Создание воспитывающей среды.
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко). Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стены, стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности школы. В школе оформлены стенды и баннеры, комната Боевой и трудовой славы, позволяющие учащимся: Изучать и осваивать: символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, афоризмы о нравственности и др., цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины. Узнавать: · достижения учащихся и педагогов школы; · выпускников школы, которыми она гордится; · связи школы с социальными партнерами; Ощущать гордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например,, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе); · выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты) · ценности здорового образа жизни (например, оборудованные рекреации для организации игр на переменах, после уроков; наличие специально оборудованных залов и т.п.); · демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, наличие оборудованных помещений для проведения школьных праздников, культурных событий, социальных проектов).
Портфолио выходного дня: результат взаимодействия родителей, учащихся и учителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребенка с семьей районного краеведческого музея, архитектурных и исторических достопримечательностей Локтевского района, своего посёлка, интересных зданий, улиц, памятников, вечного огня, детских театров, библиотек, выставок, передвижного зоопарка, и т.п. Результаты посещений отражаются в личных работах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Работы носят самый разнообразный, творческий характер – рисунки, поделки, фото, мультимедийные презентации, рассказы, проекты, сочинения и другое, которые представляются ими в качестве выставки в кабинете и коридоре школы, на уроках, классных часах, на совместных с родителями мероприятиях. Этические беседы – одна из важнейших форм в духовно – нравственном развитии и воспитании. Примерные темы к размышлению для этических бесед: ▪ Почему плохой поступок приносит человеку страдание, а хороший радость и удовольствие, даже если никто, кроме его самого, и не знает об этом поступке? ▪ Кто создал правила человеческого поведения? ▪ Что такое «хорошо» и что такое «плохо» ▪ Зачем быть вежливым? ▪ Неразлучные друзья – взрослые и дети. ▪ Дружба – это… ▪ Как выбирать друзей? ▪ Отзывчивость и доброта. ▪ Спешите делать добро. ▪ Что значит быть откровенным. ▪ Как мы выглядим. ▪ О лени и лентяях. ▪ Причины обид. ▪ Кто такие эгоисты? ▪ Правда и ложь – какие он ▪ Что такое характер? ▪ Душевность и бездушность. ▪ Что значит быть счастливым? ▪ Мир без улыбки. Какой он? ▪ Кем и каким я хочу быть? ▪ Достоинства и недостатки. ▪ Маленький, да удаленький.
▪ Человек в природе и его здоровье. ▪ Дом, в котором ты живешь. ▪ Прогулки в лес. ▪ У природы нет плохой погоды. В ходе деятельности учащиеся начального звена обучения реализуют социальные, информационные проекты. Социальные проекты. Это могут быть такие проекты, как: « Мои четвероногие друзья», «Помощь ветеранам», «Очистим наш двор», «Скворечники», «Встреча птиц», «Наши младшие друзья», и т.п.). Проект может включать следующие разделы: 1. название (понятное детям); 2. ценностные основания, которые воплощены в проекте; 3. основные события и механизмы реализации проекта; 4. участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?); 5. результаты проекта, способ оценки результата; 6. способ хранения информации о проекте, оформление. Информационные проекты. Любую тему для этических бесед и классных часов можно превратить в тему проекта. Например: «СЛОВАРЬ нравственных понятий и терминов», «Изречения великих людей о нравственности», «Пословицы и поговорки, отражающие нравственные ценности», «Что в дружбе главное?», «Славные сыны родного края», «Отважные герои Руси», «Писатели и поэты нашей Родины», «Трус не играет в хоккей!», «Великие русские композиторы», «Великие русские художники» и др. Художественные произведения, мультфильмы, художественные фильмы, прочитанные или просмотренные коллективно в классе, дома с родителями, а потом устроенные по ним обсуждения с анализом поступков героев, высказыванием своего мнения, оцениванием поступка героя активно работают на формирование нравственного поведения. Произведения для чтения. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», Аксаков С. Т. «Аленький цветочек» Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории», Барто А. Л. Стихи, Андерсен Х. К. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», Братья Гримм, Сказки, Бажов П. П. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы», Волков В. «Волшебник Изумрудного города», Дудин М. «Берегите землю», Добронравов Н. «Если отец герой!», Гайдар А. П. Повести и рассказы, Драгунский В. Ю. Рассказы, Зощенко М. М. «Самое главное», «Бабушкин подарок» Катаев В. П. «Сын полка», Короленко В. Г. «Дети подземелья», Крылов И. А. Басни,
Маршак С. Я. Стихи, Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», Милн А. «Винни-Пух и все-все-все», Михалков С. В. Стихи, Мошковская Э. Э. Стихи, Носов Н. Н. Рассказы, Одоевский В. Ф. «Мороз Иванович», Осеева В. А. Стихи, Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», Перро Ш. «Золушка», Пляцковский М. «Мама», Пришвин М. М. «Ребята и утята», Пушкин А. С. Сказки, Родари Дж. «Чиполлино», Родари Дж. «Чем пахнут ремесла», Симонов К. М. «Родина», Толстой Л. Н. Рассказы, Чуковский К. И. Сказки, Яковлев Ю. «Мама». Мультфильмы. «Кот Леопольд и мыши», «День рождения кота Леопольда», «Волшебник Изумрудного города», «Бременские музыканты», «День рождения ослика Иа», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему веленью», «Конек-Горбунок», «Кот, петух и лиса», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Витя Малеев в школе и дома», «Антошка», «Малыш и Карлсон», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Дудочка и кувшинчик», «Цветик семицветик.» Фильмы. «Тимур и его команда», «Чук и Гек», «Королевство кривых зеркал», «Приключения Электроника», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Приключения желтого чемоданчика», «Приключения Буратино», «Золушка», «Сказка о потерянном времени», «Мэри Поппинс», «Аленький цветочек». ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. В ходе реализации данной программы предполагается изменение: - уровня сформированности духовно-нравственной культуры учащихся, готовности родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе; - активности использования воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно – нравственного воспитания личности; - приоритетности и общепризнанности в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление; - развитости нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
- в приобщении детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе. Данные изменения можно и необходимо измерить, зафиксировать через: - диагностику «Определение нравственных понятий» - диагностику уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - диагностику межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской); - диагностику уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностику и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); (см. приложение) - диагностику эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»; - диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок); - диагностику осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностику осознанности гражданской позиции учащихся
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|