Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы оценки результатов и процесса развития инициативности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Сегодня и ежедневно»




Современное образование в детском саду невозможно представить без
педагогической диагностики контроля и оценки сформированности уровня
развития тех или иных умений, в частности, инициативности детей
дошкольного возраста.

Педагогическая диагностика – совокупность приемов контроля и
оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, совершенствования образовательных программ и методов педагогического
воздействия.

Оценка результативности технологии «Сегодня и ежедневно» возможна на основе применения специально подобранных методов
психолого-педагогической диагностики и диагностических методик.

Их выбор осуществляется в соответствии с целью исследовательской
деятельности - на основе анализа нормативных документов психолого-педагогической и методической литературы обосновать возможности
применения технология «Сегодня и ежедневно» как средства развития
инициативности детей дошкольного возраста, спланировать опытно-поисковую деятельность инициативности детей дошкольного возраста.

Целью диагностической деятельности в процессе опытно- поисковой
работы является – выявление и оценка индивидуальных особенностей
инициативности детей старшего дошкольного возраста, результативности
технологии «Сегодня и ежедневно» в процессе развития инициативности
дошкольников.

В процессе опытно-поисковой деятельности предусмотрено
комплексное применение разнообразных методов психолого-педагогической
диагностики, для сбора достоверной информации об изучаемом явлении, будут применяться диагностические методы и методики, позволяющие
осуществлять сбор различных типов данных: L-данные; Q-данные.
L-данные – это данные полученные путем регистрации каких-либо
психологических явлений в реальной жизни (наблюдение).
Q-данных – данные, полученные в процессе изучения личности с
помощью личностных опросников, методов самооценок, самоотчетов, анкет,
шкал самооценок состояний и т.д.

Подобранные методы диагностики соответствуют обозначенной цели и
позволяют определить степень проявления ряда показателей, отражающих
успешность развития инициативности детей дошкольного возраста, а, следовательно, и действенность технологии «Сегодня и ежедневно».

Учитывая то, что разнообразные методы педагогической диагностики
имеют как свои достоинства, так и недостатки, планируется их применение в
комплексе. Это будет способствовать получению качественных результатов, надежных данных, на основе которых можно делать вывод о степени
развития инициативности.

Диагностика обозначенных показателей возможна на основе
применения таких методов диагностики как: метод наблюдения; беседа; анкетирование.

Под наблюдением принято понимать метод диагностики
предполагающий целенаправленное, планомерное и систематическое
восприятие процесса, с целью выявления существенных связей и
закономерностей.

Выделяют следующие достоинства данного метода: непосредственно отражает действительность; максимально приближает
исследователя к естественному ходу педагогического процесса; дает
возможность наблюдать явления в те моменты, когда они появляются и
видеть ту среду, в которой они существуют; стимулирует исследователя на
поиск, на более глубокое и творческое мышление.

Но также у этого метода есть ряд недостатков: не обеспечивает
возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявляется нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы; некоторые
явления и ситуации недоступны наблюдению; полученный материал с
трудом поддается статистической обработке; излишняя идентификация
наблюдателя за средой; требует значительных усилий, терпения и большой
затраты времени; все записи необходимо сразу же обрабатывать.

Метод беседы - это получение информации основано на вербальной
коммуникации исследователя и респондента, на прямом социальном
взаимодействии, что определяет большие возможности этого метода.

Можно выделить следующие достоинства метода беседы:
исследователь не просто получает информацию, но и учитывая реакцию
отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в нужное русло;
личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию;
гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным
ситуациям, способствует углубленному пониманию всего контекста, а также
мотивов отдельных ответов респондентов; возможность задавать вопросы в
правильной последовательности.

Но также выделяют и ряд недостатков метода беседы: требует большое
количество времени; при отсутствии техники влияния на собеседника, есть
вероятность «закрытия» собеседника; необходимо обладать
соответствующими навыками проведения результативной беседы.

Анкетирование - это психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений
от респондента используется специально оформленный список вопросов —
анкета.

Выделяют следующие преимущества анкетирования: большой
содержательный спектр информации; возможность целенаправленной
(тематически) ориентации; большая концентрация материала; сочетаемость с
другими методами (наблюдение, интервью); возможность сравнительного
анализа и перепроверки данных; возможность вторичного анализа.

Но также выделяют и такие недостатки, как: субъективированная
информация; влияние факторов памяти и знаний; трудоемкость раздачи и
сбора; возможная неискренность респондентов; проблема интерпретации
вопросов респондентами; проблема интерпретации ответов исследователем; возможная недостаточная мотивация «соучастия» в анкетировании со
стороны респондентов; относительная слабость контроля при заочном
анкетировании; чрезмерная увлеченность методом без учета ситуации.

Оценка динамики развития инициативности детей дошкольного
возраста возможна на основе достоверных, надежных и валидных
диагностических методик:

1.Карта проявлений инициативности у дошкольников

Автор: А.М.Щетинина

Цель: определение уровня развития инициативности у ребенка

Инструкция: педагог проводит многократные наблюдения за
поведением и деятельностью ребенка в различных видах деятельности. Карта
проявления инициативности заполняется после целенаправленно
проведенных многократных наблюдений за ребенком. Если ребенок часто
обнаруживает указанную форму поведения, то в соответствующую графу
ставится 4 балла; иногда - 2 балла; никогда - 0 баллов.

Обработка и интерпретация результатов: сложив сумму полученных
ребенком баллов, можно считать развитие у него инициативности достаточно
высоким, если получилось в сумме от23 до 44 баллов; средним - от 11 до 22
баллов; низким - от 0 до 10 баллов.

2.Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Автор: Немов Р.С.

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы.

Наблюдая за проявлением у ребенка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжении чтения, педагог сможет сделать вывод об уровне
сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольника.
Педагог читает ребенку незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращает чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении
сказки задается вопрос о желании ребенка что-либо спросить.

Инструкция: ребенку читают незнакомую ему сказку и на
кульминационном моменте прекращает чтение. Выдерживается пауза. Если
ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения
сказки, задается вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?».

Критерии оценивания:

- интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый
продолжил чтение сказки;

- адекватность высказывания, направленного на то, чтобы
инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

- низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не
задает вопросов;

- средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива
в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса
спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку;

- высокий уровень: ребенок проявляет выраженной интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до
конца.

3.Анкета для родителей «Инициативный ли у вас ребенок?» Цель: выявление уровня развития инициативности детей дошкольного
возраста.

Далее проводится анкетирование родителей.

Вопросы анкеты направлены на выявление степени развития инициативности у детей старшего дошкольного возраста. Результаты анкет подвергаются качественной обработке и описанию, используются как вспомогательный материал.

Таким образом, подобранный диагностический инструментарий
позволит изучить исследуемую переменную, опираясь на принцип комплексности, изучение различных типов (L, Q-данных) и источников
данных (воспитатель, ребенок, родители).

Также, можно сделать вывод, что подобранный диагностический
инструментарий соответствует целям курсовой работы, способствует оценке
действенности технологии "Сегодня и ежедневно", направленной на развитие
навыков инициативности у детей дошкольного возраста.

 

Заключение

В процессе исследовательской работы были изучены труды ряда
ученых и рассмотрены различные подходы к развитию инициативности у
детей дошкольного возраста. Для изучения теории инициативности, были
проанализированы работы таких ученых, как Т. С. Борисовой, И. С. Поповой,
Н. А. Коротковой и П. Г. Нежнова. Они предлагают следующую структуру
понятия инициативность, которая состоит из взаимосвязанных компонентов: мотивационного, когнитивного, поведенческого, рефлексивного.

Также были изучены нормативные документы дошкольного
образования. Было выявлено, что одним из основных принципов
дошкольного образования является поддержка детей в различных видах
деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы является также
условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На данный момент предъявляются новые требования к личностным
качествам человека, в социальной жизни наиболее востребованным является
инициативность. Для того что бы инициативных людей стало больше, качество инициативность нужно начинать развивать как можно раньше.

Благоприятным периодом для этого процесса является дошкольный возраст, так как именно в этом возрасте закладываются основы личности.
Инициативность возникает при преодолении трудностей
нетрадиционными средствами и методами.

Также, можно отметить, что инициативность делает ребенка активным, энергичным, ищущим и творчески подходящим к своей работе.

Инициатива выражается в таких действиях отдельных людей или
групп, которые послужили началом нового движения, изменения форм
деятельности или уклада жизни. Стремление к инициативе, ставшее
свойством человека, определяющим и направляющим его поступки, превращается в инициативность, предприимчивость. В моральном плане она
характеризуется социальной смелостью, отсутствием боязни взять на себя

Список литературы

 

1. Абдрахманова А. И. Психологический портрет детей старшего
дошкольного возраста с разным уровнем проявления интеллектуальной
инициативы и исполнительности // Концепт. 2014.

2. Афанасьева О. С. К вопросу о развитии инициативности у детей
дошкольного возраста URL: http://dropdoc.ru/doc/303176/k-voprosu-o-razvitiiiniciativnosti-u-detej-doshkol._nogo-v... (дата обращения 8.04.19г.).

3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной
сферы ребенка. М.: Юнити-Дана, 2014.

4. Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной
активности: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.
псих. наук. Москва 1971.

5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –
Спб: Питер, 2008 - 468с

6. Борисова Т.С. Активность и инициативность как основа
формирования социальной ответственности учащейся молодежи //
Активность и инициативность как основа формирования социальной
ответственности: интернет - журнал 2011. URL:
https://cyberleninka.ru/article/v/aktivnost-i-initsiativnost-kak-osnovaformirovaniya-sotsialnoy-otvetstvennosti-uchascheysya-molodezhi (дата
обращения: 4.02.19).

7. Бревде Г.М. Сегодня и ежедневно. Живое планирование работы
с детьми или Неправильная концепция для радостной работы воспитателя /
Галина Бревде. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург:
Образовательные проекты, 2011.

8. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте / Б.С.
Волков. 3-е изд. СПб.: Питер, 2008. 273 с.

9. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии. – Спб.: Союз,
2011.

10. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков;
под общ. ред. П. И. Пидкасистого. – М.: ГЦ Сфера, 2004.

11. Смирнова Е. Современный дошкольник - особенности игровой
деятельности//Дошкольное воспитание. - 2002. - №4 - С. 70-73.

12. Смирнова Н.В. Методы и методика развития инициативы у детей
URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015008038 (дата обращения:
5.03.19).

13. Тетерский, С.В. Воспитание социальной инициативности детей и
молодежи: автореферат к.п.н. Тамбов, 2004.

14. Тюмасева З. И., Богданов Е. И., Щербак Н. И. Словарьсправочник современного общего образования: акмеологические,
валеологические и экологические тайны. СПб.: Питер, 2004. URL:
https://fileskachat.com/view/41998_8344d7385b20f1513cbc1b5fe48d058f.html
(дата обращения: 29.01.19).

15. Успех: примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук.
авт. колл. Н. В. Федина. – М.: Просвещение, 2010.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.

17. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...