являются проявление в раннем детстве, насле-
дуемость, кросс-ситуативная устойчивость, проявление
выделенных признаков как у людей, так и животных.

5.2.2. свойства НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ КАК ПРЕДПОСЫЛКА
ТЕМПЕРАМЕНТА

Однако, с помощью любого, даже самого полного
перечня факторов, невозможно решить фундаменталь-
ную задачу дифференциально-психологического исследо-
вания — познание природы выявленных индивидуальных
различий. Сущность темперамента раскрывают не факто-
ры, а механизмы, лежащие в их основе. Именно поэтому
одной из наиболее перспективных концепций, объясняю-
щих темперамент с позиций современной науки, является
функциональная типология высшей нервной деятельнос-
ти, разработанная И.П.Павловым (1926/1952), который


темперамент — психобиологическая основа личности 129

Таблица 7
Метаизмерения темпераментальных проявлений

Интенс   иеность   Умер»   чность  
предметная   \ социальная   поедиетная 1      
общая а   ктивность   избегание   активности  
Guilford & Zimmerm   ал; McDevitt & Carey;   Wilson, Bariett& Gray      
Strelau: Buss & Plomin   Windte & Lerner,          
активность П           интроверсия С  
Thomas. Chess:           Evsenk.  
активность П   социабельность          
энергичность П   Thurstone;          
Thurstone;              
напряженность   напряженность С       расслабленность С  
McDevitt & Carey:   CatteS;       CatteS;  
Fell: Kuiper:   социализация          
    Maanusson:          
самодостаточность   социабельность          
Caltel:   Cattell;          
реактивность П   приближение С          
Strelau;   Marth;          
эргичность П   эргичность С          
Pvcanoe.              
    общительность          
    Guilford & Zimmerman.          
    экстраверсия С          
    Evsenk.          
Устой   чивость   Изменч   ивость  
предметная   социальная   предметная   социальная  
ритмичность П   стабильность С   импульсивность П   импульсивность С  
Thomas, Chess;   Thurstone;   Thurstone; Barrett,   Feit: Kuiper: Barrett.  
McDevitt & Carey:           Азаров  
Windte & Lemer.              
уравновешенность П       темп П   темп С  
Guitord&.       Русалов   Русалов  
Zimmerman              
        отвлекаемостъ П      
        Thomas, Chess;      
        McDevitt & Carev:      
               
        избегание монотонии      
        Maanusson;      
Включи   енность*   Дчстан   тность  
предметная   социальная   предметная   социальная  
тревожно   эсть обшая   эмоциональная   УСТОЙЧИВОСТЬ П  
Taytor: Spieloerger,       Guilford & Zimmerman;      
               
Eysenk:       Caltel;      
эмоционал   ьность общая   рефлексивность П   рефлексивность С  
               
        дистантность П   дистанция С  
        McDevitt & Carey:   Thomas. Chess; Windle  
чувствительность П              
Thomas, Chess:           отрешенность С  
McDevitt S Carev:           Magnusson;  
    эмоциональная          
    неустойчивостьС          
    Caftell;          
    раздражительность С          
    Magnusson;          
               
Pycame;   Русапов;          

 


130 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Таблица 7 (поодолжение]

Широта ди   апазона   Узость о   диапазона  
предметная   социальная   предметная   социальная  
пластичность П   пластичность С   ригидность П      
Русапов:   Windle & Lemer:   Залееский;      
подвижность П   гибкость С       ригидность С  
Strelau   Caltell       Cattell  

 

* К сожалению, характеристики этого полюса метапараметра пред-
ставляют лишь проявления отрицательных эмоций. Такова пе-
чальная традиция, согласно которой описание эмоциональности
дается в негативно окрашенных тонах (подробнее см. Либина,
1995). Однако есть надежда, что в ближайшем будущем в этот
раздел таблицы будут вписаны также достойные внимания иссле-
дователей характеристики положительных эмоций.

хотел объяснить индивидуальные различия в темперамен-
те, опираясь на концепцию свойств нервной системы.

Первые попытки применения теории типов нервной
системы, разработанной И.П.Павловым, к изучению чело-
века были предприняты двумя его учениками — Н.И.Крас-
ногорским и А. Г. Ивановым-Смоленским. Исследуя в 1917
году тормозные реакции у детей, Н.И.Красногорский
(1953) выделил два типа нервной организации — нормаль-
ный и инертный тип высшей нервной деятельности (ВНД).
Позднее, на основе результатов исследования безуслов-
ных и условных рефлексов (чаще всего анализировалась
реакция слюноотделения), а также учитывая вербальные
реакции и все поведение ребенка, было выделено четыре
основных типа нервной системы, которые соотносились с
четырьмя классическими названиями типов темперамента.
Основным классификационным признаком в типологии
Н. И, Красногорского (1958) стала уравновешенность не-
рвных процессов, которая понималась автором концеп-
ции (в отличие от И.П.Павлова, соотносившего уравнове-
шенность с процессами возбуждения и торможения) как
соотношение силы процесса возбуждения в корковых уча-
стках мозга с силой этого же процесса в его подкорковых
участках. Вот как выглядела, например, характеристика
темперамента "классического" сангвиника:

"сильный тип, в оптимальной степени возбудимый, урав-
новешенный, подвижный. Все отделы мозга функционируют


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 131

в полном согласии, в гармоническом единстве; как положи-
тельные, так и тормозные условные рефлексы образуются
быстро и устойчивые. Сила реакции соответствует силе раз-
дражителей. Сильные клетки коры и нормальная возбудимость
участков подкорки обеспечивает хорошее приспособление к
требованиям среды. Деятельность коры характеризуется боль-
шой подвижностью. Это темперамент "живой", его облада-
тель не доставляет воспитателю особых хлопот. Образование
вербальных реакций протекает быстро и соответствует возраст-
ным нормам. Речь у сангвиника громкая, быстрая, вырази-
тельная, с правильной расстановкой акцентов и интониро-
ванная, плавная. Речь сопровождается оживленной жестику-
ляцией, выразительными мимическими движениями и эмо-
циональным возбуждением" (там же, с. 156).

Н. И. Красногорский отмечает, что типы ВНД не явля-
ются неизменными. Представляя собой характеристику
безусловных и условных реакций, а также вербального
поведения, они могут модифицироваться тем или иным
образом под влиянием питания, научения, событий в со-
циальном окружении, воспитания. Следует отметить, что
последующие исследователи темперамента подвергли со-
мнению основные положения подхода Н.И.Красногорс-
кого, в частности тот факт, что скорость образования и
продолжительность условных реакций напрямую зависят
от силы нервной системы по отношению к возбуждению
и торможению. Также отмечалось (Strelau, 1983), что од-
нозначное соотнесение с типами нервной системы ребен-
ка соответствующих характеристик вербального поведения
не имеет обоснования в авторской логике.

Почти в то же время в лаборатории А.Г.Иванова-Смо-
ленского проводятся многочисленные исследования, по-
священные анализу свойств нервной системы детей дош-
кольного и школьного возраста. Используя двигательную
методику в сочетании с регистрацией частоты дыхания и
сердечных сокращений и принимая во внимание легкость
и скорость образования как положительных, так и отри-
цательных временных связей, исследователь выделил сле-
дующие четыре типа: 1) подвижный тип: как положитель-
ные, так и тормозные временные связи образуются легко
и быстро; 2) инертный тип: как положительные, так и
тормозные связи образуются медленно; 3) возбудимый тип:

5*


132 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

положительные связи образуются легко и быстро, а тор-
мозные наоборот — медленно и с трудом; 4) тормозный
тип: положительные связи образуются медленно, а тор-
мозные — легко и быстро. В отличие от И.П.Павлова,
А.Г.Иванов-Смоленский (1953) говорит о "типах образо-
вания временных связей", лежащих в основе темперамен-
та. Эта типология не претендует на характеристику так на-
зываемых общих типов нервной системы и сводится лишь
к характеристике образования условных рефлексов. Автор
использует только два признака ВНД — подвижность и
уравновешенность нервных процессов, тогда как И.П.Пав-
лов первостепенное значение придавал именно силе про-
цессов возбуждения и торможения.

Используя в качестве основы традиционную Павловс-
кую схему сопоставления свойств нервной системы и осо-
бенностей реакций с темпераментом (см. также Платонов,
1984, с. 149), можно представить следующую таблицу 8:

Таблица 8

Сопоставление параметров нервной системы, темперамента и
типа оеакиий

    Характерно   ТИКИ   Характеристики      
Тип   нервных про   цессов   реакции      
нервной               Тип тем-  
системы   сила уравнове-   подвижность   интенсивность скорость   перамента  
    шенность              
Безудержный   + -   +   чрезмерная +   Холерик  
Живой   + +   +   умеренная +   Сангвиник  
Инертный   + +   -   сильная -   Флегматик  
Слабый       ±   слабая   Меланхолик  

 

Примечание

"+" — выраженность силы, уравновешенности, подвижности, быст-
роты;

"-" — выраженность слабости, неуравновешенности, инертности,
медленности.

Каковы были достижения этого этапа изучения свойств
нервной системы как физиологического субстрата темпе-
рамента? Как отмечает В.Д.Небылицын (1976):

"...классификация А.Г.Иванова-Смоленского является

одной из первых, основывающихся на результатах экспери-


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 133

ментальных исследований, попыток введения принципа ди-
намичности нервных процессов в изучение человека".
Также принципиальным достижением этого подхода
является вывод о том, что "диагноз отдельных свойств
нервной системы зависит от характера раздражителей,
используемых в эксперименте" (Strelau, 1983).

5.2.3. дифференциальная психофизиология — новый

РАЗДЕЛ НАУКИ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИХ
РАЗЛИЧИЯХ

Многие отечественные и зарубежные авторы указыва-
ют, что качественно новый этап в изучении типологии
ВНД, в том числе и применительно к темпераменту чело-
века, начинается с середины 1950-х годов, с работ мос-
ковской группы исследователей под руководством Б.М.Теп-
лова, а затем его ближайшего ученика В.Д.Небылицына.
Темперамент начинает определяться как "характеристика
индивида со стороны динамических особенностей его пси-
хической деятельности, то есть темпа, быстроты, ритма,
интенсивности, составляющих эту деятельность психичес-
ких процессов и состояний" (Небылицын, 1976). Благодаря
работам Б.М.Теплова и его учеников, развивавших учение
о свойствах нервной системы применительно к человеку,
возникло новое направление в изучении индивидуально-
типологических различий — дифференциальная психофи-
зиология (см. Небылицын, 1996).

Важнейшим вкладом школы Теплова—Небылицына в
изучение темперамента является исследование нейрофи-
зиологических механизмов основных темпераментальных
компонентов — общей активности (характеризующейся сте-
пенью энергичности, параметрами моторики, например,
быстротой, ритмом) и эмоциональности (в которой вы-
деляются чувствительность и эмоциональная лабильность).
Однако, если сами основатели направления подчеркива-
ли, что главная задача состоит в изучении отдельных
свойств нервной системы, а выделение основанных на
сочетании этих свойств типов играет второстепенную роль,
их последователи, в частности, В.С.Мерлин и его учени-
ки, заняли иную позицию. Темперамент, согласно этой


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...