Две стороны культурной универсалии
К историко-эпистемологическому анализу очень близко подходит К. Хюбнер1. Если в книге Хюбнер, используя логико-методологический инструментарий, выделяет «рационально-априорные» структуры греческого мифа в виде архэ, то в статье он переинтерпретирует феноменологический метод Хайдеггера, показывая, что он не устанавливает необходимо вытекающие из природы человека основания бытия-в-мире, а описывает экзистенциальную сторону некоторой исторически явленной онтологии. Хайдеггер связывает с этой онтологией некоторую априорно чувственную предрасположенность. Как полагает Хюбнер, Хай- 1 См.его книгу: Хюбнер К. Истина мифа. М., 1986. Существенным дополнением к ней служит статья: Религиозные аспекты экзистенциального анализа у Хайдеггера// Религия, магия, миф: современные исследования. М., 1997. 198 Раздел П. История познания: принципы и примеры деггер посредством своего феноменологического анализа охватывает лишь то эпохальное состояние настроенности человека, которое неизбежно наступает, когда люди перестают придерживаться исторически необходимого всеохватывающего онтологического концепта - по Хюбнеру, Бога - и живут удаленной от Бога жизнью. Экзистенциальная ситуация, таким образом, играет до-пол няюще-компенсаторную роль, будучи оборотной стороной всякой онтологии. Хюбнер показывает, что со всякой онтологией как априорной, понятийной системой опыта с необходимостью и априори коррелирует экзистенциальное поведение человека, а следовательно, некое характерное для данной онтологии многообразие структурированной предрасположенности. Так, всякая онтология, по-видимому, имеет две стороны: одна относится к когнитивно-понятийной сфере, другая - к области первоначальных настроенностей. Равным и всеобщим образом языковые выражения демонстрируют тот же двусторонний характер, ибо каждое из его когнитивных содержаний коннотативно сопровождается моментами настроенности. Например, Хюбнер указывает на конститутивный для языка элемент музыкальности, который он подробно исследовал в другой работе1. Подобные предрасположенности, как и онтологии, которым они соответствуют, лишь в незначительной степени опираются на опыт. Они сами задают глубинную настроенность, которая в русле некоторой онтологии изначально ведет индивида по жизненному пути. Как всякое особенное, схваченное в понятиях эмпирическое познание зависит от всеобщих априорных категорий и основных понятий, ибо вообще оно имеет место лишь в системе координат последних, так и все особенные опытные знания чувств, настроений и т.п. зависят от той всеобщей глубинной настроенности и ее структурных развертываний, которые одновременно и проистекают из этой понятийной системы координат и априори господствуют везде и пронизывают все. Например, говоря о человеке эпохи Ренессанса, эпохи рококо или о современном человеке, мы имеем в виду не только когнитивно постигаемый мир его представлений, но и состояние предрасположенности, присущее поэзии, искусству и музыке его эпохи. Но
1 См.: Hiibner К. Die zweite Schopfimg. Das Wirkliche in Kunst und Musik. Munchen, 1994. IVKapitel, 1. Глава 10. Эпистемология и идея истории если отважиться таким образом рассмотреть фундаментальное значение некоторой априорной глубинной настроенности и ее развертывания, то можно по аналогии с коррелятивными им понятийными и априорными онтологическими категориями охарактеризовать их как экзистенциалов, пользуясь хайдеггеровской терминологией. Хюбнеровское утверждение о наличии неуничтожимого поля действия феноменологии может пониматься и резюмироваться следующим образом: с одной стороны, онтологии представляются неизбежными, хотя и исторически-контингентными набросками действительности в когнитивно-логическом варианте. С одной стороны, они являются предметом понятийной аргументации и мыслительных операций. С другой стороны, сообразно с природой коррелятивных им настроенностей и предрасположенностей, эти онтологии не являются предметом подобной аргументации и операций, а должны быть постигнуты совершенно иным, а именно описательным способом. И для этого феноменология является фактически единственно пригодным методом.
В отличие от психологии феноменология не стремится охватывать эмпирическое многообразие предрасположенностей, которое всякий раз разворачивается тем или иным особенным способом, благодаря тому или иному особенному стимулу в пределах некоторой эпохальной исторической системы, а следовательно, в пределах некоторой определенной онтологии. Напротив, управляющая ею интенциональность состоит в том, чтобы в очевидном и наглядном описании выявить и свободно истолковать те структурированные настроенности, из которых данное эмпирическое многообразие проистекает как из своей априорной первопричины. Анализ исторических априори оказывается поэтому как рационально-логической реконструкцией исторических представлений о Мире, Пространстве, Времени, Познании, Благе, Труде, Справедливости, так и типологически-феноменологическим описанием таких фундаментальных структур, как Ужас, Озабоченность, Грех, Вера, Любовь, Надежда. Грань между этими двумя методологическими аспектами исторической эпистемологии не имеет абсолютного характера и во многом отражает собой «личностный коэффициент» автора, соотношение рациональных и экзистенциальных измерений его личности. Раздел 11. История познания: принципы и примеры Для исторической эпистемологии диахронное исследование исторических типов сознания и знания представляет собой вместе с тем синхронное рассмотрение основных логически возможных типов духовного освоения мира. Раз возникнув, тип знания или форма культуры не исчезает бесследно в глубине веков, а образует возможные варианты духовного развития. Актуальность истории — фундаментальная предпосылка исторической эпистемологии. И вместе с тем значимость истории для современности является производной от способности видеть в истории весь набор доступного сегодня многообразия. Только осознание принципиальной гетерогенности человеческого мира в каждый момент его существования и способность вычленить аспекты этого многообразия позволяют видеть всю полноту и богатство исторического процесса. Поэтому столь же фундаментальной предпосылкой исторической эпистемологии является и полиморфизм наличного бытия — объективный результат исторического процесса и одновременно условие его распознавания.
Историческая эпистемология, будучи составной частью неклассической теории познания, использует понимание познания, представленное в наших публикациях1. Реализуя принципы неклассического историзма, она проявляет себя в дополнительности двух стратегий, направляемых соответственно методикой ситуационных исследований и идеей исторических априори. Непредсказуемость результата, риск ошибиться, возможность открытия — результаты подробного (Б. Пастернак) эпистемологического взгляда на конкретные исторические эпизоды. Ясность понимания, уверенность в силе разума, сожаление по поводу того, что все уже сказано и написано до нас, — таковы следствия интегральной картины истории познания с высоты птичьего полета. Внутренняя диалогичность, присущая исторической эпистемологии, состоит как раз в постоянной флуктуации и обмене смыслами между несовместимыми, но дополняющими друг друга методами анализа, альтернативными способами приобщения к истории. 1 См., например: Касавин И. Т. Познание // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009. С. 707-712. Глава 10. Эпистемология и идея истории Завершая наше рассмотрение, вспомним эссе Борхеса «Сад расходящихся тропок». В нем речь идет о парадоксальном романе, сюжет которого представляет собой не выбор одной из возможностей развития темы, но перебор всех возможных вариантов. Герой романа, выбирая как бы все возможности разом, «творит различные будущие времена, которые в свою очередь множатся и ветвятся». Борхес поясняет, что перед нами - «недооконченный, но и не искаженный образ мира, каким его видел Цюй Пэн (романист. — И.К.). В отличие от Ньютона и Шопенгауэра (как говорит герой Борхеса собеседнику. - И. К.), ваш предок не верил в единое, абсолютное время. Он верил в бесчисленность временных рядов, в растущую, головокружительную сеть расходящихся, сходящихся и параллельных времен, которые сближаются, ветвятся, перекрещиваются или век за веком так и не соприкасаются»1.
Многообразие универсалий культуры, с которым имеет дело философ, подобно миру, который описывает Борхес устами своего героя. Это не столько мир сам по себе, оторванное от человека бытие, сколько мир интеллектуальной свободы, когда творцом времени и пространства выступает не вышестоящая сила, а сама личность, осуществляющая культурный синтез. Свобода здесь идентична не осознанной необходимости, но широте творческих потенций, способности к кросскультурному путешествию, к прокладыванию путей между разными человеческими мирами. И здесь же никуда не деться от балансирования между самозабвением, растворением в культурном универсуме и одновременным сохранением критического и творческого взгляда на мир. 1 Борхес Х.Л. Сад расходящихся тропок // Х.Л. Борхес. Проза разных лет. М., 1984. С. 92. Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия1 Анализ духовных факторов развития общества, взаимодействия науки и социума делает востребованными общие представления о знании и сознании, разрабатываемые в философии и гуманитарных науках. В современной литературе знание принято характеризовать с помощью типологического определения. Только описав и реконструировав основные исторические типы знания и сознания - повседневное знание, магию, миф, религию, философию и науку, - можно прийти к общему пониманию природы познавательного процесса, его результатов и способов социального использования. При этом рассмотрение типов знания осуществляется в контексте специфической практической деятельности и форм социального общения, в которые они исторически включены. В этом состоит главный принцип анализа социокультурной природы и обусловленности всех способов и форм познания, включая современную науку. Магическое мировоззрение Магия (от персидского слова magus — жрец) — различные ритуалы, направленные на использование власти тайных потусторонних сверхъестественных сил для достижения человеческих целей; древнейшая форма организации коллективной деятельности и коммуникации; форма раннерелигиозных верований; первый тип специализированной творческой деятельности. Все наиболее сложные способы познания, деятельности и коммуникации на заре человеческой цивилизации существовали в магической форме.
Дж. Фрэзер2 предложил одну из первых теорий магии. Он отличает ее от религии (умилостивительного культа богов) и манти-ки (вопрошания тайных сил) как способ воздействия на область сверхъестественного с помощью природных сил. Психологическая основа магии — ассоциация идей, между которыми не существует реальной причинной связи. Магия позволяет умному человеку доминировать над остальными, основывать королевские ди- 1 Опубликовано ранее как: Касавин И.Т. Миф, магия, религия: исторические типы вненаучного знания. Знание в социокультурном пространстве. М., 2011. 2 См.: Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1980. Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия настии и государства, получать статус святых и богов после смерти; магия вырабатывает первые санкции, закрепляющие частную собственность и целостность, самостоятельность индивида. Таковы основные положения фрэзеровской концепции магии, изложенной им в работах «Золотая ветвь», «Божественный король» и «Задача Психеи». Британский антрополог-функционалист Б. Малиновский также внес значимый вклад в научный анализ магии. По Малиновскому, магия обеспечивает уверенность в ситуациях неопределенности, создает церемониальную структуру торговли, часто организует коллективный труд, действует с помощью усиления социального давления на индивида; миф является схемой магического действия, которое нередко сводится к проговариванию мифа. Магия представляет собой в основном языковой феномен и использует специальный высокопарно-сакральный язык, отличающийся от языка, применяемого в контексте трудовой деятельности и общения; магия — предельный случай, демонстрирующий силу и активность языка, так как всякий язык имеет магическую функцию; магия укрепляет неравенство людей в примитивных обществах и подтверждается чудесами, порождаемыми мистической верой. Эти положения сформулированы в «Магии, науке и религии»1, «Основаниях веры и морали», «Коралловых садах и их магии» и других работах Малиновского. Уже из этих выводов Фрэзера и Малиновского следует, что магия в сущности закладывала социальную структуру общества, организовывала важнейшие формы деятельности, являлась основой развития индивида и сферой генерации едва ли не всех духовных и практических новаций. Магия воплощала в себе фундаментальное и плодотворнейшее противоречие первобытной жизни. Так, она формировала новые социальные структуры, критикуя повседневную племенную реальность и обыденное сознание, и культивировала свободную индивидуальность, сосредоточивая всю креативную силу в «обожествленном еретике» — шамане. Именно магии оказалось под силу провести зарождающееся человечество по острию бритвы, убедить его в собственной сверхъестественной исключительности и внушить ему идею господства над природой вто время, когда вся реальная жизнь неопровержимо доказывала См.: Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. Раздел П. История познания: принципы и примеры обратное. Найдя первое эффективное применение свободной игре воображения, магия описала и объяснила пугающе неохватный и хаотически-многообразный мир обыденного опыта, упростила его, сделала более мыслимым, предсказуемым и возвела строительные леса для его переустройства. И пусть даже эти леса регулярно рушились, хороня под своими обломками наиболее отважных первопроходцев, что с того! Это играло важную символическую роль: нашим предкам было кого хоронить с почестями и о ком слагать легенды, было что восстанавливать и перестраивать, что терять и воскрешать. Малиновский пишет, что магия дает человеку ряд готовых ритуальных актов и стандартных верований, оформленных в определенную практическую и ментальную технику. Тем самым как бы воздвигается мост через те пропасти, которые возникают перед человеком на пути к его важнейшим целям, преодолевается опасный кризис. Функция магия заключается, по Малиновскому, в ритуализации человеческого оптимизма, в поддержании веры в победу надежды над отчаянием. Малиновский и другие антропологи исследуют магию в основном социологическими средствами и предлагают ее объяснения как феномена, удовлетворяющего некоторую социальную потребность (единства племени, успешности деятельности и т.п.). Однако для характеристики магии важно описать и соответствующий ей тип ментальное™. Поэтому этнографическое исследование смыкается здесь с психологией и лингвистикой. Определенные психологические объяснения магии были предприняты уже эволюционистской этнографией, функционализм пошел несколько по иному пути, соединяя социологию и лингвистику (Малиновский), а структурализм, предпринимая определенный синтез, продолжил психологический анализ оккультного опыта уже на новом уровне. Так, в центр внимания французского структуралиста К. Леви-Строса1 попала личность первобытного шамана и характер его отношений с племенем. Наиболее ярким и социально значимым примером психомагического действия является для него магическое лечение, с одной стороны, и порча - с другой. Для объяснения этих феноменов он выстраивает цепочку между психическими способностями шамана, опреде- 1 См.: Леви-СтросК. Структурная антропология. М, 1983. Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия ленным магическим ритуалом и далее - психикой и физиологией человека - объекта магии. Психика шамана, по Леви-Стросу, патологична, т.е. существенно отличается от психики рядового члена племени. Она характеризуется «океаническим чувством» (3. Фрейд) причастности к природе, способностью мысленно перевоплощаться в животных и растения, в природные силы. Помимо этого шаман - обладатель «расширенного сознания»: в его духовном мире образы людей и природных объектов легко уживаются с фантастическими представлениями, изобретаемыми им самим и отнюдь не укладывающимися втрадиционный племенной миф. В самом себе шаман обнаруживает раздвоенность, подобную шизофренической, убеждающую его в том, что он способен существовать одновременно в разных обличьях, находиться в разных местах, путешествовать во времени, перемещаться из мира людей в мир духов и т.п. Богатый внутренний мир шамана, данный ему частично в силу его психологических особенностей, а частично - в результате его специфической практики, позволяет находить объяснения непонятным явлениям и претендовать на обладание особыми, сверхчеловеческими силами - причинами данных явлений. Магический обряд, выполняемый шаманом, объединяет в себе фантастическую картину мира и способы действия в этом мире, переведенные на хотя бы частично понятный племени язык. Это «превращение в сказку действительности, которая сама по себе остается непонятной», объединяет психосоматическое состояние шамана с «коллективным бессознательным» племени и психикой человека, на которого направлен обряд. Предпосылками всего этого являются, конечно, вера шамана в эффективность используемых приемов, вера, отвечающая психологической потребности общества, и, наконец, вера в магию самого объекта ритуала. Шаман, по Леви-Стросу, типичный «профессиональный от-реагирующий» в том смысле, что он в ходе обряда всякий раз воспроизводит психосоматическое самочувствие, пережитое им в период становления шаманских способностей. Обряд — это повторение «призыва», т.е. первого озарения, потрясения, припадка, который открывает человеку его магическое призвание. Шаман делает невроз - органического или приобретенного свойства — своей профессией, и поскольку первобытные люди постоянно погружены в ситуацию стресса, они живо сопереживают шаману. Раздел П. История познания: принципы и примеры Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия Жизнь на грани смерти требует регулярного очищения от страха, и шаман осуществляет эту процедуру как опытный психоаналитик. Для этого шаман предлагает племени язык, полный символов и способный описать самую непонятную ситуацию, включая ее тем самым в мир привычного опыта. Леви-Строс апеллирует к гипотезе об изоморфизме языковых и психофизиологических структур и способности языкового символизма индуцировать соответствующее воздействие через психику на организм человека. Главная нагрузка в этом психологическом объяснении магии падает на «эффективность символов», хотя, как мы понимаем, именно ее и надо обосновать. Остается непонятным, почему тот, а не иной символизм оказывается эффективным и получает наименование магического. Попробуем для ответа на этот вопрос обратиться к другому -английскому - варианту структурализма, развиваемому Э. Эванс-Причардом. В своей книге «Колдовство, оракулы и магия у азанде» он делает целый ряд важных обобщений по поводу природы магии вообще. Он пишет, что магия выступает восполнением объективного разрыва между двумя цепочками причинной связи. Так, опытный охотник-азанде пострадал на слоновой охоте. Известно, что разъяренный слон опасен для охотников, а даже самый лучший охотник не застрахован от ошибки. Но почему эти два фактора объединились в данном случае, почему же именно этот охотник пострадал от конкретного слона? Для азанде причиной совпадения является колдовство. Однако такое объяснение вовсе не привлекается азанде для объяснения всякого несчастливого события. Убийство соплеменника, воровство, прелюбодеяние, ложь и подобные события, нарушающие социальные нормы и табу, не могут быть оправданы ссылкой на колдовство и не обращают к поискам зловредного колдуна, они требуют гражданской ответственности и самого прозаического наказания. Эванс-Причард пишет: «Азанде осознают множественность причин, важнейшую из которых указывает социальная ситуация, поэтому мы можем понять, почему учение о колдовстве не привлекается для объяснения каждой неудачи или несчастья. Иногда случается так, что социальная ситуация требует оценить причину не мистически». И далее: «Азанде соглашаются с мистическим объяснением причин несчастья, болезни и смерти, однако они не прибегают к таким объяснениям, если сталкиваются с социальной необходимостью, выраженной правовым или моральным законом»1. Здесь напрашивается аналогия с представлением о случайности, развиваемым немецким философом Куртом Хюбнером2. Он утверждает, что каждое явление в отдельности можно вывести из определенных научных законов, но совпадение их во времени и пространстве само по себе из каких-либо законов невыводимо. Среди прочих он разбирает пример со смертью Патрокла из «Илиады». Во время поединка с Гектором у Патрокла выпадает из рук копье, расстегиваются доспехи, сваливается с головы шлем, дрожат колени, что в совокупности ведет к его поражению. Совпадение этих явлений, так же как, например, совпадение короткого замыкания с утечкой воды в доме, по Хюбнеру, необъяснимо. В греческом мифе причиной его служит воля богов, а в науке это называется случайностью. Однако разве не всякое явление имеет определенную степень сложности, будучи результатом соединения целого ряда причин? Нельзя ли поэтому любое совпадение нескольких причинно не связанных между собой явлений рассматривать как отдельное явление, которое имеет целый ряд самостоятельных причин и тем самым не является случайным? Но тогда на долю случайности остается лишь известное из истории объяснение понятия вероятности как еще непознанного. В таком случае анализируемые им нуминозные феномены, мифические архэ лишаются своего объективного независимого основания, в принципе несводимого к науке. И это в самом деле было бы так, не служи эти совпадения причин определенной социальной цели, выраженной в категориях мифа (для греков сердцевиной и структурой социума были их отношения с богами3, азанде же гораздо ближе современному человеку). Именно тогда они образуют целостное мифическое событие, элемент эпического действия, узловой пункт приключения героя или этап развертывания божественной воли. Аналогичным образом срабатывает и языковой символизм, индуцируя реакцию племени и пациента на магическое лечение. Больной выполняет ' Магический кристалл. С. 68—69. 2 См.: Хюбнер К. Истина мифа. М., 1996. 3 Здесь и далее слово «бог» пишется со строчной или прописной буквы в зависимости от стилистического или теоретического контекста. Раздел II. История познания: принципы и примеры роль медиума для контакта с магическими силами, что убеждает племя в компетентности и силе шамана, в целостности и состоятельности его мифа, а следовательно, в том, что в конечном счете все будет хорошо. И это удовлетворение социальной потребности в психологической компенсации, т.е. соединение социальных и психологических факторов, срабатывает именно потому, что человек не принимает магию просто как объяснение (вопреки Эванс-Причарду), но живет в ней. Попробуем теперь обобщить типы постижения магии, сложившиеся в современной культуре, и посмотреть, каким социокультурным потребностям они удовлетворяют. Первый путь постижения магии прокладывало в течение всей человеческой истории обыденное сознание, затем — философия и, наконец, физика, биология и психология. Несмотря на различия, присущие этим формам мышления, вырабатываемый ими способ объяснения магии можно назвать космологическим, или натуралистическим. Он строится по известной схеме объяснения неизвестного через известное и использует логический прием аналогии. Так, магия рассматривается как реализация объективных возможностей, заложенных в природе и в самом человеке: астрология — исходя из психокосмических связей; экстрасенсорика и психокинез — из психической энергии; телепатия, ясновидение, предвидение — из дальнодействия и обратного течения времени. Подобно тому как известные законы природы служат объяснению ряда практических и духовных способностей человека, еще неизвестные, но в принципе познаваемые природные потенции кладутся в основу объяснения магии. Преимущество космологического подхода заключается в том, что он так же неопровержим, как и сама магия. Природа неисчерпаема, а научное познание бесконечно: разве можно усомниться в перспективах науки? Естествознанию мы действительно многим обязаны в плане если не понимания самой магии, то самоопределения по отношению к ней: наука все более сужает возможную область магического мировоззрения и практики. Магия, становясь понятной, превращается в науку, а большая часть непонятого объявляется суеверием и шарлатанством. Перспективы космологического понимания магии определены свойственным науке делением мира на истину и заблуждение — это в сущности безжалостное Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия 209 вытеснение магии из культуры или редукция ее к чему-то иному, «рациональному». Но неужели наука в принципе отказывает магии в реальности, сводит ее к незнанию, заблуждению? Неужели магия не может быть понята сама в себе, безотносительно к иным реальностям? С конца XIX в. на этот достаточно общий вопрос пытаются ответить религиоведение, культурология, этнография, социальная психология, лингвистика. Одна из наиболее серьезных попыток состояла в объяснении магии как функции некоторых способов социальной организации (отсюда и «функционализм» Малиновского), функции культуры, функции языкового символизма. Основным принципом этого способа объяснения стало рассмотрение магии как реакции на определенные социальные потребности (единство племени, организация труда и общения), а также потребности психологического характера (смягчение стресса, чувства вины, страха, неуверенности). Сущность магии обнаружилась в ее принципиальной «приграничности» с наукой и практикой: там, где практика не достигла уверенной регулярности, а наука не предоставляет убедительного объяснения, всегда находится место для магии. А поскольку природа неисчерпаема, а наука и практика всегда исторически ограниченны, то и магии суждена вечная жизнь. Второй — социокультурный — способ объяснения магии, будучи структурно подобен космологическому, приводит к прямо противоположным выводам, утверждает принципиальную неизбывность магического отношения к миру. Однако есть и принципиально иной путь постижения магии. Мы находим его в художественной литературе, живописи, музыке, архитектуре. В самом деле, погружаясь в чтение Апулея, Гёльдерлина или Кастанеды, созерцая картины Гойи или Дали, внимая Вагнеру, рассматривая химеры собора Парижской богоматери, мы скорее и явственнее ощутим магический дух и проникнем в тайну магии едвали не глубже, чем с помощью самых солидных научных концепций. Мы словно начинаем жить в магическом Космосе, полном таинственных сил и чудесных событий, и окружающие нас вещи наполняются загадочным и пугающим смыслом. Третий путь постижения магии — путь жизни в магической культуре, взгляд на нее изнутри, магическое творчество. Он описан адептами магии с древности до наших дней, он практикуется и сегодня аляскинскими шаманами и латиноамериканскими Раздел П. История познания: принципы и примеры индейцами, ведьмами, колдунами и знахарями — представителями современного «магического возрождения». Однако важно понять, что современная жизнь магии не исчерпывается оккультным шарлатанством — ее культивированием профессионалами «сакральных дел». Магия как модель предельного опыта переживается и воспроизводится всяким творческим субъектом, конструирующим собственную онтологию для трансцендирования из повседневной реальности и ее последующего преображения и обогащения. Анализ исторических форм магии интересен для философии и теории культуры прежде всего тем, что помогает приблизиться к пониманию более общей проблемы — проблемы творчества. Современные судьбы магии могут быть прослежены на примере одного из феноменов околонаучной жизни — паранауки. К формированию понятия паранауки привели актуальные для современного общественного сознания споры о соотношении науки и вненаучных видов и форм познания. Ларанаука (para (греч.) — здесь «около», «возле», «при») — термин, обозначающий многообразие сопутствующих науке идейно-теоретических учений и течений, существующих за ее пределами, но связанных с ней определенной общностью проблематики или методологии. Понятие «паранаука» сформулировано в рамках философии и социологии науки и фиксирует результаты рефлексии о природе науки и ее взаимодействии с окружением, в частности стремление провести демаркационную линию между наукой и иными типами знания. Во-первых, понятие «паранаука» выражает то обстоятельство, что содержание самой науки неоднородно и некоторые из ее элементов могут не укладываться в идеалы научной рациональности, соответствующие доминирующей теоретической парадигме. Тогда название «паранаука» может получить новая и еще не завоевавшая авторитета теория (космонавтика К.Э. Циолковского в начале XX в. или гелиобиология А.Л. Чижевского в наши дни), которая со временем имеет шанс войти в сферу «нормальной науки» (Т. Кун). Ее отличает отсутствие развитой теоретической схемы на фоне провозглашения новой научной картины мира. Непосредственно на основе последней и строится теоретическая интерпретация эмпирического материала. Наряду с блестящими гипотезами в ней присутствует опора на непроверенные факты и противоречивые логические построения, неразработанность Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия вспомогательных теорий или практических приложений. Название паранауки нередко получают и устаревшие, деградировавшие научные теории, не учитывающие многочисленных опровержений и новых научных данных. Сторонники таких теорий продолжают строить вечные двигатели, истолковывать таблицу химических элементов в рамках гипотезы У. Праута (сводимости всех элементов к совокупности атомов водорода), искать квадратуру круга или детерминистскую интерпретацию квантовой механики. В подобных случаях паранаука тождественна понятиям альтернативной или девиантной науки. Во-вторых, понятие «паранаука» фиксирует то, что идеалы научной рациональности не обязательны для целого ряда иных видов познания (практического и практически-духовного освоения мира, в частности). Оппозиционные науке практические традиции нередко выступают в форме «народных наук» («органическая агрикультура» Р. Штейнера, народная медицина, народная архитектура, народная педагогика, народная метеорология и синоптика и проч.). Народные науки обычно опираются на организ-мически-мифическую картину мира и представляют собой концентрированные выражения практического и обыденного опыта, приспособленные к традиционным условиям жизни. Их ценность определяется тем, насколько традиционные обычаи и знания применимы за пределами данных традиций. Народные науки могут органически дополнять науку и технологию или даже заменять их при определенных обстоятельствах (народная медицина в эпоху «культурной революции» в Китае). Нередко они содержат знания, дающие позитивный импульс развитию науки и техники (форма поморского коча - однопалубного рыболовного судна -была использована при проектировании первых ледоколов). Превознесение результатов народной науки приводит к ее деградации (противопоставление мичуринской опытной селекции научной генетике). В последнем случае велик шанс превращения народной науки в псевдонауку. В США, например, широко распространено присвоение имени «наука» (science) всякой системе знания, оформленной в школьную или университетскую специальность. Возникает широкий спектр декларирующих свою специфику «сельскохозяйственных наук», «семейных наук», «кулинарных наук», «музыкальных наук», «спортивных наук». Эти дисциплины учат Раздел II. История познания: принципы и примеры полезным знаниям и навыкам, но, как правило, не содержат системы особых, несводимых к иным наукам, идеальных объектов, процедур научного объяснения и предсказания и потому не поднимаются выше систематизированного и дидактически оформленного опыта, оставаясь прикладными руководствами по различной тематике. Другой вид псевдонаук представляет собой околонаучную публицистику, спекулирующую на имеющей громкое общественное звучание или, напротив, таинственной тематике. Такова «уфология», или «наука об НЛО» (UFO — английская аббревиатура «неопознанных летающих объектов»), содержащая фантастические гипотезы и массу малодостоверных фактов. Аналогична ей и «теория мировых катастроф» американского психиатра И. Великовского, претендующая на объяснение якобы реальных явлений природы, описанных в Ветхом Завете. Здесь и исследования паранормальных феноменов (парапсихология, теория биоритмов, биоэнергетика и т.п.), которые трудно охарактеризовать в целом. Некоторые из таких теорий постулируют существование особых, неизвестных науке субстанций и природных сил или преувеличивают роль определенных природных закономерностей. Другие имеют вполне научную основу и содержат в себе открытия неизвестных ранее феноменов и закономерностей. Самостоятельный тип паранаук представляют собой «оккультные науки» (алхимия, астрология, френология, геомантия, хиромантия, физиогномика, толкование сновидений) — теорети-коподобные учения, основанные на вере в сверхъестественное и отличающиеся выраженными претензиями на эффективность своих практических приложений. Оккультные науки опираются на натурфилософские теории и древние мифы, народный опыт и некоторые научные факты и методы, направляя все это синкретическое единство на то, чтобы предсказывать судьбу и способствовать ее оптимальному развертыванию. Этому призваны служить поиск эликсира жизни или составление гороскопа, прослеживание линий судьбы по руке или прогноз, исходящий из символики сновидений. Современные шаманы создают академии и университеты, присуждают и получают ученые степени и звания, издают специальные журналы, тщательно имитируя структуру науки и научного образования, и в то же время критикуют науку за догматизм и сциентизм. Для паранаук этого типа характерно выдвижение неоправданных претензий на статус науки в целях обеспече- Глава 11. Исторические типы знания. Миф, магия, религия 213 ния себе благоприятных социальных условий. Паранауки нередко связаны с самыми разными оппозиционными или маргинальными общественными движениями, политическим радикализмом, крайним экологизмом, агрессивным феминизмом. Адепты и сторонники таких паранаук избегают присущей науке самокритики, культивируют фанатизм, сектантство, идеологическую пропаганду, популистскую риторику, им не чужды стремления к политической власти или влиянию. Здесь паранаука смыкается с самыми темными и социально опасными сторонами магического мировоззрения и практики, когда на первый план выходят не проблемы познания или преобразования природы, а апелляция к изжившим себя сакральным символам или архетипам бессознательного. Значение паранаук не только втом, что они удовлетворяют духовные потребности невежественных людей. Паранаука в ее современном виде — естественный с<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|