Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координаты индивидуальности человека





 


"темперамент указывает на то, что можно сделать из чело-
века, а характер на то, что сам он хочет сделать из себя"
(с.71).

Говоря о характере, подчеркивают, что он не есть что-
то готовое, сразу данное от природы, но определяется
совокупностью воздействующих на индивидуума в процессе
развития внешних факторов, и, в конечном счете, созна-
тельными усилиями человека по формированию у себя
нужных свойств. И.П.Павлов (1951а) уделял важное зна-
чение разграничению понятий "тип нервной системы",
"темперамент" и "характер":

"тип есть прирожденный конституциональный вид нерв-
ной деятельности — генотип... характер же есть смесь при-
рожденных наклонностей, влечений с привитыми в течение
жизни под влиянием жизненных впечатлений" (с. 198).

Система условных связей, образующихся в процессе
структурирования жизненного опыта, составляет природ-
ную основу характера, его формально-динамическую со-
ставляющую, тогда как система ориентации возникает уже
как результат сплава предрасположенности субъекта с
формирующими влияниями среды. Устойчивая система
связей, получившая название "динамического стереоти-
па", лежит в основе стержневого свойства личности —
направленности, относящегося к одной из важнейших со-
держательных характеристик индивидуальности. Воля, как
важнейший системообразующий компонент характера,
проявляется в дифференцированной системе произволь-
ной регуляции, связанной как с эмоциональными паттер-
нами, так и с уровнем развития ряда способностей. Мно-
гие исследователи отмечают, что настойчивость в дости-
жении своих целей заметно выражена в структуре характе-
ра людей с высоким уровнем интеллекта и образования.

Существует большое количество данных, подтвержда-
ющих влияние характера на предпочтение субъектом тех
или иных способов взаимодействия, с одной стороны, и
на взаимосвязь характера с темпераментом — с другой. В
уже упоминавшемся исследовании, предпринятом нами
для изучения соотношения между собой структурных ком-
понентов индивидуальности (см. 7.7.3), характер, представ-
ленный различными параметрами самоотношения (Пан-


 

базовые КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА


 


тилеев, 1994), сопоставлялся с темпераментальными и
стилевыми свойствами. Мера интенсивности связей между
исследуемыми показателями темперамента, стиля и харак-
тера оказалась различной. Интенсивность связей характера
со стилем, который является более "близко расположен-
ным" образованием в пространстве индивидуальных
свойств, оказалась плотнее (с высоким уровнем значимо-
сти — р<0.001), чем интенсивность связей характера с тем-
пераментом, занимающем более "удаленное" место в
иерархической структуре индивидуальности. Задачей бли-
жайших исследований является изучение меры "близос-
ти—удаленности" темперамента, стиля, характера и спо-
собностей в очерченном формально-динамическими за-
кономерностями поле интраиндивидуальных взаимо-
действий.

Я-КОНЦЕПЦИЯ

Понятие "Я", впервые сформулированное в психоло-
гии Уильямом Джеймсом (James, 1996), является цент-
ральным образованием характера. Джеймс выделял две
базовые составляющие, одна из которых фиксировала со-
держание жизненного опыта (Я-как-объект), а другая обо-
значала процесс осознания человеком этого опыта (Я-со-
знающее). В структуре Я-концепции объединяются две тен-
денции: "я-каким-меня-видят-другие" и "я-каким-я-сам-
себя-вижу" (Burns, 1975). Карл Роджерс (Rogers, 1951),
создатель центрированной-на-клиенте психотерапии, дает
такое определение Я-концепции:

"представления о собственных характеристиках и способ-
ностях индивида, о возможностях его взаимодействия с дру-
гими людьми и окружающим миром; представления о целях
и идеях, имеющих позитивную или негативную направлен-
ность" (р.86).

Формирование Я-концепции является результатом фи-
зического развития, влияющего на формирование образа тела
(физическое Я), когнитивного и эмоционального развития
(психическое Я), а также формирования навыков социаль-
ного взаимодействия, возникающих в результате проигры-
вания субъектом ряда социальных ролей (социальное Я).


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


Физический образ Я отражает влияние конституцио-
нального фактора на формирование системы представле-
ний о себе, специфику характера и даже личности. Осо-
бенности телосложения влияют на все психические про-
цессы, включая самосознание. Для анализа этой взаимо-
связи школьникам предъявлялись мужские силуэты, ха-
рактеризующие различные типы телосложения, выделен-
ные по системе Кречмера—Шелдона — мезоморфный (ат-
летический, мускулистый), эндоморфный (полный, не-
высокий) и эктоморфный (высокий, худой). Первый тип
неизменно получал устойчивые положительные оценки,
второй в большинстве случаев характеризовался негатив-
но, а третий занимал нейтральную позицию (Brodsky, 1954).
В реальной ситуации дети также реже выбирают ребенка
эндоморфного типа в качестве товарища. У эндоморфных
детей чаще наблюдается негативное отношение к своему
телу, неприятие своего физического Я. Скорее всего фак-
тором, влияющим на эти различия, могут служить эволю-
ционные стратегии предпочтения, основанные на важно-
сти таких характеристик как сила и активность для обес-
печения жизненной адаптации индивида. Я-концепция, как
центральная подструктура характера, складывается в пе-
риод 6— 11 лет, приобретая более абстрактный (обобщен-
ный) оттенок, не связанный прямо с физическими чер-
тами. Глобальное чувство самоценности появляется как
черта характера в возрасте 6—7 лет (Bee, 1998).

Характер является своеобразной мембраной между внут-
ренним миром личности и окружающей действительнос-
тью. Характер связан как со способами самовыражения,
так и с механизмами защиты от неблагоприятных для лич-
ности воздействий. Одно из важнейших — ощущение неза-
висимости (прообраз личностной самостоятельности), свя-
занное с возможностью совершения свободного выбора.
Интересно, что влияние этого признака на общее ощуще-
ние благополучия проявляется наиболее остро в детстве и
старости. Так, пожилые люди чувствуют себя намного сча-
стливее и обладают большей продолжительностью жизни,
когда они имеют возможность, даже находясь под опе-
кой, осуществлять личностный выбор в ряде текущих жиз-
ненных событий, например, когда вставать утром и ло-


базовые КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА

житься вечером, чем питаться и как проводить свободное
время (Timko & Moos, 1989).

8.4. стратегии ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ОБРАЗ-Я И
КОНСТРУКТИВНЫЕ РИСУНКИ

Образ Я выступает регулятором практически всех лич-
ностных, и, в первую очередь, характерологических про-
цессов, проявляясь в самых разнообразных формах пове-
дения. В этом отображается психологический компонент
Я-концепции. Зафиксированные в психологическом обра-
зе-Я осознанные и неосознанные представления человека
о самом себе можно выявить с помощью разных методов,
в том числе — используя технику рисования. Рисунки в
наиболее наглядной форме дают психологу информацию
как об особенностях психических процессов, так и о спе-
цифике личностных характеристик. Соединение процесса
изображения с процессом конструирования, реализован-
ное нами в методе конструктивных рисунков, позволяет
производить формализованную оценку исследуемых инди-
видуально-типологических различий (Либин, 1989). Фор-
мализация снимает высокую неопределенность, присущую
проективным тестам, использующим рисунки в качестве
основного метода, и дает возможность стандартизованной
оценки полученных изображений. Для исследования обра-
за-Я, зафиксированного во внесознательной сфере пси-
хики, был разработан Тест Предпочтения Геометричес-
ких Форм (ТиГР) (Либин, Либин, 1988; 1994), основан-
ный на процедуре изображения и анализа конструктив-
ных рисунков фигуры человека, получаемых путем пост-
роения изображения с помощью треугольников, кругов и
квадратов. Изображения этих форм, являющихся основ-
ными элементами тактильно-кинестетических гештальтов
(Sheets-Johnslone, 1990), представляют собой семантичес-
ко-символический инвариант, отображающий специфику
зафиксированных во внесознательной сфере субъекта пред-
почтений, в том числе отражающихся в построении про-
ективного изображения самого себя. На основе анализа
более 10 000 рисунков, полученных от разных испытуемых
в течении 1984—1996 годов, был экспериментально изу-


200 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

чен феномен семантического инварианта, суть которого
заключается в том, что индивидуумы с определенными
стратегиями предпочтения (выявляемыми по соотноше-
нию используемых в конструктивных рисунках геометри-
ческих форм: соответственно треугольных, квадратных и
округлых) выбирали типичные изображения фигуры че-
ловека. Ниже представлены типовые рисунки с соответст-
вующими индексами стратегий предпочтения:

Рис. 15. Предпочтение геометрических форм в |
конструктивных рисунках фигуры человека в тесте |
ТиГР (Либин, Либин, 1994) |

Примечательно, что из имеющихся в распоряжении
субъекта 36 стратегий предпочтения (количество которых
ограничено стандартной инструкцией) и огромного числа
вариантов возможного конструирования изображения фи-
гуры человека, наибольшей частотой использования ха-
рактеризуются лишь одна треть стратегий, а характерис-
тики изображений в большинстве случаев легко типизи-
руются. Изучение психологических различий, в частности,
отображенных в словесном самопортрете, показало связь
индивидуальных особенностей графически переданного
образа-Я с вербальным самоописанием:

811: активный, ведущий, властный, деятельный, орга-
низующий; ]


базовые КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА 201

532: дипломатичный, исполнительный, пунктуальный,
сдержанный;

433: увлеченный, воодушевленный, порывистый, уп-
рямый;

181: впечатлительный, осторожный, располагающий,
душевный;

451: критичный, мнительный, прямодушный; естест-
венный;

442: настойчивый, независимый, резкий, возбудимый;

235: хитрый, напористый, переменчивый, бойцовский;

118: выдержанный, размышляющий, стабильный, урав-
новешенный.

Возможно, семантический инвариант образа-Я форми-
руется благодаря наличию единого механизма интеграции
и координации психологических свойств разных уровней
индивидуальности, подобно тому, как это происходит, к
примеру, на уровне первичных психических процессов —
ощущений и восприятий, — объединенных механизмом
синестезии (см. Osgood, Sod & Tannenbaum, 1959).

8.5. самооценка

Самооценка преимущественно связана с третьей, со-
циальной ипостасью Я, отражая в системе субъективных
значений воплощение личности в людях. В то же время,
самооценку можно рассматривать как интегратор всех трех.
основных компонентов Я-образа: физического, психоло-
гического и социального.

Происходящее в процессе дифференциации индивиду-
альности разведение и последующее соотнесение между
собой параметров различных уровней охватывает все ос-
новные составляющие характера. Экспериментально пока-
зано, что самооценка с возрастом становится все более
Дифференцированной (Mullener & Laird, 1971). Школьни-
кам седьмого класса, старшеклассникам и студентам ве-
черних курсов в возрасте около тридцати лет предложили
оценить себя по сорока характеристикам, используя шес-
тибалльную шкалу от "совершенно верно", что оценива-
лось в шесть баллов, до "совершенно неверно" (1 балл).
Утверждения охватывали пять областей — физические ка-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

базовые КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА

 

 


 


чества, уровень достижений, интеллектуальное развитие,
межличностное общение и социальную ответственность.
Анализ индивидуальных вариаций выявил тенденцию к
их увеличению с возрастом. То есть младшие оценивали
свою компетентность во всех пяти областях более ровно.
Возможно, что дифференциация самооценки связана с
увеличением у старших (см. главу 19) когнитивной слож-
ности, то есть, в данном случае, способности оценивать
разные стороны своего Я, используя более разнообразные
стратегии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...