Приключения в мире техники
Повествования о приключениях всегда привлекали тех, кто был далек от них. Так, романтические истории о рискованных путешествиях, пиратах, ковбоях, золотоискателях, военных и сегодня являются популярным чтивом, составляя сюжеты триллеров и боевиков. Любовные романы, иллюстрированные и эротические журналы, реклама косметики, одежды, украшений - другой тип путешествий, в ходе которых читатель как бы знакомится с красивыми людьми и предметами и переживает волнующие моменты их жизни. Подобная виртуалистика все в большей мере распространяется на технику. Люди читают и перечитывают технические описания кухонных приборов и автомобилей, фенов и телевизоров, кондиционеров и обогревателей, компьютеров и смартфонов. Они путешествуют по магазинам, сравнивая цены и возможности приборов, их размеры и цвета, покупают и возвращают, ремонтируют по гарантии, по знакомству и самостоятельно, перепродают, выбрасывают на свалку и со свалки тащат домой. Общение с техникой явно выходит на первый план по сравнению с общением между людьми или с природой, в особенности если учесть, что два последних типа общения также почти невозможны вне технических средств. Мы только и делаем, что переходим от компьютера к телефону или телевизору, а выходя на улицу, не в состоянии обойтись без автобуса, трамвая, метро, автомобиля, мобильного телефона, велосипеда, роликов, детской коляски... При этом роль технического средства порой отходит на второй план: телевизор, телефон, машина, компьютер становятся ценностью сами по себе, независимо от того, насколько они помогают общению людей между собой или с природой. По телевизору мы смотрим передачи о самих тележурналистах; телефон иг-
Раздел I. Категориальные сдвиги рает нам встроенную в него электронную музыку; мойка, заправка и ремонт машины, разговоры на эту тему отнимают значительно больше времени, чем машина его экономит. А компьютер, возможности которого опережают потребности рядового пользователя на годы, а то и десятилетия вперед? «Цивилизация юзеров» Вершиной информационной революции нашего времени сегодня объявляется Интернет, который многими рассматривается как едва ли не главное открытие XX в., принципиально расширяющее человеческие возможности. О каких же возможностях идет речь? В первую очередь это возможности общения. Привычные средства связи - телефон, почта, телеграф - медленнее и дороже интернетовских почты и телефона. Но попробуем пойти дальше и задать вопрос о качестве этого общения и его субъектах. Для человека, лишенного семьи и живого общения с друзьями, обремененного физическим недугом, Интернет - несомненная находка, предоставляющая ему выход в мир. Он также помогает поддерживать общение с близкими, если они есть в наличии. Все остальное, что предлагает Интернет желающему общаться человеку, не выходит за пределы известной нам из практики «реп friends» - дружбы по переписке, которой увлекалась наша молодежь с начала 1960-х гг. в отсутствие возможности ездить по миру. Для техже, кто могсвободно передвигаться, практика «pen friends» была в основном способом организации дешевого туризма. Из этого редко вырастало что-то большее; и сегодня Интернет тоже позволяет быстро завязывать и столь же быстро прекращать анонимные знакомства, которые ни к чему не обязывают и едва ли способны перерасти во что-то большее, оставаясь в рамках Интернета. Любой нормальный молодой человек, не говоря уж о старших поколениях, может спросить себя: стало ли у меня больше настоящих друзей (а не виртуальных френдов) благодаря Интернету? Ответ, как правило, будет отрицательным, и слава богу! Виртуальный друг редко становится другом реальным. Общение, как правило, неотделимо от деятельности, и потому заинтересованные и устойчивые связи приобретаются во дворе, в школе, в университе-
Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе те, на работе - в сфере живого, т.е. погруженного в некую самостоятельную деятельность общения. Однако аргументы в пользу «интернет-революции» как раз подчеркивают живой (онлайновый, интерактивный) характер виртуального общения, отличающий его от пассивного восприятия теле- и радиоинформации. Здесь вспоминается наше недавнее прошлое - 1960-е гг., повальное увлечение радиоделом. Едва ли не каждый мальчишка в те годы одержимо собирал приемники то ли дома, то ли в школе или в радиотехническом кружке, обменивался с друзьями транзисторами, сопротивлениями и схемами. Многие стали радиолюбителями со своими частотами и позывными, другие конструировали передатчики нелегально. Я помню, как еще пятиклассником стоял «на стреме» у окна, выслеживая радиопеленгатор, обычно появлявшийся из-за одного и того же угла, когда мой более искушенный в радиоделе приятель на несколько минут выходил в эфир. К сожалению, творческого начала в тогдашнем юном радиолюбителе было значительно больше, чем в современном молодом пользователе Интернета. Тот открывал для себя труднодоступную новизну, этот в основном утилитарен. Он смотрит новости, покупает новый велосипед, продает старый мобильник, изредка заходит в тот или иной чат, когда ничего не хочется делать. Однако он немедленно выключит компьютер, если приятели позовут его играть в футбол или девушка предложит пойти в кино. И пусть так; хуже, если он так погружен в виртуальность, что реальность выступает лишь ее бледной копией. В чем корень, сердцевина аргументов в пользу Интернета? Хорошо или плохо, но это в основном просто реклама нового типа коммерции, выступающая под видом бесплатного развлечения и общения. Интернет в большей степени порабощает человека, облегчая его пленение покупкой товаров и услуг, чем освобождает его. Нет случайности в том, что торговля рассчитанными на молодежь товарами видео-, аудио-и автопромышленности, туристе кие и секс-услуги занимают в Интернете центральное место. Задача Интернета в том, чтобы разбудить в человеке страсть к приобретению предметов наслаждения, привлечь его к использованию благ современной цивилизации, сделать из него профессионального юзера.
Раздел I. Категориальные сдвиги Впрочем, термин «юзер» (от англ, use — использовать) возник несколько в другом контексте, как обозначение человека, противоположного программисту; юзер в состоянии пользоваться компьютером, но теряется при возникновении проблемы. Не вызывает сомнения, что постоянно усложняющийся в конструктивном и программном отношении компьютер усугубляет у подавляющего большинства людей комплекс юзера, даже если они сами этого не замечают. На любом из интернетовских сайтов по электронному рекрутингу (трудоустройству) в описаниях требований к специалистам можно увидеть такие определения: «квалифицированный пользователь ПК», «уверенный пользователь», «продвинутый пользователь» и проч. В этом слышится стон работодателей в поисках работников, умеющих не только отличать клавишу «Enter» от клавиши «Delete». Это лишь один пример того, что современный человек, являющийся в среднем более покупателем, чем производителем, весьма слабо осведомлен о том, каков механизм работы тех технических средств, которые он использует ежедневно. Коллективный процесс производства товаров фактически сделал чуть ли не каждого отдельного работника бессознательным и легко заменяемым элементом промышленной цепи. Повседневное общение с техникой постоянно флуктуирует между стремлением разобраться в ней по существу (с помощью инструкций, советов знакомых, консультаций специалистов) и отчаянием по поводу невозможности это сделать. Однако даже вне сложной техники современный человек неизбежно и необратимо превращается в довольно беспомощного юзера, способного лишь более или менее успешно пользоваться окружающими предметами, не понимая их свойств и принципов работы. Мы не только не строим сами дома, в которых живем, но даже не можем качественно наклеить обои; не только не выпекаем хлеб, но и вообще предпочитаем пользоваться полуфабрикатами для микроволновки; не только не стрижем овец, но даже не способны сделать ровную строчку с помощью швейной машины. И все это происходит, как ни странно, на фоне растущего объема свободного времени, которое порой вообще нечем заполнить, или же это заполнение слишком дорого стоит.
«Цивилизация юзеров» не является порождением повседневности самой по себе, это результат целого комплекса социокультурных процессов, которые повседневность с той или иной сте- Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе пенью успешности пытается переварить, перевести в наименее болезненную форму. Параллельно «бегству от повседневности» (путешествия, знакомства, развлечения) выстраивается набор увлечений, как бы возвращающий человеку полноту его способностей. Поэтому наряду с такими русскими словами, как «спутник» или «самовар», в немецкий лексикон попадает «дача» как место, где человек общается с природой, мастерит, культивирует растения и т.п. В нашу в высшей степени социально стратифицированную эпоху узкой специализации и разделения труда возникает тенденция целенаправленного культивирования дилетантизма как способа справиться с тотальной властью техники, СМИ и политических структур. Социально-политическим аналогом того, что англичане любовно называют «gardening», выступает участие в работе общественных организаций, построение гражданского общества. В российском обществе, где власть техники слабее политической власти, а экономические проблемы заслоняют потребность самореализации, дилетант предпочитает трудиться на приусадебном участке, а не заниматься благотворительностью в пользу голодающих африканцев. Однако даже эта ограниченная форма освоения права собственности благотворна, ибо включает человека в локальный социум людей со сходными интересами, создает определенное гармоническое сочетание труда, общения и творчества. Увлечения дилетантов, как известно из истории науки, искусства, спорта, породили массу культурных феноменов сегодняшнего дня: эмпирическое естествознание, теннис, кинематограф и проч. Вообще изобретая нечто принципиально новое, человек ставит себя в позициюдилетанта, ибо нет ни одного профессионала, умеющего обращаться с несуществующим феноменом. В этом смысле в повседневном дилетантизме обнаруживается мощный креативный потенциал. Именно дилетант, т.е. человек, практикующий некую деятельность в некоммерческих целях, без стремления к социальному признанию, только в силу внутренней мотивации, оказывается потенциальным первооткрывателем. Тем самым цивилизация юзеров оборачивается своей другой стороной. Это грандиозный плавильный тигель современной научно-технической культуры, позволяющий частично преодолевать отрыв последней от повседневности, переваривать в повседневных формах новейшие достижения науки, техники и промышленности, кор-
Раздел 1. Категориальные сдвиги ректировать их, приспосабливая к потребностям и возможностям человека. Символичным событием явилось появление телевизионной программы «Впрок», скопированной с соответствующих западных программ информирования и защиты потребителя (сейчас она исчезла с экрана в угоду монополизму). Потребитель, юзер предстает для рекламодателя и продавца дилетантом по определению, поскольку его ориентируют на отношение только с «частичным товаром», т.е. с той стороной товара, которая спроектирована производителем для продажи на рынке. Однако если потребитель стремится к выгодной покупке и эффективному использованию товара, то он вынужден рассмотреть товар с разных сторон. Товарный обмен представляет собой по сути легализированный обман: недостаток информации и узость ассортимента вынуждают приобретать товар с наименьшей выгодой для покупателя и наибольшей для продавца. Задача рекламы состоит в том, чтобы скрыть данное положение дел от потребителя. Наделе известное соотношение цена-качество само по себе не является критерием выгодности покупки, поскольку понятие «качество» с большим трудом поддается определению. Так, рекламируя новую модель машины, производитель делает акцент на тех конструктивных нововведениях, которые обязаны техническому прогрессу и увеличивают ее мощность, комфорт, безопасность, надежность. При этом остается в тени то обстоятельство, что хотя цена данной модели возрастает незначительно, новое оборудование делает ее ремонт значительно более дорогим по сравнению с предыдущими. Поэтому адекватное понятие качества, соотносимое с ценой, должно включить в себя по существу всю будущую историю использования всякого товара долговременного спроса вплоть до его утилизации, а решение о покупке будет обдуманным лишь тогда, когда будет соотнесено с конкретным периодом данной истории. Принципиальный конфликт интересов покупателя и продавца состоит помимо прочего в том, что с точки зрения данных соображений покупка новых, модернизированных товаров выступает как слишком рискованное решение, что в свою очередь тормозит технический прогресс и уменьшает для производителя эффект от использования одного из важных источников прибыли. И если бы покупатели руководствовались в своих решениях по преимущест- Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе ву логикой, это привело бы к многочисленным банкротствам. Однако рынок для покупателя — не столько семинар по логике, сколько процесс коллективного гипноза. Товар действует прежде всего на повседневную чувственность, и окраска автомобиля часто оказывается важнее, чем количество клапанов на цилиндр или ремонтопригодность передних рычагов подвески. Человек, включая приобретенный товар в свой повседневный мир, делая его как бы членом своей семьи, бессознательно наделяя его качеством одушевленности, побуждает себя к тому, чтобы отнестись к нему не чисто инструментально, а как к «целостному индивиду». Собаки и кошки, автомобиль и компьютер, дом и сад требуют внимания и заботы, знаний и затрат. Привыкая к предметам, человек вникает в их собственную жизнь, проникается их потребностями и уже не может расстаться с ними безболезненно. Каждый из них превращается в нечто вроде японского электронного зверька в брелоке (томагочи): его надо кормить, выгуливать, убирать за ним и проч. Ориентация покупателя как форма социализации С понятием жизненного мира, или мира повседневности, связывается представление об абстрактном, одностороннем характере социального ориентирования, когда потребности выступают как его структурные элементы. Понятый в этом ограниченном аспекте жизненный мир дает ориентацию для живой деятельности и одновременно строится из элементов повседневного опыта. Однако он далеко не исчерпывается данным аспектом. Фундаментальными системными признаками этого мира являются понятия «сложность» и «контингентность», уточняемые Н. Луманом. «Понятие "сложность" обозначает то, что всегда существует больше возможностей переживания и деятельности, чем может быть актуализировано. В этом смысле Гегель был прав, говоря, что всякое действительное уже возможно: возможность богаче действительности. Понятие "контингентность" предполагает, что возможности, обозначенные в горизонте актуального переживания, 174 Раздел I. Категориальные сдвиги суть только возможности дальнейшего переживания и деятельности, а потому могут обернуться совсем иным, чем ожидается»1. Повседневность не в состоянии учесть свою ограниченность: это определяет, в частности, типично повседневную экономическую ориентацию, определенный срез которой мы выделяем ниже. С разрушением традиционных социальных связей жизнь утрачивает прежний смысл. И чуть ли не единственный смысл обнаруживается в том рассогласовании между наличным и возможным, которое с готовностью предоставляет шопинг2, - широкий (но не абсолютный) выбор при фиксированных денежных возможностях консумента (покупателя). Реклама дает образ иного мира, мира возможного (как материального, так и духовного — норм, ценностей, стилей жизни), и шопинг превращается в смысловую систему - компенсацию за отчуждение в сфере трудовой деятельности, за дистанцирование от духовного производства. Процесс покупки облегчает — в силу своей технической легкости и высокой общественной оценки — идентификацию с миром. Решение о покупке вызывает ощущение успеха, повышает самооценку, облегчает как социальную идентификацию, так и дифференциацию3. Покупка обеспечивает символическое повышение статуса без принятия на себя вытекающих из этого статуса прав и обязанностей. Престижный шопинг конституирует иной мир, оторванный от повседневного опыта, и приводит к поляризации стремления к полноценному участию в обществе, с одной стороны, и желания индивидуальной реализации, личного счастья — с другой. Жизненный мир, отрываясь от мира повседневности, усиливает утилита- ' Luhmann N. Sinn als Grundbegriff der Soziologie // J. Habermas, N. Luhmann. Theorie der Gesellschaft oder Sozialtechnologie. Was leistet die Systemforschung? Frankfurt a/M, 1971. S. 32. Термин «контингентный» (contingent, т.е. пропорциональный, возможный, случайный) является типичным примером недоразумений, возникающих в результате калькирования иностранных терминов или просто их плохого перевода. Этоттермин — ключевой для концепции социально-культурной обусловленности сознания и познания, потому в данном случае должно использоваться далеко не первое, но весьма существенное его значение — «зависящий от обстоятельств», «условный». Типичная ошибка в трактовке этого термина как «случайный» допущена, к примеру, в харьковском переводе книги: Йоргенсен М., Фи-липсЛ. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2008. С. 316. 2 См.: Commandeur С. Markentnahme als Alltagserfahrung. Zur lebensweltichen Bedeutung des Konsums. Dissertation. Essen, 1979. 151 S. 3 См.: Ibid. S. 16. Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе ристские ориентации личности (положительные переживания связываются в первую очередь с приобретенными предметами). Современная неопределенность потребностей, ненеобходимость большинства из них требуют социального подкрепления: социальные инстанции сигнализируют (хотя бы потенциально) об удовлетворенности той или иной потребности. При этом компенсаторный консум (покупка как компенсация дефицита повседневных переживаний) сводит реальное многообразие деятельности к иллюзорному ощущению свободы от решений и обязанностей. Консум как приватный миф обеспечивает смысловые связи на фоне социального вакуума1. В шопинге покупатель теряет связь с иными системами, которые создают его реальность. Все его отношения превращаются в отношения потребителя и производителя, покупателя и продавца. Социологи и экономисты различают потребность и спрос. В экономической теории спрос выступает как количественное выражение потребности, но не сводится к этому. Переход от потребности к спросу — процесс конкретизации потребности и оценки ее реального проявления в собственном мире покупателя. Владение благами выступает как эквивалент социальной реальности. В гносеологическом смысле потребности оказываются формой знания об определенном дефиците этой реальности, о самом процессе восполнения (невосполнения) дефицита. Идентификация потребностей происходит только в процессе их реализации, в процессе осознания того, что нарушено некоторое равновесие между индивидом и обществом. Его нарушение, однако, характеризует нормальное состояние современного сложного общества, и при этом товары оказываются теми удобными решениями проблем, которые по сути легко взаимозаменяемы: не важно, что покупать, главное — покупать/Это символизирует собой приобщение к социальному миру, коль скоро реклама делает своим предметом только товары (мир — это то, что продается). И чем сильнее социальная нестабильность, тем выше готовность безоговорочно обменивать потребность в социальном признании и защищенности на товары2. «Общество потребления» в отличие от других стадий общественного развития не транслирует какие-то определенные ценно- 1 См.: Commandeur С. Op. cit. S. 22. 2 См.: Ibid. S. 34. Раздел I Категориальные сдвиги сти, но отмечено как раз произвольностью поведения и ориентации индивидов. Будучи порождено перепроизводством товаров, оно ограничивает роль индивида ролью покупателя, перед которым разворачивается неограниченное (потенциально) многообразие, доступное (актуально) лишь в очень ограниченной мере. Поэтому «домашняя экономика» даже вполне обеспеченного индивида неизбежно оказывается «экономикой дефицита». В то время как традиционное сословное общество требовало от каждого индивида только того, что свойственно его сословию (глупость -желать чужого, как в сказке о рыбаке и рыбке старуха хочет быть царицей), в современном обществе любой нищий мечтает быть миллионером. Тем самым всякому, даже обеспеченному человеку втемяшивается в голову, что он - нищий, если он не будет изо всех сил приобщаться к миру миллионеров1. Покупка, посещение магазина занимает особое место в мире экономической повседневности. Феномен магазина может быть понят как своего рода «магический кабинет» (используя этот термин, Х.Л. Борхес ссылается на Р. Эмерсона), в котором вещи изменяют свое назначение и ценность. Попадая в магазин, предмет возрастает в цене без того, чтобы изменить свою потребительную стоимость. Этот рост цены - прямое следствие накладывания на товар матрицы общественных отношений: будущая социализация, осуществляемая покупателем благодаря покупке, стоит особых денег. И одновременно сама покупка, перемещая товар за пределы магазина, немедленно обесценивает его, он становится «десоциализированным», индивидуализированным, «подержанным», отчуждая свои социальные свойства в пользу покупателя. Поэтому одну из важнейших проблем современного рынка образует технология возврата товаров в магазин, их обмена на деньги, технология, которая сама включается в цену товара (купленные уцененные товары обратно не принимаются, поскольку из их цены эта технология уже полностью вычтена). Процесс покупки является во многом производным от одного специфического социального требования к индивиду, которое отличает именно современно развитое общество и которое входит в плоть и кровь повседневности. Данное требование — мобильность Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе На эту специфическую современную форму пауперизма указывает Хабермас: Habermas J. Die Dialektik der Rationalisierung. Vom Pauperismus im Produktion und Konsum//Dergl., Arbeit, Freizeit, Konsum. Friihe Aufsatze, s'Gravenhage, 1973. S. 4. во всех областях бытия начиная с образования, трудовой деятельности и политических пристрастий и кончая гражданством, конфессией и полом. Мобильность, предписываемая современному обществу, имплицирует не просто возможность смены позиции или места. Это социальное требование, которое получает удовлетворение в первую очередь благодаря повышению покупательной готовности. Как эрзац карьерного продвижения выступает покупка тура на острова Индийского океана. Экстенсиональное расширение пространства эквивалентно здесь его интенсиональному сужению, неспособности найти смысл в своей повседневности «по месту жительства и работы». Компенсацией сексуальной неудовлетворенности оказывается изменение фигуры, смена сексуальной ориентации или даже пола («покупка» тела или пола, связанная с большими затратами на операции, лечебные процедуры или спортивные тренинги). Время также измеряется способностью купить и копить. Необходимость накоплений для удовлетворения отложенного спроса, характеризуя почти все слои общества, дает вместе с тем критерий социальной успешности. Количество отложенных потенциальных покупок пропорционально удаленности от высших слоев общества. И напротив, еще одним эрзацем социального признания выступает табуированность оглашения величины дохода при демонстративно высокой покупательной способности. В этом смысле «другая», или «альтернативная», повседневность в малых группах часто оказывается альтернативой «обществу потребления», поскольку требует личности человека самого по себе - умного, знающего, умелого, доброго, коммуникабельного и проч. Эта личность обладает «хозяйственным разумом»1 как элементом здравого смысла - рациональным средством для целесообразной деятельности, ориентированной на достижение определенного жизненного стандарта, критический выбор товаров и антиконсу-меристскую стратегию (ограничение, отказ от покупки). Подведем некоторые итоги нашего рассмотрения. Социально-гуманитарные науки дают богатый материал для философского анализа основных социальных функций повседневности как ре- Commandeur С. Op. cit. S. 102-103. Раздел I. Категориальные сдвиги альности и сознания. Каковы же они? Так, повседневность как реальность основана на относительной неизменности социальных условий оседлого существования. Повседневность, рассмотренная как тип сознания, состоит в относительной власти коллективных социально-психологических структур (архетипов). Повседневность как познавательный феномен выражается в процессе когнитивной социализации, адаптации к условиям и вживания в архетипы. Однако повседневности во всех ее ипостасях, как правило, не может быть приписана некоторая автономная сфера; не существует субстанции повседневности. Все ее формы не самодостаточны, не существуют вне иных проявлений человеческого бытия и сознания. Эта субстанциальная фрагментарность повседневности объясняется ее функциональным характером; повседневность — дис-позиционный предикат, феномен, актуализирующийся в определенных условиях и неразличимый в других. Повседневность скрепляет собой разные типы сознания, деятельности и общения, существуя лишь в промежутках между ними. Поэтому повседневность и жизненный мир, будучи синонимами для Шюца, в сущности различны. Первая — узкая, фрагментарная, функциональная область; второй — предельно широкий горизонт бытия, интегральная структура мира. Повседневность — это форма бытия, направленная на самосохранение, а не саморазвитие, не на выработку новых способов деятельности, а на использование и модификацию образцов. Это форма сознания, занятого изобретением способов «снятия проблем», «экономии мышления», переведения последнего с уровня рефлексии на уровень автоматизма. Поэтому, с одной стороны, традиционное повседневное сознание - необходимый фон для классической идеологии, предлагающей простые и готовые способы решения насущных проблем. С другой стороны, повседневное сознание есть вообще необходимый фон для всякого развития сознания, творческого мышления и познания. В этом смысле она является главным когнитивным ресурсом, материалом для творческого преобразования. Одновременно повседневность выступает как область испытания методов путем решения стандартных задач («разгадывания головоломок», и не только в науке). В повседневности также обнаруживается основной способ жизненно-практического усвоения и фиксации творческих достижений. Наконец, она оказывается свободным пространством разгрузки соз- Глава 9. Повседневное сознание в техногенном обществе нания и переключения на иные виды деятельности, т.е. необходимым условием творчества. Это сфера постоянно возобновляемых ресурсов и рекреации, протоптанная тропа, с которой можно сойти в поисках иных путей, но которая открыта для возвращения потерявшего дорогу. Как подслеповатая и туговатая на ухо старушка-мать, она всегда принимает заблудшего сына. Рутина, которая сохраняет себя в качестве единственно незыблемой ценности, задает и культивирует сферу монистической реальности и целостности сознания, своего рода современный миф, сакральность которого для нас незаметна. В современной социальной эпистемологии повседневность анализируется как комплексный феномен. При этом показывается1, что повседневность образует с понятием миграции концептуальную пару, в которой стороны постоянно обмениваются смыслами. Для характеристики повседневности важно выделение двух типов социальных ситуаций - повседневных и внеповседневных, равно типичных для человеческого сознания и бытия. В первых повседневность образует фокус бытия, но находится на периферии сознания, во вторых - наоборот. Поэтому подлинный смысл и значение повседневности видны со стороны, обретаются в условиях ее утраты, а ее избыток, напротив, вынуждает человека стремиться за ее пределы. Отсутствие надежной (пусть и не однозначно позитивной) сферы повседневной реальности - признак общественного кризиса, социальной поляризации, условие нестабильности общественного сознания, правового нигилизма, деградации нравов. И одновременно замкнутость в сфере повседневного сознания -признак интеллектуальной ограниченности, культурной неразвитости, которые также чреваты другой стороной кризиса — социальным застоем. Постоянная миграция между этими двумя полюсами образует важнейшее измерение динамики культуры. В рассказе «Синие тигры» Борхес повествует о мечте, о загадке, о явлении, нарушающем известные законы и повседневное течение жизни. Образ синих тигров, держащих в страхе население затерянной в джунглях деревни, - это символ мистической мощи природы как того единственного, что противостоит убогому и мо- 1 См., в частности: Касавин И.Т., Щавелёв С.П. Анализ повседневности. М, 2004. С. 275-282. Раздел I. Категориальные сдвиги нотонному деревенскому быту. Синие тигры — племенной миф, пьянящий и будоражащий кровь, внушающий мысль об избранности хранителей мифа, высоком смысле их бытия. Поэтому как пожизненный приговор звучит напутствие герою рассказа, стремящемуся избавиться от синих тигров - горстки голубоватых камешков, не подчиняющихся, подобно бесконечной книге, законам арифметики: «Твоей милостыни я незнаю, но моя будет ужасна. Ты останешься с днями и ночами, со здравым смыслом, с обычаями и привычками, с окружающим миром»1. Лишиться своей повседневности или остаться наедине с ней -полюсы существования и знания, равно невыносимые для человека. 1 Борхес Х.Л. Соч. В 3 т. Рига, 1994. Т. 2. С. 449. II РАЗДЕЛ ИСТОРИЯ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|