Особенности развития инициативности детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для
формирования нравственно-волевых качеств личности. Научные
исследования свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного
возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут
достичь определенного уровня развития инициативности в разных видах
деятельности.
Особенности развития инициативности детей дошкольного возраста
описаны в разных УМК (примерных программах), таких как: ОП «Истоки» под редакцией М. Н. Лазутовой и Л. А. Парамоновой; ОП «Успех» под
редакцией С.Н. Гамовой, Е.Н.Герасимовой, В.А. Дуркунской, А.А. Дякиной, И.Д. Емельяновой. Программы дошкольного образования достаточно точно
описывают данное личностное качество.
Например, в соответствии с примерной образовательной программой
дошкольного образования «Истоки» в младшем дошкольном возрасте, то
есть с 3 до 5 лет инициативность проявляется в выборе тематики игр, в
постановке и разрешении новых игровых проблемных ситуаций, в вопросах и
предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в
организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте, то есть с 5 до 7 лет инициативность
проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, продуктивной
деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбрать дело по
своему желанию, подключиться к разговору, предложить интересное занятие
для всех. Ребенок легко входит в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого знания, полученные
из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями
детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности [16].
В программе «Успех» отмечают, что ребенок в 4-5 лет способен
проявлять инициативность в игровой деятельности, по собственной
инициативе может убрать игрушки, выполнить простые трудовые
обязанности, довести дело до конца, происходит развитие инициативности и
самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками.
В старшем возрасте, то есть с 5 до 7 лет отмечается то, что дети
проявляют инициативность в выборе продуктивных видов деятельности
(могут изобразить задуманное, а замысел ведѐт за собой изображение).
Ребѐнок становится более инициативным и свободным в общении и
взаимодействии со взрослым, с другой — очень зависимым от его
авторитета. Дети способны сами придумать сюжет и обыграть его [33; 9].
Можно сделать вывод, что инициативность детей младшего
дошкольного возраста проявляется в игре, продуктивной деятельности, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования
возможностей любого нового материала, ситуации. В старшем дошкольном
возрасте детская инициатива лежит в основе становления познавательно исследовательской деятельности, стремления понять, как устроены вещи, узнать новое о мире. Развитие детской инициативы является основой
культуры познания, условием содержательного и радостного детства.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить и
выявить психологические портреты дошкольников с разной степенью
инициативности. Психологический портрет дошкольника - представителя
каждой категории инициативности имел характерные различия.
Дети с низкой степенью инициативности. Младшие дошкольники
пассивны, молчаливы, бездеятельны. Обладают маловыраженной
эмоциональностью. Познавательный интерес снижен. Отсутствует
самостоятельность мышления. При выполнении заданий нуждаются в
помощи взрослого. В случае затруднений утрачивают внимание к
деятельности или ожидают решения проблемы от близкого взрослого. Дома
предпочитают смотреть мультфильмы или играть в гаджеты. Старшие дошкольники обладают избирательностью мышления (если задание
привлекательно или знакомо, то действуют активно и уверенно.
Настороженно относятся к новым видам деятельности, к трудному и
неизвестному). В случае затруднений наблюдается готовность отказа от
выполнения, выраженная в вербальной и невербальной форме. Испытывают
затруднения в общении со сверстниками. С нежеланием вступают в контакт с
незнакомым взрослым. Дома предпочитают смотреть мультфильмы или
играть в компьютерные игры. К другим видам деятельности познавательный
интерес снижен.
Дети со средней инициативностью. Младшие дошкольники проявляют
интерес на занятиях, готовность правильно выполнить задание. Однако дети
представленной группы не всегда выбирают правильный способ выполнения
и в случае затруднений обращаются за помощью к взрослому («У меня не
получается»). Родители замечают появление активности во взаимодействии с
близкими взрослыми, братьями и сестрами. Дети умеют организовать
самостоятельную деятельность на непродолжительное время. Однако при
возникновении затруднительных ситуаций эмоционально реагируют (если
что-то не получается, плачет), тем самым привлекая взрослого к решению
проблем. Однако, в отличие от детей с низкой степенью инициативности, интерес к деятельности не теряют, пытаются осмыслить правильный способ
выполнения вместе с взрослым. Старшие дошкольники на занятиях
выражают готовность выполнить задания. Прилагают усилия, пытаясь
действовать согласно заданным условиям. Однако усилия имеют
кратковременный характер и не всегда приводят к положительному
результату. Научившись у взрослого, реализуют полученные знания и
умения в аналогичных заданиях. Таким образом, от волевых действий
переходят к произвольным. Дома проявляют интерес к различным видам
деятельности, особенно к чтению книг. Играют с братьями и сестрами, однако с нежеланием относятся к выполнению домашних поручений. По
мнению педагогов и родителей, активность детей со средней степенью инициативности имеет избирательный характер: в одних ситуациях готовы к
ее проявлению, в других (чаще новых и неизвестных) - нет.
Дети с высокой инициативностью. Младшие дошкольники выражают
активное желание сотрудничать со взрослыми, пытаются осмыслить
правильный способ выполнения предложенного задания. Полученные знания
реализуют в самостоятельной деятельности (рассматривали картинки в книге «Волшебник Изумрудного города». Приехал старший брат, Ваня взял книгу и
стал показывать картинки, с удовольствием рассказывать о них). Проявляют
активность познания в различных видах деятельности. В домашней
обстановке выражают интерес к чтению книг, различным играм, совместным
домашним поручениям (например, вместе с ребенком делали вареники с
вишней. Идея мамина. Ребенок поддержал). В отличие от детей других групп
инициативности, у младших дошкольников с высокой степенью
инициативности при столкновении с трудностями отсутствует уход от
выполнения задания. Они способны продолжительное время проявлять
внимание и интерес к предложенной деятельности (например, пишет
логопед: «Первый раз вижу трехлетку, которому 45 минут занятий оказалось
мало»). Родители данной группы всегда готовы поддержать инициативу
ребенка в разных ситуациях [11; 71].
У старших дошкольников педагоги отмечают усидчивость, концентрацию, настойчивость, самостоятельность, энергичность, проявленные на занятиях при самостоятельной работе. Данные качества
помогают достичь высоких результатов в предложенной деятельности.
Педагоги наблюдают активную позицию детей, проявленную в
коллективных играх (организовал игру, взял роль ведущего...). Родители
замечают повышенный познавательный интерес к новым знаниям и
впечатлениям. Дети готовы проявлять инициативность в разнообразных
видах деятельности (например, Сереже очень нравится учиться. На любое
предложение научиться чему-то новому он всегда отвечает «да»). В отличие
от детей со средней степенью инициативности, дошкольники представленной
группы имеют увлечения более высокого уровня: играют в шашки, шахматы, читают энциклопедии, желают научиться варить макароны, жарить яичницу
[1].
Можно сделать вывод, что в период дошкольного возраста, детская
инициативность постепенно развивается. А главная задача воспитателя при
этом вовремя ее отметить и поддержать.
Воспользуйтесь поиском по сайту: