Цели и задачи переходного периода. Радикальный характер экономических преобразований и выбор Беларуси
Радикальный характер экономических изменений. Специфика современного перехода состоит в том, что речь идет об особом трансформационном периоде, ограниченном во времени, когда осуществляется не дозированное реформирование, а демонтаж (ликвидация) устарелых экономических отношений (рисунок 3.1).
Рис. 3.1 ‑ Основные характеристики АКС и рыночной экономической системы Сравнительный анализ командной экономики и рыночной экономики показывает, что это две принципиально разные системы, поэтому не избежать радикальных преобразований. Стратегическая цель переходного периода – формирование национальной экономической модели рыночного типа, обеспечивающей безопасность страны. В качестве исходных задач трансформационного периода следует признать: 1) стабилизация национальной экономики и преодоление кризисных явлений (спад производства, инфляция, безработица); 2) либерализация экономической жизни и формирование новой экономической модели;
3) выход на полосу устойчивого и долговременного экономического роста. Опыт Беларуси и других стран показал, что выделение во времени таких исходных компонентов во многом условно. В реальной жизни приходится обеспечивать синхронность трансформационных преобразований. Хотя надо признавать и то, что на каждом этапе трансформаций интенсивность реализации той или иной стратегической задачи заметно изменяется (рисунок 3.2).
Рис. 3.2 ‑ Синхронное решение основных задач трансформационного периода Два варианта трансформации. С учетом национальных условий и избранных методов реформирования определились два основных варианта рыночной трансформации: эволюционный и так называемый шоковый вариант. Эволюционный вариант. Трансформация командной экономики осуществляется в замедленном темпе, при плавном переходе от одного этапа к другому. Государство продолжает оказывать сильную поддержку крупным предприятиям за счет бюджетных средств. Сохраняются лишь мягкие бюджетные ограничения. Сохраняется высокая степень социальной защиты населения. Шоковый вариант («шоковая терапия»). Для данного варианта характерна ускоренная либерализация экономической жизни. Приватизация проводится интенсивно и преимущественно в неденежной форме. Создаются широкие предпосылки для привлечения в страну иностранного капитала. Особое внимание уделяется достижению финансовой стабилизации. Для этого сокращается дефицит госбюджета, стабилизируется обменный курс национальной валюты, подавляется инфляция. Снимаются все ограничения в сфере ценообразования. Резко сокращаются объемы государственных расходов. Урезается финансирование социальных программ.
Эволюционный путь развития Беларуси. Принято считать, что на современном этапе трансформации Беларусь избрала эволюционный путь социально-экономического развития. При обосновании данного тезиса можно сослаться на то, что: а) в национальной экономике сделана ставка на сочетание государственного и частного сектора при активном участии государства в регулировании социально-экономических процессов; б) сохранена система финансовой поддержки крупных государственных предприятий (льготы, субсидии, преференции); в) ограничен процесс приватизации государственной собственности; г) сохранена система социальной защиты населения, унаследованная от административного периода, заявлен курс на обеспечение социальной ориентации экономического развития; г) заблокирована чрезмерная социальная и имущественная дифференциация населения. Идея эволюционного пути развития отражена в таких стратегических документах, как НСУР-2010, НСУР-2020, Концепция социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 года. Выбор эволюционного или шокового варианта трансформации предполагает выбор стратегической модели переходной экономики. Стратегические модели переходного периода. Среди основных моделей переходного периода выделим следующие типы: а) социальная рыночная экономика; б) олигархический капитализм; в) восточный капитализм; (азиатский способ производства; г) государственный социализм; д) рыночный социализм. Отметим, что в одном случае (а) принимается ориентир на опыт Западной Европы; в другом (б) на модель империалистического капитализма начала ХХ века; в третьем случае (в) страной правит «семья», которая присваивает «сырьевую ренту», восстанавливается азиатский способ производства; в четвертом варианте (г) завышенная оценка административной экономики приводит к реставрации «развитого социализма» Л. Брежнева, и т. д. Исторический выбор Беларуси. Выбор Республикой Беларусь эволюционного пути развития и социальной ориентации преобразований был впервые закреплен в «Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1966 – 2000 гг.»
Социальная ориентация трансформации означает, что принимается курс на обеспечение справедливое распределение пофакторных доходов, в обществе ограничивается имущественная дифференциация, в качестве национальных факторов роста выступают социальные факторы, под контролем общества оказываются безработица и инфляция. Социальная ориентация экономической модели предполагает, что главной целью функционирования национальной экономики выступает повышение жизненного уровня населения страны. В качестве основных ориентиров (императивов) «социализации экономики» выступают: а) обеспечение экономической свободы и развитие предпринимательства, ответственность предпринимателя перед обществом; социализация собственности, плюрализм хозяйственной деятельности; б) высокоэффективный и высокооплачиваемый труд, сочетание экономической эффективности и социальной справедливости; стабильность стратегического курса; в) адресная поддержка наиболее уязвимых слоев населения; развитие человеческого потенциала, высокое качество и продолжительность жизни населения; г) развитие в обществе отношений социального партнерства, взаимодействие институтов труда и капитала, развитие экономического самоуправления; д) рост демократии и политических свобод, защита прав граждан; формирование развитого гражданского общества и самоуправления.
3.3 Трансформационная экономика: основные черты, Основные черты трансформационной экономики. То, с чем приходится иметь дело в любой момент переходного периода, есть трансформационная экономика. Трансформационная экономика есть реальная общественная практика. Трансформационная экономика есть особая фаза состояния национальной экономики, в которой осуществляются преобразования, связанные с преодолением административных элементов и утверждением рыночных принципов хозяйствования. Данное определение указывает на то, что система национальной экономики еще далека от идеала, а используемая модель имеет временный характер (рисунок 3.3)
Рис. 3.3 ‑ Эволюционное состояние экономики переходного периода Трансформационная экономика есть сочетание административных и рыночных элементов. Вытеснение административных элементов и постепенное наращивание признаков рыночного типа. На рисунке 3.3 такие элементы сконцентрированы выше «линии развития» ОР. Трансформационная экономика не исключают возникновения временных или компромиссных форм. Но в целом имеет место постепенный переход от менее зрелых к более совершенным формам экономического движения, их наполнение реальным содержанием. Основные черты трансформационной экономики: а) многоукладность и многосекторность; б) структурные диспропорции; в) асинхронность развития; г) теневая экономика; д) институциональные разрывы, противоречия, ловушки и т. п. Разновидности кризисных явлений. В трансформационный период нужно быть готовым к проявлению ряда кризисных тенденций: а) системный кризис обнаруживается через ригидность национальной экономики, когда субъекты хозяйствования слабо реагируют не только на административные, но и на экономические меры воздействия; б) институциональный кризис обнаруживается через снижение в национальной экономике управляемости и дисциплины, рост бюрократизма и коррупции, через низкий уровень хозяйственной культуры и несовершенство хозяйственного законодательства; в) социальный кризис обнаруживается в отсутствии прогресса в повышении жизненного уровня населения, в заметном снижении уровня жизни той части населения, которая слабо адаптируется к рыночным условиям; г) финансовый кризис обнаруживается через нарастание дефицита государственного бюджета, ускорение бесконтрольной эмиссии денежных средств, рост внутреннего и внешнего государственного долга, долларизацию экономики, а также через утечку капитала за границу; д) аграрный кризис обнаруживается не только через спад объемов производства продовольствия, но и через постоянное снижение плодородия почвы. Ухудшение технической оснащенности сельского хозяйства дополняется увеличением удельного веса неплатежеспособных хозяйств. Нарастает общая финансовая задолженность села государству, банкам и т. д. Аграрный кризис сопровождается обострением демографической ситуации на селе. Следует признать, что в переходный период кризисные явления могут охватить все сферы экономической и социальной жизни. Это означает, что причины их порождающие имею закономерный характер. Среди таких причин следует выделить:
1) наследие командной экономики, начиная с технического состояния национального производства и заканчивая деформированным экономическим сознанием; 2) отсутствие приемлемых условий, необходимых для реформирования национальной экономики; 3) ошибки, допущенные при выборе и реализации стратегии преобразований, игнорирование мирового опыта и национальной специфики развития; 4) отсутствие научной концепции развития, что явилось следствием слабости отечественной экономической науки и неподготовленности политической элиты страны к системным преобразованиям.
3.4 Роль белорусского государства в обеспечении Стратегия поведения государства. Современное государство, выполняя весьма обширный перечень функций, не может оставаться пассивным наблюдателем за проходящими в стране социально-экономическими процессами. Опыт, накопленный Беларусью и другими странами трансформационной группы, показывает, что в переходной экономике можно выделить три стратегические линии поведения государства (рисунок 3.4). Рис. 3.4 ‑ Основные стратегические линии поведения государства Первая стратегическая линия (деэтатизация) определяется тем, что государство уходит из тех сфер социально-экономической жизни, где доказаны неэффективность и нецелесообразность его присутствия Место государства занимают рыночное саморегулирование и экономическое самоуправление, т. е. институты гражданского общества. Благодаря таким изменениям в первую очередь выигрывает налогоплательщик, так как государство становится для него более «дешевым». Общий выигрыш состоит в том, что резко расширяется коридор экономической свободы, выступающей признанным фактором социального прогресса. Вторая стратегическая линия (дебюрократизация) определяется тем, что государство остается в эпицентре экономической жизни. Но происходит дебюрократизация его функций, реформируются стиль и методы работы органов государственного управления. Демократическое государство начинает само кропотливо обучаться пользоваться рыночным механизмом, заявляет о себе как о полноценном субъекте рыночных отношений. Не случайно, что Директива Президента РБ от 30. 12. 2011 № 4 конкретные задания по дальнейшей дебюрократизации экономических процессов в стране. Третья стратегическая линия государства состоит в том, что оно берет на себя ответственную роль регулировщика экономической жизни страны. По тем направлениям, где: рыночные сигналы проявляются недостаточно интенсивно, постоянно возникают проблемы с обеспечением должной экономической ответственности хозяйствующих субъектов и т. п. Реализуя функцию макроэкономического регулирования, необходимо все же соблюдать те объективные пределы, которые существуют для государственного вмешательства в экономическую жизнь страны. Это означает, что нельзя однолинейно заявлять, что при переходе к рынку роль государства в управлении экономикой не снижается, а во многих отношениях даже возрастает. Результативность государственных функций обнаруживается через строгие показатели эффективности экономической политики. Экономическая политика государства. Выполняя в переходный период соответствующие функции, государство разрабатывает и проводит сбалансированную экономическую политику. Государственная экономическая политика выступает как генеральная линия действий, проводимых правительством в области национального производства. Основными сферами экономической политики государства выступают воспроизводственные процессы, финансово-кредитный сектор, инвестиции, трудовые отношения, а также внешние экономические связи. В переходный период основными объектами экономической политики государства непосредственно выступают те задачи, которые определяют содержание самой трансформации, – стабилизация, либерализация и экономический рост. Проведение государством экономической политики находит свое отражение в разработке соответствующих документов (концепции, прогнозы, программы и т. д.). Обычно выделяются среднесрочная и долгосрочная перспективы государственной экономической политики. Особо следует выделить те документы, которые после прохождения соответствующих процедур в парламенте страны приобретают силу закона. В первую очередь это касается бюджета страны и налоговой политики. Законотворчество. Нарождающаяся национальная экономическая система должна иметь свою «экономическую конституцию». Поэтому в переходный период процесс законотворчества, приобретая особое значение, направляется на: а) защиту прав собственности и формирование режима экономической свободы; б) обеспечение надежности контрактов хозяйствующих субъектов, договоров и соглашений, закрепление в обществе атмосферы законопослушания; в) сохранение единства внутреннего национального рынка, сдерживание тенденций «теневой экономики»; г) развитие свободной конкуренции и недопущение проявлений монополизма. Процесс законотворчества должен быть направлен также на недопущение произвола чиновников, ликвидацию криминала в экономических отношениях. Принимаемые законодательные акты должны проходить тщательную проверку на антикоррупционность, быть стабильными и внутренне непротиворечивыми. Следует специально подчеркнуть важность выработки в таких условиях антимонопольного законодательства. Создавая в переходный период новые «правила игры» и обеспечивая их соблюдение всеми субъектами хозяйствования, государство контролирует наличие равных условий для конкуренции, не допускает появления на рынке монополистических тенденций. Сильную антимонопольную нагрузку должны нести программы разгосударствления и приватизации, а также процессы либерализации экономики и развития рыночной инфраструктуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|