Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инициативность детей стершего дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности




Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Сегодня и ежедневно»

44.02.02 Преподавание в начальных классах

 

 

Исполнитель:

Мелехина Д.А.,

студентка 4ДО группы

специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Руководитель:

Устьянцева И. Ю.,

преподаватель

 

Камышлов, 2020

Оглавление

Введение. 3

§ 1. Инициативность детей стершего дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности. 7

§ 2. Особенности развития инициативности детей старшего дошкольного возраста 10

§ 3. Технология «Сегодня и ежедневно» как одно из педагогических средств развития инициативности старших дошкольников. 13

§ 4. Способы оценки результатов и процесса развития инициативности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Сегодня и ежедневно» 16

Заключение. 20

Список литературы.. 21

 

 

 

 


Введение

Разработка целостной теории и практических организационных мер формирования инициативности детей является одной из проблем, особенно актуальных в период социально-экономических преобразований в российской образовательной практике.

Современное состояние общества характеризуется все возрастающей динамичностью и нестабильностью; сейчас актуально формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на них. Настоящее время предъявляет новые требования к личностным качествам человека; в социальной жизни наиболее востребованным является инициативность.

Уникальность личности проявляется в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. Идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять инициативу.

Ведь не случайно в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость «развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности» [35; 20].

Так, в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) в общих положениях п. 3, утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Также в ФГОС ДО в пункте 2.4. указано: «Программа направлена на: развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности». На этапе завершения дошкольного образования ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, конструировании и др.

В ФГОС ДО пункте 3.2.1. отмечается, что одним из психолого-педагогических условий, является поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а в целевых ориентирах прописано, что ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способен к волевым усилиям; пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; способен к принятию собственных решений [34; 14].

Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н) предъявляет в качестве обязательных требований, то что педагог дошкольного образования должен: уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников [26].

Все выше отмеченное говорит о том, что развитие инициативности у детей становится одной из приоритетных задач для дошкольного образования.

Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества (Т. С. Борисова, М. С. Говоров, Т. Ф. Игнатенко, С. А. Петухов, И. Э. Плотник и др.). Также к вопросам развития инициативности обращаются психологи, педагоги, изучая возможности среды, соответствующего сопровождения ребенка со стороны взрослого (воспитателя, родителя). Например, Короткова Н.А. и Нежнов П.Г. изучали творческую инициативность детей; вопросами развития познавательной активности занимаются многие исследователи, такие как Д.Б. Богоявленская, Н.А. Менчинская, В.Д. Небылицин и другие.

Анализ публикаций за последние годы показал, что данная проблема является достаточно актуальной. Так, исследования Ю.Ф. Полякова, К.В. Солоед опубликованные в статье «Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации», говорят о проблемах снижения детской инициативности.

Все это обосновывает актуальность изучения механизмов и условий развития инициативности детей дошкольного возраста.

Значимыми возможностями для развития инициативности у детей дошкольного возраста обладает технология «Сегодня и ежедневно».

Важность технологии «Сегодня и ежедневно» заключается в том, что это основа личностно- ориентированного взаимодействия; средство развития личности ребенка и педагога; механизм реализации образовательной программы; форма организации детской жизнедеятельности. Технология обеспечивает равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, решает все задачи дошкольного образования. Результат внедрения данной технологии соответствует тем целевым ориентирам, которые заложены в ФГОС ДО.

Одним из педагогов дошкольного образования, который активно применяет технологию «Сегодня и ежедневно» на практике, является воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2» Камышловского городского округа Зубова Н.В. Наталье Витальевне удалось выявить то, что технология помогает достичь возможных достижений ребенка, реализовать содержание общеобразовательной программы, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, раскрывает систему отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому, характер взаимодействия со взрослыми и с другими детьми. По результатам педагогического мониторинга, дети проявляют инициативность, у них дружный и сплоченный коллектив, способны сопереживать и поддерживать друг друга.

Однако, на сегодняшний день в науке и практике не изучены в полной мере возможности технологии «Сегодня и ежедневно» как средства развития инициативности у детей дошкольного возраста и не разработано в полной мере методическое обеспечение реализации данной технологии на практике, что в свою очередь снижает темпы введения её в практику образовательных организаций.

На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

- между необходимостью формирования у детей дошкольного возраста инициативности, зафиксированной во ФГОС ДО и недостаточной степенью разработанности результативных педагогических средств для этой работы;

-  между достаточной теоретической изученностью вопросов, связанных с развитием инициативности детей дошкольного возраста и недостаточной степенью использования технологии «Сегодня и ежедневно» для повышения уровня развития инициативности дошкольников;

- между необходимостью развивать инициативность у детей дошкольного возраста и недостаточной практикой применения технологии «Сегодня и ежедневно» в ДОО, а также недостаточной разработанностью результативных педагогических условий реализации технологии «Сегодня и ежедневно» для развития инициативности дошкольников.

Исходя из данных противоречий удалось выделить проблемы:

- недостаточное количество прикладных исследований, методических разработок, характеризующих особенности применения технологии «Сегодня и ежедневно» как средства развития инициативности у детей дошкольного возраста;

- проблема выбора и обоснования действенных педагогических условий реализации технологии «Сегодня и ежедневно» для развития инициативности у детей дошкольного возраста.

Учитывая актуальность и значимость проблем развития инициативности, была сформулирована тема исследования: Развитие инициативности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Сегодня и ежедневно».

Решением данной проблемы является цель работы: теоретически обосновать и доказать на практике результативность применения технологии «Сегодня и ежедневно», направленную на развитие инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект: процесс развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: технология «Сегодня и ежедневно» как средство развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

1. раскрыть сущность понятия «инициативность», охарактеризовать проявления, признаки инициативности и особенности развития инициативности детей дошкольного возраста;

2. изучить и охарактеризовать особенности и назначение технологии «Сегодня и ежедневно» как педагогического средства развития инициативности дошкольников;

3. особенности развития инициативности детей старшего дошкольного возраста;

4. охарактеризовать особенности и методику организации фольклорных праздников в начальной школе.

Методы теоретического исследования: анализ педагогической литературы, методической, публицистической литературы, анализ передового педагогического опыта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования раскрывают возможности использования технологии «Сегодня и ежедневно», как средство развития инициативности детей старшего дошкольного возраста.

 

Инициативность детей стершего дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее
социальной направленности представляет собой важную задачу детской
психологии и дошкольной педагогики.

Чтобы разобраться, что понимать под инициативностью дошкольников, необходимо рассмотреть различные точки зрения на понимание
инициативности.

Для начала определим, что же такое «инициатива». Инициатива, согласно словарю иностранных слов, вошедших в состав
русского языка, переводится как «первый шаг, почин в дело, начало».

По мнению Т. Борисовой, инициативность - это интегральное качество
личности, «произведенное в процессе выполнения специальных упражнений
умение ставить перед собой новые задачи и воплощать их» [6].

С.Л. Рубинштейн характеризует инициативность, как волевое качество
личности, «умение хорошо и легко браться за дело по собственным
начинаниям, не дожидаясь внешнюю стимуляцию».

А.А. Люблинская тоже придавала большое значение развитию
инициативы, возможности гибкой перестройки привычных для ребенка
действий. Но в то же время она считает необходимым ограничение
инициативы определенными рамками требований, которые составляют
основу необходимых привычек. Инициатива проявляется в поисках
действий, которые отвечали бы конкретным условиям [22].

Таким образом, инициативность можно рассматривать как
интегративное качество личности, характеризующееся мотивационной
готовностью к выполнению той или иной деятельности, определенными
знаниями о ходе выполнения ее, соответствующими как
репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным
отношением к цели и результату деятельности.

Инициативность ребенка состоит из трех составляющих:

- побуждающий мотив к новой деятельности. Тут участие взрослого
очень велико, т. к. взрослый активно участвует в создании этого мотива, постепенно выращивая у ребенка умение мотивировать себя самостоятельно
и находить в окружающем мире что–то интересное для себя;

- принятие ребёнком самостоятельности решений. Дальше инициатива
ребенка, конечно, осуществляется путем создания ситуации, когда он
вынужден принимать самостоятельные решения. Сначала это маленькие
самостоятельные решения, и чем старше ребенок, тем больше задача, тем
больше самостоятельности в принятии решения;

- руководящая роль ребёнка в каких-либо действиях. И наконец, мы
разворачиваем деятельность так, чтобы от первого этапа, где мы
демонстрируем ребенку, как эта деятельность может осуществляться, постепенно подводим к ситуации, когда ребенок принимает на себя в этой
деятельности руководящую роль.

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования
дает возможность для выделения основных характеристик понятия «инициативность»: устойчивость, помогающая противостоять негативным
влияниям; активность, проявляющаяся в мотивах и волевых качествах; направленность на конкретные достижения в разнообразных видах
деятельности; самостоятельность и даже продуктивность в деятельности.

Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное
определение часто связывают с импульсивностью. Отличие заключается в
том, что, импульсивность часто бессознательна, человек поддается импульсу
под влиянием влечения, страсти, внезапно о желания. Инициатива же чаще
осознанна, т.к. ребенок просчитывает определенные будущие шаги, а потому
она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать [29; 70].

Одним из составляющих инициативности, является активность, которая проявляется в мотивах и волевых качествах.

Очевидно, что степень выраженности составляющих детской
инициативности очень разнообразна, поскольку зависит от окружающей
обстановки, индивидуальных особенностей самого ребенка, рода
выполняемой деятельности, позиции взрослого, организующего и
сопровождающего эту деятельность [18].

Так, в статье Коротковой Н. А. и Нежнова П. Г. вводится такое
понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует
понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную
деятельность дошкольника.

Необходимым условием развитием инициативного поведения является
воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения.
Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного
развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка [2].

Ребенок, у которого достаточно развита инициативность, способен
реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную
активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но
чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие
творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития
творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы
деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в
окружающем мире и его осведомленности [12].

Итак, можно сделать вывод, что для детской инициативности
характерно: произвольность поведения; самостоятельность; развитая эмоционально волевая сфера; инициатива в различных видах деятельности; стремление к самореализации; общительность; творческий подход к деятельности; высокий уровень умственных способностей; познавательная активность.

На основе изученной психолого-педагогической литературы по
исследуемой теме, можно отметить, что для того, чтобы развивать
инициативность у детей дошкольного возраста необходимо:

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не
представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать
собственные замыслы;

2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как
личность.

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя
интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и
пособиями;

5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и
наблюдает в разные режимные моменты.

6. Для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности
по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;

7. Содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;

8. Поощрять различные творческие начинания ребенка [10; 29].

Можно сделать вывод, что под инициативностью понимается существенная сторона воли, состоящая не в простом действии по необходимости или под влиянием чьих-то указаний, а в действиях творческих, требующих смелости, находчивости и ответственности за последствия. Это качество личности проявляется как осознанное стремление к движению, преобразованию, изменению чего бы то ни было.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что инициативность
детей дошкольного возраста требует доброжелательного отношения
взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать эту
ценную черту личности.

Следует отметить, что инициативность ребенка
может заблокироваться, если родители, воспитатели не будут позволять ему
действовать самостоятельно, если они постоянно и чрезмерно наказывают
его. У значительной части детей наказание вызывает чувство вины, что
препятствует развитию любознательности, инициативности и
произвольности. Поэтому, взрослому важно в процессе обучения,
поддерживая инициативность, создавать детям условия для самостоятельного
поиска информации. Ведь знания формируются как результат
взаимодействия субъекта с той или иной информацией. Именно
присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное
применение в различных ситуациях и порождает знание и инициативность
детей.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...