ПОЗНАНИЯ: принципы и примеры
Составной частью неклассической эпистемологии является история познания -источник представлений об историческом и культурном многообразии знания; сфера критической проверки моделей и образов когнитивного развития; резервуар новых идей и методы обоснования знания; способ проблематизации незыблемых стереотипов. История - форма внутренней социальности знания, а отнюдь не «внешняя история» (И. Лакатос), препятствующая рациональной реконструкции. Эпистемология же - не набор абстрактных категорий, а предметный разговор о знании и в этом смысле - набор исторических реконструкций, позволяющий придать такой смысл некоторым эпизодам прошлого, что они изменяют представления о настоящем. Ряд иллюстраций этой идеи представлен в данном разделе. Глава 10. Эпистемология и идея истории1 Исторический контекст всегда определяет современное состояние знания, поскольку любая форма обоснования и аргументации предполагает ссылку на знание, полученное в прошлом. Исторические формы деятельности и коммуникации также играют свою роль в познавательном процессе, однако выявление фактов прошлого, релевантных для актуального настоящего, представляет собой серьезную проблему. Схемой группировки данных фактов выступает особый тип кристаллизации исторической памяти, который получил название исторических априори (Э. Гуссерль), или универсалий культуры (О. Шпенглер). В них неклассически понятый принцип историзма смыкается с относительностью и репрезентативностью исторических событий. Актуальность истории Геродота и Фукидида редко ставят рядом с Евклидом и Архимедом. Тем самым не только воспроизводится искаженный образ генезиса наук у древних греков, в культуре которых муза Клио сопровождала Аполлона с тем же правом, что и муза Урания. Это заблуждение долгие годы приводило к неверному пониманию роли европейской науки вообще, отделяющему ее от культуры и общества, игнорирующему их тесную взаимосвязь. В результате формирование принципа историзма применительно к обществу и познанию существенно отстало от истории реального воздействия математики и естествознания на изменчивость человека, его деятельности и сознания. И пусть большинство социально-гуманитарных наук возникло в XIX в., наука история (как и право) издавна определяла магистраль духовного развития, интенсивно обмениваясь смыслами с естествознанием. Символично, что Ф. Бэкон, поднявший на щит «естественную историю», т.е. эмпирическое естествознание, сразу же сделал следующий ход: попытался обосновать возможность и необходимость социального прогресса.
Принцип историзма укоренился в континентальной европейской философии только благодаря Г.В.Ф. Гегелю и О. Конту, а затем К. Марксу и Ч. Дарвину. Впрочем, британская аналитическая Журнальный вариант см.: Касавин И.Т, Эпистемология и историческое сознание // Эпистемология и философия науки. 2005. № 1. Глава 10. Эпистемология и идея истории традиция, напротив, до сих пор не считает его существенным элементом систематического философского мышления. «Историю философии необходимо изучать студентам, но о ней следует забыть сформировавшемуся философу, занимающемуся позитивным анализом философских проблем», - сказал мне как-то один известный оксфордский профессор. И все же в общем виде значимость исторического подхода в философии сегодня является едва ли не трюизмом. И этот трюизм развенчивается только при более детальном взгляде на ситуацию. Как понимается и как изменяется историзм, какое место он занимает, какие формы приобретает в контексте философской рефлексии — все эти вопросы по-прежнему представляют собой проблемы, далекие от окончательных решений. Приемлемость же историзма за пределами социальной философии, философии истории и культуры, его применимость к эпистемологии проблематичны еще в большей мере. Если эпистемология призвана заниматься анализом условий и форм необходимого и всеобщего знания, как полагал Кант, то поле действия историзма ограничено преходящими, относительными, вероятными элементами знания и потому исключается из подлинного предмета эпистемологии. И даже у самого Гегеля историзм принимает порой превращенную телеологическую форму, в контексте которой, к примеру, физиология человека оказывается ключом к физиологии обезьяны.
Эпистемологии предстояло вынести подлинный урок из немецкой классической философии лишь при посредстве двух позднейших влияний, а именно «философии жизни» и неокантианства. Надо было дождаться возникновения теории и истории культуры, истории и социологии науки как самостоятельных дисциплин, пережить дискуссию о блеске и нищете историцизма и догматизм исторического материализма, чтобы в полной мере осмыслить символическое значение спора между Поппером и Куном для судьбы философии познания. Благодаря этому спору философы были вынуждены уйти и от невнимания к историчности познания, и от ее абстрактного принятия как отягощающего, но неизбежного обстоятельства. Типы эпистемологически значимой историчности и эпистемологическая работа с историей стали существенными темами, вне которых оказалось невозможно квалифицированно обсуждать весь круг проблем теории познания и философии науки. Что есть история, вовлекаемая в эпистемологиче- 1о4 Раздел П. История познания: принципы и примеры ский оборот? Как исследователь познания работает с историей? Это вопросы о предмете и методе исторической эпистемологии^ -неотъемлемом ракурсе всякого философского взгляда на познание. Первое же уточнение вопроса о предмете расчленяет его на три других вопроса. Во-первых, имеет ли место корреляция, возможно ли согласование истории познания, истории культуры и гражданской истории? Во-вторых, можно ли выявить влияние исторического процесса на процесс познания? В-третьих, имеетли место влияние познания на историю?
Ответ на первый вопрос предполагает построение согласованной периодизации истории познания, истории культуры и гражданской истории или по крайней мере определение фазового сдвига этих трех процессов друг относительно друга. К примеру, как соотносятся между собой классическая наука, гуманизм и буржуазное общество? Или каковы взаимно соотносимые границы античной науки, мифа и рабовладельческого общества? Средневековой учености, христианства и феодализма? Аналогичную проблему пытался решить О. Шпенглер, но явного успеха не достиг. Можно высказать гипотезу, что относительные совпадения границ этих трех разных сфер фиксируются преимущественно в точках радикальных трансформаций, которые могут рассматриваться как хотя бы частично детерминированные этой синхронностью. Таково возникновение классического математического естествознания в период завершения эпохи Возрождения, Реформации и ранних буржуазных революций (первая половина XVII в.). Возникновение ряда социально-гуманитарных наук совпадает с завершением эпохи Просвещения и первыми демократическими революциями (первая половина XIX в.). Первая мировая война как проявление кризиса империализма разражается в момент наивысшего расцвета европейского искусства модерна, совпавшего с возникновением неклассического естествознания. Такого рода синхронизация наводит на мысль (в соответствии с изначальным смыслом слова «индукция») о связи между завер- 1 Термин «историческая эпистемология» исторически связан с французской философией и историей науки (П. Дюгем, Э. Мейерсон, А. Койре, Г. Башляр, Ж. Кангийем и др.) - см., например: Дроздова Д. Н. Александр Койре, ученик Эмиля Мейерсона: неизменность и историчность человеческого разума // Эпистемология и философия науки. 2012. № 1. Этот вклад с опозданием начинает признаваться, несмотря на доминирование англосаксонской традиции.
Глава 10. Эпистемология и идея истории шением очередного этапа развития культуры, кризисом обществен-ного-устройства и возникновением знания нового типа. Истолкование данной гипотезы как формы обоснования материалистического понимания истории лежит на поверхности. В самом деле, определенная общественная формация, обеспечивусловия развития культуры, исчерпывает себя в тот момент, когда культурная динамика приводит к возникновению знания нового типа. При этом и речи нет о прямом влиянии социального развития на возникновение новой науки. Напротив, оно обусловлено предшествующим расцветом культуры, который оказывает определенное влияние и на предшествующий тип научности, и на идеологию, а через нее — на общественное устройство. В эту модель современный неклассический историзм вносит существенные коррективы исходя из принципов нелинейности истории, культурной относительности и двойственной природы исторического события1. В картине познания, понятого как историческая реальность, практически снимается традиционная проблема социокультурной обусловленности знания и обратного влияния науки на социум2. Социальные и культурные содержания оказываются интегральным и внутренним измерением познавательного процесса, а познание в узком смысле (исследовательская деятельность) выступает как механизм, моделирующий и запускающий все другие явления и процессы. Творить историю вовсе не значит делать ее вслепую, стихийно, наугад. Новые идеи, поведенческие образцы, правила общения людей, целенаправленно выстраивающих свою жизнь, дают всем остальным материал для подражания. В противном случае из людей штампует, лепит своих 1 О неклассическом историзме см. подробнее: Касавин И. Т. Традиции и интерпретации. Фрагменты исторической эпистемологии. СПб., 1999. Гл. 1. 2 Не станем обсуждать взаимные достоинства и недостатки разных подходов к данной проблеме. Отметим только, что при всей своей утонченности интерналист-ские модели развития науки не в состоянии удовлетворительно ответить на вопрос, к примеру, почему кризис католицизма в XIII в., в эпоху высокого Ренессанса, не привел ни к революционным потрясениям, ни к реформации, ни к научной революции. Или почему периоды расцвета культуры в Китае или Индии не породили ничего, подобного европейскому классическому естествознанию. Для ответа на эти и подобные вопросы в объяснение когнитивных трансформаций должен быть вовлечен весь горизонт социальных и культурных факторов. Иное дело, что любая общая модель предоставляет собой не алгоритм объяснения, но лишь регулятивную идею, которая должна быть реализована в конкретной реконструкции познавательной ситуации. Раздел II. История познания: принципы и примеры Глава 10. Эпистемология и идея истории исполнителей бездумная сила материального интереса и бездушной пропаганды. Свобода человека в истории и состоит в возможности сделать иначе, чем от него требуют, выбирать, жить своим умом. Именно здесь пролегает путь к ответу на третий вопрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|