Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка и анализ цикличности и сезонности рынка.




 

Для динамического развития рынка характерно явление цикличности, т.е. повторяемости тенденций и интенсивности развития. Это явление обусловлено как внешними факторами, так и глубинными внутренними свойствами рынка. Различаются внутригодовая, сезонная цикличность, или сезонность, и экономическая цикличность, охватывающая несколько лет и отражающая закономерности действия рыночного механизма. Строго говоря, анализ и прогноз цикличности, особенно длительных циклов, относится к стратегическому анализу. Однако оперативные, конъюнктурного типа характеристики неразрывно связаны с пребыванием рынка в определённой точке экономического цикла.

Цикличность рынка – регулярно повторяющаяся во времени изменения уровня, вектора, скорости и характера его развития. Малая, или внутригодовая, цикличность обычно носит сезонный характер, более или менее совпадая с климатическими изменениями. Сезонные колебания рынка обусловлены сезонностью сельскохозяйственного производства, сезонно-климатическими изменениями потребностей, вакационными сезонами и т.п.

Сезонность на рынке – внутригодовые и постоянно повторяющиеся колебания спроса и предложения. Сезонность – явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Появление на рынке продуктов питания, овощей и фруктов нового урожая обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен (с противоположными векторами изменений) в осенне-летний период. Ему соответствует и сезонный подъём спроса. Однако современные сельскохозяйственные и складские технологии позволяют выращивать и хранить овощи и фрукты в течении всего года. Это несколько сглаживает сезонные колебания, но цена таких продуктов значительно выше, чем в период массового урожая. Сглаживает размах сезонности ещё и импортная политика, в частности завоз в зимние месяцы из стран с благоприятным климатом овощей и фруктов. Таким образом, в значительной мере сезонность – проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.

Сезонные изменения спроса и предложения охватывают далеко не все товары, но для многих из них характерен значительный размах сезонных колебаний. Следует иметь в виду, что сезонность различных товаров, и сельскохозяйственного, и промышленного происхождения, имеет свои особенности. Это создаёт ряд организационно-технологических и экономических проблем: образование сезонных товарных запасов, неравномерности нагрузки на работников торговли и торговое оборудование, простои транспортных средств и т.д. Повторяемость таких колебаний проиллюстрирована графиком на рис.1.

 

Рис.1. Сезонные колебания

 

 

Как видно из графика, спады чередуются с подъёмами, и этот процесс происходит каждый год.

Для выявления и отображения сезонных колебаний используются различные приёмы. Прежде всего необходимо исключить случайные колебания. Чаще всего в этих целях используют среднемесячные и среднеквартальные данные за несколько лет, обычно за 3-5 лет. Приведём формулу, где показан средний месячный уровень за три года:

 

уi = (уi1 + уi2 + уi3) /3,

 

где уi 1,2,3 – месячные уровни за три года.

Простейшим способом выявления сезонных колебаний служит расчёт индекса сезонности, отношение каждого уровня к соответствующей средней величине, исчисленной за год, или за несколько лет:

 

Iсез = Σуi / у,

 

где у – средний уровень, исчисленный за n периодов всех включенных в расчёт лет; уi – уровень i-го периода; n – число i-х периодов.

Индексы сезонности показывают фактические колебания параметров рынка, соответствующие определённым сезонам, но они не полностью исключают влияние случайных и второстепенных факторов. Для того чтобы выявить закономерности сезонности, тенденции сезонной волны, необходимо сгладить эмпирические данные, ввести сезонную линию тренда. Наиболее простым способом выявления сезонной линии тренда служит механическое выравнивание динамического ряда, или, как его ещё называют, метод скользящей средней. Его суть заключена в расчёте средней величины из трёх (пяти и более) уровней ряда, образованных последовательным исключением начального члена ряда и замещения его следующим по порядку.

Расчёт трёхмесячной скользящей средней в какой-то мере сглаживает острые пики и провалы сезонных колебаний, и, следовательно, они отражают закономерности сезонности.

Пятимесячная скользящая средняя более точно отразила бы сезонные тенденции, но она ещё больше бы сузила охват уровней динамического ряда: вместо двух – начального и последнего – вне поля зрения остались бы четыре уровня (треть годового динамического ряда).

Хотя скользящая средняя в роли сезонной волны достаточно доступна в силу простоты расчёта, она не может решить все проблемы моделирования сезонности. Иногда целесообразно использовать более сложные методы моделирования, в частности аналитическое выравнивание, или уравнение тренда.

Не всякая функция может быть положена в основу трендовой модели сезонности. Нужна гибкая кривая, повторяющая сезонные колебания, но исключающая случайные колебания. Таким требованиям, например, отвечает полином n-ой степени. Полином аппроксимирует сезонную волну.

Для моделирования повторяемости сезонных волн целесообразно использовать формулу гармоники Фурье:

 

ỹ = ао + Σ(ак*cos kt + bt*sin kt),

 

где t – номер гармоники Фурье; ao, аk и bt – параметры, определяемые методом наименьших квадратов; k – число гармоник, равное 1,2 и т.д.

Интенсивность сезонных колебаний измеряется с помощью коэффициентов вариации. Иногда при этом приходится исключать тренд, т.е. относить уровни сезонного ряда не к средней величине, а к выровненным уровням тренда.

Цикличность рынка – неотъемлемый компонент рыночного механизма. «Экономика никогда не находится в состоянии покоя, - пишет создатель теории «Экономикс» Питер Самуэльсон. Экономический цикл – общая черта почти для всех областей экономической жизни и для всех капиталистических стран». Опыт рыночной экономики учит, что в своём развитии рынок проходит ряд циклов, сменяющих друг друга по принципу: подъём – спад – подъём и т.д. Подъём рынка приводит к его перенасыщению, кризису сбыта,его сменяет депрессия, деловой застой, который постепенно переходит в оживление деловой активности. Эта смена циклов повторяется многократно. В российских условиях, когда переход к рыночной экономике начал осуществляться сравнительно недавно, трудно определить последовательность циклов. Большинство экономистов отмечают кризисные явления, присущие отечественному товарному рынку. Многие проявления состояния и развития рынка противоречивы. Последовательность и продолжительность циклов различных рынков не обязательно совпадают, на них оказывают сильное влияние социально-экономические условия, а также политическая ситуация. Надо принимать во внимание, что вообще циклы редко проявляются «в чистом виде», во всей полноте и последовательности.

Проблема классификации рыночных циклов относится к числу остро дискуссионных. Взгляды различных научных школ сильно отличаются. Широко известна классификация Гарвардской экономической школы:

- депрессия: активность товарного рынка ослабевает, цены имеют тенденцию к снижению;

- оживление: в товарном производстве и торговле начинается рост;

- подъём: темпы деловой активности на товарном рынке повышаются, цены продолжают расти;

- инфляция: рост производства и торговли приостанавливается, цены на товары замедляют рост;

- кризис: промышленная и торговая деятельность замирает, договоры не менее чем на 50% не реализуются, поставка не оплачивается, растут товарные запасы, цены падают.

Известны и другие классификации, в частности:

денежная теория Хоутри, объясняющая циклы экспансией и сжатием банковского кредита;

теория нововведений Хансена, увязывающая циклы с этапами НТП;

психологическая теория Пигу, объясняющая циклы оптимистическим и пессимистическим настроем масс;

теория недопотребления Фостера, из которой следует, что причины цикличности в диспропорции доходов предпринимателей и инвестиций и т.д.

Рассматривая эти и другие теории циклов, П. Самуэльсон делит их на две категории: экстернальных (внешних) колебаний факторов, лежащих за пределами экономической системы, таких, кА войны, социальные и политические потрясения, изменения демографической ситуации, проявления НТР и НТП; интернальных (внутренних) факторов, связанных с функционированием рынка.

Широкой известностью пользуется классификация У. Митчелла. Её разделяют П. Самуэльсон и многие другие экономисты. В ней четыре фазы цикла: оживление, подъём, кризис, ликвидация. Периоды роста, именуемые экспансией, сменяются на высшей точке спадом, который Митчелл именует сжатием. Вершина цикла обеспечивает процветание нации, но, по мнению Национального бюро экономических исследований, низшая поворотная точка может не означать кризис.

Циклы могут иметь различную продолжительность в зависимости от конкретной экономической обстановки и действия комплекса других факторов. Выделяются длинные волны, измеряемые десятилетиями. Самуэльсон упоминает цикл XIX в. длительностью в полстолетия. Отечественный исследователь Е. Лобанова описывает двадцатилетние циклы, обусловленные сдвигами в воспроизводственной структуре и сменами экономической политики. Известны так называемые циклы Джанглера (7-10 лет), проявляющиеся в результате взаимодействия разнообразных денежно-кредитных факторов, и циклы Катчина (3-5 лет), генерируемые динамикой оборачиваемости запасов, а также частные хозяйственные циклы (от 1 до 12 лет), обусловленные колебаниями инвестиционной активности.

Продолжительность каждого цикла локального рынка отдельного товара зависит от общей рыночной ситуации и от конкретных условий. Говоря о товарном рынке в целом, следует иметь в виду, что он унаследовал от советской торговли тенденцию к спаду, усугубленную известными деформациями на раннем этапе формирования рынка. В 1998 г. товарный рынок проявил некоторые признаки стабилизации, однако его тесная зависимость от уровня экономического развития страны привела к тому, что финансовый кризис августа 1998 г. привел товарный рынок к новому, более глубокому спаду. Некоторые признаки оживления и подъема, наблюдавшиеся в середине 1999 г., носили скорее конъюнктурный, чем стратегический характер.

Методика выявления цикличности рынка включает следующие принципиальные операции: на первом этапе отбираются параметры рынка, проявляющие наибольшие колебания. Строятся их динамические ряды, по возможности - за длительный период. В каждом из них исключается тренд, отражающий единую тенденцию к росту или снижению (так называемое вековое движение), а также сезонные колебания. Остаточные ряды, отражающие только конъюнктурные или чисто случайные колебания, стандартизуются, т.е. приводятся к единому знаменателю, обеспечивающему их сравнимость. Затем определяется синхронность и взаимосвязь показателей с помощью расчета коэффициентов корреляции. Многомерность связи обеспечивается разбивкой показателей на однородные кластерные группы. Нанесённые на график кластерные оценки должны показать последовательность (лаг) изменений основных рыночных процессов и их движение по фазам конъюнктурных циклов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...