Технология «Сегодня и ежедневно» как одно из педагогических средств развития инициативности старших дошкольников
Технология «Сегодня и ежедневно» разработана донским педагогом Галиной Михайловной Бревде и направлена на гармоничное и всестороннее развитие детей. Но, к сожалению, малоизвестна за пределами Ростовской области.
Фундаментом технологии «Сегодня и ежедневно» является гуманно -
личностное направление деятельности, автор которого Амонашвили Шалва
Александрович. Важнейшая основа развития личности – создание условий
для ее творческой самореализации в разных формах и видах социально -
значимой деятельности. Ориентация на создание условий для
самореализации личности ассоциируется с гуманистической психологией,
представители которой являются А.Маслоу и К. Роджерс [7].
Технология направлена на создание условий:
- свободный выбор детьми деятельности,
- организация и планирования образовательного процесса,
- учет индивидуальных особенностей детей,
- реализация образовательной программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Целью данной технологии является организация ежедневной
(еженедельной) жизни и деятельности детей в разные возрастные периоды, развитие личности ребенка, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Задачи технологии:
1.Создать условия для развития ребенка, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества
со взрослыми и сверстниками;
2.Обеспечить эмоциональную комфортность и позитивное
психологическое самочувствие ребёнка в процессе общения со сверстниками
и взрослыми в детском саду и семье, социально-эмоциональное
благополучие дошкольника;
3.Обеспечить условия для разных видов деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятии
художественной литературы и фольклора, самообслуживании и
элементарного бытового труда, конструировании, изобразительной, музыкальной и двигательной;
4.Воспитывать у дошкольников такие качества, как патриотизм, активная жизненная позиция, ответственность, творческий подход в решении
различных жизненных ситуациях, уважение к традиционным ценностям [24;
6].
Особенность технологии «Сегодня и ежедневно» заключается в
планировании и организации ежедневных и еженедельных ритуалов, то есть
вся технология основана на приеме ритуальной педагогики. Ежедневные и
еженедельные ритуалы имеют свою структуру, которую можно очень гибко
изменять.
Ритуал – это установившийся порядок, упорядочение действий.
Слово «ритуал» из духовной терминологии (дух – это стержень всего
человека). Многократность повторения ритуала делает его привычным, привычное становится легкоисполняемым, легкоисполняемое – приятным, приятное становится любимым.
Дети по своей природе ритуальны. Они любят свою чашечку, свое
место за столом, определенным образом приготовленную еду (например, кашу только соленую, если дома готовили так); если мама завязывает шарф
назад, то только так его и одевают, изменения вызывают протест [7].
Поэтому вводя детей в понимание ритуала, в его усвоение, педагог
сможет добиться не только их всестороннего развития, но и не потратит усилий на дисциплину. В это же время у детей образуются добрые правила и
прочные навыки.
Вначале педагог будете организатором ритуальной деятельности, но
из-за многократности повторения дети будут знать много наизусть, и
найдутся лидирующие вместо педагога.
Галина Михайловна Бревде предлагает использовать как
еженедельные, так и ежедневные ритуалы.
К еженедельным ритуалам автор относит следующие:
понедельник- день труда,
вторник- день открытия мира,
среда- день искусства,
четверг- день пестрых дел,
пятница- день театра и игры,
суббота и воскресение- дни общения с семьей.
Также Галина Бревде отмечает, что во все дни недели хорошо
исполнять «ежедневный ритуал». Под «ежедневный ритуалом» Бревде
понимает единожды обозначенный план работы с детьми на день, в котором
с помощью карточек меняется лишь содержание.
Галина Михайловна рекомендует такие ежедневные ритуалы, как:
тропа здоровья,
грамота, математика,
развивающие игры,
диалоги, размышления,
нежные игры, игры поддержки, игры на развитие воображения,
ни дня без книжки,
ритуальные предметы,
ритмы или игры на расслабление.
Г. Бревде предлагает собирать в картотеку самые любимые, красивые, редко встречающиеся тексты. Карточки эти удобны тем, что один раз
написанные, - они подвижны и всегда под рукой. Их должно быть не более пяти в каждой рубрике: 5 загадок, 5 стихов, 5 пословиц, 5 песенок, 5
считалок. И если за год каждый ребёнок в группе будет знать наизусть все 5
видов текстов, этого будет достаточно.
Автор считает, что важно воспитать не просто детей, а детское
сообщество. Вместе они будут играть, обучаться, помогать друг другу.
Вместе они будут дружные, веселые и радостные. И делать это можно и
нужно прямо на занятиях, предлагая детям выполнять задания в небольших
подгруппах.
Например, дети проявляют инициативность во время совместного
планирования дня, дети предлагают педагогу различные игры, занятия.
Также дети могут выразить свое желание в виде схемы, рисунка и положить
в «коробочку желаний», в зависимости от планирования ритуалов педагог
учитывает желания детей. В группе есть «капелька планирования», в ней
дети размещают те желания, которые будут выполнены в определенный день.
Инициатива проявляется в выборе игр, заданий.
Подводя итог по первой главе, можно отметить, то что в настоящее
время развитие инициативности детей дошкольного возраста является одной
из актуальных проблем. Изучив авторские определения «инициативности», можно сказать, что инициативность рассматривается как интегративное
качество личности, характеризующееся мотивационной, когнитивной, рефлексивной и поведенческой составляющих.
Мотивационная составляющая представляет собой готовность к выполнению той или иной деятельности, определенными знаниями (представлениями) о ходе выполнения ее, соответствующими как репродуктивными, так и продуктивными умениями, а также осознанным отношением к цели и результату деятельности.
Когнитивная составляющая требует выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями и действиями, для решения проблемных задач.
Поведенческая составляющая проявляется в самостоятельном выполнении, то есть выслушав инструкцию взрослого, он уже может попытаться самостоятельно выполнить само действие в одних и тех же условиях.
Рефлексивная составляющая состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к совершаемым действиям, планировании, самооценке и др.
Именно это качество очень важно развивать именно в дошкольном
возрасте, потому что ребенок дошкольного возраста неутомимый
исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у
него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на
происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный
мир, где много интересных предметов и вещей, событий и явлений.
Одним из средств развития инициативности детей дошкольного
возраста выделяют технологию «Сегодня и ежедневно». Однако еще не до
конца изучены возможности данной технологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: