Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перцептивные контроли и стили




Если первым, не очень четким этапом в изучении раз-
личий между людьми в области ощущений и восприятия
были эксперименты Ф.Гальтона (Gallon, 1869/1978),
Дж.Кэттела (Cattel & Farrand, 1896) и Дж.Джилберта
(Gilbert, 1897), то вторым — уже очевидным — этапом ста-
ли исследования гештальтистов в середине двадцатого века.
Индикатором возросшего интереса к проблеме различий в
перцептивной сфере психики стала появившаяся в ав-
торитетном журнале "Psychological Abstracts" соответствую-
щая рубрика (Tyier, 1956). Предваряя этот этап, Дж.Гиб-
сон (Gibson, 1941) предложил расширенную трактовку по-
нятия "паттерн", активно использовавшегося в экспери-
ментах по восприятию. Проанализировав большое количе-
ство данных, Дж.Гибсон сделал два фундаментальных вы-
вода: 1) необходимость учета временного состояния субъек-
та, вызванного инструкцией и 2) учет влияния прошлого


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I).


 


опыта на полученные результаты. Все это означало осозна-
ние важности привнесения личностной детерминанты в
исследование психических процессов, в частности, вос-
приятия.

Начиная, пожалуй с этого момента, в развитии диф-
ференциальной психологии возникает тенденция, остаю-
щаяся пока — увы! — лишь таковой, к созданию основы
для построения целостной теории человеческих различий,
позволяющей давать адекватные научные интерпретации
и создавать конструктивные практические модели в обла-
сти анализа разных типов взаимодействий человека с ми-
ром. Однако вначале представим в виде краткой таблицы
главные достижения в этой области в предшествующий
период, связанные с анализом типов восприятия, осно-
ванных на перцептивных установках.

Как видно из приведенных данных, большинство об-
наруженных различий в способах восприятия группиру-
ются вокруг нескольких метапараметров (глобальность—
артикулированность, широта—узость и др.). Так, уже в
исследованиях того времени отмечалось, что одной и той
же группе испытуемых свойственно проявление синтетич-
ности, субъективизма, активности и уверенности. К об-
суждению базовых стилевых диспозиций мы вернемся в
седьмой главе, а сейчас отметим, что концептуальное обоб-
щение экспериментальных дифференциально-психоло-
гических исследований в области восприятия возникло в
1950-х годах в рамках двух перспективных направлений.

"Личность сквозь восприятие" (Personality Trough
Perception) — так озаглавили свою монографию исследо-
ватели, назвавшие свое направление "Новым Взглядом"
(New Look) на проблему соотношения мотивационных и
перцептивных факторов при изучении индивидуальных
различий. Сразу после второй мировой войны в Бруклин-
ском колледже Нью-Йорка под руководством С.Аша и
Г.Уиткина (Ash & Witkin, 1948) была реализована иссле-
довательская программа, итогом которой стала вышеупо-
мянутая книга (Witkin, Lewis (Eds), 1954). Все началось с
обнаружения индивидуальных различий в способности сту-
дентов колледжа правильно устанавливать вертикальную
позицию в специальной тестовой ситуации с искажением

 


90 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Таблица 3
Концепции типов воспоиятия

    ..»..Ч^..-,,.,..,,..„.- ^^,,^.„„.„п      
Измерение   Интерпретация   Авторы  
Аналитичные (А.)   А. проявляют тенденцию   Gottshaldt, 1914  
(детализирующие)/   воспринимать скорее отдельные   Rorschach, 1921  
синтетичные (С.)   части, испытывая трудности в      
(интегрирующие)   вычленении целостной структуры и      
    ориентируются на различие; С.      
    воспринимают явления как      
    интегрированное целое, выделяя      
    сходство между частями      
Объективисты/   Устойчивое,узко направленное и   Angyal, 1948  
субъективисты   точное восприятие vs более широкое      
    поле восприятия с субъективной      
    интерпретацией, дополняющей      
    воспринятое      
Концептуальные   К. работают рационально,   HanfiTiann, 1941  
("активные") (К.)/   формулируя гипотезы о верном   Выготский, 1922  
перцептивные (П.)   решении при выполнении      
(пассивные)   классификаций; П. используют метод      
    проб и ошибок, руководствуясь      
    непосредственным восприятием      
    стимула. Обнаружена      
    темпераментальная и возрастная      
    детерминация этих типов восприятия      
Уверенные (У.)   У. одним обобщением информируют о   Bartlen. 1932  
или   том, что воспринимают, включая      
оценивающие/   несуществующие детали;,0. дают      
осторожные (0.),   подробные отчеты, включая      
не-оценивающие   мельчайшие детали      
Дезинтегрирован-   Восприятие S-типа нестабильно,   Jaensch, 1938  
ные (S-тип)/   незакономерно и не связано прямо с      
гчтегрирозанные   воспринимаемой реальностью;      
(J-тип)   восприятие J-типа систематично,      
    логично и реалистично      
'-'"то-с-гсчт.юо-   Ц. предпочитают б основу   Eysenk, 1947  
вянные (Ц.)/   классификации класть цветовые      
формо-ориентиро-   признаки, а Ф.— признаки формы.      
аанные (Ф.'   Исследована связь Ф. с шизоидными,      
,   а Ц. с циклоидными чертами личности      
Визуальные/   Первые строят интерпретацию,   Lowenfeld, 1945  
гаптическне   опираясь на зрительные образы,   »  
    вторые предпочитают осязательно-      
    кинестетический канал информации      

 

зрительного восприятия; а также в умении вычленять про-
стую фигуру из сложного геометрического фона в ряде
перцептивных заданий. Полученный параметр перцептив-
ной полезависимости/поленезависимости оказался прояв-
лением на уровне восприятия сквозной стилевой характе-
ристики, отражающейся также на когнитивном уровне (см.
Когнитивный стиль), в стиле общения и межличностного
взаимодействия.


грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (I)... 91

"Anschauungen (нем. — установка) или перцептивная ус-
тановка" стала предметом теоретических и эксперименталь-
ных изысканий Дж.Клейна (Klein, 1951) и его коллег — со-
трудников Меннингерского Фонда. Согласно основной ги-
потезе (Klein & Schlesinger, 1949), разработанной в русле
функционализма, индивидуальное восприятие определя-
ется адаптивными свойствами. Усиливая психоаналитичес- ;

кий контекст рассмотрения проблемы, можно привести
характерное суждение исследователей:

"Мы изучаем Это, когда анализируем личностные харак-
теристики способов восприятия, а набор перцептивных ус-
тановок является частью целостной системы эго-контроля"
(там же, р. 33).

Выбирая между понятиями "перцептивная установка"
и "эго-контроль", история отдала предпочтения второму,
поэтому находки Меннингерской школы стали выступать
под несколько видоизмененным определением "когнитив-
ный контроль". Дж.Клейн (Klein, 1951) выделил три пат-
терна "Anschauungen", позже названных когнитивными
контролями (хотя, отметим, более точно было бы назвать
эти индивидуальные параметры восприятия "перцептив-
ными контролями"):

* сглаживание—заострение;

* установка на сопротивление или принятие нестабиль-
ности (названная "толерантность к нереальному опыту");

* физиогномичность (образность) vs буквальность.
Таким образом результаты, полученные в ходе разви-
тия этих двух направлений экспериментальной психоло-
гии восприятия, включивших в качестве исходного пунк-
та исследований представление о роли субъективной (лич-
ностной) детерминанты в организации психических про-
цессов, вызвали бурную цепную реакцию в умах психоло-
гов, не прекращающуюся и по сей день. Два класса новых
переменных — перцептивные стили и перцептивные кон-
троли — довольно быстро сменили, однако, свою кон-
цептуальную — исходно "перцептивную" — окраску и вош-
ли в обиход с определением "когнитивный" (мы вернем-
ся к этим понятиям в следующих главах). Также практи-
чески сразу возникла идея — получившая затем огромное
число экспериментальных подтверждений — о том, что


92 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВШ

открытые параметры перцептивного стиля (то есть спосо-Д
ба организации субъектом своего восприятия) есть часть!
более сложного синдрома индивидуальных свойств, вклю
чающего когнитивные, эмоциональные, мотивационньк
и личностные переменные (см. Frenkel-Brunswik, 1954),;

также характеристики социально-психологического (меж-
личностного) взаимодействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...