Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Цели и задачи функционирования национальной экономики




Введение

Курс «Национальная экономика Беларуси» занимает особое место в общей структуре экономической науки. Прежде всего, изучение данного курса, как вузовской дисциплины, основано на использовании тех теоретических знаний, которые были получены студентами по экономической теории, микроэкономике, макроэкономике, а также экономической статистике и мировой экономике. Вместе с тем выполняя соответствующие функции, «Национальная экономика Беларуси» раскрывает теоретические основы стратегии дальнейшего социально-экономического развития страны. При этом предметом анализа выступает непрерывно развивающаяся национальная экономическая система.

Теоретическую основу образует блок важнейших теорий и концепций, раскрывающих содержание фундаментальных экономических отношений, включая теорию единства производительных сил и производственных отношений, закон возвышения общественных отношений, теорию валового внутреннего продукта и валового национального дохода, системы национальных счетов и т. п.

Безусловно, как и любой вузовский курс, «Национальная экономика Беларуси» так же сориентирована на то, чтобы оказать содействие студенту в усвоение определенного объема знаний о закономерностях функционирования экономики страны. Вместе с тем в процессе фактологического анализа фиксируются те проблемы, которые возникают в процессе социально-экономического развития нашей страны, определяются основные подходы к их разрешению. Поэтому при решении обозначенных выше задач курса «Национальная экономика Беларуси» будущему экономисту открывается возможность развить весьма важные личностные компетенции:

а) научиться собирать исходный эмпирический материал, проводить контент-анализ, основанный на исследовании публичных выступлений государственных и политических деятелей;

б) уметь организовать работу со статистическим материалом;

в) научиться мыслить системно, выполнять комплексный анализ экономического потенциала страны, определять уровень эффективности функционирования важнейших подсистем национальной экономики;

г) уметь выделять общее и специфическое в экономическом развитии страны, видеть перспективы совершенствования социально-экономических отношений;

д) освоить основы современного институционального анализа;

е) выделять узкие места в функционировании технологического и экономического способов производства, определять пути и методы их преодоления;

ж) определять значение разрабатываемых общенациональных, региональных и отраслевых программ, их потенциал с учетом возможностей денежно-кредитного и фискального регулирования;



ж) уметь анализировать принимаемые государством решения, направленные на регулирование социально-экономических процессов.

В данном пособие изложены лишь основные положения, раскрывающие содержание и задачи курса «Национальная экономика Беларуси». Поэтому авторы сочли необходимым представить достаточно емкий основной и дополнительной список литературы (законодательство, нормативные документы, статистика, научная и учебная литература), который рекомендуется учесть при более углубленном изучении вопросов данного курса, включая и подготовку рефератов.

Учебное пособие предназначено для студентов, которые обучаются по специальности «Менеджмент». Его также можно использовать при обучении студентов других экономических специальностей.

Представленное пособие подготовлено на кафедре экономической теории и маркетинга д. э. н., профессором Лемешевским И.М. (предисловие; темы 1, 2, 3, 8, 9, 10, 11 и 12); к. э. н., доцентом Деревяго И. П. (темы 4, 5, 6, 7, и 13). Раздел 9.5 подготовлен аспирантом кафедры Экономической теории и маркетинга БГТУ Андросиком Ю.Н.

При подготовке к практическим (семинарским) занятиям, при написании контрольных работ нужно использовать ранее изданные методические рекомендации (Лемешевский И.М., Деревяго И. П. «Национальная экономика». Минск: БГТУ, 2010).


1 Предмет и задачи курса
«Национальная экономика Беларуси»

1.1 Национальная экономика как объект исследования.
Национальная хозяйственная система

Экономика– особая сфера жизнедеятельности человека, связанная с производством, распределением и потреблением материальных благ. Экономика – это отношения ответственности за принимаемые решения по поводу присвоения условий и результатов производства.

Современная экономика функционирует в условиях государственного устройства, позиционирует в границах определенной страны. Поэтому индивидуальные решения всегда дополняются решениями коллегиальными и государственными. Экономика выступает как особая историческая форма общности людей, т. е. как национальная экономика.

Национальная экономика есть экономика конкретной страны, функционирующей под прямым воздействием государственного устройства и доминирующей идеологии.

С позиций производительных сил национальная экономика обнаруживает себя как технико-производственный комплекс (ТПК). Такой комплекс выступает результатом общественного разделения труда на конкретной территории.

С позиций экономических отношений национальная экономика предстает как национальная хозяйственная система, под которой понимается пространственно определенное, национально специфическое, государственно оформленное, институционально закрепленное упорядочение хозяйственной жизни общества, детерминированной уровнем развития производительных сил, а также экономическим способом производства.

Разновидности структуры национальной экономики.При анализе национальной экономики принято выделять: а) воспроизводственную; б) отраслевую; в) территориальную; г) институциональную; д) внешнюю; е) экономическую; (ж) социальную структуру

В качестве функциональных секторов национальной экономики выделим реальный сектор, а также вторичный и третичный сектор (рисунок 1.1).

Национальная экономика предполагает наличие так называемого институционального каркаса. С одной стороны, это комплекс неформальных норм поведения, исторических традиций (хозяйственная культура). С другой стороны это комплекс юридических норм, законодательных актов (правовое поле).

 

Национальная экономика
Первичный сектор Вторичный сектор Третичный сектор
Реальный сектор экономики Денежно-кредитная сфера Духовное производство
Отрасли Отрасли Отрасли

Рис. 1.1 ‑ Важнейшие сектора национальной экономики

 

Институциональная структурапредстает как упорядоченная совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения и добровольно принятого порядка согласования экономического поведения субъектов национальной экономики.

Обогащение опыта хозяйствования, совершенствование хозяйственного механизма, развитие гражданского общества сопровождаются изменениием институциональной структуры национальной экономики.

При анализе экономической структуры национального производства мы определяем классовую структуру общества, определяем тех, в чьих руках находятся «командные высоты». Определяя экономическую структуру национального производства, следует выяснить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения хозяйственного и коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, роль иностранного капитала, а также удельный вес «теневой экономики».

Уровни функционирования.При анализе функционирования национальной экономики выделяются следующие уровни: 1) уровень внутренней экономики хозяйствующего субъекта (внутрипроизводственные отношения); 2) микроэкономика; 3) мезоэкономика; 4) макроэкономика; 5) интерэкономика.

 

Цели и задачи функционирования национальной экономики

Национальное производство создается и функционирует для того, чтобы удовлетворять возрастающие потребности населения страны. Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение возрастающих потребностей общества, повышение жизненного уровня населения страны.

Главная цель функционирования национальной экономики имеет четко выраженный социальный характер. Достижение главной цели предполагает решение ряда стратегических задач. Среди таковых выделяются:

1) долговременный и устойчивый экономический рост;

2) эффективный уровень занятости населения;

3) стабильный уровень цен, сведение до минимума внутренней и внешней инфляции;

4) сохранение равновесия страны в ее отношениях с внешним миром.

К другим задачам стратегического уровня относятся: защита окружающей среды; структурные сдвиги, экономическая безопасность страны, мировой уровень экономической эффективности.

Выполнение стратегических задач в свою очередь предполагает решение комплекса тактических задач. Генеральная цель, стратегические и тактические задачи образуют «дерево целей» национальной экономики. Сбой в решении любой тактической задачи ставит под угрозу решение соответствующей стратегической задачи. Приходится считаться с тем, что здесь могут обнаружиться и другие правила, или даже противоречия.

Национальные приоритеты развития. Множественность задач развития в условиях ограниченности ресурсов, быстрого изменения внутренних и внешних условий развития обусловливают необходимость определения главных направлений развития. При этом существенно уточняется содержание и темпы реализации тактических стратегических задач.

Оказывается, страна нуждается не в экономическом росте, а в устойчивом экономическом росте. Важно обеспечить не просто экономический рост, а высокое качество экономической динамики. Конкретизировать стратегическую цель и задачи развития применительно к условиям конкретной страны – это означает определить ее национальные приоритеты.

Национальный приоритет – это конкретная стратегическая задача, связанная с дальнейшим развитием страны, предусматривающаяся разрешение возникающих внутренних противоречий и ликвидацию обнаруженного отставания.

Выбор стратегических приоритетов развития экономики страны есть национальное целеполагание.

1.3 Объект, предмет и функции дисциплины
«Национальная экономика Беларуси»

В качестве объекта исследования в курсе «Национальная экономика» выступает национальная хозяйственная система. Это означает, что учитывается обнаруженное единство двух базовых трактовок национальной экономики: развитие экономических процессов рассматривается с учетом состояния общественных производительных сил.

Объектом исследования курса «Национальная экономика» выступает национальная хозяйственная система Республики Беларусь, как независимого и суверенного государства.

С одной стороны, национальная хозяйственная система Беларуси рассматривается как проявление доминирующей модели поведения разнообразных хозяйствующих субъектов, как совокупность форм и методов хозяйствования.

С другой стороны, сложившиеся закономерности развития, институциональные нормы функционирования национальной хозяйственной системы рассматриваются как объективные условия, на фоне которых и происходит повседневно принятие хозяйствующими субъектами экономических решений. При этом очень хотелось считать, что носителем альтернативных решений по использованию ограниченных ресурсов в современных условиях все чаще выступает не экономический, а социальный человек. Сегодня именно социальный человек идентифицируется со своим народом.

Выделение в качестве объекта исследования национальной хозяйственной (экономической) системы обусловливает необходимость выделять ее функциональные подсистемы, отдельные элементы, потенциалы и механизмы. Уход вглубь объекта исследования актуализирует вопросы формирования прогрессивного технологического способа производства.

Предметом учебного курса «Национальная экономика» выступают социально-экономические и институциональные условия устойчивого развития национального воспроизводства в границах суверенного государства Беларусь.

Будучи особым разделом экономической науки, данный курс обязан выполнять методологическую, теоретическую, познавательную, практическую и идеологическую функции. Но если руководствоваться конечной целью познания национальной хозяйственной системы, то следует указать на следующие комплексные функции:

1) проведение позитивного анализа;

2) проведение нормативного анализа.

При позитивном анализе крайне важна теоретическая подготовка и владение соответствующей научной терминологией. Ведь необходимо выполнить диагностику национальной экономики. Выполняя данную функцию, мы определяем основные тенденции и закономерности функционирования экономической системы Беларуси, исследуем национальные факторы развития.

При нормативном анализе предстоит заглянуть в будущее страны, определить стратегические ориентиры ее развития и методы достижения национальных приоритетов (практическая функция). Проведение нормативного анализа предполагает отделение желаемого состояния национальной экономики от возможного. При определении идеала будущего особое значение приобретают сложившаяся система ценностей, представления о социальной справедливости.

В переживаемый нами трансформационный период очень важно:

‑ внимательно отслеживать поведение основных участников мировой экономики, минимизировать зависимость Беларуси от внешних сильных «игроков», добиваться выгодного места в системе международного разделения труда;

‑ умело переносить мировой опыт развития в национальные условия Беларуси; искать методы нейтрализации внутренних и внешних угроз национальной безопасности;

‑ своевременно обнаруживать формы нарастающей нестабильности национальной экономики, ее узкие места, определять перспективные национальные факторы развития;

‑ обозначать пределы и методы государственного регулирования национальной экономики, определять закономерности функционирования экономики в условиях белорусской государственности.

 

1.4. Методология и теоретическая основа курса
«Национальная экономика Беларуси»

Методология наукивключает совокупность разнообразных методов и теоретическую основу.Среди методов исследования выделяются общемировоззренческие, общенаучные и частные приемы познания.

Общемировоззренческие приемы познания национальной экономики Беларуси касаются нравственных начал экономической деятельности. Такие общесистемные приемы анализа основаны также на признании возможностей функционирования экономики Беларуси в рамках суверенного государственного образования. Национальнаяидеяпризнаетсяисследователемкак стабильный и неиссякаемый фактор развития экономики страны и белорусского общества.

Общенаучные приемы познания позволяют накопить теоретический опыт функционирования национальной экономики Беларуси. Они же позволяют выявить закономерности происходящих экономических явлений, установить логику преобразований.

Частные приемы исследования имеют в курсе «Национальная экономика Беларуси» особое значение. Как известно, по своей природе они не являются универсальными. Но в данном случае в этом обнаруживается не их слабость, а особая сила. Такие приемы позволяют полнее учесть специфику того или иного этапа развития страны, максимально соответствовать типу решаемой задаче.

Среди частных методов исследования, востребованных при анализе национальной экономики, следует выделить:

‑ системно-структурный и функциональный анализ;

‑ институциональный анализ;

‑ сравнительный (компаративный) анализ ряда смежных состояний национальной экономики, а также экономик соседних стран;

‑ метод сравнительной статистики;

‑ метод «экономической двойственности»;

‑ равновесный подход, балансовый метод, метод «фактора времени».

Теоретическую основукурса «Национальная экономика Беларуси» образует блок важнейших научных теорий, концепций и положений, которые помогают раскрыть содержание экономических процессов. В первой части теоретической основы данной дисциплины следует выделить такие построения как концепцию валового внутреннего продукта (ВВП), методологию Системы национальных счетов (СНС), общую теорию макроравновесия, современные теории денег и кредита, концепции инфляции, торгового и платежного баланса. Особое значение имеют концепции единства развития производительных сил и производственных отношений, теории экономического роста и постиндустриального развития, структурных сдвигов, а также концепции ограниченности ресурсов, парадигмы институциональной и социальной экономики.

Во второй части (общеобразовательной) теоретической основы следует указать на концепцию размещения производительных сил, теорию государственного регулирования экономики, концепцию государственного и политического устройства страны, концепцию становления и развития гражданского общества, а также концепцию геополитического потенциала страны.

В третьей части теоретической основы (конкретно-исторической) данного курса следует выделить работы белорусских и зарубежных авторов, в которых обобщен новейший опыт переходного периода большой группы бывших социалистических стран. Т. е. следует признать необходимость использования в качестве теоретического инструмента тех положений, которые содержатся в концепциях «транзитивной экономики». Важно, что в таких концепциях содержатся конкретные примеры использованиия достижений мировой экономической науки на национальном уровне.

В четвертой части теоретической основы (историко-логической) следует указать на работы мыслителей и экономистов Белорусской Земли, начиная с ВКЛ и до наших дней, а также зарубежных исследователей, в которых обобщены национальный экономический опыт и практика хозяйствования белорусского народа.

Приведенная выше характеристика задач, функций и теоретической основы курса «Национальная экономика Беларуси» показывает, что необходимо опираться на достижения других экономических дисциплин (например, макроэкономика, денежное обращение и кредит, финансы, экономическая статистика, эконометрика). Сильное подспорье оказывают и общественные науки – такие как философия, политология и социальная психология.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.