Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координаты индивидуальности человека





 


отражает способность более многоаспектно воспринимать
и оценивать окружающую действительность. В основе это-
го измерения стиля лежит процедура оценивания людей и
явлений путем сходства и различия с использованием би-
полярных шкал (Kelly, 1955).

— Импульсивность/рефлексивность выявляет тенден-
цию индивида к более или менее развернутому и деталь-
ному анализу ситуации перед принятием решения (Kagan,
1966).

— Ригидность/гибкость познавательного контроля оце-
нивается как эффективность преодоления стереотипа; оце-
ниваемая по скорости и точности выполнения критичес-
кого задания (Gardner et al., 1959). Характеризуется также
помехоустойчивостью индивида в процессе переключения
на другие виды и способы деятельности в соответствии с
объективными требованиями (Залевский, 1976).

— Интернальность/экстернальность как проявление
локуса контроля в виде обобщенных ожиданий индивида
по поводу того, что последствия его действий зависят пре-
имущественно от собственных усилий (или же внешних
сил) (Rotter, 1966).

7.5. объяснительные КОНЦЕПЦИИ И
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ СТИЛЕВЫХ ПАРАМЕТРОВ

Самый известный параметр стиля — полезависимость/
поленезависимость — основан на одной из самых привле-
кательных теорий. Для объяснения конструкта полезави-
симости Г.Уиткин (Witkin et al., 1962) использовал гипо-
тезу о психологической дифференциации, которая более
подробно рассматривается в десятой главе.

В общих чертах данная гипотеза описывается с помо-
щью двухосновных положений (И^'^;и, Goodenough, 1982).
Во-первых, дифференциация в одной психологической
системе обязательно сопряжена с такими же процессами
во взаимосвязанных системах. Поэтому, отражаясь, напри-
мер, в степени артикулированности восприятия, психо-
логическая дифференциация может быть измерена эмпи-
рически с помощью перцептивных тестов. Самый извест-
ный из них — Тест Скрытых (или Вложенных) Фигур —


 

СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ


 


построен на основе применения принципов гештальтиз-
ма, а диагностика проводится на основе оценки умения
испытуемого найти в сложной цветной фигуре замаскиро-
ванную простую геометрическую форму.

Второе важное основание гипотезы — скорость диффе-
ренциации во время всего периода развития человека лишь
частично зависит от конституциональных факторов. Жиз-
ненный опыт индивида может существенно модернизиро-
вать этот процесс и является поэтому первоочередным
объектом эмпирического исследования. Одним из основ-
ных признаков психологической дифференциации у лич-
ности является разделение в сфере сознания на "мое" и
"не-мое". В данном случае различение "Я" и "не-Я" свиде-
тельствует о сформированности границы между внутрен-
ним и внешним. Различия в степени артикулированности
"Я" приводят к различиям в сущности того, что использу-
ется в качестве средства разрешения неопределенности:

поле (т.е. среда) или собственное "Я". Тенденция пола-
гаться на себя или поле как источник получения необхо-
димой информации и есть проявление параметра "зависи-
мость/независимость от поля".

Полезависимые И ПОЛЕНЕЗАВИСИМЫЕ

Интернальные, внутренние, или экстернальные, вне-
шние, сигналы действуют на индивидуальную ориентацию,
направленную к главному источнику социальной информа-
ции — другим людям. Многочисленные данные свидетельст-
вуют, что полезависимые более эффективно используют
полученную от других информацию, находясь в ситуации
неопределенности, что позволяет им избежать рассогласова-
ния между действием и результатом. Поленезависимые дейст-
вуют с большей степенью самостоятельности, игнорируя мне-
ния или подсказки других (о проявлении полезависимости в
групповом взаимодействии см. главу 17). Однако, когда ситу-
ация хорошо структурирована и включенные в нее другие
люди не являются источником значимой для принятия ре-
шения информации, полезависимые и поленезависимые
субъекты не различаются по их реакциям на внешние соци-
альные стимулы {Goodenough, 1978).


 

Координаты.ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


В соответствии с гипотезой психолога из Санкт-Петер-
бургского университета И.М.Палея (1974) общим знаме-
нателем для ряда индивидуально-психологических особен-
ностей, в том числе полезависимости, является масштаб
(цена деления) субъективных шкал, отражающийся в мяг-
кости—жесткости критерия принятия решения. Полезави-
симые, отличающиеся мягкостью критерия, допускают
некоторую неопределенность в оценках. Поленезависимые
обладают устойчивостью в оценке признаков, более опре-
деленной субъективной оценкой.

Проверяя надежность показателя полезависимости,
М.Кепнер и И.Неймарк (Kepner & Neimark, 1984) провели
повторное тестирование одних и тех же испытуемых в ин-
тервалах между решением познавательных задач. Было вы-
явлено четыре типа изменения показателей при повтор-
ном тестировании: устойчивая полезависимость, устойчи-
вая поленезависимость, смешанный тип, латентная поле-
зависимость (переход при ретестовом обследовании от
полезависимости к поленезависимости). По мнению ис-
следователей, эти изменения отражают наиболее типич-
ные индивидуальные различия в артикулированное™ вос-
приятия.

Аналитичные И СИНТЕТИЧНЫЕ

Очередной, не менее известный, стилевой параметр
"аналитичность/синтетичность" связан с понятиями "ди-
апазон когнитивной эквивалентности" и "сортировка
объектов". Выделенный Р.Гарднером (Gardner, 1953) па-
раметр величины диапазона когнитивной эквивалентнос-
ти (ДКЭ) дифференцирует людей по тому, на что они
больше ориентированы в процессе познания: на различие
или на сходство, на специфическое в наблюдаемых явле-
ниях или на общее. Эта величина не строго фиксирована и
рассматривается как тенденция испытуемого искать в пред-
ложенном стимульном материале единообразие или мно-
гообразие. В качестве диагностического инструмента при-
меняется процедура сортировки предложенных объектов
(обычно это набор карточек со словами или изображени-
ями) на группы по самостоятельно выделяемым самим


 

СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ


 


субъектом критериям. Измеряется величина диапазона ког-
нитивной эквивалентности как ранговое место субъекта в
выборке. Эта стилевая характеристика также имеет два по-
люса — аналитичные, то есть выделяющие много групп,
ориентирующиеся на различие и обладающие узким диа-
пазоном когнитивной эквивалентности, и синтетичные
субъекты, выделяющие мало групп и обладающие широ-
ким диапазоном когнитивной эквивалентности (то есть
ориентирующиеся на сходство).

Обобщающий анализ большого количества сопоставле-
ний, выполненных различными авторами, позволяет сде-
лать следующие типовые портреты.

"Аналитики" — ориентируются на специфическое в
объектах; пользуются меньшей субъективной единицей
измерения, что приводит к переоценке физического ин-
тервала времени; целостным воспринимают набор несу-
щественных, второстепенных признаков; акцентируют
внимание на эмоциогенных свойствах объекта, что соот-
ветствует реакции дистресса; выражена степень левополу-
шарного преобладания активации в затылочных областях
(по данным ЭЭГ); выражена тревожность и высокая конф-
ликтность по категориям "жизненные цели" и "страхи и
опасения". От уровня тревожности зависит, например,
наличие или отсутствие связи между аналитичностью и
результативностью перцептивной деятельности (Fine &
Kobrick,
1976).

"Синтетики " — отдельные стимулы воспринимают как
целое; недооценивают физический интервал времени; за-
щитные механизмы актуализируются по типу вытеснения,
отрицания; выражена ориентированность временного кон-
текста из настоящего в прошлое, что, возможно, связано
с деятельностью правополушарных механизмов обработ-
ки информации.

Обнаружена связь параметра аналитичность/синтетич-
ность со стратегиями обучения (Горбачевский, 1984; Тара-
канов,
1984). Так, аналитичные легче обучаются по следу-
ющей программе — низкий темп предъявления учебной
информации, большое число повторений, малая вариа-
тивность заданий, акцент на произвольное запоминание.
У синтетиков выделяют такие успешные профессиональ-


170 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

ные функции как конструкторская, а также умение систе-
матизировать и компоновать имеющиеся данные.

импульсивные И РЕФЛЕКСИВНЫЕ

Впервые предложенные Дж. Каганом (Kagan, 1966), эти
параметры стиля считаются предикторами особенностей
решения человеком задач, содержащих альтернативы. Кон-
структ импульсивность/рефлексивность описывает тенден-
цию размышлять и ставить под сомнение критерии, выд-
вигаемые в качестве основы принятия решения в условиях
выбора из нескольких вероятных альтернатив, а также сте-
пень неуверенности по поводу того, какая из них окажет-
ся более верной.

Самым распространенным тестом для измерения им-
пульсивности/рефлексивности является Тест Подобных
Фигур (Kagan, 1966), в котором нужно из имеющихся очень
похожих изображений—альтернатив выбрать одну, в точ-
ности повторяющую картинку-эталон. Импульсивные при
выполнении задания делают много ошибок, отвечают бы-
стро и характеризуются очень маленьким латентным пе-
риодом (то есть отрезком времени между первым предъяв-
лением и первым ответом). В противоположность им реф-
лексивные более активно проводят оценку стимула (на-
пример, более часто обращаются к эталону-примеру); чаще
просматривают имеющиеся варианты, стараясь собрать
больше информации, на которой базируется их ответ; де-
лают паузы, размышляя над выбором альтернатив, что
приводит их, в конце концов, к более правильным отве-
там. Определение импульсивности включает в себя, как
правило, среднее время ответа и количество допущенных
при ответах ошибок.

Собственные исследования (Либин, 1993) обнаружили
факт нарушения обратной связи у импульсивных испыту-
емых между полученными результатами и самим процес-
сом деятельности, а также снижения у них способности к
анализу собственных ошибок. Темперамент импульсивных
отличается гораздо более высокими значениями эмоцио-
нальности, по сравнению с рефлексивными (там же,
с. 116). Можно предположить, что граничащая с тревож-


СТИЛЬ ЧЕЛОВЕКА: СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МИРОМ 1 71

ностью высокая чувствительность к возможному несовпа-
дению полученных результатов с ожидаемыми выступает
предпосылкой дезорганизации поведения импульсивных,
что проявляется в более хаотичной манере выполнения
задания.

Важным для проведения коррекции поведения импуль-
сивных индивидуумов в процессе, например, обучения
является более точная диагностика этих стилевых призна-
ков. Одновременный анализ двух переменных — количе-
ство ошибок + время ответа — позволяет выделить уже не
два, а четыре параметра классификации:

Рис. 9. Импульсивность/рефлексивность в контексте
соотношения показателей скорости и точности

Правомерность выделения четырех типов стилей по па-
раметру импульсивность/рефлексивность подтверждается
и рядом других исследований. Так, есть данные о некото-
рой социальной дезадаптации определенного типа реф-
лексивных личностей (Конев, 1991), попадающих, очевид-
но, в четвертую группу на вышеприведенной схеме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...